Тема портативного аудио на велосипеде часто становится актуальной после регулярных покатушек. Само по себе катание на велосипеде с группой
«Каждый видит лишь то, что в нем уже есть» — не считае эту статью, как руководство к воровству тишины соседа. Никто этого не делал, и не собирается.
Нужен связующий элемент — музыка. Слушаешь ее — знаешь что слушает сосед. Заместо невозможности говорить получаем возможность слушать. Часто ли в жизни у вас бывают моменты когда все люди слушают и молчат? ( маршрутки с радио не в счет, там водитель свои уши отдает радиостанции, видимо от страха незнания что с ними делать). Поэтому очень важно слушать то, что вы действительно считаете нужным и продуманным. Что-то я все не про то.
Коммерческие системы мне встречались в виде фляжки (1), коробочки на руль (2), и промо проект какого-то дизайнера ( не помню как зовут, но собственно я придумал это раньше) ) в виде рюкзака с колонками (3), прицепы (4). Все они довольно дороги и маломощны (кроме прицепов естественно).
Первый простой усилитель на микросхеме я собрал по схеме из журнала «Радио» лет 5 назад.
Никаких понятий о кпд, типов усилителей, выходной мощности, перегрузки входа я особо не имел. Я знал что 12В на входе должно давать «достаточно громко».
Задача
И так, для создания портативной веломузыки мы должны определиться, по деревенски, что же хотим иметь на выходе:
Громкая, легкая, с высоким КПД (чтобы на ночь хватало) система, подключаемая к карманному плееру ( телефону ).
Русским языком:
1) Плеер/Телефон
2) Усилитель
3) Динамик
4) Источник питания
1) Плеер
Пойдет любой! у которого есть выход на наушники.
Я использую плеер Zune 4GB. Хотелось бы иметь плеер с более высоким выходным сигналом, чувствую мне не удается выжать из усилителя все соки. По опыту скажу, что не удобно держать плеер в руке на велосипеде со шнуром. Связку плеер-усилитель проводом джек-RCA через плечо я хотел заменить системой на bluetooth, но она требует дополнительного внимания с питанием.
2) Усилитель
Существуют примерно следующие типы аудио усилителей: A, B, A/B, C, D, G, H, T…
Почитать про них вы сможете элементарно, вот что важно знать:
Усилитель Класс «А» считается самым качественным. КПД как правило 20%, да-да это обогреватель. Без радиатора обычно микросхемы вырубаются сразу. Транзистор работает в открытом режиме: усиливает как отрицательную, так и положительную полу волну сигнала. При этом он жрет в простое столько же, сколько и на максимуме.
Это нам не подходит.
Усилитель Класс «В»
Его достоинства в относительно высоком кпд (50-60%). Один транзистор усиливает отрицательную, другой — положительную сторону полу волны. В момент перехода сигнала через ноль появляются значительные звуковые искажения.
Это нам не подходит.
Усилитель Класс «AВ»
Естественно электроника это кубики, мы возьмем да и соединим два выше перечисленных класса, возьмем с каждого по преимуществам. Усилители этого класса самые распространенные.
Уже лучше.
Усилитель Класс «D» ( близкий класс «T»)
Это последний класс про который я расскажу. Остальные слишком редкие и в них нет необходимости.
Основа здесь ШИМ модуляция. Из-за того что транзисторы работают в импульсном режиме, КПД стремится к очень хорошей цифре от 80% до 98%! Соответственно нет необходимости отводить тепло, размеры усилителя значительно уменьшаются. Со звуком тоже все в порядке.
Это именно то что нам нужно.
Прошелся по каталогам микросхем аудио усилителей. Нашел замечательную TA2024.
Но в силу относительной сложности поиска емкостей, индуктивностей и изготовления монтажной платы, я решил купить сие чудо у китайцев. Как я был рад — они тоже читали
Магазин изготовителя платы — Sure Electonics. Качество 5 баллов. Цена 17$! Они прислали все винтики, зажимы и провода. Качество последних правда ужасное. На плате есть несколько дублирующих друг друга разъемов. Хочешь зажми провода, хочешь через тюльпан.
Характеристики:
- Архитектура Class-T
- Входное напряжение: 12B
- 15W Ватт на канал (4Ω, 10% THD+N)
- 10W Ватт на канал (4Ω 0.1%, THD+N)
- КПД > 88% при полном питании (RL = 8Ω)
- Не нужен радиатор!
- Режимы MUTE и SLEEP
- Защита от щелчков при включении выключении
- Защита от короткого замыкания
- Защита от перегрева
- Работает с любыми 4/8Ω динамиками
- На вход любой стандартный сигнал
- Двухслойный монтаж, что удешевляет изделие
- Больше 90% компонентов SMT (очень маленькие)
К чему же его подключить?
3) Громкоговоритель
Признаюсь честно, я не любитель читать сколько Ом обмотка с колонки на моем древнем музыкальном центре ( 1 динамик 3 Ом, другой 8 Ом). Я не хотел искать другой громкоговоритель — я не знаю где найти еще такой же легкий и небольшой. Вы очень хорошо почувствуете, что такое звуковой коридор и самый потрясающий звук будет конечно в тоннелях и под мостами.
4) Питание
Так как я ленивый, я использую свинцовый аккумулятор 12В 4.5 А/Ч (которые в UPS, хотя чаще там по 7 А/Ч). Лежат же два Li-Po 11.1 В. 2.5А/Ч. Весом по 300 грамм но это не для нас.
Насколько хватает аккумулятора?
Я плохо помню уровни громкости до поездки и после ( 4-6 часов езды). Сравнивать тяжело. Звук становится немного тише. Но на ночь хватает с головой.
Опыт использования
- Здоровье
Все же я не рекомендую возить усилитель на себе долгое время. Этот вариант самый простой, но довольно изматывающий. После 50 км любой маленький дискомфорт до превратится в мозоль после. В рюкзак между спиной и колонкой я обычно кладу лист трапика по форме (туристический трапик, пенка) для большего комфорта. В него упирается и аккумулятор. Я люблю сухую спину, не люблю рюкзаки, но немогу отказыватьалкобайкерамдрузьям. Приходится потеть.
- Юзабилити
Все это добро описанное выше помещается в рюкзак эмпирическим путем. Рюкзак нужен с тонкой задней стенкой, чтобы не гасился звук. (я обычно карман открываю)
Юзабилити этой системы зависит от гибкости шнура плеера и места, куда без проблем плеер помещается и достается. ( карман какой нибудь) В идеале конечно его на руль крепить и отказаться от провода. Вещать через bluetooth до усилителя.
Точный вес системы сказать не могу, в районе 3кг.
- Окружающая среда
Есть такой фактор загрязнения — шумовой. Честно, я не могу понять, почему в продаже есть «хромированные» выхлопные трубы с повышенной «громкостью». У автомобиля есть гост по уровню шума, он не должен проходить техосмотр с новой «улучшенной» выхлопной трубой. Это важнее чем стекла, за которые люди прячут свои дела. Шума у нас столько, что вам нужно относится с уважением к улицам по которым катаетесь. Даже лес, когда в него попадаешь, кажется вот вот тебе отомстит за громкую музыку.
В лесу я прикалываюсь и ставлю пение тропических птиц, у народа глаза выкатываются на лоб откуда тут птицы такие)
- Электроника
Плееры падают из рук. Простые дешевые шнуры между плеером и усилителем в рюкзаке перегибаются, через месяц другой поездок от вибраций есть вероятность перелома провода в любом ходовом месте.
Лучше брать запасной провод джек-RCA.
- Общество
Слушайте людей тихо, обычно не все разделяют творчество студии «ночной каприз» и альбом А. Разембаума «На плантациях любви».) Как бы вы не балдели от него, полюбить насильно невозможно.
Едиственный шаг — раскажите про него у костра, если хотите поделится тем, чем он вас так задел, не молчите).
Была у меня идея ставить аудиокниги… но это в крайне долгих поездках, когда можно часами молчать.
Заключение и идеи
К сожалению, я не нашел нормального видео с покатушки, где можно послушать громкость системы. Цели не было кого-то будить ночью или кому то мешать. Усилитель стерео, колонка одна — следовательно звук у нас моно. Моя следующая находка была в передаче второго канала по радио на второй велосипед с усилителем! У второго человека нет плеера, лишь радио. Он принимает левый канал с моего плеера, а я вожу правый. В итоге у нас полноценное стерео. Более того, раз у нас есть трансмиттер на второй велосипед, почему бы не принимать этот сигнал всем остальным, но не на усилитель, а на светомузыку?
Представляете зрелище: едет шайка велосипедистов с музыкой, а у остальных в такт бьет свет. Если бы нас было много, если бы это стоило того, я бы это сделал. И на этой ноте я говорю до свидания.
PS.
Нашел на данной микросхеме усилитель на dealextreme