История изобретения пишущей машинки «Ремингтон» известная – что называется на слуху, – поэтому изложение будет коротким. Зато, по обыкновению, иллюстрированным.
Итак, пишущая машинка «Ремингтон»: не самая ранняя из аналогичных механизмов, но первая, чье промышленное производство было налажено и поставлено на широкую ногу. В связи с чем прямолинейные, как гвоздь, американцы считают ее изобретателя Кристофера Шоулза родоначальником всех пишущих машинок вообще.
Работы над изобретением начались в 1867 г., по инициативе издателя и общественного деятеля Кристофера Шоулза, к которому присоединились Карлос Глиден и Самуэль Соул. Позднее в группу в качестве инвестора вошел Джеймс Денсмор.
Работа над конструкцией продолжалась в течение пяти лет. Было придумано, воплощено в металл и запатентовано несколько образцов, первоначально неудовлетворительных.
Патенты от 1868 г.:
Так выглядели ранние варианты пишущей машинки Шоулза-Глидена-Соула:
Лишь к 1873 г. удалось создать нечто приемлемое.
На фотографии, сделанной в 1872 г., дочь Шоулза тестирует экспериментальную машину отца. Рядом, на другом изображении, – она же (видимо, срисовано с фотографии).
Впоследствии размеры машинки удалось уменьшить.
Модель Шоулса и Глиддена от 1873 г.:
Но самое главное, изобретателям удалось найти настоящего инвестора – фирму «Ремингтон & Sons», производившую вооружение и сельскохозяйственную технику.
Фил Ремингтон, один из братьев Ремингтон, глава компании на тот момент:
«Ремингтон & Sons» оказалась той лошадкой, которая вывезла изобретательский воз на широкие стратегические просторы: при непосредственном содействии «Ремингтона», под ее маркой и на ее оружейных производственных мощностях первое в мире массовое производство пишущих машинок было налажено.
Так выглядел «Ремингтон» № 1:
(Ножной привод умиляет, конечно. Вылитая швейная машинка «Зингер», какая была у моей прабабушки).
Производство пишущих машинок на фабрике «Ремингтон»:
Тестирование и настройка изготовленных машинок:
С 1874 г. начались продажи.
Магазинчик, в котором продавалась пишущая машинка «Ремингтон»:
Одно из первых рекламных объявлений пишущей машинки «Ремингтон»:
Рисунки из первого каталога пишущих машинок:
Одновременно продолжалось совершенствование конструкции. Вместо выбывшего Самуэля Соула участие в работах принял Матиас Швальбах.
Патенты от 1876 и 1878 гг.:
Удачные находки немедленно воплощались в конструкции: пишущая машинка совершенствовалась.
Модельный ряд пишущих машинок «Ремингтон»:
В 1886 г. братья Ремингтон испытали финансовые трудности и вынуждены были продать бизнес: права на изобретение перешли к специально созданной «Remington Typewriter Company».
Ничего не изменилось: мысль о необходимости и удобстве пользования печатающей техникой была к тому времени прочно внедрена в массовое сознание, катализатором в этом процессе оставалась торговая марка «Ремингтон».
Продолжалась настойчивая и хорошо продуманная реклама.
«Мне, пожалуйста, пишущую машинку «Ремингтон». Это лучшая из пишущих машинок, не правда ли?».
На старых фотографиях мне часто чудятся знакомые лица, вот и на этой тоже. В образе покупателя – Никита Сергеевич Михалков, если вы не узнали. Что еще раз доказывает непревзойденное качество «Ремингтона»: приобретать некачественное дерьмо Никита Сергеевич не станет ни при каких обстоятельствах, как вы понимаете.
Другая реклама.
«О, как я люблю свою пишущую машинку «Ремингтон»! Приходится постоянно оглядываться, чтобы проверить, на месте ли она».
Использовались передовые по тем временам рекламные технологии, а именно отождествление торговой марки с симпатичной мордашкой.
Красивая барышня на фотографиях – мисс «Ремингтон»:
Массированная реклама продолжалась на протяжении полувека:
Выпускалась даже офисная мебель, специально предназначенная именно для пишущих машинок «Ремингтон».
Закончилась славная технологическая история не сразу, а как-то невзначай, постепенно.
В 1927 г. «Remington Typewriter Company» влилась в «Remington Rand», производителя компьютерной техники. Что не удивительно: уже в то время на базе пишущих машинок производились бухгалтерские машины «Ремингтон».
Печатающие механизмы, хотя использовались еще десятилетия, начали восприниматься как периферия к вычислительным устройствам: наступала эпоха принтеров, которая требовала новых героев-изобретателей, героев-инвесторов и героев-производителей.
Что осталось от «Ремингтона»? Немало, если вдуматься.
Братья Ремингтон заработали на изобретении кучу денег (удивительно даже, как сумели обанкротиться). Кристофер Шоулз внакладе тоже не остался, получив, помимо презренного металла, всемирное признание.
На этом коллаже Шоулз, насколько я понимаю, в раю, а в роли гурий выступают облагодетельствованные им машинистки, которых изобретатель обеспечил непыльной и хорошо оплачиваемой работой:
На земле благодарные пользователи воздвигли изобретателю памятник.
Среди первых пользователей «Ремингтона» были, к слову, известные личности, в частности Марк Твен.
Россиянам, конечно, намного ближе другая, куда более мощная фамилия.
Да-да, Лев Николаевич Толстой собственной персоной, а за персональным толстовским «Ремингтоном» – его дочь.
Как видите, изобретение Кристофера Шоулза оказало на Россию самое благотворное и нравственное влияние, какое только можно представить.