Визуализация звука на лампе 6Е1П

Решил поделиться опытом создания звукового индикатора на лампе 6Е1П. При создании лампового аудио усилителя для наушников было решено визуализировать аудио сигнал. Выбор пал именно на эту советскую лампу. Результатом работы стала маленькая печатная плата размером 30х33 мм. В данной статье приведена схема этой платы и описание алгоритма работы.



Лампа 6Е1П не является дефицитной и сравнительно легко доставаема при цене около 200 руб. В данной статье не будут рассматриваться вопросы создания аудио усилителя и качества аудио звучания, речь пойдет исключительно о схеме подключения и управления лампой 6Е1П. Любой желающий может повторить мою схему, модифицировать или использовать отдельные узлы схемы в своих устройствах (исходники приложены).

Фотография лампы и разработанной платы


Содержание:




ВВЕДЕНИЕ


При создании лампового усилителя было решено украсить, сделать более живым внешний вид лампового усилителя для наушников за счёт анимации звукового сигнала. Сам усилитель собран на двух двойных триодах 6Н23П по схеме SRPP-каскада. Дизайн усилителя повторяет трапецию: лампы 6Н23П размещены сзади, спереди размещена лампа 6Е1П. Подробнее об усилителе можно почитать здесь.

Фотография усилителя (большая)


В качестве введения приведу основные моменты, которые были на момент начала разработки схемы управления лампой, и определили конечную реализацию:
  1. Лампа 6Е1П светится приятным зелёным светом и выглядит оригинально среди многих других ламповых индикаторов прошлого. Монтаж лампы вертикальный, что много удобнее чем торцевые лампы, особенно при использовании совместно с другими вакуумными лампами в усилителе, которые, типично, монтируются вертикально на верхней панели.
  2. Необходимые напряжения питания сочетаются с напряжениями питания других вакуумных ламп, что не требует отдельного блока питания. Правда, в этом пункте есть некоторая особенность (см. ниже).
  3. Сразу стояла задача сделать вывод совместного аудио сигнала с двух каналов на одну лампу 6Е1П. Обычно ставится на каждый канал по своей индикаторной лампе или же используют выход только одного из стереоканалов для визуализации. Здесь же изначально стояла задача сделать «честное» отображение аудио сигнала.
  4. Решение пункта 3 требует сумматора сигнала, который, конечно, можно реализовать и на вакуумных лампах, но тогда схема управления индикаторной лампой сравняется по сложности со схемой самого усилителя. Классическая схема включения лампы 6Е1П предусматривает снятие сигнала либо с анода выходной лампы усилителя, либо использование специального согласующего трансформатора, достать который намного сложнее, чем саму лампу 6Е1П. Так же классические схемы не дают автоподстройки амплитуды сигнала, что приводит к зависимости степени раскрытия лампы от уровня громкости. Эта зависимость приобретает критическое значение при использовании наушников, т.к. сопротивление наушников может варьироваться в пределах 32-600 Ом, что даёт изменение амплитуды выходного сигнала в десятки раз. Поэтому было сразу решено: применять интегральные усилители; для реализации автоподстройки применить цифровой потенциометр, управляемый микроконтроллером; осуществлять цифровую фильтрацию аудио сигнала контроллером.


Считается, что в ламповой аудиотехнике не красиво использовать интегральные схемы. У меня таких предубеждений нет и, как было написано выше, в данной статье качество аудио сигнала не обсуждается. Речь пойдет исключительно о схеме качественного управления лампой 6Е1П.

Приступим!

ЧАСТЬ 1. ПИТАНИЕ И ПОДКЛЮЧЕНИЕ ЛАМПЫ


Лампа 6Е1П использует стандартное напряжение накала и анода.
Накал: 6,3V / 300 мА -> 1,9 Вт
Анод: 250V / 6 мА -> 1,5 Вт


В своём проекте я использовал ТАН 21-127/220-50 для питания лампы 6Е1П, остальных ламп усилителя и питания микроконтроллера. В конечной схеме использовалось анодное напряжение +270V.

Подробнее про трансформаторы ТАН можно почитать здесь.
Если вы ставите целью только визуализацию, то применение ТАН может быть нецелесообразным. Более разумным будет использование сетевых адаптеров питания с последующим формированием высокого напряжения, напряжения накала и питания контроллера при помощи импульсных источников питания. Например такой вариант, применяемый для газоразрядных ламп в ламповых часах Nixie.

Я бы рекомендовал выбрать сетевой адаптер на 24V. Это сделает схему повышающего преобразователя проще и эффективнее и позволит сделать виртуальную землю для лампы (см. далее).

Теперь о подключении лампы. Выводы накала (4 и 5) лампы 6Е1П изолированы от остальных выводов лампы, поэтому можно подключать их как угодно, главное чтобы между ними было напряжение около 6V. Можно постоянное, можно переменное. Только в случае применения ТАН, рекомендуется сделать подтяжку выводов 4 и 5 к выводу 2 (земля) для исключения пробоя между накалом и катодом. Выводы 3, 7, 8, 9 подключаются к высокому напряжению. И теперь, самое интересное – вывод 1 (сетка) управляет раскрытием лампы при помощи отрицательного напряжения! Напряжению -12…-15V на сетке относительно катода соответствует полное раскрытие лампы, а напряжению 0 – полное закрытие. И хуже того, в реальности, при заземлении сетки на катод лампа полностью не закрывается: вместо тонкой ровной светящейся полоски имеется жирный светящийся конус. Решается это подачей небольшого положительного напряжения на сетку (+5V достаточно). Таким образом, лампа управляется напряжением относительно катода от -15V до +5V. Что, мягко говоря, неудобно.

Схема питания
И так, схема питания микроконтроллера (+5V) выглядит следующим образом:



Использована одна из обмоток ТАН на ~20V. Собран выпрямитель на +28V. Использована микросхема малопотребляющего импульсника TPS62120. Микросхема была в наличии и имеет малые габариты, поэтому выбор пал именно на неё, но у неё максимальное входное напряжение составляет 15V. Поэтому напряжение с 28V до 15V падает на ограничительном резисторе R4 и дополнительно микросхему защищает стабилитрон на 15V. Такой гибридный источник питания я не могу рекомендовать к повторению, но, тем не менее, для тока 10 мА работает он стабильно. Имея стабилитрон лучше собрать параметрический стабилизатор.
Напряжение +28V использую для управления лампой. Напряжение +5V служит для питания остальной части платы (усилители, микроконтроллер, потенциометр).
Для управления лампой создаём виртуальную землю +21V следующей схемой:

Используем питание +28V и при помощи стабилитрона на 21V создаём виртуальную землю AMP_GND на +21V. Именно эту виртуальную землю нужно подключить к выводу 2 лампы. Сделать это возможно потому, что все обмотки ТАН изолированы, и земля платы не соединена с землей питания лампы (+250V). Тогда для управления лампой получим диапазон напряжений от -21V до +7V.
В случае если вы используете питание от сетевого адаптера 24V и формируете высокое напряжение импульсным источником, то формируйте виртуальную землю около 18V такой же точно схемой (заменив стабилитрон на 18V).

ЧАСТЬ 2. СХЕМА АНАЛОГОВОГО КАНАЛА


Перейдем к схеме преобразования аудио сигнала. Аудиоканал должен обеспечивать суммирование сигнала с двух каналов и приведение его к входному диапазону АЦП контроллера (размах сигнала не более 5V).



Имеем два канала. Так как любая схема при подключении вносит искажения в исходный сигнал, а выход усилителя наименее чувствителен к этому, то подключаемся непосредственно к выходу усилителя (параллельно нагрузке – наушникам). Сигнал отвязан по постоянке входными конденсаторами 0,1 мкФ. Диоды VD4 и VD5 стоят для защиты схемы от возможных всплесков по входу. Далее на каждом канале стоит по инвертирующему усилителю (DA1A и DA1B) с коэффициентом усиления 0,34. Они выполняют 2 задачи. Во-первых, для высокоомных наушников уменьшают размах сигнала в 3 раза, приводя его к диапазону 5V. Так как, например, для наушников 600 Ом размах сигнала может составлять до 16V. Во-вторых, они служат буферными усилителями для последующего сумматора. Если бы их не было, и сигнал сразу подать на сумматор, то, фактически, оба канала оказались бы соединены через 20 кОм резисторы между собой, что ухудшило бы разделение каналов.

Далее сигнал поступает на сумматор и усилитель с автоподстройкой (DA1C). Коэффициент усиления может меняться в пределах от 1 до 1000. Цифровой потенциометр AD5160 один из самых легкодоступных и дешевых. Он имеет 256 позиций. Усилитель выбран AD8608 в счетверённом корпусе. Последний четвёртый усилитель (DA1D) использовал для создания виртуальной земли +2,5V:



В принципе, подобную же схему можно было сделать для виртуальной земли лампы +21V.

ЧАСТЬ 3. СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ


В качестве микроконтроллера выбран ATiny25/45. Производительность достаточная для этой задачи, питание 5V, маленький корпус. Обычно, программирование контроллеров семейства AVR8 является простым и интуитивно понятным, но ATiny25/45 является контроллером сверхнизкой интеграции и почти не содержит аппаратных блоков. Поэтому работа с универсальным приёмопередатчиком ATiny25/45 не из приятных: почти всё делать приходится программно.



Сама схема управления лампой 6Е1П построена на полевом транзисторе IRLML2803 и представляет собой простой ШИМ с НЧ-фильтром. Транзистором коммутируется напряжение +28V или земля. Относительно вывода 2 лампы это будет +7V или -21V.

Так же в своём устройстве я решил добавить миниатюрное сдвоенное реле на переключение. При помощи него я коммутирую анодное напряжение усилителя после прогрева ламп и управляю светодиодом в тумблере включения, меняя его цвет с красного на зелёный после прогрева. Есть в этом одна особенность: порт PB5 контроллера используется как RESET и недоступен, пока не прошить соответствующий FUSE-бит, но после его прошивки станет невозможно программирование через SPI. Так что активируем порт PB5 в самую последнюю очередь, когда всё отлажено и работает как надо.

ЧАСТЬ 4. АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ


В результате длительных экспериментов с различными методами обработки аудио сигнала и подбора различных параметров был найден оптимальный вариант, дающий хорошую визуализацию. Любой желающий может разработать свой собственный алгоритм регуляции, который лучше будет подходить к его аппаратному решению или прослушиваемому музыкальному контенту.

Мой метод включает в себя: предварительную фильтрацию сигнала, определение локальных максимумов сигнала, выработка сигнала управления лампой, управление коэффициентом усиления усилителя.

Теперь по порядку опишу работу алгоритма.
  1. Суммарный сигнал обоих каналов считывается АЦП с максимальной частотой выборки для этого микроконтроллера – 77kSPS.
  2. Производится фильтрация сигнала. Применён простой метод вычисления среднего из 4 отсчётов. Тем самым уменьшаем частоту выборки до 19,2kSPS.
  3. Сигнал переменный с постоянной составляющей +2,5V (0x7f). Выпрямляем его (вычитая 0x7f) и убираем шум вблизи нуля.
  4. По накопленным 5 отсчётам (усреднённым) производится поиск локального максимума (пика) при помощи скользящего окна, что уменьшает полосу пропускания частот примерно до 2,4кГц.
  5. Регулируем выдаваемый на лампу ШИМ в зависимости от полученной величины пика. Регуляцию я ввёл с несимметричным ограничением. Т.е. увеличиваю ШИМ с большим шагом, а уменьшаю с маленьким.
  6. Регулируем коэффициент усиления при помощи цифрового потенциометра. Алгоритм регуляции предлагаю следующий:

  • а) Находим максимум из всех пиков на определённом интервале времени. В моём варианте, в среднем, этот интервал составляет около 300мс.
  • б) Если на этом интервале максимальный пик составил более 90% от входного диапазона, то уменьшаем усиление.
  • в) Если на этом интервале максимальный пик составил менее 50% от входного диапазона, то увеличиваем усиление.
  • г) В предложенной аналоговой схеме есть следующий недостаток: регуляция коэффициента усиления нелинейная из-за применённого способа включения потенциометра. Особенно сильная нелинейность при высоком коэффициенте усиления, т.е. изменение потенциометра на один шаг приводит к многократному увеличению усиления и, как следствие, к перегрузу входа АЦП. Поэтому мне пришлось отказаться от использования последних нескольких шагов потенциометра (254 и 255), а вместо этого усиливать сигнал, просто умножая его на 2 ÷ 8.

Реальные измерения осциллографом показали, что алгоритм, в среднем, обновляет данные ШИМ с частотой 1кГц. Частота сильно плавает и зависит от перепадов амплитуды входного сигнала. Но, в любом случае, обновление данных ШИМ происходит не реже чем с частотой 100Гц, что достаточно для хорошей визуализации. Изменение коэффициента усиления происходит от 2 до 10 раз в секунду.

Проект прошивки микроконтроллера (ATiny45) для IAR v6.3 и схема с разводкой для Altium Designer 2009 лежат по адресу:
https://bitbucket.org/AiV_Electronics/6e1p_tube/overview

ЧАСТЬ 5. РЕЗУЛЬТАТ


Видео с результатом работы лампы для разных музыкальных композиций




Лампа хорошо реагирует как на звуки верхних частот, так и нижних частот. Отрабатывает чётко, без задержек. Величина реакции адекватна громкости звука. На этом считаю поставленную задачу решенной.

Хочу заметить, что, хотя данный вариант является финальным и не планируется его дальнейшая доработка, тем не менее, данная версия оставляет простор для улучшения. Если бы передо мной стаяла задача доработки, то я улучшил бы схему в следующих моментах:
  1. Изменил бы схему источника питания на полностью импульсную. Линейный стабилизатор не стал бы ставить, т.к. обмотка трансформатора выдаёт только 47мА.
  2. Изменил бы схему включения потенциометра для исключения нелинейности.
  3. Использовал бы параметрический стабилизатор для формирования виртуальной земли +21V и уменьшил бы конденсаторы С18-С20.


На этом пока всё. В будущем планирую написать статью по изготовлению механической части усилителя и поделиться опытом изготовления корпусов РЭА из дерева, изготовления деталей из листового металла, покраске, покрытия лаком и нанесения маркировки через трафареты и штампы.

Спасибо за внимание. Жду ваших вопросов и комментариев.

P.S. Заранее беспокоюсь, что тема может перерасти в обсуждение ламповой аудиотехники и вопросов качества аудио звучания. Поэтому прошу обсуждать исключительно вопросы связанные с визуализацией аудио сигнала. Заранее спасибо.
Поделиться публикацией
Комментарии 33
    +7
    Кошачий глазик, обожаю его
      +4
      Кошачий — 6Е5С
      image
        0
        На радиоле «Урал» подобный был.
      0
      На старом бабушкином Телефункене был еще более интересный круговой индикатор зеленого свечения.
      На фотке не бабушкин аппарат, но аналогичный.
      Вот
      image
        0
        Крутой усилитель в стиле дизельпанк.
          +1
          Хорошая работа! Только PWM ножку контроллера надо подключать через резистор, чтобы ограничить ток включения-выключения полевого транзистора. Судя по спецификации, его емкость Миллера 15 пикофарад. При включении-выключении эта емкость перезаряжается на 33 вольта (от -28 до +5 вольт между затвором и стоком). Ножка вынуждена выдавать свой максимальный ток (~40 мА) в течение как минимум 12 наносекунд, причем с удвоенной частотой PWM.
            +1
            Вообще, правильнее считать через total gate charge, Qg, который в данном случае равен 3.3 нанокулона. При максимальном токе ножки в 40 мА это даст 82 наносекунды перегрузки. Для 440 Гц PWM доля времени в перегрузке будет 0.007%… возможно, что это приемлимо.
              +2
              Пока я писал развёрнутый ответ, вот и вы уточнили про суммарный заряд. Только мои расчёты дают 420 мА.
                +2
                На самом деле всё немного не так. Тут другая физика процесса. В контроллере нет специального ограничения тока через порт до 40 мА. Это предельный длительный постоянный ток, больше которого переход транзистора порта перегреется и его кристалл разрушится. В нашем случае средний ток 156 мкА сильно меньше. Но при перезарядке ёмкости затвора, порт фактически работает на к.з., но кратковременно. При этом естественными ограничителями тока становятся: паразитные ёмкости, индуктивности выводов, сопротивление канала и сопротивления дорожек платы и т.д. Согласно спецификации IRLML2803, он способен переключиться за время около 11 нс. В течении какого времени течёт ток в затвор неизвестно и таких данных я никогда не видел, но, полагаю, что время сравнимое с 11 нс. Это даст пиковый ток, который может импульсно разрушить кристалл транзистора порта. Если исходить из худшего случая и оперировать этим временем, то пиковый ток через порт получается более 400 мА. Но, как я написал ниже, для маломощных КМОП-ключей такой 10-кратный импульсный перегруз не страшен. Реально, полагаю, ток будет в разы меньше.
                +3
                В принципе, согласно «хорошему тону схемотехники», резистор поставить конечно надо бы. Но, разберемся в цифрах. Миллеровский заряд не самый страшный. Это лишь часть ёмкости. Тем более он ограничен резистором R10 — 20 кОм. А вот суммарный заряд в затвор на переключение этого транзистора составляет максимум 5 Кл. ШИМ на полной частоте даст средний ток в затвор 156 мкА. Что никак не страшно и по терморасчёту пройдёт. Пиковый ток на переключение получается не 40, а 420 мА при условии переключения за 12 нс. Реально он за 12 нс конечно не откроется. И это худший случай. Реально паразитные ёмкости, последовательное сопротивления на плате, сопротивление транзистора порта и индуктивности выводов завалят этот фронт (тяжело сказать насколько, но полагаю, в несколько раз). В спецификации на ATTiny25/45 я не нашел максимально допустимого пикового тока порта. Если смотреть на другие маломощные КМОП-транзисторы, то для них 10-кратный импульсный ток норма, пока не рассыпется канал полевика.
                Лично я за свою жизнь использовал тысячи включений транзистора напрямую в устройствах, выпускающихся тысячами штук. Не помню ни одного случая выгорания порта от этого. Так что для экономии места, габаритов и прочее, я вполне допускаю подключение напрямую.
                А вот что тут может быть важно, так это звон от быстрого переключения транзистора. И чем фронт более резкий, тем частота шума выше (учитывая верхние гармоники). Поэтому для лучшей ЭМС и уменьшения наводок на другие части части приборов, завалить фронт бывает полезно. Тут резистор очень пригодится, но это другая песня.
                  0
                  (5 Кл => 5 нКл)
                    0
                    Тут зависит от контроллера.
                    Сталкивался с изделием, где довольно жирный полевик IRF7103 переключался напрямую с контроллера MSP430. Очень-очень редко транзистор защелкивался изза эффекта Миллера на половине и выгорал. Хотя такое же включение на PIC не приводило к подобному эффекту(на AVR не пробовал)
                  +2
                  Еще интересно: вы берете 100к выборок в секунду, это значит частота АЦП 1.3 МГц для данного контроллера (в режиме free-running mode). На какой частоте тогда работает процессор? Пытаюсь подставить х4, х8, получается 5.2 МГц, 10 МГц. Оба режима, насколько я знаю, нельзя запрограммировать программно, без внешнего кварца. Наверное, процессор у вас в режиме 8 МГц, частота АЦП 1 МГц, тогда количество выборок в секунду 77к.
                    +2
                    Да, немного ошибся я тут. Спасибо вам, что нашли! Ядро на 8 МГц. Частота АЦП 1 МГц. Частота выборки примерно 77 кГц. Поспешил, видно, когда смотрел на осциллографе, подумал ровно 100кГц там.
                    Скорректировал в статье.
                    Замечу, что эта частота позволяет оценить только верхнюю границу полосы пропускания. Реально, контроллер не успевает между измерениями всё просчитать и отправить данные в потенциометр. Поэтому имеют место асинхронные пропуски выборок.
                    +1
                    Интересная работа у меня в детстве тоже был ламповый приёмник с похожим индикатором, однако есть небольшое замечание:
                    Если я ничего не путаю, то получается что входные диоды у вас не просто как ограничительные, а ещё и как выпрямительные используются, что конечно не гуд. Вносят искажения для достаточно высокоомных цепей лампового усилителя к сожалению не ясно откуда именно вы снимаете сигнал и насколько это критично.
                    Да, кстати совсем недавно на данной площадке появился новый хаб, «схемотехника». Ваша статья как нельзя лучше для него подходит, так что советую добавить его в список хабов статьи.
                    Удачи и новых конструкций.
                      +2
                      Нет, диоды исключительно как ограничители. Не дают сигналу уйти в минус и уйти выше +5В.
                      Подключается эта платка непосредственно на выход лампы, т.е. параллельно нагрузке — наушникам. Как сказано в статье, любое подключение вносит искажения. В данном случае сопротивление наушников шунтируется RC-цепочкой 0,1мкФ — 20кОм, что, в принципе, крайне немного и может быть уменьшено, например, увеличением резистора.
                      В хаб «схемотехника» добавил. Спасибо за совет!
                      0
                      ИМХО Вынос трансформатора на крышку — полное уродство конструкции. Тем более если следовать традициям ламповой техники «тех лет».



                      Это мой усилитель. Долго-долго его слушал, но потом положил на полку, т.к. он требует постоянного обслуживания.

                      Недостаток ламп 6Е1П заключается в том, что они достаточно быстро выцветают. За время эксплуатации я сменил примерно комплекта 4 ламп. Потом просто начал снимать их на время, и только для удовольствия ставил.

                      Главный вопрос, как был реализован корпус я увидел у вас на сайте. Очень интересуют координаты места, где вы фрезировали и цена вопроса. Спасибо!
                        +3
                        Ну, откровенно говоря, я бы поспорил насчет корпуса вашего. К50-3Х на вашем фото не высохли ещё? А по поводу обслуги. У меня А класс на 6П14П уже лет 5 работает по 9 часов в день — от компа. Никакой обслуги, только пыль протираю иногда… раз в год. Собран навесным
                          0
                          Усилитель делал для себя, смонтирован в корпусе от проигрывателя пластинок. На высокохудожественное творение не претендую. Меня дизайн вполне устраивает. Фотку привёл показать, что у меня индикаторные лампы стоят по двум каналам.

                          Вот проблема стала в блоке питания. Надо полностью перебирать. Стало лениво. Может дойдут руки и доведу до ума. Думаю заменить трансформатор на литой, как у автора поста.

                          Вы путаете усилительную лампу (в моём случае стоят югославские EL84, звучат много приятнее 6П14П) с индикаторной. В последней выгорает люминофор. Это описано в литературе.
                            0
                            Да я не спорю насчет люминофора. Просто я подумал сам усилитель требует обслуги.
                            Насчет ёлки да, разница существенна. Но жаба пересилила
                              0
                              Поглядел на ебее — от жадности лопнул. Мне повезло, я одному русскому-американцу отсылал ящики наших ламп, а он мне в подарок прислал эти :)
                          +1
                          О вкусах не спорят. Каждому нравится своё. Меня вот, например, визуально ваш усилитель, собранный из двух УНЧ от радиолы Урал-111, не впечатлил.
                          По поводу долговечности 6Е1П могу сказать следующее: согласно паспорту срок службы не менее 500 часов. Что соизмеримо с другими вакуумными лампами. Если слушать почти каждый день по 2 часа, то хватит почти на год. При цене вопроса 200 руб не вижу в этом проблем.
                          На самом деле, чем ниже анодное напряжение, тем срок службы выше. Может у вас анодное под 300 В поэтому и лампы быстро умирают!?
                          По корпусу это вопрос вне темы (ответил в личку).
                            +1
                            А если учесть что это «не менее 500ч», то в реальности может быть и 2000 и более. А ВП серия так и в 10 раз дольше работает заявленного часто. Я вот свои не менял пока. Я давно не проверял, не ушли ли сеточные токи, но на слух хуже работать не стал за годы. А я ведь по дурости и предкаскад на 6Н1П сделал, сам не знаю зачем. И всё равно никаких проблем так и не встретил.
                              0
                              Усилительные лампы живы, а вот в индикаторных слабеет яркость люминофора.

                              Автору поста рекомендую попробовать сделать фото каждый месяц при одинаковом освещении и раскрытии индикатора и сравнивать их яркость.
                              0
                              Урал-112 :) Это одна из первых поделок детства. Не от богатой жизни было сделано именно так.

                              Без расчётов, при регулярной эксплуатации садятся весьма быстро. Относительно анодки, согласен. Возможно проблема в этом. Но жалобы на быстрое сгорание люминофора слышал от многих радиолюбителей.
                            0
                            Вообще-то их штатное расположение вроде бы вверх выводами. Во всяком случае, в магнитоле Миния-4 их было 2, одна на приёмнике, другая на магнитофоне — и обе «вверх ногами».
                              0
                              Из паспорта:
                              Работает в любом положении.
                                0
                                Да это понятно, вопрос дизайна. Когда выводами вниз, похоже на фонтан, а когда вверх — на дорогу :)
                                  0
                                  Что-то ёкнуло в памяти и полез в гугл. Была у меня imageНота-М
                                  И правда — вверх лапами
                                    0
                                    Какое бы направление ни было, а электроны одинаково хорошо летят.
                                      0
                                      Условия охлаждения могли не соответствовать. Но раз в паспорте написано, что работает в любом положении, значит и в самом деле можно как угодно поворачивать.
                              +2
                              Вот пример интересной визуализации звука на ртутных выпрямителях:

                                0
                                Впечатляет уже просто от осознания того, какие там токи и напряжения :)

                              Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                              Самое читаемое