Месяц назад — 13 апреля 2018 года — Таганский суд г. Москвы после 19-минутного рассмотрения дела удовлетворил требования Роскомнадзора о блокировке мессенджера Telegram. Это историческое решение стало триггером для цепи событий, в ходе которых пострадали тысячи компаний и обычных пользователей. В попытках выполнить судебное решение Роскомнадзор блокировал до 20 млн IP-адресов (сейчас в реестре осталось 10,99 млн IP-адресов).
Интересы Telegram представляет юридическая компания «Агора», руководитель которой Павел Чиков в последнее время стал звездой Телеграма — 17 760 подписчиков, больше чем у многих развлекательных каналов.
Вчера и сегодня Павел сообщил две приятные новости. Во-первых, Европейский суд по правам человека зарегистрировал жалобу Telegram на штраф в 800 000 руб. за отказ предоставить ФСБ ключи шифрования. Вдобавок, суд уведомлен о судебном решении, санкционировавшем блокировку Telegram — и предложил подать по этому поводу полную жалобу на отдельном формуляре. По мнению юристов «Агоры», это говорит о том, что ЕСПЧ в принципе готов рассматривать это дело, ведь на стадии регистрации сейчас отклоняется большая часть жалоб в Страсбург.
Во-вторых, 11 мая 2018 года на решение Таганского суда г. Москвы направлена апелляционная жалоба в Мосгорсуд (текст).
В жалобе указано четыре «грубейших нарушения процессуального законодательства», которые допустил суд нижней инстанции, по мнению юристов «Агоры»:
- заявление подано неуполномоченным лицом (ни федеральный законодатель, ни Правительство РФ не наделяло Роскомнадзор полномочиями по обращению в суды),
- заявление неправомерно рассмотрено в порядке особого производства (в данном случае не было спора о факте),
- суд нарушил принцип состязательности процесса и право компании на защиту (судебный процесс занял 19 минут и прошел без участия представителя компании),
- суд уклонился от проверки и оценки законности и необходимости (соразмерности) вводимых в отношении компании ограничений (обязательный судебный контроль).
Таким грубейшим нарушения со стороны Таганского суда сложно удивляться с учётом того, что юристов этого суда ранее уличили в незнании гражданского процесса: «Ни для кого не секрет, что московские суды не владеют в должной мере знаниями материального и процессуального права. Но демонстрировать публично собственный непрофессионализм означает смешить юридическое сообщество. Таганскому суду удалось», — прокомментировал ситуацию Павел Чиков.
«Кроме того, меры, предпринимаемые Роскомнадзором для ограничения доступа к Telegram, привели к тому, что в период с 16 апреля 2018 года по настоящее время операторами связи блокировалось до 20 миллионов IP-адресов, миллионы остаются заблокированными и в настоящее время, — сказано в апелляционной жалобе. — Большинство заблокированных адресов принадлежат международным интернет-компаниям, включая Google, Amazon, Digital Ocean и Microsoft. Эта массовая блокировка IP-адресов оказала пагубное влияние на широкий круг интернет-сервисов, которые не имеют ничего общего с Telegram. Десятки предприятий понесли и продолжают нести убытки… Принимая решение о блокировке, Таганский районный суд Москвы должен был учесть различные затрагиваемые интересы и негативный эффект, который могла оказать (и в итоге оказала) блокировка сервиса Telegram по формальной причине неисполнения компанией требования ФСБ».
На основании перечисленных нарушений представители истца просят отменить решение Таганского районного суда г. Москвы от 13 апреля 2018 г. по делу № 2-1779/18, в соответствии с частью 5 статьи 330 ГПК РФ рассмотреть дело по правилам производства в суде первой инстанции, принять постановление, предусмотренное пунктом 3 статьи 328 ГПК РФ (прекратить производство по делу).
Несмотря на возможные грубые нарушения процессуального законодательства, шансы на отмену Мосгорсудом решения Таганского суда не выглядят стопроцентными. Возможно, более вероятно объективное рассмотрение вопроса в Европейском суде по правам человека. Его юрисдикция распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, в том числе на Россию. Решение, вынесенное ЕСПЧ, обязательно для государства-ответчика по делу. Значительная часть судебных решений ЕСПЧ принимается не в пользу российских властей. Например, в феврале 2017 года суд присудил российскому активисту Алексею Навальному компенсацию в общей сумме 63 678 евро за семь задержаний в ходе митингов 2012-2014 годов.