Компьютерная игра: защита интеллектуальных прав разработчиков

Видеоигра включает в себя много составляющих – это исходный код программы, графика, музыка, сценарий, персонажи и т.д. Все эти объекты могут охраняться интеллектуальными правами. Разберемся, какие права есть у разработчиков компьютерных игр и как их защитить.

Что можно защитить


В законодательстве Российской Федерации нет указания на компьютерную игру как на отдельный объект интеллектуальных прав. На практике компьютерные игры относят к программам для ЭВМ и/или к составным произведениям (которые включают в себя несколько объектов интеллектуальных прав). И в том, и в другом случае речь идет об авторских правах. Части игры могут быть запатентованы как промышленные образцы или зарегистрированы в качестве товарных знаков.

По порядку:

1. Авторские права

Авторскими правами могут быть защищены:

— Исходный и объектный код программы;
— Графические элементы;
— Тексты внутри игры (правила, указания героям, диалоги);
— Саундтреки;
— Видеозаставки;
— Шрифты;
— и другое (перечень не исчерпывающий).

Отдельно стоит сказать про охрану сюжета игры. В законе напрямую про сюжет тоже нет ни слова. Обычно сюжеты приравниваются к идеям. Идеи же охране не подлежат. Если было бы иначе, то это сильно ограничивало возможность создания новых игр, поскольку количество сюжетов конечно. Например, сюжет (какая-нибудь старая игра вроде «Супербратьев Марио») и (современная игра, где, например, сюжет – спасти даму сердца из замка злодея) имеют похожие сюжеты.

Авторское право хорошо тем, что для возникновения прав не требуется регистрация в государственных органах (они действуют с момента создания в объективной форме).
Однако это не означает, что для создания прав не требуется никаких документов. Важно правильно оформить документы о создании игры (подробнее ниже).

Осторожно!

Вышесказанное также означает, что нельзя просто так использовать чужие объекты в своей игре. Любой из описанных выше объектов по умолчанию охраняется авторским правом и его использование без разрешения правообладателя запрещено.

Иными словами, чтобы быть спокойным, когда используешь «картинки из Интернета», не надо использовать картинки из интернета. С бесплатными сайтами, где можно скачать любой контент нужно быть осторожным – очень часто это пиратский склад с условными «дисклеймерами», которые, кстати говоря, в России не действуют.

Самый верный путь – покупка лицензий на нужные объекты на проверенных крупных сайтах, заказ разработки необходимых объектов или самостоятельное их создание.


2. Товарные знаки

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы:

— Название игры, имена персонажей, названия игровых миров и т.д.;
— Изображения персонажей, оригинальных элементов игры и т.д.

GTA, The Sims, Need for speed, World of Warcraft, Half Life. Все герои Angry birds зарегистрированы как товарные знаки по отдельности. Зеленый пламбоб (кристалл над головой персонажа из Sims) тоже зарегистрирован в качестве товарного знака.

Зарегистрированный товарный знак № 395564, правообладатель Электроник Артс Инк.

В суде проще доказать, что использование отдельного элемента из игры является нарушением исключительных прав, если такой элемент зарегистрирован как товарный знак. Кроме того, с товарными знаками проще зарабатывать на узнаваемой атрибутике игры – продавать лицензии производителям одежды, детских игрушек, канцтоваров и т.д.

Для того, чтобы зарегистрировать товарный знак, нужно убедиться, что обозначение (картинка, название и т.п.) соответствует требованиям закона, и никто его еще не зарегистрировал.
Кратко эти требования сводятся к тому, чтобы товарный знак не вводил потребителей в заблуждение и обладал различительной способностью. Полный список оснований для отказа в регистрации содержится в ст. 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Товарные знаки нужно регистрировать в Роспатенте. Регистрация длится в среднем 8-12 месяцев. Срок охраны – 10 лет, можно продлять неограниченное количество раз.

3. Патенты

Интерфейс игры или его части могут быть запатентованы в качестве промышленных образцов (охраняется внешний вид).


Танк из World of tanks зарегистрированный Wargaming.net Limited в качестве промышленного образца

Промышленные образцы так же, как и товарные знаки, регистрируются в Роспатенте. Срок охраны – 5 лет, можно продлевать несколько раз на еще 5 лет, но всего не более 25 лет.

Оформление отношений с работниками – разработчиками игр


Немного об оформлении отношений с работниками. Поскольку интеллектуальная собственность нематериальна, чтобы права на созданные разработчиками результаты интеллектуальной деятельности перешли компании, важно всё правильно «задокументировать».

Есть два варианта оформления отношений – по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера (ГПХ). Закон устанавливает, что по общему правилу, если работник разработал какой-либо объект интеллектуальных прав, права на него принадлежат работодателю.

Но не все так просто. Типовых договоров для этого недостаточно. Важно, чтобы по документам было видно следующее:

— Создание интеллектуальной собственности входит в обязанности работника;
— Работнику давалось задание на создание конкретного объекта;
— Работник получил авторское вознаграждение (и это не то же самое, что зарплата);
— Работник передал права на объект работодателю (оформляется актом приема-передачи).

В случае с договором ГПХ тоже важно, чтобы было понятно, разработку какого объекта вы заказывали и что получили в итоге. Техническое задание должно быть подробным, по результатам работы должен быть подписан акт с приложением результатов работы.

Ответственность за нарушение интеллектуальных прав на игру


Правообладатель вправе запретить использовать его объекты без разрешения (такое право может использоваться как понуждение к заключению лицензионных договоров с регулярными выплатами роялти), а также взыскать компенсации или убытки.

При взыскании компенсаций не нужно доказывать размер убытков. Суд определяет, принадлежит ли право истцу и нарушил ли его ответчик. На размер компенсации влияет способ использования, срок, совершается ли такое нарушение впервые и др. Существует несколько способов расчета компенсаций, самый простой — это взыскание от 10 000 руб. до 5 000 000 руб. за одно нарушение.

Другой способ расчета используется, когда есть подтвержденные данные о количестве пиратских копий. Например, есть сведения об изготовлении партии нелицензионных дисков. Для подсчета компенсации берется стоимость партии такого количества лицензионных дисков и умножается на два. Таких споров очень много. Некоторые правообладатели устраивают «рейды» по нарушителям по всем регионам страны.

Помимо гражданской ответственности возможно привлечение к административной и даже уголовной. И если уголовных дел не так уж много, то административные штрафы взыскиваются часто – при нарушении авторских прав штрафы могут достигать 40 000 руб. за нарушение, по товарным знакам – до 200 000 руб. С конфискацией контрафакта и средств для его производства.

В заключение отмечу, что последние несколько лет защита интеллектуальной собственности в России становится трендом. Сейчас уже не стоить и думать о создании продукта с использованием пиратского контента, а профессиональные разработчики компьютерных игр в первую очередь ещё до начала работ предпочитают озаботиться будущей защитой результатов интеллектуальной деятельности.
Поделиться публикацией
Комментарии 9
    0
    Танк из World of tanks зарегистрированный Wargaming.net Limited в качестве промышленного образца

    Что за БРЕД?!
    Это что по российскому законодательству потом можно будет требовать со всех киношников деньги за немецкие танки?!
      0
      Те дизайны, что они регистрируют, не должны соответствовать существующим (тем более, давно существующим) в действительности танкам. Иначе они не пройдут проверку на новизну.
      А придумать в чем-то новый дизайн танчика и зарегистрировать можно.
      Вопрос в том, насколько для стороннего взгляда он выглядит оригинальным, конечно, другой вопрос.)
      P.S. Этот конкретный промышленный образец зарегистрирован в Америке.
        0
        Это не реальная машина, а реконструкция «хотелок» на будущее. «What if», «Panzerwaffe 46», называйте как угодно
          0
          Мне кажется что в патент входит и чисто техническая информация по моделям — размер и компоновка текстуры, количество полигонов и их сетка, и так далее, так что киношный танк попадет под копирайт только если он будет трехмерной игровой моделью.
            0
            Если интересно, посмотрите официальную публикацию по этому патенту — bit.do/emzvB
            Каких-то точный указаний по размерам частей нет. Учитывается общее производимое впечатление.
          0
          Некоторые издатели игр специально стали вставлять самописную/бесплатную музыку. Чтобы ютуберы её не выключали и не ломали атмосферу игры, опасаясь страйка/бана канала.
            0
            Отдельно стоит сказать про охрану сюжета игры. В законе напрямую про сюжет тоже нет ни слова. Обычно сюжеты приравниваются к идеям.

            Это для меня немного странно. А нельзя сюжет игры приравнять к сюжету книги? Или сюжет книги тоже охране не подлежит?
              0
              Сюжет книги обычно тоже охране не подлежит, так как приравнивается к идее. Иначе большинство произведений нарушали бы авторские права предшественников.
              Это не означает, что линия сюжета совсем не охраняется. Если она очень оригинальная и заимствована детально, то можно доказать, что новое произведение является производным
              — созданным на основе первоисточника.
              0
              Хороший текст. Но для более углубленного изучения было бы здорово больше кейсов.

              Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

              Самое читаемое