Как стать автором
Обновить

Технологичные продукты, с которыми систематически обманывают производители

Уровень сложностиПростой
Время на прочтение13 мин
Количество просмотров20K

Покупателя легко обмануть, если он не может проверить заявленные характеристики приобретаемых устройств. Например, мощность двигателя автомобиля, электросамоката или тех же шуруповертов. С последними дело обстоит весьма печально. Аналогичная грустная картина в сегменте зарядных устройств, увлажнителей, светодиодных ламп.

Временами возникает чувство, что малоизвестные китайские бренды соревнуются друг с другом, кто круче «превознесет» продукт или придумает для него крутые характеристики. Но иногда обманывают очень изящно.

Некоторые из подобных игр заканчиваются тем, что в отдельных сегментах не остается нормальных продуктов. Например, рынок недорогих SD-карт угроблен полностью – купить полноценную недорогую карту на AliExpress от местного китайского бренда емкостью 128 ГБ или более уже нельзя, поскольку в продаже присутствуют лишь фейки.

Итак, давайте начнем разбор с шуруповертов.

Шуруповерты

Самый распространенный обман связан с крутящим моментом. Абсолютное большинство присутствующих на рынке производителей завышают его в технических характеристиках своих моделей в два-три раза. Это касается не только малоизвестных китайцев, но и европейских брендов, таких как Metabo и Bosch. Однако с ними это происходит в меньшей степени или по другим причинам, о чем ниже.

Проверить жесткий крутящий момент достаточно сложно. Для этого нужно соблюсти ряд условий, одно из которых – жесткая фиксация самого шуруповерта во время теста. А вот с мягким моментом проще – для того достаточно обзавестись динамометрической насадкой с электронным измерителем и закручивать глухарь в брус до тех пор, пока вал шуруповерта не остановится.

Что получается по тестам

Например, Metabo PowerMaxx BS BL в тестах демонстрирует максимальный момент 10 Н*м до срабатывания электронного ограничителя, в то время как в характеристиках указано 20 Н*м мягкий и 38 Н*м жесткий. Возможно, что без ограничителя он и выдал бы заявленное, но ограничитель не отключаемый. Аналогичная беда встречается у некоторых моделей Bosch.

А вот у чистокровных китайцев другая крайность – они просто устанавливают слабые моторы. Например, тесты Wosai WS-3016 показали жесткий крутящий момент 11,8 Н*м, мягкий крутящий момент - 7,1 Н*м. При этом заявлено было аж 36 Н*м.

Заявленный крутящий момент - 36 Н*м, но выжать более 11,8 Н*м так и не получилось
Заявленный крутящий момент - 36 Н*м, но выжать более 11,8 Н*м так и не получилось

Почему это мало кого волнует

Большинство пользователей никогда не заметят разницу в мощности просто потому, что у них нет задач, где был бы нужен высокий крутящий момент.

Чтобы завернуть в сухой сосновый брус черный саморез 4х90 нужно усилие менее 4,9 Н*м. При этом самые ходовые саморезы – это 3,5х50. Для них достаточно момента примерно в 3-3,5 Н*м. Ну а если требуется завернуть глухарь диаметром шесть и более мм, то делают предварительное засверливание.

Исходя из всего вышеперечисленного китайские производители пишут в характеристиках все, что им придет в голову, лишь бы их продукт выгодно смотрелся в сравнении с другими.

Маркетинг в аккумуляторах

Речь про формальное завышение вольтажа аккумуляторов в характеристиках. Литий-ионные «банки» формфактора 18650 имеют номинальный вольтаж 3,6 или 3,7 вольт, в то время как их максимальное напряжение при полной зарядке определяется производителем и составляет 4,2 или 4,3 В.

Маркетологи быстро смекнули, что если в шуруповерте стоит три аккумулятора, то лучше писать на его корпусе не номинальные 10,8 В, как положено, а исходя из максимальных – 12 В, получаемых округлением в нужную сторону. Аналогичным образом шуруповерты 14,4 В превратились в 16 В, а 18 В в 21 В.

После того как один умник провернул этот финт, за ним последовали все остальные. Но это уже мелочи в сравнении с предыдущей проблемой.

Одинаковые моторы во всей серии

Другой фокус – это отсутствие прибавки мощности инструмента при увеличении вольтажа аккумулятора. Принято считать, что с более мощным аккумулятором производители ставят более мощный мотор, и получается более мощный инструмент. Так и было в большинстве случаев. Но китайцы изменили традицию и стали выпускать серии одинаковых по мощности моторчиков, рассчитанных на разные вольтажи. Бинго!

Линейка моторов одной мощности, но под разное напряжение
Линейка моторов одной мощности, но под разное напряжение

Формальный выигрыш в мощности получается на единицы процентов из-за того, что более емкий аккумулятор в пиковые моменты выдает более стабильный ток и меньше роняет напряжение.

Кто обманывает меньше других

Перечислю бренды, с которыми подвохи встречаются реже других: ProStormer, Makita, яндексовский Nocord, большинство Bosch. Отдельно стоит упомянуть Hilti. Это не полный список. Если интересно по моделям – можно заглянуть на Тестгид, но там база еще в стадии наполнения.

Зарядные устройства

Тут раздолье для фейкоделов. Случаи прямого обмана, когда обещают поддержку протоколов быстрой зарядки, а их там нет, да еще и мощность вдвое ниже – рассматривать не будем. Но если интересно, вот ссылка на обзор пары таких. Про грузики внутри для утяжеления тоже пропустим.

Фокусы с мощностью

Куда интереснее случаи, когда зарядка поначалу выдает обещанную мощность, но из-за перегрева спустя 15 минут снижает ее минимум на треть, а то и вполовину. Примеров тому очень много. Вот 27-ваттный клон Xiaomi, который начинает с бодрых 26,5 Вт и потом скатывается к стабильным 19 Вт.

Причем некоторые производители практикуют официальный подход к данной проблеме. Вот вам Baseus GaN5 Pro Ultra Slim 65W. Продается исключительно как 65-ваттная, но на 16-й странице инструкции мелким шрифтом можно найти указание на то, что через 15 минут работы она автоматически снижает мощность до 45 Вт.

Примечание в шестом пункте на 16-й странице инструкции открывает нам правду
Примечание в шестом пункте на 16-й странице инструкции открывает нам правду

Подстава с прошитой мощностью PD

Редко, но случается. Есть, например, 20-ваттная зарядка Qoovi KS-12, которая эти самые 20 ватт поначалу выдает. Однако по протоколу PD она почему-то идентифицируется как 30-ваттная. В итоге при подключении к ноутбуку он пытается взять от нее заявленные 30 Вт. На зарядке мгновенно срабатывает защита. Она перезагружается, и ситуация уходит на новый круг.

Ошибочно прописана поддержка 30 Вт у 20-ваттной зарядки
Ошибочно прописана поддержка 30 Вт у 20-ваттной зарядки

Были аналогичные примеры, когда у относительно честных 20-ваттных зарядок было прошито значение 22 Вт. Зачем, почему не 20? И все. Те же ноутбуки или мощные пауэрбанки с ней уже не работали.

Пульсации

Сколько копий сломано на тему того, вредны ли пульсации или нет. Стандарт ATX для питания электроники регламентирует размах пульсаций не более 1-2% в зависимости от ситуации. По логике, аккумуляторам тех же пауэрбанков все равно, есть пульсации или нет. Можно заряжать. В контроллерах зарядки у смартфонов также могут стоять сглаживающие схемы и фильтры. Но при виде пульсаций амплитудой 1,4 В для 9-вольтового режима невольно берет оторопь.

Пульсации с амплитудой в 1,3 В в 9-вольтовом режиме при норме не более 1-2%
Пульсации с амплитудой в 1,3 В в 9-вольтовом режиме при норме не более 1-2%

Такие пульсации зафиксированы, например, у фейковой 67-ваттной зарядки Xiaomi MDY-12.

Рации

Тут частенько привирают с мощностью. У самой популярной Baofeng BF-888S указано 3-5 Вт, а по замерам оказывается 1,5-2,4. Baofeng UV-82 декларирует 8 Вт, а по факту 6,5 Вт. Для совсем простеньких и дешевых моделей чаще указывают радиус приема, например 5 км, которые по факту превращаются в 700 метров.

На любительском и полупрофессиональном уровне рации тестируют достаточно часто. Если интересно, вот вам одна из ссылок на результаты.

Удлинители и кабели

Сопротивление провода обратно пропорционально площади его сечения (R=pL/S). Соответственно, провода малого диаметра создают большее сопротивление, и падение напряжения при больших токах на них будет выше.

Чтобы оценить их влияние на практике, приведу пример. Был случай, когда друг попросил привезти к нему на дачу цепную электропилу, чтобы распилить упавшее дерево. Мощность пилы – 2 кВт. Начав работу, сразу обратили внимание, что пила стартует как бы нехотя, а под нагрузкой с трудом развивает обороты, чего ранее никогда не наблюдалось. Такое чувство, что ее мощность несколько уменьшили. Все это с новой цепью и цифрой 225 В на вольтметре в распределительном щитке, откуда шло питание. Включив пилу без удлинителя, сразу стало понятно, что проблема именно в нем, поскольку былая мощность внезапно вернулась. Скорее всего в удлинителе вместо проводов обещанным сечением 1,5 мм2 использовали тонкие с сечением 0,5 мм2.

Теоретический расчет дает нам вот какие цифры: при мощности пилы 2 кВт и сечении провода 0,5 мм2 падение напряжения на линии 100 метров составит 62 В. Вместо 225 В там будет только 163 В, что меньше на 28% при допустимом в ПУЭ падении в 5%. А если бы провода были 1,5 мм2, то просадка составила лишь 21 В.

Жаль, вольтметра тогда не было под рукой, поэтому приведу фото подключения электронагревателя мощность 1,5 кВт через 50-метровый фейковый удлинитель. Напряжение просело аж на 51,4 В!

Падение напряжения после подключения нагрузки в 1,5 кВт
Падение напряжения после подключения нагрузки в 1,5 кВт

Если продолжить работу в таком режиме, кабель начнет нагреваться, и в какой-то момент произойдет что-то типа такого:

Наверняка было бы так спустя несколько минут, если бы подключили нагрузку не 1,5 кВт, а, например, 2,3 кВт в виде чайника
Наверняка было бы так спустя несколько минут, если бы подключили нагрузку не 1,5 кВт, а, например, 2,3 кВт в виде чайника

Еще один хитрый ход от производителей – вместо медных проводов использовать более дешевые алюминиевые, замаскированные под медь. У алюминия в полтора раза выше удельное сопротивление со всеми вытекающими последствиями.

Но это не все проблемы с кабелями и удлинителями. Кроме проводов важно качество выключателей и клемм. По нормативам сопротивление выключателя не должно превышать 0,05 Ом, а по факту оно может оказаться практически любым. Вот тут описан случай, когда при каждом новом соединении контактов внутри сопротивление плавало от 0,6 до 6 Ом, а сам выключатель нагревался до 70 градусов.

Увлажнители воздуха

Самый яркий пример фейковых увлажнителей – всевозможные малютки с AliExpress. И не только малютки. Есть модели емкостью по 1-1,5 литра и несколькими распылителями.

На фото струя тумана не удалась. В жизни она выглядит более внушительной
На фото струя тумана не удалась. В жизни она выглядит более внушительной

Проблема в том, что в процессе работы они выбрасывают вверх хорошо различимую струю тумана, из-за чего создается ошибочное впечатление об эффективности процесса. По факту же за час они разбрызгивают примерно 30 мл воды, в то время как для поддержания необходимого уровня влажности при работающей вентиляции нужно исходить из расчета 150 мл/ч на помещение площадью 10 м2.

В основе всех этих «увлажнителей» лежит один и тот же ультразвуковой элемент стоимостью около 20 рублей.

Те самые копеечные распылители, что стоят во всех бюджетных "увлажнителях"
Те самые копеечные распылители, что стоят во всех бюджетных "увлажнителях"

Так что все компактные модели, которые вы можете лицезреть в продаже, на самом деле отличаются лишь корпусом и подсветкой. Усугубить ситуацию может только высота корпуса «увлажнителя». Вода из емкости к распылителю поднимается за счет капиллярного эффекта по трубке из пористого синтетического материала, что замедляет распыление. Например, большой «увлажнитель» на первом фото с полным баком распыляет 30 мл/ч, а когда воды остается лишь четверть, производительность падает до 10 мл/ч. При этом зрительно процесс не меняется – струя тумана точно так же вырывается из сопла, но, возможно, становится чуть менее плотной.

Если хотите посмотреть на них живьем – вот вам видео:

А тут лежит текстовая версия.

Проблемы с дорогими увлажнителями

Все просто – даже дорогие модели с ценниками по 40 тыс. рублей могут банально не дотягивать до заявленных характеристик. Причем намного – процентов на 30-50. Вот пример такого увлажнителя с естественным испарением Venta LW45, а вот ультразвуковой Electrolux EHU-3710D.

Venta LW45
Venta LW45

Можно попытаться оправдать производителей и сказать, что при определенных условиях они действительно могут продемонстрировать заявленную производительность, но в реальности таких условий не бывает. Например, для Venta LW45 можно попробовать оставить в баке минимум воды и поместить его в сауну с нулевой влажностью и высокой температурой. Тогда площадь смачивания дисков окажется максимальной, равно как и скорость испарения с них. Но эта штука явно не для сауны.

Электросамокаты

Обман заключается в качестве аккумуляторов и мощности моторов. В бюджетных моделях попадаются низкокачественные аккумуляторы, которые изначально показывают себя хорошо, но «сдуваются» года через три даже при минимальной эксплуатации. Точнее, в аккумуляторных сборках начнут «помирать» отдельные элементы, которые просаживают за собой весь аккумуляторный блок. На практике это будет выглядеть так: вы начинаете движение на полностью заряженном аккумуляторе, когда заряд снижается процентов до 75%, защита аккумулятора просто его отключает. Все из-за того, что на одном из блоков напряжение просело ниже минимального, а схема защиты не допускает глубокого разряда даже для одного блока при нормальных остальных.

Другая напасть – завышенная мощность моторов. Предположим, вам нужна модель мощностью 350 ватт, чтобы самокат не скисал, вытаскивая тяжелого наездника в крутую горку. Но китайцы втихаря ставят моторчики по 200-250 ватт. Ведь проверить вы все равно никак не сможете. Сравнительный пример описан вот тут. В нем Kugoo S1 вдвое проигрывает по разгону Ninebot Max Plus X при схожей заявленной мощности 350 и 400 ватт соответственно. А их вычисленная тяга различается и вовсе в 2,5 раза – 72 Н против 178 Н.

Вычисление тяги моторов делается по простой формуле: m*V/t. Где m – общий вес самоката и райдера, V – скорость в метрах в секунду. Если мы разгоняемся до 25 км/ч, в метрах в секунду это будет 6,94 м/с, но можно смело округлить до 7 м/с. t – время в секундах, затраченное на разгон до 25 км/ч. Замерять время разгона очень удобно приложением Dragger. Оно работает на основе показаний встроенного GPS, корректируя их по данным от инерциального датчика смартфона, тем самым снижая погрешность.

Фиксация разгона с помощью приложения Dragger. На график одновременно выводится скорость и ускорение
Фиксация разгона с помощью приложения Dragger. На график одновременно выводится скорость и ускорение

А вот пример расчета тяги:

Самокат + райдер – 88 кг. Разгон до 25 км/ч получился за 8,4 сек.

Считаем: 88 * 7 / 8,4 = 73,3

Получаем тягу в ~73 Н или примерно 7,5 кг.

Автомобильные насосы

Одна из основных характеристик – производительность, выражаемая в перекачиваемых литрах воздуха в минуту. На рынке можно встретить насосы со скоростью накачки от 7 до 50 л/мин. Типичные значения для массового сегмента 15-35 л/мин. И, разумеется, некоторые производители пытаются схитрить.

Яркий пример фейковых характеристик – насос Baseus Super Mini BS-CG003. В процессе работе о нем складываются исключительно положительные впечатления. Он не сильно шумит, не сильно вибрирует, есть несколько настроек автоматической остановки по достижению нужного давления.

Baseus Super Mini BS-CG003 - симпатичный и удобный в эксплуатации, но с характеристиками наврали в три раза
Baseus Super Mini BS-CG003 - симпатичный и удобный в эксплуатации, но с характеристиками наврали в три раза

Но вот качает он в три раза медленнее, чем заявляет в характеристиках производитель: 9 литров в минуту вместо обещанных 30. Примерно так же качают древние гремящие и скачущие коротыши.

Много ли подобных случаев на рынке – точно сказать не берусь, поскольку мне попадались тесты лишь десятка насосов, и восемь из них соответствовали заявленному.

Кстати, самостоятельно проверить работу насоса в «полевых условиях» очень просто – достаточно взять пятилитровую бутыль или любую другую канистру известной емкости, поместить внутрь свернутый полиэтиленовый мешок и начать накачивать его с помощью насоса до момента, пока мешок не займет весь доступный ему объем. Затем поделить объем на время и получить ту самую производительность.

Обогреватели

Казалось бы, проблем тут не должно быть. Производители обогревателей покупают стандартные нагревательные элементы или производят их сами, затем создают на их основе свои продукты. Все по-честному. Но нет, обязательно найдутся китайцы, которые виртуально удвоят характеристики и будут так продавать. Ну а поскольку у покупателей в хозяйстве обнаруживаются ваттметры, такие подлоги быстро вскрываются.

Живой пример – вот такой компактный обогреватель якобы на 900 Вт, в основе которого лежит стандартный 350-ваттный элемент, что и подтверждают замеры покупателей в отзывах.

Даже на коробке написано 900 Вт, в то время как внутри установлен стандартный 350-ваттный элемент, как и у остальных моделей
Даже на коробке написано 900 Вт, в то время как внутри установлен стандартный 350-ваттный элемент, как и у остальных моделей
Реальная мощность - 370 Вт. 350 берет нагреватель и еще ~20 забирает вентилятор
Реальная мощность - 370 Вт. 350 берет нагреватель и еще ~20 забирает вентилятор

Кроме безымянных китайцев выходят «осечки» и у более именитых производителей. В качестве примера приведу одну из старых моделей Bork CH IRM 1618SI, которая вместо заявленных 1800 Вт выдает примерно 940 Вт в максимальном режиме и 580 Вт в половинном. По всей видимости в нем установлен киловаттный нагревательный элемент, как у младшей модели.

Но в целом в этом сегменте более-менее спокойно. Если производители и привирают, то примерно процентов на 10.

Лампы

С ними целый ворох проблем. Пульсации во многих бюджетных моделях, ну и несоответствие основным характеристикам: мощности, световому потоку. В свое время я делал тест десятка ламп с AliExpress. Если не обращать внимания на пульсации, то большая часть ламп с цоколем E27 соответствовала заявленной мощности, кроме одной, с которой был провал по световому потоку. А вот с двумя лампами E14 и G4 выявились проблемы – для обоих заявлялась мощность 9 ватт, но по факту оказалось лишь 2,2 и 0,9 Вт соответственно.

С лампочками G4 и маленькой с цоколем E14 обманули в 10 и в 4 раза
С лампочками G4 и маленькой с цоколем E14 обманули в 10 и в 4 раза

С лампами G4 проблема более масштабная – модели свыше 4 Вт в природе не встречаются. Причем лампы на четыре ватта – это странные штуки с экзотическими формами типа открытых больших пластин со светодиодами. А стандартные по форме лампы и вовсе за 2,5 Вт не переходят. Однако продавцы на AliExpress смело заявляют для них мощность в 6 и даже 9 ватт.

Не лучше обстоят дела и с другими форм-факторами, такими как «свечки» и «шарики» G45. По результатам тестов 1200 штук на LampTest.ru самая мощная из них потребляет 8,5 Вт. Еще 3-4 десятка моделей примерно 8 Вт, все остальные – ниже. При этом на полках лежат десятки моделей популярных брендов, для которых заявлена мощность 11 Вт.

Карты памяти и флэшки

Не хотел упоминать про них, поскольку тут и так все понятно, однако нас ждет сюрприз. С одной стороны, есть масса китайских продавцов, которые полностью перешли на фейковые карты и USB-накопители. В свое время я специально покупал один из таких накопителей емкостью 30 ТБ, чтобы написать шуточный обзор. Шутка не совсем удалась, поскольку люди стали его заказывать. Их даже не смутил раздел тестирования, где все тесты на объем были провалены. Также они проигнорировали расписанный процесс открытия и прохождения спора на Ali, где накопитель уже был назван фейковым. Поэтому через 20 минут после публикации пришлось завесить весь обзор предупреждающими надписями про фейк. После этого заказывать стали только те, кто хотел получить бесплатно симпатичный корпус с двумя SD-карточками внутри, разумеется, после удачно завершенного спора.

А вот главная же проблема всплыла совсем недавно – на AliExpress началась повальная эпидемия. Все купленные карты китайских брендов емкостью от 128 ГБ и более оказывались фейковыми. Первым звоночком был вот этот тест 10 карт, где 9 из 10 провалили тест на объем, оказавшись поддельными или дефектными. На этом фоне я заказал пару самых популярных 128-гиговых моделей по числу покупок, Microdata и ShanDian. Обе – фейки.

В итоге вывод пока только один – карточки бюджетных китайских брендов емкостью более 64 ГБ на Али сейчас покупать нельзя. Шанс нарваться на фейк практически стопроцентный.

С 64-гиговыми вероятность подделок заметно ниже (но они есть, например QWQ). Во-первых, 64-гиговые карты стоят копейки. Что-то с них выгадать невозможно. Во-вторых, на рынке много лет преобладают недорогие кристаллы по 512 Гбит, из которых и делают 64-гиговые карты. Попадаются и 256 Гбит, но, по ощущениям, цены на них аналогичны 512-м. А вот на 128-гиговую карту надо уже два кристалла по 512 Гбит или один терабитный, и вот тут появляется соблазн «сэкономить».

Самый популярный способ распознать подделку – запустить тестовую утилиту H2testw. Но с ней есть проблема – окончания ее работы придется ждать не один час. Поэтому для быстрой проверки я бы посоветовал две другие – FakeFlashTest и ValiDrive. Первая за несколько секунд проверяет любые сменные носители и выносит вердикт, насколько их емкость соответствует заявленной. Погрешность определения реального размера высока, но в целом с выявлением фейков она справляется очень хорошо. ValiDrive также проводит всю работу за несколько секунд, однако погрешность в определении точного объема еще выше. Кроме того, она работает только с накопителями, подключенными через USB.

Вот так видят карту Microdrive 128 ГБ утилиты FakeFlashTest и ValiDrive
Вот так видят карту Microdrive 128 ГБ утилиты FakeFlashTest и ValiDrive

Еще один способ определить подделку безымянных китайцев, не прибегая к тестам – изучить маркировку карт. Большинство дешевого ноунейма, похоже, идет с одной и той же фабрики. Маркировка их карт начинается с букв MMSZ и цифр, обозначающих объем. С полдюжины имеющихся у меня дешевых 64-гиговых карт промаркированы как MMSZ64. Пара имеющихся 128-гиговых карточек – как MMSZ128.

Однако тут тоже нет гарантий. Иногда китайцы выкупают партию отбракованных 128-гиговых карт, и тогда уже без тестов не обойтись. Ну а в целом лучше сейчас не покупать ничего у малознакомых китайских брендов.


Разумеется, в этой статье упомянуты не все категории продуктов, где производители умышленно и систематически завышают характеристики или делают фейки. Было бы интересно услышать, какие фейки достали или удивили именно вас.

О прочих же я периодически пишу в канале @Tech Debunker. Также ищу единомышленников для развития проекта TestGid.ru на добровольных или партнерских началах. По задумке это UGC-площадка, куда пользователи могут добавлять тесты тех или иных устройств. Если кому интересно, или кто-то хочет поделиться своими идеями или мыслями – пишите в личку.

А если нужны общие советы, как не попадать в подобные истории, то их два: стараться не покупать самое дешевое в выбранной категории или с выбранными характеристиками, а также искать адекватные отзывы с инструментальными тестами. Благо, у многих сейчас появились всевозможные тестеры и прочие инструменты, с помощью которых можно проводить измерения. Не все умеют ими пользоваться, но с нескольких отзывов можно вполне воссоздать реальную картину.

Теги:
Хабы:
+148
Комментарии91

Публикации

Изменить настройки темы

Истории

Ближайшие события

PG Bootcamp 2024
Дата16 апреля
Время09:30 – 21:00
Место
МинскОнлайн
EvaConf 2024
Дата16 апреля
Время11:00 – 16:00
Место
МоскваОнлайн
Weekend Offer в AliExpress
Дата20 – 21 апреля
Время10:00 – 20:00
Место
Онлайн