Как я разрабатывал набор для фокуса

  • Tutorial
image

Этот набор я начал разрабатывать в 2014 году — потребовалось подобрать несколько зрелищных опытов для телевизионного шоу и «Растворимая ложка» была среди них.

Вернее, была не ложка, а просто металл галлий. Особенность галлия — низкая температура плавления, ниже 30°C. Его можно расплавить прямо в ладони от тепла своего тела. Именно этот металл пришел на смену ртути в классических градусниках: он безопасен и плавится легко.

Тогда, в съемках, этот опыт не был использован и отложен «на потом». Примерно через год снова пришлось достать его из моего «банка идей». На этот раз требовалось придумать эффектный научный набор. Но снова вместо «ложки» прошла другая идея, и получился набор «Квантовая левитация».

Теперь убирать идею «ложки» далеко не стал и постепенно начал ее прорабатывать.

Суть фокуса: ложка отлично плавится в стакане с теплой водой, хотя зрителю кажется, что ложка растворяется:



Процесс разработки набора


Металл галлий


Надо было его изучить и понять все его тонкости. Оказалось, кроме того, что легко плавится, он еще и любопытно реагирует с алюминием. Стало понятно, что вместе в одном наборе их быть не должно.
ВИКИПЕДИЯ: Химические свойства галлия близки к свойствам алюминия, но реакции металлического галлия, как правило, идут гораздо медленнее из-за меньшей химической активности. Оксидная плёнка, образующаяся на поверхности металла на воздухе, предохраняет галлий от дальнейшего окисления. По отношению к алюминию и его сплавам галлий является мощным понизителем прочности.

Около 97 % мирового производства галлия идёт на различные полупроводниковые соединения.

image
Еще выяснилось, что Галлий в расплавленном состоянии можно набирать в шприц прямо через иглу, как обычную воду. Этот факт я решил использовать в наборе. Но об этом чуть позже.

Форма для заливки


Как заставить металл принял форму ложки? Нужно расплавить его, залить в специально изготовленную форму в виде ложки и охладить. Расплавить и охладить проблем не составляет, а вот с формой пришлось повозиться. Это оказалось самым сложным.

Сначала форму сделали из гипса. Спасибо за помощь Вадиму Нестерову. Он в то время активно экспериментировал с керамикой и прямо с ходу за 15 минут сделал форму для ложки. Конечно эта форма была не идеальна, но ложка получалась отличная.
image

Стало понятно, что форму сделать можно, но гипс не подходит. В основном потому что он крошится. Начал гуглить и нашел на одном американском сайте похожий набор. Там форму сделали из полупрозрачного силикона.

image

Решил попробовать их метод и заказал из штатов подобный силикон. Пришла посылка, состоящая из 2 баночек: большая и маленькая. Силикон получается при смешивании двух реагентов.

Осталось решить, как сделать оснастку, в которую этот силикон заливать. Для начала попросил Ксению Минакову построить 3D модель всех стадий. В то время она работала у меня дизайнером и училась моделировать в 3D MAX. Результат получился отличный.
image
image
image

Теперь нужно было изготовить по этим моделям оснастку. Нашлись ребята и изготовили оснастку на станке c ЧПУ из больших алюминиевых брикетов. Да, я говорил что галлий и алюминий не дружат. Но в данном случае это не важно, ведь в оснастку будет заливаться не галлий, а силикон.

image

image

Залил купленный силикон в формы. Застывает он в течение суток. Это важный факт, который напрямую отразится на скорости производства и, как следствие, на стоимости. Запомнил это.

image

Контейнер для галлия


Помните я говорил что Галлий можно набирать в шприц как воду? В качестве контейнера для металла я и использую одноразовый шприц.

Достаем из набора шприц с металлом внутри и кладем его в теплую воду на несколько минут. Металл быстро расплавится и станет жидким. Надеваем иглу и впрыскиваем галлий внутрь силиконовой формы через специальное отверстие.

Чтобы ложка не «растеклась» раньше времени, металл требуется охладить. Достаточно поместить форму с залитым галлием в холодильник — там стабильно держится +5°C. Заметил, что охлаждать нужно больше получаса перед тем, как ложка будет готова к использованию.

После фокуса, прямо из стакана втягиваю расплавленный металл в шприц через иглу. Набор снова готов к использованию.

Упаковка


На фото из интернета использовались два листа прозрачного пластика и винты, чтобы прижать вместе две части силиконовой формы. Без этого будет неудобно пользоваться набором. Еще нужно решить вопрос с упаковкой.

Кажется я смог найти изящное решение: кейс, в котором будут храниться все части набора и при помощи него же происходить прижимание силиконовых форм друг к другу во время заливки галлия. Как обычно, сначала 3D модель:

image

Сделал чертеж для резки на ЧПУ:
image

Для крепления решил использовать мебельные стяжки, они идеально подошли по размерам:

image

А еще их можно закручивать монетой. Использую это как фишку!

image

Часть кейса была вырезана на фрезерном станке, часть на лазерном. Лучше использовать лазер, торцы остаются прозрачными:

image

Кейс готов:

image

Какие есть идеи по продаже этого набора


  • на своем сайте;
  • на OZONe и Wildberries
  • магазины для гиков;
  • магазины дорогих подарков.

Для продажи через свой сайт ничего особо не нужно, а вот для поставки в другие магазины потребуется сертификат. Этим придется озаботиться. Опишу процесс получения в следующих постах.

Если у вас будут идеи, как и где можно продавать этот набор, пишите в комментариях. Для меня будет очень полезна любая полезная информация и идеи.
Поделиться публикацией
AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

Подробнее
Реклама

Комментарии 32

    +8
    а зачем заказывать силикон из штатов, если он спокойно продаётся у нас во всяких хоббийных магазинах? гуглить по словам «литьевой силикон».
      0
      Да, сейчас буду использовать отечественный силикон. Нужен платиновый, вроде как.
        +1
        А в России есть производство двухкомпонентного силикона на платиновом катализаторе? Можно ссылку?

        На счет платинового — да, только он, потому как по моему опыту у оловянного через 2-12 месяцев начинают плыть размеры.
          0
          Да, вот эти ребята делают силикон двухкомпонентный. У них, правда, по качеству хуже штатовского, со временем чуть твердеет и желтеет. Но не критично.
      +8
      Если в чашке обычная теплая вода, то еще эффектней на видео смотрелось бы сначала из нее отпить (из чашки), а потом бросить туда ложку. А то можно подумать, что в кислоту какую-то кидают ложку.
        +3
        , а потом бросить туда ложку.
        А потом снова отпить. (надеюсь, галлий не токсичен)
          0
          В википедии пишут, что «Галлий малотоксичен по одним сведениям, высокотоксичен — по другим»
            +17
            вот заодно и вики уточним.
              0
              Кхм… А кто будет уточнять, что таки высокотоксичен?
              «Эффект выжившего»?
                +5

                Сначала пишем что высокотоксичный, потом проверяем. Если выжил — то исправляем

                  0
                  Окончательная формулировка:
                  «По данным википедии галлий малотоксичен. По данным родственников других данных — высокотоксичен».
                  Так будет толерантно.
            0
            То ли галлий, то ли таллий… Фокус удался.
          +2

          Вау, вы сделали форму из силикона...

            +2
            На видео чётко видно, что ложка именно плавится, а не растворяется. Она же просто капает на дно стакана.
            Нет, вы конечно попробовали сместить кадр так, чтобы дно вышло за его пределы, но потом не удержались и снова показали, так что чётко видно, что ложка именно расплавилась, а не растворилась.
              0
              Если смотреть с противоположной стороны и закрыть дно бортиком или использовать стакан с утолщением стекла ближе ко дну, то иллюзия исчезновения металла может вполне проявиться, особенно если смотреть сбоку и немного снизу, а не сверху как в видео.
                +1
                Сомнительно, учитывая, что видно, как металл скатывается в капли и отрывается, падая вниз.
                Нет, если смотреть с расстояния в 20 метров, то может быть, но тогда в целом фокус будет так себе, как мне кажется.
              +1
              Заменить воду чаем, и да, отпить сначала, бросить кусочек сахара, размешать.
                +1
                Заменить воду чаем, и да, отпить сначала,

                а затем размешать ложку кусочком вещества, похожего на сахар.
                  0
                  размешать и достать кусок ложки
                  0

                  Галлий редкий и дорогой, советую использовать сплав Вуда

                    +10
                    Ага, и с токсичностью никаких двусмысленностей.
                      0
                      Да, надо будет по-экспериментировать с ним.
                        0
                        Вырезка из той же википедии:
                        Сплав Вуда токсичен из-за содержания в нём кадмия, поэтому контакт с голой кожей считается вредным, особенно в расплавленном состоянии
                        +3
                        А зачем Вы делали металлическую форму для литья силикона? Почему было не взять обычную чайную ложку и сделать с нее слепок? Опалубка собирается из модулей «лего» до половины высоты, заполняется безсульфитным пластилином, туда укладывается и притапливается до половины модель (поверхность раздела половин формы при это получится волнистой — да и ладно!). Заливается первая половина формы. Когда силикон застынет, пластилин выковыривают, опалубку наращивают до полной высоты и заливают вторую половину.
                        Дьявол, который в мелочах: чтобы форма заливалась качественно, без пузырей, подачу литьевого состава следует организовать снизу модели, а наверху любых выступающих частей предусмотреть воздушные ходы — выпоры. Для этого к исходной модели приклеивают трубочки-литники и проволочки, которые послужат воздушными ходами.
                        С готовой отливки потом литники и выпоры, конечно, срезают и эти места зачищают.
                          +2
                          С металлической погорячился, конечно. Сейчас бы я уже просто напечатал ее на 3D принтере. Но есть один нюанс: нужно поставить на поток производство таких силиконовых форм, поэтому вариант с пластилином не совсем айс. Товарный вид потом очень важен. У меня получился прямо заводской вариант форм: ровные, с идеально четкой геометрией.
                          0
                          Еще можно сплав розе, у него 95 градусов, но он дешевле и работать с ним приятно.
                            0
                            Да, опробую и его тоже. Спасибо.
                            0

                            Вот только фокус отпить, а потом растворить ложку уже не пройдёт.
                            Пить обжигающий кипяток — так себе удовольствие.

                            0
                            Монету можно будет добавлять в набор — мелочь, а приятно
                              0
                              С монетой принята идея ;) Добвлю.
                                +2
                                В детстве отливал монеты 55 копеек. Брал 5 копеек, оборачивал толстой алюминиевой фольгой, зубочисткой проминал фольгу, потом сдвигал и прорисовывал ещё одну пятёрку. В получившуюся форму заливал свинец, за неимением галлия.

                              Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                              Самое читаемое