До появления Alexa, Bixby, Siri и Google Assistant была Эмма Нут.
Эмма Нут
Эмма родилась в 1860 году в маленьком городке штата Мэн, а в 1878 году Александр Грейам Белл принял ее на работу и сделал первой в истории женщиной-оператором телефонной станции.
Первые телефоны, изобретенные Беллом, продавались парами и могли созваниваться только друг с другом. Белл понимал, что для роста продаж и широкого распространения телефонов необходимо создать сеть, позволяющую соединять разных телефонных пользователей. Уровень развития технологий в то время еще не позволял автоматизировать этот процесс, поэтому для реализации идеи Беллу понадобились люди, которые выполняли бы подобные подключения вручную.
Сначала для этой цели наняли группу мальчиков. Они перехватывали звонки, поступившие на центральный коммутатор, и спрашивали у звонившего, с кем его соединить. Перемещаясь по комнате, от пола до потолка покрытой коммутационными щитами, они переключали провода. Решение оказалось неидеальным. Мальчишки часто были невежливы с клиентами и устраивали розыгрыши, на фоне которых даже их ловкость и проворство переставали казаться преимуществом.
Тогда Белл решил, что женщины лучше подойдут для этой роли.
Соискательниц подбирали длинноруких (из-за высоты коммутационных панелей) и незамужних, так как работа была круглосуточной. Чтобы воплотить такой график в реальность, Белл решил устанавливать коммутационные щиты в дома своих работниц.
И первым его сотрудником стала Эмма Нут в 1878 году.
Как вскоре выяснилось, это была гениальная идея, ставшая поворотным моментом в истории телефонии.
Сила женского голоса
Клиенты сети Белла дали высокую оценку спокойному и дружелюбному голосу Нут и ее техническим навыкам. Вскоре Белл нанял ее сестру и других женщин. Они справлялись с физической составляющей работы, у них была более приятная манера общения, а общий уровень сервиса был стабильным.
С годами женщины, разумеется, были заменены автоматическими коммутаторами, ставшими основой современных автоматических телефонных систем. Но именно Нут и ее голос стали посредниками, которые помогли запустить развитие телефонных сетей до уровня, к какому мы привыкли сегодня. Она проработала с Беллом и Бостонской телефонно-диспетчерской компанией еще 30 лет до выхода на пенсию.
В конце тридцатилетней карьеры Эммы Нут домашними телефонами обзавелись около 25% всех американцев.
Голос как посредник
Через 139 лет после запуска первого телефона в мире появился еще один приятный женский голос, способствующий развитию нового поколения сетей под голосовым управлением, — Alexa.
Alexa и подобным ей современным голосовым помощникам потребовалось всего 4 года, чтобы достичь 25% уровня распространения среди американского населения. Это поразительная скорость проникновения.
Amazon — не первая компания, желающая извлечь выгоду из пользовательского интереса к применению голосовых команд, которые могут выступать альтернативой текстового ввода или свайпов и давать доступ к контенту и услугам. Но именно Amazon создала посредника с приятным голосом, собираясь запустить и раскрутить целую экосистему голосового управления.
Сегодня эта экосистема включает в себя разработчиков, создающих навыки для Alexa, пакеты программного обеспечения, позволяющие сторонним компаниям интегрировать Alexa в собственные девайсы, и целую серию устройств производства Amazon, которые позволяют потребителям пользоваться Alexa и ее навыками в своих домах и офисах.
Теперь эти устройства становятся доступны и в автомобилях. Недавний запуск Echo Auto по следам августовского релиза Amazon Auto SDK однозначно указывает на то, что Alexa намерена прочно обосноваться на пассажирском сиденье американского автовладельца.
Недавние анонсы Google также ясно дают понять, что компания не собирается позволять Alexa хозяйничать на рынке. Технологический гигант заключил договор с автомобильным альянсом Renault-Nissan-Mitsubishi об использовании операционной системы Android в качестве встроенной ОС бортовых компьютеров автомобилей, выпускаемых участниками альянса. Стоит отметить, что эта группа компаний продает больше автомобилей, чем любой другой производитель в мире. В прошлом году объем их продаж составил 10,6 млн единиц.
Договор вступает в силу в 2021 году. И хотя три года — немалый срок, этот проект для Google — хороший задел с точки зрения развития и запуска 5G-сетей, а также все более важной роли, которую автомобили будут играть в мире интернета вещей.
Как бы то ни было, потребители не хотят ждать так долго. И они нашли способ получить подобную функциональность уже сейчас.
Дорожная гонка голосовых систем
Автомобили много лет рассматриваются в контексте мощного транспортного потока, однако не так давно они к тому же превратились в своего рода подключенные к сети устройства.
Системы телематики отслеживают процессы доставки груза и измеряют их эффективность на протяжении вот уже 20 лет. Но превращение машин в сетевые устройства произошло не столько по инициативе производителей, сколько потому, что потребители стали использовать различные устройства для подсоединения к сетям внутри автомобилей.
Потребители подключают смартфоны к встроенным автомобильным бортовым компьютерам, звонят с их помощью и слушают плейлисты в Spotify. Не очень привлекательные, но весьма функциональные крепления на лобовое стекло или приборную панель упростили водителям доступ к системам навигации и другим приложениям прямо во время управления машиной.
Прошлогоднее исследование выявило, что общая сумма, потраченная владельцами автомобилей на покупки и оплаты во время поездок на работу, составила 212 млрд долларов. Автолюбители делают самые разные заказы, от утреннего кофе до продуктов или обеда с самовывозом. Они пользуются приложениями для поиска заправок и парковок, а иногда прямо в приложениях оплачивают подобные услуги.
Производители хотят извлечь выгоду из всех этих действий. Вопрос в том, получится ли у них, и позволят ли потребители?
Боясь отдать инициативу в руки технологических посредников вроде Apple, Google и Amazon, многие автопроизводители совместно с третьими сторонами разрабатывают собственные брендированные приложения для приборных панелей.
Например, Ford создал собственную систему, хотя в некоторых его моделях доступна Alexa. Mercedes-Benz объявил о запуске совместного проекта по созданию подобного решения. Продукты Xevo, крупного игрока в этом сегменте, используются в 25 млн автомобилей и позволяют производителям накапливать уникальный брендированный опыт, который можно контролировать с момента приобретения авто.
Но чтобы ощутить преимущества определенных брендов, потребителям придется купить новый или хотя бы не слишком старый подержанный автомобиль. Такие покупки не делаются каждый день, а новый опыт люди хотят уже сейчас.
При этом статистические данные показывают, что современные потребители обновляют свои машины реже, чем когда-либо.
На дорогах США сегодня 272 млн машин. Средний возраст американского автомобиля — 12,1 лет, и за период с 2007 по 2017 год этот показатель вырос на 2 года. В 2017 году в США было продано 17,1 млн автомобилей. Примерно 6,7 млн из них — легковые, остальные — малотоннажные грузовики и кроссоверы.
Потребители воздерживаются от смены автомобиля по разным причинам. Новые машины стоят больше, чем многие могут себе позволить, поэтому им приходится приобретать подержанные. Их продажи в США сегодня в два раза превышают тот же показатель для новых автомобилей.
Современные автомобили изготавливаются качественнее и потому могут дольше обходиться без ремонта. Дизайн многих моделей с годами меняется незначительно, поэтому машины остаются эстетически привлекательными. Да и в целом люди стали ездить меньше.
Это не создает проблем для телефонных приложений, давно использующих Bluetooth для подключения к автомобильным системам. Но подобные факторы задерживают внедрение умных бортовых компьютеров, замедляют развитие экосистем приложений для них и набор критической массы пользователей.
Чтобы ускорить процесс, автопроизводителям лучше разделить эту «поездку» с технологическими гигантами, в особенности двумя из них.
Новый автомобильный коммерческий опыт
Влияние голосового управления на коммерческую сферу изучается с тех пор, как в 2014 году на сцене появился Amazon со своей Alexa. Именно она, а не представленная за два года до нее Siri, превратила голос в эффективный способ взаимодействия с потребителем.
Amazon сделал Alexa и поддерживающие ее устройства центром потребительской вселенной: сначала в их домах, а потом и в смартфонах, которые люди всегда носят с собой. Сегодня Alexa завоевала почти 62% рынка голосового управления и может продемонстрировать более 30 тыс. навыков, улучшающих пользовательский опыт.
Alexa начинала как голос из цилиндрического устройства, которое обычно ставили где-нибудь на кухне. Она шутила, включала музыку и озвучивала прогноз погоды по первой просьбе. Разговор с неодушевленным предметом и получение относительно адекватных ответов на простые команды стали удобным и привычным для потребителей опытом.
Таким образом Alexa получила возможность учиться у потребителей, лучше понимать их речь и контекст.
Со временем люди привыкли к голосовому помощнику Amazon и сделали его своим домашним командным центром. А помощник, в свою очередь, стал давать более разумные ответы. Сегодня помощником Alexa пользуются на телефонах и в домашних устройствах, управляя светом, системами безопасности, замками, шторами и приборами с помощью одних только голосовых команд.
Однако Amazon задумывала помощника не только как переключатель всего и вся.
Amazon всегда был коммерческой площадкой. Их маркетплейс — это цифровой посредник и платежная сеть в одном флаконе, позволяющие покупателю найти необходимый товар. Экосистема, построенная компанией за последние 20 лет, нацелена на создание выгодных предложений для пользователей и продавцов, в том числе и за ее пределами.
Alexa создавалась как некая прослойка между потребителями и платформой Amazon. Вначале они получали от Alexa информацию, потом поручали ей задачи, а после стали пользоваться доступом к сервисам, предполагающим коммерческое взаимодействие: заказ цветов или пиццы, вызов Uber.
Кроме того, Alexa никогда не «затачивалась» под конкретные устройства, каналы или сценарии использования. Она должна сопровождать пользователя, где бы он ни оказался, в том числе и за рулем автомобиля.
Это, конечно, не значит, что Amazon и Alexa уже взяли под контроль автомобильную коммерцию, ведь подобное утверждение не справедливо даже для коммерции голосовой.
Google и его голосовой помощник также пустили корни в поисковых и коммерческих системах. Потребители привыкли «спрашивать Google» обо всем, в том числе и о том, где купить тот или иной товар. Компания также представила серию устройств, завоевавших более 25% рынка голосового управления, и собирает под своей эгидой группу мерчантов, включая Walmart, готовых задать Amazon жару в борьбе за прибыль. Во время поездок автолюбители постоянно обращаются к Google Waze и Maps, попутно пользуясь встроенными в них коммерческими предложениями.
В результате основная конкуренция возникает отнюдь не между производителями автомобилей, которые желают встроить в машины красивые, брендированные, отзывающиеся на голосовые команды бортовые компьютеры и боятся, что технологические гиганты возьмут эту сферу под свой контроль. Инновационные технологии уже пришли в этот сегмент, поскольку так захотели потребители.
Echo Auto стоимостью 29,99$ (вскоре 49,99$) поможет Alexa оказаться за рулем любого автомобиля на дороге. Этот девайс наверняка окажется под многими рождественскими елками в этом году. Для Alexa включение автомобиля в коммерческую экосистему означает прежде всего подключение потребителя с последующей возможностью совершать покупки прямо в дороге.
Но не стоит сбрасывать со счетов Google. У него есть свои преимущества и мощная Android-экосистема за плечами. Также следует помнить и про Apple. Хоть эта компания с ее 4% долей на рынке голосового управления сейчас бесконечно далека от успеха, у нее есть все мотивы и финансовые инструменты, чтобы вернуться в игру.
Так или иначе, это будет гонка между технологическими гигантами, которым удастся запустить богатые экосистемы внутри и за пределами автомобилей. И по крайней мере один из этих технологических гигантов использует приятный женский голос в качестве посредника в общении с потребителем. А автопроизводителям, не желающим потесниться, в состязании делать будет нечего.