Telegram, Viber, WhatsApp и Skype — оружие террористов
Источники в силовых структурах рассказали «Известиям», какими мессенджерами пользуются террористы для вербовки россиян в свои ряды. По статистике, ИГИЛ (запрещена в России) чаще всего использует Telegram, Viber, WhatsApp и Skype. С помощью этих мессенджеров уже были завербованы тысячи россиян.
Собеседник раскрыл конкретный механизм, как работают вербовщики. На первом этапе они выявляют людей, наиболее склонных к информационной обработке. Затем начинают дружеское непринуждённое общение с ними, а потом переводят общение в закрытые группы мессенджеров: «Стойкое шифрование позволяет членам закрытых групп общаться практически в режиме абсолютной конфиденциальности», — сказал он.
Представитель силовых структур назвал конкретные случаи, когда террористы были завербованы через Skype (Рашид Евлоев), через Viber (Шокирджон Икрамов), через WhatsApp (Варвара Караулова). По его словам, теракт в метро Санкт-Петербурга 3 апреля 2017 года был скоординирован посредством WhatsApp и Telegram, а управление деятельностью всех диверсионно-террористических групп, планировавших совершить теракты в России, эмиссары ИГИЛ осуществляли через Telegram и интернет-рацию Zello.
Более того, в ИГИЛ работает служба безопасности, специалисты которой разбираются в IT-технологиях. Они распространили среди активистов рекомендации использовать именно защищённые каналы коммуникации в мессенджерах, то есть end-to-end шифрование: «В таких системах только сам ее производитель может расшифровать содержание разговора», — пишут «Известия».
Очевидно, в такой ситуации спецслужбы и силовые структуры видят наиболее логичный выход в том, чтобы лишить мессенджеры шифрования и прослушивать разговоры. Это самый простой способ отслеживать коммуникации террористов — оперативная работа сводится к минимуму усилий.
Но проблема в том, что во многих мессенджерах сделать это технически сложно или невозможно. Схема end-to-end шифрования специально спроектирована таким образом, чтобы постороннее лицо не могло получить информацию о переписке или звонке. Что делать силовым структурам в такой ситуации? На этот вопрос отвечает основатель коммуникационной платформы OMMG Сергей Кравцов: «Мессенджеры стали основным видом коммуникации, замещая SMS и телефонные звонки. Благодаря своей бесплатности и приватности этот вид коммуникации будет развиваться. Но только компании, которые сотрудничают с государством и стараются выполнять его требования, смогут работать. Остальные будут заблокированы».
Судя по всему, эпопея с блокировкой Telegram ещё не закончена. Согласятся ли основатели этого мессенджера сотрудничать с государством?