Pull to refresh

Простой GUI калькулятор на Python #1. Дизайн приложения

Reading time 5 min
Views 62K

Штош. Наверное, каждый начинающий программист после "Hello, world!" хочет написать какой-нибудь простенький проект. Почти всегда в голову приходит идея создания калькулятора. Но консольный калькулятор - это как-то скучно и просто. Хочется сделать приложение вот прямо как в системе. Ну или хотя бы что-то похожее.

В этой серии статей я научу вас делать простой кроссплатформенный десктопный калькулятор. Здесь не будет тригонометрических функций, процентов, интегралов и других полезных вещей. Вы сможете добавить их по своему желанию.

Мы будем использовать язык Python, фреймворк Qt, библиотеку PySide6, сразу установим её:

pip install PySide6

Qt Designer

Создавать интерфейс мы будем в приложении Qt Designer. Его можно скачать отдельно или найти в папке установленного PySide. Для этого перейдем по пути:

python(или venv*)/Lib/site-packages/PySide6/designer.exe

Создаем Main Window, т.е. главное окно приложения.

Сразу убираем ненужные menubar и statusbar.

Название приложения можно изменить в свойстве главного окна windowTitle.

Элементы калькулятора

Перетащим нужные элементы в интерфейс. В нашем калькуляторе будет поле ввода Line Edit.

Label с временным выражением над этим полем ввода.

Grid Layout для кнопок.

Просто закинем эти элементы и выберем Lay Out Vertically для центрального виджета.

Теперь закинем кнопки в Grid Layout, у меня будет 4 колонки и 5 рядов. Чтобы скопировать и вставить элемент, можно перетащить его с зажатой клавишей Ctrl.

Поставим текст во все кнопки. Для Backspace мы позже поставим иконку.

Проставим горячие клавиши для всех кнопок, кроме Clear и отрицания. За это отвечает свойство shortcut. К сожалению, в Qt Designer нельзя указать несколько горячих клавиш для одной кнопки. Хотелось бы, чтобы клавиши "Enter", "Return" и "=" выполняли вычисление. Мы сделаем это позже в коде. А пока поставим для вычисления одинокую клавишу =.

Запишем 0 в Line Edit и выберем правое горизонтальное выравнивание для текста.

Нам нужно сделать так, чтобы пользователь не мог вводить что попало в это поле, чтобы он мог его только читать. Для этого существует свойство readOnly.

Укажем максимальную длину в 16 символов, как в калькуляторе Windows.

Запишем в лейбл какое-нибудь выражение и поставим правое выравнивание.

Чтобы посмотреть превью дизайна используйте сочетание клавиш Ctrl + R.

Давайте назовем элементы, чтобы в коде было проще обращаться к ним.

Размерная политика элементов

Вы спросите: "Почему интерфейс так плохо выглядит?". Все потому, что у элементов не настроена вертикальная политика. Для лейбла и поля поставим Maximum.

Конечно же не забываем сохранить файл интерфейса. Он имеет расширение ui. Обычно я называю файл design.ui

Для всех кнопок поставим Expanding.

Стилизация калькулятора

Сначала нужно определиться с цветовой палитрой. Я буду использовать 4 цвета:

  1. Почти черный #121212 для фона.

  2. Белый #FFF для текста кнопок и поля ввода.

  3. Серый #666 для фона кнопок при наведении.

  4. Серый посветлее #888 для текста временного выражения и фона кнопок при нажатии.

В Qt Designer поддерживается язык css. Напишем простенький stylesheet для главного окна. Для всего виджета указываем белый цвет текста и почти черный цвет #121212 для фона.

Я буду использовать бесплатный шрифт Rubik из библиотеки Google Fonts. Он довольно приятный.

QWidget {
	color: white;
	background-color: #121212;
	font-family: Rubik;
	font-size: 16pt;
	font-weight: 600;
}

Давайте посмотрим, что получается.

Давайте изменим кнопки на плоские с прозрачным фоном.

QPushButton {
	background-color: transparent;
	border: none;
}

Теперь напишем изменение фона кнопок при наведении и нажатии. При наведении цвет фона будет меняться на серый #666, при нажатии на серый #888.

QPushButton:hover {
	background-color: #666;
}

QPushButton:pressed {
	background-color: #888;
}

Посмотрим на результат.

Стили для Line Edit и Label

Сначала разберемся с Line Edit. Поставим размер шрифта 40pt и уберем границы. Я не буду делать какие-то изменения при наведении и нажатии, потому что пользователь не может взаимодействовать с этим полем.

font-size: 40pt;
border: none;

Для лейбла укажем только цвет #888. С этим элементом пользователь тоже не может взаимодействовать.

color: #888;

Иконки

Теперь зайдем на Google Icons и возьмем черную иконку калькулятора и белую иконку backspace. Я возьму Sharp иконки с размером 24 пикселя. Формат выбирайте на ваше усмотрение. По опыту скажу, что лучше SVG. И лучше оно не только в том, что оно без труда масштабируется без потери качества (векторная графика), но еще и скачивается одним файлом. При скачивании PNG вам нужно будет распаковать архив, зайти в одну из двух папок и вытащить саму иконку.

В статье я скачивал PNG, не делайте так. Я думал, что Qt Designer не поддерживает иконки с векторной графикой, даже не попробовав.

Создадим файл ресурсов:

Resource Browser > Edit Resources > New Resource File.

Я сохранил файл с названием files.qrc. Добавим префикс для иконок.

Закинем туда наши две иконки.

Поставим иконку Backspace:

icon > choose Resource

Поставим размер 24 x 24 пикселя в свойстве iconSize.

То же самое проделаем для иконки приложения.

Финальные штрихи

Почти готово. Убираем текст из лейбла. Ставим размер главного окна. У меня будет 300 на 500 пикселей. Такой же размер поставлю минимальным для приложения.

Еще добавлю такую фичу - курсор "указывающая рука" для кнопок. Поставлю только для одной кнопки, сейчас доделаем в коде.

Редактируем интерфейс в коде

Файл интерфейса представляет собой файл с xml разметкой. Мы можем найти блок кода с указывающей рукой, введя в поиске по коду Pointing

<property name="cursor">
 <cursorShape>PointingHandCursor</cursorShape>
</property>

Заметим, что этот блок кода идет после блока размерной политики. Поэтому нам нужно заменить:

<property name="sizePolicy">
 <sizepolicy hsizetype="Minimum" vsizetype="Expanding">
  <horstretch>0</horstretch>
  <verstretch>0</verstretch>
 </sizepolicy>
</property>

на:

<property name="sizePolicy">
 <sizepolicy hsizetype="Minimum" vsizetype="Expanding">
  <horstretch>0</horstretch>
  <verstretch>0</verstretch>
 </sizepolicy>
</property>
<property name="cursor">
 <cursorShape>PointingHandCursor</cursorShape>
</property>

В современных редакторах это сделать очень просто. Например, в VS Code нужно нажать Ctrl + H.

Впишем нужные блоки кода и нажмем Replace All (Ctrl + Alt + Enter).

Проверяем в дизайне.

Дизайн сделан, поздравляю!

Конвертируем файл ресурсов и интерфейса

Для начала нам нужно конвертировать файл ресурсов в питоновский файл. Для этого напишем в терминале:

pyside6-rcc "название файла ресурсов.qrc" > "название файла ресурсов_rc.py"

В нашем случае:

pyside6-rcc files.qrc > files_rc.py

Теперь конвертируем в Python файл интерфейса. Для этого введем в терминал тот же самый синтаксис, но теперь используем pyside6-uic:

pyside6-uic design.ui > design.py

Если у вас на выходе получаются файлы с кодировкой UTF-16, конвертируйте их в UTF-8 во избежание дальнейших проблем.

Штош, в следующей статье напишем код для главного функционала калькулятора. До встречи.


Репозиторий на GitHub

Tags:
Hubs:
If this publication inspired you and you want to support the author, do not hesitate to click on the button
+22
Comments 23
Comments Comments 23

Articles