Трудно писать о малоизвестной компьютерной игре, т.к. у читателя сразу возникает законный вопрос: с какой такой радости автор выбрал именно эту игру из тысяч столь же неизвестных? Но не менее трудно писать об очень известной игре, т.к. у читателя сразу возникает законный вопрос: а что-то нового возможно еще сказать, когда уже об этом так много сказано? Возможный выход – это интервью: во-первых, с фанатами игры, а во-вторых, с разработчиками и издателем. Пусть они объясняют, почему многие годы посвятили именно этой игре. Здесь мы избираем именно такой путь, т.к. речь пойдет не просто об известной игре, а об очень-очень известной серии игр «Космические Рейнджеры» (КР) издателя 1С. Подумать только: эти игры пользуются завидным успехом целых 14 лет – это поистине уникальный случай. Более того, игра продолжает развиваться — недавно 1С была анонсирована новая игра этой серии: «Космические Рейнджеры: Наследие». Так сколько же светят звезды?
Сразу отметим, что на Хабре неоднократно писали о КР [1, 2, 3]. Поэтому не будем пересказывать суть игры и занимательную историю ее развития (кроме указанных ссылок, можно посмотреть соответствующие статьи в Википедии, к ним приложены объемные списки источников). Поговорим лучше о будущем игры. Понятно, что для этого стоит попробовать выяснить секреты ее успеха. В первой части нашего интервью на вопросы ответят наиболее активные форумчане независимого форума фанатов игры «Центр Рейнджеров Млечный Путь» (ЦРМП). Среди них чемпионы, занимающие верхние строчки Таблицы рекордов КР (ТР), отмеченные в Таблице знаменитостей (ТЗ), авторы методик прохождения, организаторы чемпионатов. Другая часть нашего интервью – ответы разработчиков и издателя.
Но, прежде всего, следует сделать краткие пояснения для неискушенных в КР читателей. КР не является мультиплейером, однако с первой КР и по настоящее время каждый игрок может прислать свой рекорд на сайт игры (СНК – разработчики игры «Космические Рейнджеры HD: Революция»), где этот рекорд регистрируется в ТР согласно числу набранных очков. Кроме того, была открыта ТЗ, куда заносятся достижения максимальной средней скорости корабля за всю игру, максимального количества наград и т.д. Кроме того, Steam также фиксирует целых 82 достижения в ходе игры. Таким образом, сложился соревновательный контекст. Этот контекст усилился чемпионатами, где участникам предлагается стартовый сейв игры, загрузив который, они должны выполнить ряд заданий, специфичных для каждого чемпионата. В качестве примера можно посмотреть раздел чемпионатов, проводимых на форуме ЦРМП. Существует также Таблица рейтинга игроков, где рейтинг подсчитывается по формуле, зависящей от рекорда в ТР. Игроки группируются в команды, получают за заслуги и победы награды и звания. А сами команды получают очки за победы своих игроков в ТР и в чемпионатах. Таким образом, обеспечивается постоянное соревнование не только между игроками, но и между командами. Эта система отрабатывалась годами, как разработчиками, так и игроками соответствующих Интернет-сообществ, сейчас уже можно утверждать, что она себя зарекомендовала и вносит существенный вклад в поддержание интереса к игре. Возможно, что разработчикам и издателям других игр стоит перенять этот опыт. Конечно же, не все так просто, как может показаться из приведенного краткого пояснения. Есть множество подводных камней. Отметим два из них. Игра должна иметь хорошую защиту от взлома. Для проведения чемпионатов необходима специальная структура – комиссия по чемпионатам.
Возвращаясь к интервью, нужно отметить, что вопросы для него обсуждались на форуме ЦРМП. Там же Idontknower предложил название «Сколько светят звезды?» Таким образом данная публикация, по сути, является продуктом коллективного творчества, автор только свел всё воедино, оформил и добавил пояснения. Большое спасибо всем участникам указанного обсуждения! На этом закончим пояснения и перейдем непосредственно к интервью.
Часть 1. Игроки
На наши вопросы отвечают: один из модераторов ЦРМП, организатор многих чемпионатов, рекордсмен ТР и ТЗ, исследователь игры, лидер команды Звездолета Прогресс — Willis; чемпион ТР и обладатель достижений ТЗ, автор Методики «большого» рекорда в КР HD, лидер команды Крылья Свободы – SHERIFF; рекордсмен ТР и обладатель достижений ТЗ, автор многих ценных советов по тактике и стратегии прохождения игры – Святослав; один из наиболее активных форумчан форума ЦРМП — Ковбой Билл; рекордсмен ТР и обладатель достижений ТЗ, соавтор игрового бота для прохождения планетарных битв, активный форумчанин форума ЦРМП – Студент; рекордсмен ТР и обладатель достижений ТЗ, активный форумчанин форума ЦРМП – Stark242. Конечно же, все заслуги каждого из участников здесь указать невозможно – указал только некоторые.
– А что участники нашего интервью скажут о себе сами?
Willis: Форумчанин форумов EG, МП и СНК. Общий стаж почти 10 лет. Глава команды «Прогресс».
SHERIFF: Седеющий игрок в КР.
Святослав: Мизантроп.
Ковбой Билл: Меня зовут Денис, мне 23 года, минчанин. Мечтатель, лентяй, циник, адепт сарказма. Люблю провоцировать людей и в ряде случаев нахожу это забавным.
Студент: Инженер АСУП, 36 лет.
Stark242: Зовут Станислав, 46 лет, большой фанат фантастики во всех видах: ф.книги (всю жизнь читаю — миллион сюжетов знаю), ф.фильмы — практически все знаю и имею в коллекции, музыка (кибер-электронная ) и ф.игры — пошаговые стратегии (космос и фэнтези)…
– Любимые игры и за что?
Willis: Из самых любимых игр я отдаю предпочтение Rome: Total War за его масштабность, динамичность, глобальную стратегию и 3D-бои, Empire: Total War (прямой продолжатель предыдущей игры), Сибирь 1, 2 от Бенуа Сокаля за его прекрасный и сложный мир квестов и многочасовые загадки, головоломки и диалоги главных героев, 12 стульев и, конечно же, КР2.
SHERIFF: Герои, Цивилизация, Космические рейнджеры. Нравятся за глобальность и возможность игроком виртуально управлять мировыми цивилизационными событиями. Также нравится серия игр Х3 за виртуализацию космоса и космических сражений. Не нравится в последней игре невозможность показать свое умение в виде итогового результата. Проще говоря, не нравится бесконечность игры Х3.
Святослав: Кроме «Рейнджеров»: Герои-1-5, Kohan -1,2, Цезарь-2, Варкрафт-2, Disciples -2 (со всеми дополнениями), Age of Wonders -2 (3?), StarCraft 1,2, Kings Bounty (новая) и еще несколько старых (классических) игр, о которых уже, наверное, никто и не помнит.
За что. За возможность напрячь мозг (если есть), за атмосферу (в основном сказочную).
Ковбой Билл: Ха, а маму свою вы тоже любите «за что-то»? ;)
Активным игроком я бы себя не назвал, но вот те вещи, любовь к которым я перенес через годы: серия игр «Sonic the Hedgehog», «Fable: The Lost Chapters», серия игр «Worms», серия игр «Космические Рейнджеры». В более раннем возрасте я играл на консолях и во множество других замечательных игр, среди которых серия игр «Crash Bandicoot», «Metal Gear Solid», «Twisted Metal 4» и прочие. Последней же игрой, которая меня очень сильно впечатлила и не перестает вдохновлять и заставлять задумываться, — стала, безусловно, Undertale.
Студент: КР, Готика, Агония власти, fallout. Открытый мир, свобода действий.
Stark242: Играю уже 25 лет, по возможности, люблю пошаговые стратегии, глобальные космические стратегии + КР и КБ (Кингс Баунти), люблю за гимнастику ума, удовольствие, погружение в мир фантастики, фэнтези и приключений, не люблю стрелялки…
– Сколько лет играете в КР, и почему до сих пор нравится эта игра?
Willis: В КР2 играю уже 12 лет. Ещё до выхода КР2 играл в КР1 и проникся его сложным динамичным космосом, возможностью игрока саморазвиваться, проходить самые разные задания и ставить в игре эксперименты с тактиками, что позволяет раз за разом проходить эту игру. Развитие рейтинга команд и чемпионатов на форумах EG и МП дало ещё один дополнительный стимул к прохождению КР2.
SHERIFF: Играю в КР с перерывами около 10-ти лет. Рекорды в ТР начал отправлять в начале 2011-го года. С целью отправки рекордов в ТР и зарегистрировался на сайте СНК в феврале 11-го. Изучив на сайте СНК и ЦР МП опыт других игроков, резко повысил свое умение и знания по КР. В КР нравится сочетание нескольких жанров игр. Это вносит в игру разнообразие. Также нравится то, что КР заставляет напрягать серое вещество, а не бездумно водить бешено мышкой и бить по клавишам.
Святослав: С самого начала и играю. Почему нравится, объяснить сложно, но нравится.
Ковбой Билл: Мне сейчас затруднительно точно сказать, в каком году я познакомился с миром КР. Одно могу сказать наверняка: «любви с первого взгляда» в моем случае не было, и пристрастился к этой игре я лишь со временем. Моей самой любимой частью «Космических Рейнджеров» были и остаются текстовые квесты. Стратегическая же часть игры меня не интересует практически совсем. Красивые тексты, шутки и превосходная музыка — вот что меня всегда подкупало в КР, а вовсе не расчеты как можно лучших конфигураций корабля. Планетарные бои могут зайти мне под настроение, а могут временами и откровенно раздражать. Я бы сказал, что мне нравится сама суть мира КР.
В последнее время, не стану скрывать, к игре в КР я приохладел. Но все же эта игра, как и некоторые другие, оказала на меня значительное влияние на некоторых жизненных этапах. А самым главным для себя в КР я бы назвал даже не сам факт игры, а знакомства с большим множеством прекрасных людей, которые не были бы возможны, не окажись я однажды в этой вселенной. Вот так оно и есть: игра для меня в целом прошла, а люди остаются.
Студент: Лет 6. Нравится, и все тут :-)
Stark242: Играю не так много — 4-5 лет, пока не надоела, люблю соревновательность (ТР) и интересное комьюнити…
– Что нравится и что не нравится в игре КР2HD?
Willis: В игре КР2HD мне нравится задумка с пиратами и спецагентской веткой развития. Минус состоит в том, что движок игры практически не изменился со времён КР2 и основные элементы игры остались неизменными.
SHERIFF: Я человек непривередливый. На данном этапе я рассматриваю КР больше как соревновательный спортивный процесс. В таких условиях при честной игре все игроки находятся в равных условиях, созданных разработчиками игры. Я принимаю все изменения от разрабов и работаю с той игрой и теми изменениями, что были сделаны. Проще говоря, в игре меня все устраивает.
Святослав: Нравится практически всё. Меньше всего нравятся текстовые квесты, но это дело личного вкуса.
Не нравится необходимость генерации приличных корпусов. Не нравится второе задание спецагенток – скучноватое. Третье задание тоже, но оно хотя бы короче.
Студент: Нравится много чего, почти всё. Не нравится безнаказанность, за «плохое поведение» слишком слабая расплата. Но в других играх и того нет.
Stark242: Нравится тактико-стратегическая составляющая, надоели ПБ, АБ и ТК!
Ковбой Билл: Больше всего в КР HD мне нравится свежий взгляд на серию, который открыл франшизе второе дыхание. Разработкой игры в кои-то веки занялись настоящие фанаты, а не полностью безразличные люди, для которых приоритетной является материальная составляющая. Хоть мы и вернулись в уже давно знакомый для нас мир, но этому миру еще было что нам предложить. Новая сторона конфликта со своей собственной сюжетной линией, новый контент, обновленная графика — пришло время протереть запылившийся на полке значок рейнджера, чтобы вновь позволить ревущему двигателю отнести нас вперед к приключениям!
Теперь о том, что не понравилось. К сожалению, на момент выхода игра выглядела еще достаточно сырой: вылеты, зависы, опечатки, логические ошибки. Первое время после релиза разработчикам приходилось усердно работать над этим проблемами. Но стоит отдать им должное: как только поток самых «грубых» багов закончился, авторы с лихвой компенсировали прорехи оригинальной версии контент-патчами, вознаградив тем самым терпение фанатов. На текущий день КР HD является не просто дополнением к любимым многими КР2, но и совершенно самостоятельной игрой, а то и венцом всей серии.
— Гусаров и Даб (Алексей Дубовой) были полностью безразличные люди? (Мне так не показалось).
Ковбой Билл: Этот же самый вопрос я и сам себе задал, если честно. Да, сначала определенно все строилось на мечте создать что-то интересное. И да, пожалуй с «безразличными» я действительно переборщил. Но в какой-то момент эта планка стала для них взята (как минимум для Гусарова) и случилось то что случилось. Даб был не против продолжить работу над серией, но у Гусарова уже стояли перед глазами новые непокоренные горизонты. Так или иначе, их дуэт не прошел проверку временем. Ну а фанаты — это все-таки всегда совсем другой уровень. Я не о профессионализме, разумеется, а о преданности. Мне кажется, даже иной певец может не любить себя так, как его будет любить какая-нибудь безымянная фанатка, вешающая плакат с ним на стену. :)
– Как видите будущее игры? Нужна ли КР3, и если нужна, какой должна быть? Должна ли сохраняться ли преемственность с предыдущими играми серии КР и нужны ли изменения сюжета, привносящие остроту в привычную вселенную игры?
Willis: Я считаю, что всякая игра должна развиваться, если она не хочет быть забытой. О КР3-продолжении КР2 и его преемников — мечтали многие игроки. Его сюжет принимал самые разные формы. Свой вариант я уже высказывал в теме интервью.
SHERIFF: КР3 конечно же нужна. Наверное, в КР3 должно быть развитие сюжета, может, добавление врагов или замена старых на новых, улучшение графики. Преемственность со старыми версиями обязательна.
Святослав: КР3 лично мне нужна. Преемственность с предыдущими сериями должна сохраняться. Насчет сюжета ничего не могу сказать. Возможны какие-то дополнения стратегической части вроде возможности за деньги строить/улучшать базы/флоты в конкретной системе по желанию игрока, но, на мой взгляд, превалирующей должна оставаться ролевая составляющая и баланс. Собственно для меня между КР HD и КР3 хватит такого количества изменений/дополнений, какое было между КР2 и КР HD. И да, никаких 3D, укрытий и перекатов.
Ковбой Билл: Давайте по порядку. :)
Хотел бы я быть оптимистом, но будущее мира КР мне не видится в радужной перспективе. Скриншоты грядущего «Наследия» заставляют бить себя ладонью по лбу: некрасивые модели, неуместная для вселенной КР мультяшная графика и… пышные формы, столь же неуместные для франшизы. Нет, не то чтобы я был против последнего, но меня смущает вопрос: на какую аудиторию ориентирована игра, которая ловит потенциальных игроков на пышные формы? «Космические Рейнджеры» всегда были игрой, в которой приходится думать, а издатель явно ориентируется на тех, кто «залетит на огонек». Его право, но меня сей факт смущает.
Вопрос даже не в том, нужны ли КР3, а скорее в том, какие КР3 нам нужны. Согласитесь, предыдущие игры серии задали очень высокую планку. Более того, время не стоит на месте, и то, что выглядело приемлемо в 2004 году, может уже не зайти сегодняшней искушенной публике. КР3 должны будут выдержать баланс между классикой и инновациями, так, чтобы показать: и прогресс шагнул вперед, и вселенная перед нами все та же. Например, сухие с графической точки зрения текстовые квесты. Если заменить их графическими, то получится первая игра из серии КР без текстовых квестов — одной из основных ее составляющих. Если оставить все как есть — в чем тогда прогресс? Так что же стоит сделать, создать некий гибрид? И не стоит забывать, что каждый из фанатов КР находит в серии что-то свое и любые внесенные в серию изменения примут не все. Среди прочего, можно долго спорить на тему того, нужен ли в КР мультиплеер. Как по мне, он там не нужен, но кто-то может думать иначе. Я не считаю, что за КР3 в принципе стоит кому-то браться, если он не готов ответить на все эти вопросы. В любом случае, продолжение должно будет удивить. Удивить еще раз. Но и мир должен быть узнаваем. Как я уже отметил, планка задана очень высоко. Возможно, серию даже стоило бы закончить. Лично я только приветствую, когда история умеет заканчиваться вовремя и не плодит кучу ненужных продолжений разной степени спорности и целесообразности.
Думаю, я дал исчерпывающий ответ на этот вопрос.
Студент: Не знаю что сказать.
Stark242: Будущее: у меня мечта увидеть объединение мира КР и мира МоО (Master of Orion)-глобальной космической (ГКИ)- реинкарнация которой, кстати, недавно вышла — планирую в ближайшее время ее изучить. В КР мне никогда не был интересен сюжет, преемственность, да и рандом мне никогда особо не нравился. Надо обязательно вводить дерево технологий, развитие планет, как в ГКИ, необходимо дать возможность игроку влиять на несколько мест одновременно: для этого надо дать автономность транкам и партнерам, значительно расширив им количество степеней свободы (я об этом много писал на СНК в предложениях).
– Играете в игры на мобильных устройствах? В Наследие будете играть? Как относитесь к схеме f2p?
Willis: В игры на мобильных устройствах я не играю, в «Наследие» также не имел чести познакомиться. К схеме f2p применительно к КР HD отношусь настороженно. Думаю, что игровой мир должен там и оставаться.
SHERIFF: На мобильных устройствах игры не играю. Еще не думал, буду ли играть в Наследие. По f2p сложно ответить.
Святослав: Нет. Нет. Никак.
Ковбой Билл: Нет, на мобильных устройствах я ни во что не играю. Они меня просто не интересуют как игровая платформа. Что же до Наследия, то думаю, стоило бы хотя бы раз на него взглянуть. Может быть, даже и поиграю. :)
Теперь о «Free to play». С одной стороны, это делает игру доступной для всех желающих, что хорошо с точки зрения привлечения аудитории. Но и здесь не без ложки дегтя: какой будет эта аудитория? Все-таки цена на игру формирует некоторый порог для входа. Не хотелось бы, чтобы сообщество заполнилось случайными людьми. Иногда лучше меньше, да лучше.
Студент: Нет. Если выйдет для компа, гляну. Отрицательно.
Stark242: Нет, не играю, но хочу попробовать, хотя сомневаюсь, что понравится. С донатами тоже не сталкивался, не знаю даже, деньги в принципе не проблема, но это как- то нечестно, что ли…
– Как ваши домашние относятся к вашему увлечению КР?
Willis: Домашние к игре КР относятся безразлично.
SHERIFF: Я нашел компромисс между временем, проведенным в игре, и временем, проведенным с родными. Родные относятся к моему увлечению КР терпимо и с пониманием.
Святослав: Пока сын жил с нами, ему было интересно (он и сам немного играл) смотреть за развитием партии. Сейчас осталась жена, она нормально относится, возможно, из-за того, что я этим не особо злоупотребляю.
Ковбой Билл: Абсолютно спокойно. Вопрос куда более актуален для тех, кто обзавелся собственной семьей и проводит за игрой в КР больше времени чем с этой самой семьей.
Студент: Не очень, но уже привыкли.
Stark242: Плохо относятся, особенно жена, т.к. отбирает слишком много семейного времени.
– Своему ребенку (12+) разрешите (разрешили бы) играть в КР?
Willis: Думаю, что своему ребенку (12+) я бы разрешил играть в КР, так как подобного рода игры развивают мышление и кругозор. Конечно же, нужно знать определённую меру в количестве часов, затрачиваемых на игру.
SHERIFF: Своему ребенку (12+) я разрешил бы играть в КР. Будь у него такое увлечение, помог бы советами по игре.
Святослав: Уже не знаю, ибо на момент выхода первых КР ему было 14 и постигали эту науку мы вместе. Думаю, что разрешил бы.
Ковбой Билл: Мне, право, тяжело оперировать такими высокими материями. :)
Наверное, в первую очередь я бы хотел, чтобы мои дети умели думать. Чтобы научиться думать, нужно анализировать и сопоставлять любую поступающую из внешнего мира информацию, причем чем больше, тем лучше. Таким образом, ограничение поступающей информации как минимум не выглядит чем-то полезным с этой точки зрения. Исключением может быть, если эта информация способна нанести прямой вред жизни или здоровью, в том числе и психическому. Думаю, КР такой опасности не несут.
А вообще, здесь еще от характера ребенка зависит. Возможно, некоторых детей все же стоит от чего-то ограждать. Но в целом думаю, что разрешил бы.
Студент: Да.
Stark242: Старший сын у меня играл в начале (кстати, он мне КР и показал в первый раз), но, по-моему, ни разу целиком ее не прошел, помогал проходить ПБ, а потом переключился на современные молодежные игры, дочери не разрешу, да ей и самой такие игры не интересны (сейчас ей 6).
– Хотите что-то добавить?
Святослав: Пожелание процветания разработчикам и успеха (в том числе и коммерческого) КР3.
Stark242: Потом включусь, если будет реально контакт с разрабами…
вот, как-то так пока…
Ковбой Билл: Не пользуйтесь малокскими презервативами. :-)
Спасибо за интервью!
— Спасибо за ответы!
В следующей части на вопросы ответят разработчики и издатель.