Карьерные стероиды. Лифты

    Лифты – это разного рода конкурсы, программы развития и т.д., которые объявляются как внутри компании, так вне ее. На мой личный взгляд, среди айтишников – это самый недооцененный способ подняться по карьерной лестнице.

    В конкурсах, обычно, любят участвовать не айтишники, а всякие там… Не знаю, как назвать. Активные, короче. Те, кто любил, когда еще учился в школе или институте, участвовать в самодеятельности, кружках и осенних балах. Да, обычно это – женщины (это не stereotyping, а статистика).

    Главная причина, по которой айтишники не участвуют в лифтах, на мой взгляд – мы слишком умные, или шибко умные, если точнее. В большинстве случаев мы отвергаем конкурс, даже не прочитав его программу, условия и призы. А если и прочитаем, то сразу делаем простые выводы – так, в конце конкурса мне ничего особо не светит, даже если смогу победить, тогда и возиться не стоит.

    Но есть у лифтов три неприятные особенности.

    Первая: главная польза лифта – не в призе, который обозначен, а в сопутствующих плюшках. Главная из них – узнаваемость. Если вы – рядовой программист или системный администратор, то, скорее всего, о вашем существовании руководство знает лишь в тот момент, когда читает новую версию штатного расписания («о, ни фига, сколько у нас админов»). Лифт же, как правило, предполагает участие кого-то из руководства – например, в финале, или на защите проектов, или в корпоративе – не важно.

    Вторая, и главная: правила лифта почти всегда меняются по ходу, даже если это – конкурс всероссийского масштаба. Ниже я расскажу пример из своей практики.

    И вот здесь наша, айтишная, «умность» нас подводит. Мы глядим на программу, и думаем, что конкурс будет идти строго в соответствии с программой. Если там написано, что надо сделать проект, и оценивать его будет экономист Валентина, то мы искренне считаем, что так оно и будет.

    Но, к сожалению, или к счастью, конкурсы организуют не программисты, а обычные люди. Сделать конкурс предсказуемым, продуманным, и четко соответствующим программе у них не получается. По ходу несколько раз вносятся коррективы, которые невозможно было предсказать в самом начале.

    Третья: из лифтов в процессе движения выскакивает большинство людей. Не потому, что не справляются, или передумали. Просто… чудаки.

    Расскажу несколько примеров из своей практики.

    Первый пример – стратегическая сессия. Это такое мероприятие, на котором собираются руководители предприятия и решают, как жить дальше. Обычно это – пустая трата времени, потому что люди не видят в сессии лифта.

    И вот, однажды, новый директор компании, где я работал ИТ-директором, решил провести сессию в новом формате. Пригласил модератора из известной московской компании (айтишной, кстати, почему-то), и отдал ей руководство стратегической сессией. Тетка была толковая, и решила так. На самой сессии мы устроим мозговой штурм, будем предлагать и записывать идеи по развитию компании. Потом, уже после сессии, нас, руководителей, разобьют на группы, каждой дадут задание разработать один кусок большой стратегии: кому-то – процессы, кому-то – продукты, кому-то – рынки и т.д. Я попал в группу «стратегия бизнес-процессов».

    В мозговом штурме на стратегической сессии нет ничего нового, поэтому все прошло так же, как и в прошлые миллионы раз. Все чего-то говорили – одно и то же – и это аккуратно записали. Разработать новые продукты, оптимизировать затраты, найти новых клиентов, купить пару станков и т.д. – в общем, обычная бессмысленная хрень. Всегда так было, всегда так будет. Все эти предложения, после некой фильтрации, попадают в большой документ, который называется «План стратегического развития».

    Казалось бы, где тут лифт?

    Лифт оказался во второй части – разработке куска стратегии. Вообще, надо сказать, среди руководителей мало кто знает, что такое «стратегия». Если спросить, многие дадут правильное определение – особенно те, кто на MBA учился – но делу это не помогает. Результатом «разработки стратегии» обычно, все равно, становится очередная портянка с пунктами типа «работать лучше, больше, и т.д.».

    Надо отметить, что я в тот момент собирался увольняться, т.к. мне не нравился новый директор, а я не нравился ему. Такое положение дел позволило мне расслабиться, и получить удовольствие от процесса. Я решил, что выполню это упражнение с пользой для себя – так сказать, дембельский аккорд.

    Когда наша группа собралась, все начали жевать сопли и ныть, что вот опять какую-то хрень придумали, работать надо, некогда придумывать стратегию, и вообще. Я тогда объявил – пацаны и девчонки, не парьтесь, дайте мне пару дней, я все придумаю. Все, разумеется, с радостью согласились.

    В детали вдаваться не буду, но я решил изменить подход к разработке стратегии – пусть это будет не список мероприятий, а принципы, модель, некая абстракция, на которую потом легко лягут конкретные мероприятия. Я же программист. Главное в стратегии – принципы, которые ведут к росту компании, а не конкретные действия. А цель стратегии была задана достаточно четко.

    Покурив стратегию пару дней, я выдал документ – один лист формата А4, с достаточно крупным шрифтом. Главная фишка была в том, что я сделал не «стратегию бизнес-процессов», а «стратегию всей компании». Мне ж терять-то нечего было.

    Там была изложена модель роста компании и приведены критерии оценки всех тех предложений, которые, я был уверен, напишут остальные команды. Ничего особо умного я не придумал, модель была взята из известных книг. Но она объясняла ключевые принципы роста.

    Что, вы думаете, было дальше? По правилам лифта, мой листочек А4 должен был отправиться на помойку, потому что я не выполнил задание – стратегии бизнес-процессов у меня не было. Но мою бумажку приняли, причем с восторгом.

    Ну, приняли и приняли. Дальше что? По правилам лифта, должна была появиться одна большая стратегия, объединяющая все, что сделают команды. А они сделали, о да. Обычные, длинные, нечитаемые портянки. Мой листок А4 при таком подходе сразу бы затерялся в этой огромной куче бумаги.

    Но правила лифта опять поменялись. Моя стратегия была объявлена главной, остальные – второстепенными. Произошло не слияние стратегий, а их взаимное подчинение.

    Ну, хрен с ним, ладно. Я был, конечно, доволен, что дембельский аккорд получился таким громким, но все равно собирался увольняться. Потому что правила лифта говорили – теперь кто-то, скорее всего – директор – возглавит реализацию стратегии, наберет команду, поставит задачи и сроки, и так далее. Меня, конечно, воткнут в выполнение каких-то задач, но это мне не особо было интересно.

    Но правила опять поменялись! Мою несчастную бумажку почитал не только директор, но и собственник. И она ему так понравилась, что после долгих обсуждений мне предложили возглавить реализацию стратегии развития всей компании. Что важно – это была не годовая, а трехлетняя стратегия, т.е. мне светила перспектива три года быть одним из важнейших людей в компании.

    Так сработал этот лифт у меня. Теперь – пара других примеров, про моих подчиненных.

    В компании появился новый HR-директор, и она решила, что слишком скучно мы живем, и нам нужен кадровый управленческий резерв. Объявили проект, назвали «Карьера». Смысл был в том, что участвовать могут только неруководящие работники, и они, в случае успешной реализации, войдут в кадровый резерв управленческих кадров – смогут, когда-то, при каких-то обстоятельствах, стать руководителями. Да, был еще приз – победитель поедет за счет компании учиться на MBA в Москве.

    Условия были простыми. Каждый участник должен придумать, защитить и в течение нескольких месяцев, своими силами, без отрыва от работы, реализовать некий проект. Второе условие – они должны были ходить на внутренние обучения, где им преподавали азы менеджмента, финансов и т.д.

    Условия простые, понятные, ничего особо полезного не предвещающие, так ведь?
    Из моих вызвались трое – два программиста и один системный администратор (тот самый «баран»). И тут началась котовасия.

    На защиту проектов программисты подготовились вовремя, все у них получилось хорошо. Системный администратор, ссылаясь на занятость, подготовиться не успел. Потом ходил ныл, что у него много работы, и донылся до того, что ему устроили отдельную защиту – ок, пролез.

    Потом начались лекции. Программисты ходили почти на все занятия, системный администратор не сходил ни на одно.

    Ладно, хрен с ним. В конце концов, это не было строго обязательно – был же еще экзамен, несложный, в виде теста, по тем самым азам менеджмента. Программисты сходили, сдали, системный администратор так и не удосужился.

    Он, правда, опять начал ныть, что ему очень некогда, и его опять простили – позволили участвовать в финальной защите без экзамена. Сразу скажу – на финальную защиту он так и не пришел. Зачем вообще залезал в лифт – непонятно. Ну да ладно, баран он и есть баран. Ничего не получил, зато все по-своему сделал.

    Дальше правила лифта начали быстро меняться. Изначально предполагалось, что главным судьей будет тот самый HR-директор. Так себе перспектива – понравиться HR-директору, не правда ли? Должность она не повысит, зарплату – тем более.

    Но жизнь подкинула пару сюрпризов.

    Во-первых, конкурс начинался при одном директоре, а заканчивался – при другом. Новый директор решил, что тут может быть прикольно, и вызвался посидеть на финальной защите.
    Во-вторых, у собственника сорвался график, он куда-то не улетел, и решил тоже посидеть на финальной защите. Известно об этом стало утром, за час до начала.

    Особенно повезло одному из моих программистов, назовем его Коля. Собственник, как и положено птице высокого полета, на защиту опоздал – несколько проектов доложили без его участия. Но когда Коля заканчивал свое выступление, собственник стремительно ворвался в кабинет, глянул на слайды и сказал – о, блин, интересная тема (а тема, надо сказать, была не очень интересной). И предложил Коле сделать elevator pitch – за 30 секунд пересказать свой проект. Коля не растерялся, и выдал за отведенное время предпосылки, процесс и результаты.

    Потом докладывал другой программист, пусть будет Вася. У Васи тема была интереснее и полезнее, и собственник тоже ее с удовольствием послушал.

    В конкурсе победила девушка из финансовой службы, она же и отправилась на MBA.

    А потом я уволился, и угадайте, кто стал начальником программистов? Правильно, Коля. Потому что из всех участников собственник запомнил только его одного. А что стало с системным администратором? Правильно, ничего. Так и сидит. Коля, правда, недавно уволился, и кто, по-вашему, стал руководителем ИТ-отдела? Правильно, Вася.

    Ну и, напоследок, еще один пример. На этот раз – неудачный.

    Был такой конкурс – Лидеры России. Всероссийский, под патронажем администрации президента, и лично господина Кириенко. Призы тоже привлекательные – грант в один миллион рублей на получение образования, и наставничество какого-нибудь крутого перца, вроде Сергея Лаврова или Сергей Безрукова (хм…). Причем, приз получал не один человек, а сразу 100 лучших.

    Первые, отборочные этапы конкурса, были просты и, главное, проводились дистанционно – через интернет. Поэтому я и решил поучаствовать. Не потому, что мне нужен наставник – хотя, чем черт не шутит в этом нетворкинге – а потому, что же весь такой понимаю пользу лифтов. Тем более, что затрат почти никаких – записать какой-то видос о себе, и пройти несколько тестов.

    В процессе прохождения этих первых этапов я следил за тем, что говорят и пишут другие участники, которых были тысячи. Большинство повели себя, как бараны – профукали тесты, на прохождение которых отводились сутки, не прислали видео, и т.д. Огромные массы людей отвалились в самом начале.

    Я прошел тесты успешно, и мне пришло письмо о том, что я – в сотне лучших по своему региону, и меня ждут в полуфинале – туда должны были приехать 300 лучших. Соответственно, из них выберут 100 человек, которые поедут в финал, а там – последний отбор и призы.

    И тут я крепко задумался. Одно дело – через интернет тесты проходить, другое – ехать на три дня, на фуллтайм, в другой город для прохождения очного конкурса. Страха не было – не в первый раз, но мешало отсутствие мотивации. Напомню, главный приз – грант в миллион на обучение, но с ограничениями. Во-первых, только российские ВУЗы. Ладно, это можно пережить. Во-вторых, только программы по управлению.

    Учиться управлению в российских ВУЗах или, не дай Бог, на MBA? Ну нахрен. Жизнь меня давно научила: образование в менеджменте не стоит ни гроша. Десятки тех самых «эффективных менеджеров», обвешанных степенями, дипломами и курсами, как собака блохами, окружали меня все 13 лет, а толк – реальный, очевидный, полезный компании – был от единиц, и далеко не от самых титулованных. Тем более, я много общался с MBAшниками, и примерно представлял, что там за программа – ровно то же самое можно найти в книгах, сейчас не те времена, когда можно узнать какие-то секреты только лично у преподавателей.

    Ну и, как вы, наверное, знаете, преподавание на MBA – это витрина магазина консалтинга, который продают те самые преподаватели. Информацию дают, но не полную, без объяснения практики, и, тем более, без рассмотрения кейсов учащихся. А если подойдешь посоветоваться, типа «у нас вот на заводе такая проблема…», что услышишь в ответ? «О, а давайте я к вам на завод приеду! Куда договор выслать?».

    Была еще мыслишка – а, может, кому-тот отдать этот грант? Ну, раз мне не нужен. Есть друзья, родственники, которые не против поучиться – может им помочь? Но нет, правила лифта не допускают передачи гранта.

    В общем, взвесив все «за» и «против», я решил не ехать. Дольше всего мучился вопросом об изменении правил лифта. Но решил в итоге, что не могут на ходу поменяться правила всероссийского конкурса – это ж не проект «Карьера» захолустного завода.

    Написал письмо организаторам, что не поеду. Если кто-то отказывается, то его место занимает другой – тот, кто при первом подсчете не прошел. Наверное, возможно, я кому-то помог. Дружище, если тебя пригласили на очный полуфинал в Уральском федеральном округе после того, как сначала отказали, и ты читаешь эти строки – удачи тебе!

    Что было дальше, догадываетесь? Эти ребята поменяли правила! Прямо во время финала!
    Сначала сказали – блин, а нафига мы даем гранты на обучение менеджменту – менеджерам? Пусть учатся чему хотят!

    Потом говорят – вот, тут ребята, из победителей, спрашивают – а можно грант кому-то другому отдать? Вот ведь какие молодцы, настоящие лидеры! Не о себе, о людях беспокоятся! Пусть отдают, жалко, что ли!

    Я потом пару дней в депрессии был. Не потому, что грант этот хотел, а потому, что поступил, как баран.

    Недавно пришло письмо, что конкурс «Лидеры России» снова начинается. Прям сижу, и не знаю, что делать-то…

    Резюме

    Лифтов много, они повсюду.
    Есть лифты очевидные – конкурсы, программы и т.д.
    Есть лифты неочевидные, когда возможность надо увидеть, или создать.
    Если влезли в лифт, главное – не выпрыгнуть по дороге.
    Правила лифтов постоянно меняются, поэтому прогнозировать его движение и конечную остановку смысла особого нет.
    Главное в лифте – не приз, а сопутствующая польза.

    И напоследок. Принцип участия в лифтах аналогичен лозунгу олимпийских игр – главное не победа, а участие. Только я бы его переформулировал, применительно к лифтам.

    Зачем люди бегут зимой за автобусом? Не догоним, так согреемся.

    Вы, наверняка, видели видеозапись выступления Стива Джобса перед выпускниками Стэнфорда. Помните, что он говорил? Кроме всем запомнившегося «оставайтесь голодными, оставайтесь безрассудными», он сказал: хрен вы когда угадаете, как оно все выйдет.

    Звучит это, конечно, как глубокомысленная философская фигня из личностного роста, но применительно к лифтам – это суровая правда жизни. Лифт почти всегда идет наверх, и почти всегда – не туда, куда объявлено. И по дороге делает остановки, на которых можно покушать пирожки, познакомиться с интересными людьми и приятно провести время.

    Не догоним, так согреемся. Не поднимем, так мышцу прокачаем. Пойдя по грибы, собрал много ягод. Ну и так далее.

    Лифты – отличный стероид. Другие потом, конечно, скажут – а, сволочь везучая. Ну так и ладно.
    Поделиться публикацией

    Похожие публикации

    Комментарии 67
      +8

      Конкурсы, стратегии, кадровые резервы…
      Автор травмирован работой в мудацкой конторе, прибыльность которой не связана напряиую с производительностью труда.
      (Проще говоря, остается слишком много времени заниматься "управлянием", которое в отличии от управления ориентировано не на оптимизацию бизнеса, а на погоню за малоосмыслеенными баззвордами)

        +6
        Вы видимо не совсем поняли посыл статьи, тут больше не о том как все работает в одной отдельной конторе. Тут в более глобальном плане описывается как работает карьерный рост человека. В общем то всего два тезиса.
        1) Нужно постоянно двигаться и что то делать. В чем то участвовать.
        2) Оказаться в нужном месте в нужное время.(Пресловутая удача)
          +1
          Вы главное карьерный рост с ростом человека не путайте.
            0
            ))) Спасибо поправил.
            +1
            Я бы эти тезисы в один бы объединил: нужно постоянно двигаться, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время, никогда не знаешь когда это время настанет и где, но точно известно что сидя на жопе ровно ничего интересного никогда не происходит.
            0

            Это только одна сторона монеты, вторая это мысль о необходимости быть социально-активным.
            Я это так увидел.

            +3
            Всё правильно написано. Не попробуешь, не узнаешь.
              +4
              Что-то общего с моими взглядами есть. Много общего. Спасибо. Читал с удовольствием и много для себя отметил.
                +3
                хрен вы когда угадаете, как оно все выйдет

                Не то что бы я против основного посыла статьи. Но хочу отметить, что если действительно "хрен вы когда угадаете", то лучше помнить, что выйти может очень плохо и ещё помнить о том, что такое ошибка выжившего.

                  0
                  К примеру ехали на конкурс\хакатон и по дороге на машину мост рухнул?
                    0

                    Мой коллега был уволен с предыдущего места работы за то, что замутил шуры-муры не с той на корпоративе ;)

                  +3
                  По моему опыту, все эти построения карьер это смесь случайности и мудачество, замешанное на упоминавшемся «попце» из первой части.
                  Если цель именно построить карьеру, то на работу времени уже не останется. Когда работать, если все время надо лифты выискивать и в них втискиваться?
                  Все остальное уже относиться к случайности: Стал бы программист Коля начальником если бы собственник не пришел именно на его выступление? Сомневаюсь.
                    +3
                    Ну уж точно не стал бы если бы сам не пришел на него) посыл был именно про это.
                      0

                      Представьте себе, собственник пришёл на выступление Коли, сильно опоздал, почувствовал неловкость от этого. и теперь Коля ассоциируется у собственника с личной неудачей. Коле повышение больше не грозит. Да и остальным, кто пришёл на это злополучное мероприятие тоже, потому что собственник предпочитает о нём по возможности не вспоминать. Такие дела.

                        +6
                        Начальник (тем более собственник) почувствовал неловкость от опоздания, не смешите.
                          0
                          Пусть он тогда кофе на себя при всех пролил. Допустим, на светлые штаны.
                          Не выйдет у Коли повышение. :)
                            –2
                            Он опоздал потому что был у любовницы, долго не вставал, потом долго не мог кончить, в итоге пришел на выступление Коли злой как черт и усталый как собака. Такое пояснение пойдет? Коля и все кто там был = неудача и импотенция. Уволить нафиг.
                          +2

                          А возможно, если бы не пришел, как и другие программисты, то по итогу, нового начальника выбирали бы не по признаку "о, я его уже видел", а по другим критериям. Например по качеству работы. А?

                          0
                          Случайности разные бывают, например, удачные соседи по даче и партнёры по спорту…
                          Но большинству таки надо что-то делать самим, да…
                            –1
                            Что бы пробиться с самого низа надо обладать определенным складом ума и уметь идти по головам.
                          +2
                          Чем-то напомнило


                          Спасибо в очередной раз!

                            +5
                            А что делать если тебе не интересна руководящая должность? Вот нравится тебе разрабатывать, вести команду кодеров, но не хочется заниматься бумажной волокитой, ежедневными собраниями и выбором оптимальной стратегии развития предприятия на N лет вперед. А зарплата руководящей должности очень нравится.

                            И что выбирать? Деньги или «Мечту»? Потому что сочетать их не очень получается. Вот сидишь и пропускаешь эти лифты карьерные, потому что понимаешь, что этажом выше тебе не очень понравится.
                              +1
                              Карьерный рост — это не только и не столько ради руководящей должности, как таковой. Интересна не должность сама по себе, а возможности, которые она дает.
                              Я, например, именно к должности уже не стремлюсь (а раньше — стремился). Воспринимаю ее, как возможность — реализовывать свои идеи, например, в большем масштабе.
                                +1
                                Воспринимаю ее, как возможность — реализовывать свои идеи, например, в большем масштабе

                                Bозможность большего геморроя в придачу, к сожалению.
                                  0
                                  тут важно отследить, чтобы возможности отрастали кратно гемморою. Тогда все ок должно быть.
                                    0
                                    Статистически, геморрой возникает от постоянного сидения чаще, чем от движения. Так что лучше двигаться, если не хотите заработать геморрой (в медицинском смысле)
                                  +1
                                  Если вы действительно профессионал в своей области и вам нравится разрабатывать, то всегда можно уйти в другую компанию, где будет вакансия чисто тимлида, без административных функций и с более высокой зарплатой. Сейчас на рынке громадный выбор и найти можно любые условия.
                                    +2
                                    Во многих IT-компаниях сеньерные программисты и архитекторы получают так же или даже больше чем менеджеры. Возможно, вам просто стоит поменять работу и поискать место, где будут хорошо платить за разработку.
                                      0

                                      А с какой стати вам должны платить зп как у начальника? Да, вы можете быть талантливы, но денег фирме вы приносите мало, потому что вы выполняете просто задачи программиста. Руководитель с другой стороны, особенно, если он толковый, может приносить гораздо больше денег фирме, поэтому зарплаты у них и больше.


                                      Никогда рядовые специалисты не будут много получать. Это просто не выгодно собственнику бизнеса.

                                      +3
                                      Опять фантастика какая-то.
                                      Я за свою жизнь нигде не видел ни мозговых штурмов где хоть какое-то право высказаться могут простые сотрудники, ни обучения от компании, тем более с перспективой повышения.

                                      А про системного администратора, может у действительно работы было поболее чем у вас?
                                      Это у программистов дедлайн может быть через недели и месяцы. А сисадмина дедлайн всегда «5 минут назад». Что-то не работает, надо чинить и если это не починить сейчас, то работать не сможет никто.

                                      Я может и хотел бы уйти в менеджмент. Но для управления вшивым отделом из 2 калек, бывает, просят опыт от 5 лет управления территориально-распределенным коллективом численностью от 20 человек.
                                        +2
                                        Сколько раз было такое: «у нас ценят инициативность, есть возможности для роста карьерного и профессионального», а после того как проявил себя, потратил много времени и сил, услышал только «спасибо, мы довольны»
                                          +5
                                          Под словами «профессиональный рост», к сожалению, зачастую скрывается навешивание на человека все больших и больших задач при неизменной компенсации.
                                          0

                                          А я видел. И на прошлой работе, бери, да высказывайся. Хоть генеральному (контора на 300 человек). И обучение и на прошлой было и на текущей. Хотя текущая — вообще не программистская контора, но где-то прочитали про пользу обучения. Но я-то как баран из статьи. За свои на курсере учусь, а от конторы — ни там, ни здесь никакой активности не проявил.

                                            0
                                            Ну мозговых штурмов я тоже не видел, а обучение от компании и видел и проходил (причем столько, что уже не знаешь, на что и учиться пойти в этом году )). От компании зависит.
                                              0
                                              Видел обучение. Я работал в нескольких местах, и только в двух из них обучения не было никакого. Одна контора загибалась, а другая просто не понимала зачем обучать сотрудников. Даже в МУПе у нас обучали — кого на инженерные должности (вышку оплачивали!), кого на руководящие (финансы, менеджмент, аудит). Да, даже такое бывает.
                                              +1
                                              MBA в России — это не про образование, а про контакты и связи.
                                              Знания там действительно дают посредственные, кейсов разбирают мало, практики почти нет. КПД своих двух лет во ВШЭ на MBA я бы оценил в 10%, не больше. Но это был интересный опыт и эти 10% того стоили.
                                                +1
                                                Аналогии — такие аналогии. Иногда лифты идут вниз, без остановок, иногда и вовсе падают. Чем себе не философская мысль для размышления? Мне кажется, что вы льете много воды вокруг достаточно банальной мысли: осознанность в карьере лучше, чем неосознанность. Все остальное — декорации и обстоятельства в каждом конкретном случае. Иногда осознанное бездействие, является двигателем карьеры ни чуть не хуже, чем «пробивание» через «тернистый путь». Подходя к любому проекту осознанно, будь то карьерный рост или стартап, быстро приходишь к 5 основным переменным формирующим результат, я даже располжил их в порядке, формирующем звучную аббревиатуру для любителей МВА и «успешного успеха»:
                                                1. Место
                                                2. Обстоятельства (окружение, политический и экономический климат, и т.п.)
                                                3. Люди (связи, контакты, клиентская база, сотрудники, и т.п.)
                                                4. Время
                                                5. Арсенал (техническое обеспечение, инструментарий, конкурентные преимущества, и т.п.)
                                                  +5
                                                  Эх. Побывав на десятках внутрикорпоративных «программах развития» могу сделать вывод, что все эти программы развития в основном служат для создания ложного ощущения твоего нахождения в движущемся «лифту», либо для создания отчетов о созданной движухе для каких-то руководителей. Иногда просто для показания вам у какого классного нанимателя вы работаете и могли бы поубавить свои требования к зарплате. Запомните, руководитель 99% времени не заинтересован в вашем росте. Руководитель заинтересован в том, чтобы вы выполняли работу на которую вас поставили, иначе у него будут проблемы. Руководитель, не заинтересован в сломе конструкции, которую он построил и в которую вы встроены как часть. Это исходная посылка.
                                                  Но иногда бывают ситуации когда нагрузка на подразделение растет непомерно, продукт деградирует по десяткам причин, и требования становится сильно противоречивыми. 90% местных руководителей это будет всегда отрицать. Но вам могут предоставить возможность решить какую нибудь такую проблему. Но ресурсов не дадут. Вы же хотели роста? Вам может показаться, что вот она — возможность. Даже если вы решите такую задачу роста не будет. Иногда руководитель даже расстроится, что вы решили проблему. И начнет испытывать зависть со всеми вытекающими для вас проблемами.
                                                  Я видел примеры внутрикорпоративного роста только когда есть неформальные связи между руководителем и подчиненными. От постельных до редких хобби и псведо спорта. Но это часто бывает опасно. Лифт идущий вверх может мгновенно сорваться вниз.
                                                  Также видел, когда новый руководитель приходил и понимал, что ему крайне необходимо на кого-то опереться в решении конкретных задач. И тут проныра предлагает его повысить и рассказывает как он превосходно может взять на себя часть работы руководителя. Но это делается через голову, а то и две. И проныра должен уметь разговаривать, понимать что думает новый руководитель и «продавать» себя.
                                                  Ну и смена работы.
                                                    0
                                                    Сразу вспомнил одного сисадмина, который по серверам проект «раскладывал» (давно это было).
                                                    Ничем не примечательный, но каким-то боком залез в на хайлоад-конфу (рассказал про проект который он раскладывал) и сразу после этого стал чуть ли не продакт-манагером.
                                                    Вот тебе и «лифт до Юпитера».
                                                      +1
                                                      Классная статья! Спасибо!
                                                      Много неочевидное очевидное для себя отметил.
                                                      Несколько раз подтверждалось на моей практике, что карьера очень часто зависит от ряда выстроившихся случайностей.
                                                        +1

                                                        Есть такой основопологающий принцип восточной культуры: не высовывайся. Если шляться по всяким лифтам, то коллеги на пустом месте будут ставить подножки. Для этого даже название есть: anti-social punishment.


                                                        Вот тут длинно, но довольно толково по-английски на писано.

                                                          0

                                                          От таких коллег надо срочно валить. Можно и на

                                                          +1
                                                          Карьерный рост (и деньги, и положение) связан исключительно с представлениями о вашей пользе делу того, кто принимает в конторе решения. В большинстве случаев это только собственник, остальные менеджеры в лучшем случае могут лишь рекомендательно влиять на вашу карьеру, настолько, насколько им хотелось бы иметь поменьше проблем в какой-то из сфер бизнеса.

                                                          Все конкурсы, обучения, выступления — это либо инструмент пиара компании, благодаря которому она поднимает свой статус среди таких же контор, либо «колесо для белки» — инструмент для подпитывания надежд сотрудников, что они реально на этом месте поднимают свой профессиональный уровень и в будущем смогут рассчитывать на нечто большее.
                                                            +4
                                                            Статья про лифты, но я тут вижу простую истину на примерах.
                                                            Кто сидит на попе и ноет — так и остается нытиком с ничем.
                                                            Кто что-то делает, проявляет инициативу и ответственность — все равно однажды выстрелит.

                                                            И потом те кто ноет будут говорить, что другому просто повезло.
                                                            Как говорится, ты хотябы лотерейный билетик то купи.

                                                            Карьерные лифты да — так и работают.
                                                            Но личностные лифты тоже работают.
                                                            Хочет больше денег, возможностей, хорошие семейные отношение. Да что угодно.
                                                            Начни уделять этому время. Читай книги, смотри образовательные видео, размышляй и планируй, участвуй в мероприятиях.
                                                            Да 90% не пригодятся, а 10% приведет к сильному повышению качества жизни.

                                                            Но тут опять же работает такой принцип, как их назвал автор, «баранов»
                                                            Человек с низкой квалификацией не может оценить свой уровень низкой квалификации за счет низкой квалификации («бараны» не могут понять, что они «бараны», т.к. они «бараны»)
                                                              +2
                                                              «Мою несчастную бумажку почитал не только директор, но и собственник» Вот и вся мораль поста — договорится с собственником бизнеса => получить вознаграждение. Если бы ему проект не понравился или он бы его не увидел, никакого продвижения скорее всего не было бы. Подобный случай был у моего друга. Поэтому я делаю для себя простой вывод: каким бы вы не были гениальным специалистом/руководителем, если у Вас нет возможности донести вашу идею до человека принимающего решения, или же у Вас нет хорошо прокачанного навыка убеждения, роста в отдельно взятой компании не будет. Максимум Вас попросят реализовать Ваш супер-проект за бесплатно, а там вот и посмотрим.
                                                                +1
                                                                Эммм… Сергей, вы?
                                                                  0
                                                                  «Прозаичество» а теперь и «Лайфхакерство», куда мчит лифт автора?
                                                                    +3

                                                                    Если вдруг узнаете — напишите мне, а то я задолбался уже.

                                                                      0
                                                                      Не сомневаюсь что в высь, но в какую?
                                                                      Видимо неспроста в раннем творчестве упоминается «couchDB» созвучное слову «coach».
                                                                        +1

                                                                        Не, CouchDB — это CouchDB. У нас в ней данные лежат.

                                                                    0
                                                                    Меня огорчает злоупотребление словом «хрен» в тексте статьи.
                                                                      +1
                                                                      Это видимо фирменная «фишка». Что в серии статей что на сайте исходной компании. Да, там слово хрен не попадается. Но манера подачи материала — один в один. Сперва это забавляет. После третьей… пятой главы начинает немного уставать. Слишком однообразно.
                                                                      +1
                                                                      Мне кажется, что в этой статье, что в предыдущей не хватает одной мысли:
                                                                      Специалист (особенно технический) в какой-то момент должен решить в какую сторону строить карьеру. Специалиста (особенно технического) или руководителя. Совмещать эти обязанности невозможно физически. Тут есть 3 варианта, ты будешь либо хорошим спецом, либо хорошим руководителем, либо одновременно и плохим спецом и плохим руководителем.
                                                                        +1
                                                                        Не будьте занудой. Надо уметь разные позы, не стесняться пробовать и получать удовольствие от процесса. Об этом статья :)
                                                                          0

                                                                          Даже несли вы решили стать техническим специалистом не стоит сидеть на попе ровно как тот сисадмин. Во- первых, вам наверняка рано или поздно захочется работать над более крупными проектами и/или в роли интегратора. Во- вторых, лет через 5-10 ваши вкусы поменяются. А в свой лифт надо лезть пока молодой

                                                                            +1

                                                                            Вы исключаете вариант, что админ реально был завален работой? Например, авралами, которые у админов реально случаются и случаются внезапно. А автор статьи (ИТ директор на минутку) даже точно не знает занят был или сослался занятым.

                                                                            0
                                                                            согласен, нельзя быть везде хорошим. каждый должен заниматься своим делом
                                                                            0

                                                                            Одна из лучших статей про то, как жить в России, никуда не стремясь уехать. Многие думают, что уехав попадут в страну строгих правил, где все остальные ходят строем и получают исключительно по заслугам. Там — все абсолютно так же, только более сложно и конкурентов много, и они поумнее. Про тотальное отсутствие логики во всем, что делают не-программисты — очень понравилось. И правда, программистам не хватает сил или желания перебороть профессиональную деформацию, когда все вокруг начинаешь воспринимать строгими алгоритмами, и панически боишься непредвиденных ситуаций.

                                                                              –1

                                                                              Всегда удивляли люди, работающие в айти, но считающие что менеджерье — это главный путь роста по карьерной лестнице. В айти тотальная нехватка специалистов и условия рынка диктуют соискатели а не компании. И человек который двигается в ногу со временем и является хорошим специалистом (или что ещё бывает просто умеет создавать видимость хорошего специалиста) вполне может за два-три года побегать по компаниям и увеличить свою зарплату к примеру со средних 1500-2000 уе до 3000-4000. Без всей этой подковерной возни, "лифтов" и прочей ерунды.

                                                                                0
                                                                                Может, но путём эмиграции за границу.
                                                                                  +1

                                                                                  По деньгам у нас выгоднее чем где либо в Европе (говорю о зарплатах в Беларуси и Украине). В штаты же эмигрировать куда сложнее.

                                                                                0
                                                                                Сначала каждый должен для себя решить, какую карьеру он себе хочет строить — либо административную, либо профессиональную. И двигать в соответствующем направлении, прокачивать либо административное управление, либо углублять профессиональные знания и становиться экспертом в своей области. И соответствующие выбранному направлению лифты выбирать.
                                                                                  0
                                                                                  И не слова о деньгах. Или я самое важное пропустил? Просто для чего рост, если это не оплачивается? Или рост по умолчанию предполагает повышение оплаты труда?
                                                                                    0
                                                                                    Читайте третью, там про деньги. В дальнейших публикациях еще про деньги будет.
                                                                                    0
                                                                                    Много букв «Я», а так согласен с главным посылом — «Дорогу осилит идущий.»
                                                                                      0
                                                                                      Много букв «Я»

                                                                                      это не просто так, я в первой публикации пояснил: буду говорить о своем опыте, чтобы без голимой теории.
                                                                                      0
                                                                                      Третья публикация про стероиды.

                                                                                      Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                                                                      Самое читаемое