Лучше с задержкой на неделю, чем никогда, так что предлагаю вашему вниманию субъективную подборку ржавых новостей за октябрь.
В этой подборке: Rust 1.30, Rust 2018, конференция RustRush, Amethyst 0.9, сквотинг crates.io, сборщик мусора, споры про 2D графику, Non-lexical lifetimes, функциональный GUI.
Rust 1.30 и тестирование Rust2018
Вышел Rust 1.30 (обсуждение). Основные нововведения — частичная стабилизация процедурных макросов, импорт макросов через обычный use
, улучшение системы модулей, "сырые" идентификаторы и поддержка no_std
приложений (подробнее в хабропереводе).
Rust 1.31 будет первым выпуском редакции (edition) "Rust2018" (что за "редакции"?), в связи с чем всех желающих приглашают подключаться к тестированию бета версии 1.31 и cargo fix.
RustRush 2018: конференция 15-16 декабря в Москве
RustRush 2018 — конференция для разработчиков на Rust, посвящённая вебу, блокчейну, высокой производительности и системному программированию.
Обновился сайт (rustrush.ru) — опубликован почти полный список докладчиков и программа, начата продажа основной партии билетов.
Будут четыре участника проекта Rust Language: Стив Клабник, Эшли Уильямс, Паскаль Хертлиф, Катарина Фей. Из других звёзд локальных и не очень — Максим Лапшин с прошивкой IP-камеры, Костя Степанов и Пьер Кригер aka tomaka. Программа.
Если кто-то хочет подать доклад, до 19 ноября открыт Call for Papers.
WebAssembly
Programming WebAssembly with Rust — The Book (обсуждение) — намечается книга по WASM/Rust;
WebAssembly’s post-MVP future: A cartoon skill tree (хаброперевод: "Будущее WebAssembly в виде «дерева навыков»") — куда и как дальше будет развиваться WASM и какую роль в его экосистеме будут играть языки вроде Rust;
Ruukh (код, обсуждение) — экспериментальный фронтэнд веб фреймворк (использует нестабильные фичи), вдохновлен VueJS и ReactJS;
Draco (обсуждение) — библиотека для построения клиентских приложений, вдохновлена Redux и Elm;
Twiggy 0.3.0 (код) — среди прочих обновлений, у профейлера размера
.wasm
файлов появилось руководство пользователя;
Для parcel (молодая и быстрая система сборки JS проектов, которая дружит с растом и не требует настройки) вышел плагин, который интегрирует его с пакетом wasm_bindgen: parcel-plugin-wasm.rs.
Вот шаблон, который демонстрирует работу плагина: rustwasm/rust-parcel-template.
Спасибо mvlabat за новость.
Smithy progress update: how I decreased WebAssembly bundle size by 90% — название немного вводит в заблуждение, потому что про уменьшение веса там, в сущности, только небольшой кусочек в духе "подкрутил настройки LLVM и использовал wasm-opt", но в статье можно найти другие полезные мелочи.
Вот, заодно, глава из wasm книги про уменьшение размера артефактов.
Calls between JavaScript and WebAssembly are finally fast (обсуждение) — Rust'а в самой статьей нет, но для Rust/WASM экосистемы событие все равно очень важное;
Multithreading Rust and Wasm (обсуждение) — подробный разбор ситуации с многопоточностью в Ржавчине и демо с трассировкой лучей:
Embedded
rust-industrial-io — используя libiio, предоставляет доступ к промышленным сенсорам и приводам;
Начата разработка cortex-r-rt — рантайм пакета для Cortex-R процессоров;
keypad — драйвер для клавиатурных матричных схем;
Bluetooth Low Energy with Rust (обсуждение);
Со стабилизацией
#[panic_handler]
в 1.30, стала возможна разработка Cortex-M приложений, работающих без ОС, с использованием стабильного компилятора.
shared-bus (код) — позволяет безопасно делить периферию между устройствами при помощи мьютексов;
Embedded WG (рабочая группа) растет: уже 27 разработчиков в 11 командах;
Ржавый игрострой
Библиотека линейной алгебры "cgmath" потихоньку отмирает в пользу "nalgebra";
Вышла новая версия игрового движка Amethyst 0.9 (обсуждение):
- Добавлен
SpriteRender
компонент, упрощающий создание 2д игр и добавляющий поддержку батчинга; - Появилась возможность удобной загрузки спрайт-листов (spritesheet) из RON файлов;
- randomPoison/amethyst-editor — экспериментальный редактор/визуализатор/отладчик, основанный на Electron. Для работы требует интеграции пакета amethyst-editor-sync в код вашего проекта с описанием компонент.
Также, идет работа над:
- улучшением процесса подготовки ресурсов (assets pipelone);
- новой сетевой подсистемой;
- новой подсистемой отрисовки;
- улучшением интеграции физического движка nphysics с ECS.
- Добавлен
Новые заметки о ходе разработки головоломки RoboInstruct:
- Concept Art Revealed — идет перерисовка спрайтов;
- Early Game Discoveries — система сообщений для подачи сюжета игры;
- Introduce Yourself — базовое обучение;
- Big Changes For The Early Game — новая альфа версия с новыми уровнями;
Pyro — A fast, small and documented Entity Component System (обсуждение) — новая быстрая ECS, местами быстрее specs за счет выкладывания данных в SoA, а не AoS. Гифка демо. Автор предупреждает что пока еще проект сырой и для серьезных затей лучше пока использовать specs;
Gfx-hal Tutorial part 2: Vertex buffers — второй урок по работе с gfx-hal;
The last two months in rustsim #1 — что за пару последних месяцев случилось с nphysics, ncollide, nalgebra и alga;
GLSL quasiquoting in Rust! (обсуждение) — квазицитирование кода шейдеров позволяет использовать GLSL напрямую из Rust кода с проверками через rustc на этапе сборки (текущая версия очень сырая и проверяет только форматирование, но будущие версии должны научиться делать более полезные семантические проверки);
Encrusted (обсуждение) — WASM интерпретатор Zork-подобных текстовых приключений;
Events in Entity Component Systems (обсуждение) — подходы к организации системы событий на основе ECS с отдельным приветом
specs
;
Сквотинг на crates.io
Споры о том, должен ли crates.io начать поддерживать пространства имен/организации, почти не прекращаясь идут с самого появления cargo. Просто кину тут список из нескольких за последние годы:
- https://users.rust-lang.org/t/should-people-be-allowed-to-reserve-crate-names/8360
- https://www.reddit.com/r/rust/comments/6u52po/name_squating_on_cratesio
- https://www.reddit.com/r/rust/comments/86yr2x/python_pep_regarding_package_names_abandoned
- https://www.reddit.com/r/rust/comments/9aaanw/cargo_crate_name_reservation_spam
- https://www.reddit.com/r/rust/comments/9dole9/proposal_crate_squatting_on_cratesio
- https://internals.rust-lang.org/t/crates-io-squatting/8031 — актуальная тема на текущий момент;
Вопрос сложный, конца срачу не видно. Кто-то пару недель назад психанул и решил то ли заддосить, то ли заспамить репозиторий:
Несколько часов пользователи сервиса испытывали проблемы с доступом. По итогам сильно ничего не изменилось: ввели несколько дополнительных правил против откровенного спама, дискуссии возобновились с удвоенной силой, создав в процессе еще несколько Pre-RFC. Посмотрим, куда оно все в итоге придет.
Shifgrethor GC
withoutboats, в процессе исследования на что способно новое, еще не стабилизированное Pin API, написал экспериментальную библиотеку для сборки мусора — Shifgrethor — и опубликовал серию статей о том как и почему она устроена:
- Shifgrethor I: Garbage collection as a Rust library (обсуждение) — обзор проекта;
- Shifgrethor II: Notes on tracing garbage collectors (обсуждение) — ликбез о том, как вообще работают трассирующие сборщики мусора;
- Shifgrethor III: Rooting (обсуждение) — обзор подходов к "укоренению" (rooting) и особенности местной реализации;
- Shifgrethor IV: Tracing (обсуждение) — как работает сама трассировка;
Это не первая попытка реализовать ржавую GC библиотеку (когда-то в языке вообще были @
-указатели для этой цели), но от прошлых попыток эта отличается использованием нового механизма Pin
'ов.
Поскольку библиотека зависит от Pin API, она пока не может работать на стабильной Ржавчине. Лодочник несколько раз повторяет, что проект пока что чисто исследовательский и он даже не уверен где именно будет иметь смысл применять эту библиотеку — скорее всего для интеграции с GC других языков или реализации сложных структур данных.
Обсуждение Shifgrethor на IRLO.
Серия заметок о 2D графике
- A crate I want: 2d graphics (обсуждение);
- Following up on the 2d graphics in Rust discussion (обсуждение);
- 2d graphics in Rust discussion — A look at GPU memory management (обсуждение);
Почему взять и создать универсальную библиотеку для 2D графики на все случаи жизни не получится? Очень занимательно, рекомендую полистать сами статьи и комментарии к ним.
Заметки про Non-lexical lifetimes (NLL)
Нико опубликовал несколько заметок о том как NLL (что это такое?) будет сразу встроен в следующую редакцию Rust'а (пока что его надо явно включать через feature(nll)
), о его реализации и проблемах, которые предстоит решить в будущих итерациях анализатора заимствований (borrowck):
Для желающих закопаться немного глубже есть еще URLO тема.
Azul
Даже по комментариям к прошлому ежемесячнику видно что GUI — больное место Ржавчины. Очередная попытка заткнуть эту дыру в экосистеме: Azul — функциональная IMGUI библиотека с кешированием состояния, использующая WebRender для отрисовки (обсуждение).
Подробности смотрите на сайте проекта: azul.rs.
Одной строкой
- Очередное обновление Intellij-rust IDE приносит, среди прочего, анализ семантики перемещения и новые "быстрые исправления" (gif демо);
- Аллокатор памяти jemalloc был удален из стандартной библиотеки в пользу "системного" аллокатора. Недавно был стабилизирован атрибут
#[global_allocator]
, так что желающие вернуть старый аллокатор могут подключить пакет jemallocator; - TravisCI выкатил поддержку Windows сборок, Rust вошел в тройку изначально поддерживаемых языков;
- Writing an OS in Rust: Hardware Interrupts (обсуждение) — отличная статья про работу с прерываниями для любителей низкоуровщины;
- Should you learn C to “learn how the computer works”? (обсуждение в /r/programming) — Клабник пытается бороться с сишными стереотипами;
- Oxidizing Python: Speeding up URL quoting by 10x using Rust (обсуждение) — практический пример ускорения кода на питоне путем переписывания вычислительно тяжелой части на Rust;
- My release checklist for Rust programs (обсуждение) — толковый список вещей, которые стоит перепроверить пред публикацией новой версии проекта;
- Towards fearless SIMD (обсуждение) — Ральф думает как улучшить поддержку SIMD в Rust;
- Notes on Type Layouts and ABIs in Rust (обсуждение) — как устроена текущая версия Rust ABI + немного просто случайных низкоуровневых интересностей;
- Rust, Battlecode, and Halite: a beginner's experience with AI programming contests — отчет об участии в соревнованиях по программированию ИИ;
- Rust has a static garbage collector (обсуждение) — Клабник рассуждает об автоматическом управлении памятью в Ржавчине в противовес классическим сборщикам мусора;
- Future directions for cbindgen (rust-ffi) (обсуждение) — планы по дальнейшему развитию генератора сишных привязок на основе ржавых библиотек cbindgen'а;
- Qt applications with Cargo — как максимально упростить процесс сборки ржавого Qt приложения;
- More Space For Cargo — @llogiq рассуждает как
target
директории жрут место на диске как не в себя; - A Case Study in Heaptrack (обсуждение) — небольшой отчет об оптимизации расхода памяти — использование системного аллокатора, heaptrack, flamegraph и т.п.;
- Хостинг документации docs.rs переехал под крыло организации rust-lang-nursery. Это потребовало значительных доработок официального rustdoc'а, потому что раньше docs.rs приходилось использовать пропатченный форк раст тулчейна;
- Problems Scaling A Large Multi-Crate Rust Project (обсуждение) — обсуждение проблем масштабирования растущего "многокрейтового" проекта (в основном про размер бинарей);
- What cool stuff have you learned about Rust recently? — занятная реддит-тема со всякими полезными мелочами;
Новые и обновленные пакеты
- reFORM (обсуждение) — высокопроизводительный фреймворк для символьных вычислений (аналог FORM);
- Noria (обсуждение, код) — быстрый бекенд для веб-приложений;
- bible.rs (обсуждение, код) — пример сайта с actix + diesel для, внезапно, удобного поиска по библии;
- sugar-rs (обсуждение) — коллекция макро-сахара в духе
hashmap!{ 1 => 2, 2 => 3 }
; - reflow (обсуждение) — a system-level proxy switcher, использует Tokio;
- hashbrown (обсуждение) — очень быстрый HashMap, Rust-порт гуглового SwissTable;
- Formality (обсуждение) — функциональный язык без сборки мусора и с формальными доказательствами (привет, Coq/Idris?), который может компилироваться в Ethereum смарт-контракты или CUDA/OpenCL;
- hex (обсуждение) — коллекция пакетов для управления музыкальной библиотекой;
- soup (обсуждение) — библиотека для разбора и манипуляции HTML, вдохновленная питонячьим BeautifulSoup'ом. В реализации использует html5ever;
- pest 2.0 (обсуждение, код) — быстрый парсер стал еще быстрее;
- Эмулятор терминала Alacritty теперь может работать в Windows — картинка;
- slotmap 0.3 (обсуждение, что такое Slot Map?) — добавлены произвольные типы ключей (custom key types) и SecondaryMap (позволяет эффективно хранить дополнительную информацию для элементов);
- Gotham 0.3 (сайт, обсуждение) — быстрый и гибкий веб фреймворк, работающий на стабильном Rust'е. Обновлены
tokio
,hyper
иhttp
зависимости, улучшена производительность, появилась асинхронная раздача статических файлов и возможность настраивать используемый tokio-рантайм; - libdiffuzz (ориентированная на безопасность альтернатива санитайзеру памяти) был (переписан на Rust);
Новые RFC
По RFC довольно удобно наблюдать, в какую сторону движется язык, так что вот несколько интересных. В заголовке PRов есть ссылка "Rendered", по которой RFC доступен в удобочитаемой форме.
- RFC 2436 Formatting guidelines — очередной шаг к установлению диктатуры Единого Официального Стиля Оформления Rust Кода;
- RFC 2476 Clippy 1.0 — устаканили какой функционал clippy должен быть стабилизирован;
- RFC 2457 Allow non-ASCII identifiers — многострадальный и срачегонный RFC, прошедший уже далеко не одну итерацию;
- RFC 2451 Re-Rebalancing Coherence — позволит реализовать
impl<T> ForeignTrait<LocalType> for ForeignType<T>
; - RFC 2581 Generic integers — предлагает добавить
uint<N>
иint<N>
целые типы;
И вот еще несколько Pre-RFC обсуждений:
- IRLO тема о необходимости выкинуть Windows XP из списка поддерживаемых платформ — давно пора;
- A new symbol mangling scheme — новая, более продуманная схема декорирования имен символов. Один из многих этапов, необходимых для будщей стабилизации ABI;
- Идея о документировании карго фич — офигенно нужная штука, надеюсь что скоро станет полноценным RFC;
- Научить пакет "log" структурному журналированию (обсуждение) что бы утрясти все альтернативы/бекенды в один фронтэнд;
Это все, спасибо за внимание!
Если я не добавил какую-то важную ссылку или событие, смело закидывайте в комментарии. :)
КДПВ взята отсюда, остальные картинки из сайтов соответствующих проектов.