В тренде этой недели представляются отрывки из статьи Wired об Илоне Маске «Dr. Elon & Mr. Musk: Life Inside Tesla's Production Hell» от 13.12.2018.
Сама статья большая и полезная к прочтению.
Молодой инженер Tesla был взволнован. Верней, — в восторге. Это была суббота октябре 2017 года, и он работал на Gigafactory, огромном заводе по производству аккумуляторов Tesla в Неваде. В течение предыдущего года он жил работая по 13 часов в сутки, семь дней в неделю. Это была его первая настоящая работа. И теперь коллега разыскал его, чтобы сказать, что Илон Маск — Илон Маск! — нуждался в его личной помощи.
В прошлом году Маск сделал смелое заявление: его компания, которая была известна — даже уже фетишировалась — своими роскошными электромобилями, вскоре начнет производство нового седана, который планируется продать всего за 35 000 долларов, что сделает его доступным для всего среднего класса. Ожидалось, что Tesla Model 3 изменит автомобильную промышленность, доказав, что серийный автомобиль без выбросов является не только осуществимым, но и прибыльным. В случае успеха автомобиль поможет покончить с зависимостью человечества от ископаемых видов топлива, замедлить изменение климата и показать, что изобретательность и амбиции могут достичь почти всего. Однако через год после этого объявления работа над машиной отстала от графика. Были проблемы в производстве аккумуляторов, сборке деталей, разработке сборочных линий. Целью Tesla было делать 5000 автомобилей в неделю, но в последнее время компания выпускала примерно три машины в день. Многие в Gigafactory — не говоря уже о штаб-квартире Tesla в Пало-Альто и сборочном заводе во Фримонте, штат Калифорния — работали много месяцев, пытаясь добиться успеха.
Маск проводил выходные в Gigafactory, пытаясь выяснить, почему сборочные автоматы не работали, почему части не собирались, почему программное обеспечение давало сбой. Маск потребовал, чтобы его фабрики были максимально автоматизированы. Но среди последствий этой крайней роботизации были задержки и неисправности. Тесла потратил более 1 миллиарда долларов на строительство Gigafactory, и почти все пошло не так, как планировалось.
Около 10 часов вечера в субботу разгневанный Маск осматривал один из механизированных модулей производственной линии, пытаясь выяснить, в чем дело, когда молодого, взволнованного инженера пригласили помочь ему.
«Эй, приятель, это не работает!» — крикнул Маск на инженера, по словам кого-то, кто слышал разговор. «Ты сделал это?»
Инженер опешил. Он никогда не встречал Маск раньше. Маск даже не знал имени инженера. Молодой человек не знал, о чем именно его спрашивал Маск или почему он звучал так злобно.
«Вы имеете в виду, запрограммировал робота?» — сказал инженер. «Или спроектировал его?»
«Ты что, черт возьми, сделал это?» (“Did you fucking do this?”) — спросил его Маск.
«Я не уверен, что вы имеете в виду?» — извиняюще ответил инженер.
«Ты долбаный идиот!» (“You’re a fucking idiot!”) — закричал Маск в ответ. «Убирайся и не возвращайся!» (“Get the fuck out and don’t come back!”)
Молодой инженер перелез через низкий защитный барьер и ушел. Он был сбит с толку тем, что только что произошло. Весь разговор длился меньше минуты. Несколько мгновений спустя его менеджер пришел, чтобы сказать, что он был уволен по приказу Маск, по словам двух человек, знающих о ситуации. Инженер был в шоке. Он так много работал. Он должен был получить отзыв от своего менеджера на следующей неделе, и слышал о себе только положительные отзывы. Вместо этого два дня спустя он подписал документы о своем увольнении.
В среду утром, несколько недель спустя, Маск вернулся в Gigafactory на своем частном самолете. Tesla начала увольнять сотни других сотрудников по причинам производительности — более 700 человек в конечном итоге были уволены. Маск должен был поговорить с рабочими завода, чтобы вдохновить их пробиться через то, что, по прогнозам Маск, станет «производственным адом». Гигафабрике нужны были повсеместные исправления; не было никакого способа, которым завод будет производить 5000 аккумуляторов в неделю в ближайшее время.
Когда он прибыл, Маск начал расхаживать по фабрике. Он шел по конвейеру, покрасневший и нервный, допрашивая рабочих, с которыми встречался, говоря им, что для работы в Tesla нужно быть превосходным работником, и вот они все терпят неудачу; что они не были достаточно умны, чтобы работать над задачами; что они подвергли опасности компанию, — всё это по словам кого-то, кто наблюдал за ним.
Сотрудники знали о таких буйствах. Иногда Маск выгонял людей, в других случаях он просто запугивал их. У одного менеджера было название для этих вспышек — увольнения яростного Илона — и он запретил подчиненным подходить слишком близко к столу Маска на фабрике из-за опасений, что случайная встреча, неожиданный ответ на неправильный вопрос, может поставить под угрозу их карьеру.
После того, как Маск некоторое время патрулировал заводской цех, руководители втянули его в конференц-зал. «Думаю, мы можем это исправить», — сказал ему один из его главных лейтенантов Джон Макнил, по словам того, кто слышал разговор. Макнил попытался успокоить Маск и повторил пословицу, которую он когда-то слышал: ни один человек не додумывается до хорошей идеи, когда его преследует тигр. В тот момент Маск был тигром. (Представитель McNeill сказал, что тот не хочет это комментировать.)
У Маска были и другие проблемы. «Что это за запах?» — спросил он. Все замолчали. Они знали, что Маск был настолько чувствителен к запахам, что кандидатам на работу сказали, чтобы они не использовали одеколон или духи, перед встречей с ним. Они видели, как он расстраивался из-за таких мелких мелочей, наблюдали, как он нападал на руководителей из-за их некомпетентности и неспособности.
Один человек объяснил, что поблизости есть чаны с жидким силиконом. При нагревании иногда пахло горящим пластиком.
«Эти пары могут убить людей», сказал Маск. Они собирались убить его.
Группа вернулась к решению проблем Gigafactory. В конце концов, пришло время Маску произнести свою речь. Он вышел из комнаты и вышел на импровизированную сцену. Модель 3 всегда была трудной, сказал он рабочим. Но это оказалось даже сложнее, чем кто-либо ожидал. Он поблагодарил сотрудников за их работу, а затем предупредил их, что еще не все. Tesla должна был иметь высокие стандарты, чтобы добиться успеха. Это была не компания с 9 до 5. Люди уже много работали; теперь Маск подразумевал, что им нужно работать больше. Он был по очереди непринужденным, неуклюжий и напряженный. Model 3 была решением компании, сказал он. Все должны были работать усерднее и умнее.
Затем Маск сошел со сцены. Остальные руководители сбежали в конференц-зал, чтобы продолжить работу над списком проблем Gigafactory. Маск, по словам одного из участников, ушел — к следующему заданию.
В тот день, когда в 2017 году Маск выступил на Gigafactory, он был и деспотом, и спасителем. Были громкие заявления, жгучие допросы и сконцентрированное сосредоточение на том, чтобы делать то, чего никто еще не достиг. Его речь выкачала одних и вдохновила других. «На самом деле это была довольно типичная среда», — сказал мне один из руководителей. «Так было до тех пор, пока я не ушел».
Маск сказал, что почти все возможно, что не нарушает законы физики. Мы собираемся построить машину, которая собирает машину, сказал он в комнате. Но они должны были двигаться быстро. По его словам, полностью автоматизированный завод — это инвестиция в будущее Tesla, которая поможет компании конкурировать в ближайшие десятилетия. В течение следующих нескольких недель руководители продолжали спорить с Маском. И, по словам бывших руководителей, возникла тревожная тенденция: если кто-то высказывал опасения или возражения, Маск иногда отводил менеджера этого человека в сторону и приказывал переназначить его на другую работу, или вообще уволить, или больше не приглашать на собрания. Некоторые руководители начали исключать скептиков из самосохранения. «Если вы относитесь к тому типу людей, которые могут оттолкнуть вас назад, вас откажут, потому что вице-президенты не хотят, чтобы кто-то выводил из себя Илона», — сказал мне один бывший руководитель, который доложил Маску. «Люди боялись, что кто-то что-то спросит».
Сам Маск позже оценит, что Tesla тратит до 100 миллионов долларов в неделю, когда тысячи сотрудников пытались построить дредноут Маск. Один бывший сотрудник вспомнил, что слышал о коллеге, который завтракал за столом, когда его вызывали. Его банан стал коричневым, а молоко в миске с хлопьями образовало пленку, прежде чем его коллеги по офису поняли, что его уволили, и навели порядок. Маск «сказал бы:« Я должен кого-то уволить сегодня », и я бы сказал:« Нет, не надо », а он бы сказал:« Нет, нет, я просто делаю. Я должен кого-то уволить », — сказал мне один бывший высокопоставленный руководитель. (Представитель Tesla оспорил это, но добавил, что Маск принимает «трудные, но необходимые решения».) На одном собрании Маск, в возбуждении, сломал телефон. Во время другого он заметил, что руководитель пропал без вести, и позвонил ему. Жена этого человека недавно родила, и он объяснил, что он отдыхал, когда она поправлялась. Маск был зол. Как минимум, вы должны быть на телефонных звонках, сказал Маск мужчине. Наличие ребенка не мешает вам разговаривать по телефону. (Представитель Tesla сказал, что, хотя Маск «когда-то был расстроен тем, что какой-то конкретный руководитель не звонил на важную телефонную конференцию через несколько дней после рождения его ребенка», компания не будет наказывать сотрудника за то, что он брал отпуск по уходу за ребенком.)
«Каждый приходил на работу каждый день, задаваясь вопросом, будет ли это их последний день», — сказал мне другой бывший руководитель. Предыдущий сотрудник вспомнил, как Маск говорил, что целью Tesla было спасти мир. «Он был бы действительно эмоциональным, — сказал мне этот человек, — и поэтому он иногда казался черствым, — потому что разве чувства одного человека сравнимы с судьбой миллиардов? Илона очень волнует человечество, но он не особо заботится об отдельных людях ». (Представитель Tesla сказал, что Маск« очень заботится об отдельных людях ».)
…
Это было прекрасно. Но, как все знают, после этого момента все стало в некотором роде еще более странным. Когда футбольная команда тайских мальчиков оказалась в ловушке в затопленной пещере в июне, Маск предложил построить подводную лодку.чтобы спасти их. Но после того, как его помощь была частично отвергнута, он написал в Твиттере обвинение в том, что один из спасателей был педофилом. (Нет никаких доказательств того, что это утверждение является правдой, и спасатель подал иск о диффамации, который все еще находится на рассмотрении.)
…
Многие из тех, с кем я говорил, сошлись во мнении, что Tesla и Маск на данный момент неразделимы. Вот почему они настолько сбиты с толку его поведением и настолько разочарованы, что его сильные стороны сопровождаются такими любопытными недостатками. Несколько лет назад двое рабочих Tesla пили в баре отеля напротив фабрики Фримонт, когда вошел Маск. Он был один, за исключением телохранителя. Они спросили Маск, не хочет ли он присоединиться к их столу. Маск сел, и через несколько неприятных моментов заговорил о понравившихся ему сериалах, таких мультфильмах, как «Южный парк» и «Семейный парень». Все заказали дорогой виски и начали пересказывать свои любимые эпизоды из «Симпсонов». Это было весело. Они много смеялись. Это не было нормально, да. Но и не было страшно или плохо, как это часто случалось на фабрике. Они могли быть кем угодно, просто обычными друзьями. Затем, через несколько часов, Маск оплатил счет и ушел, возвращаясь в свою хаотичную, бешеную, подобную тигру жизнь.
Автор: Charles Duhigg