Когда Philips закрыла проект цифровой компакт-кассеты в 1996 году, она поступила правильно. Дело не в том, что цифровая кассета проиграла цифровому минидиску. Скорее оба формата оказались недостаточно востребованы: с одной стороны им мешала дешевая и привычная аудиокассета, с другой — интернет и музыка, лишенная носителя. На прошлой неделе я рассказал о минидиске в естественной среде обитания — когда интернет и MP3 не составляли серьезной конкуренции формату. Минидиск был слишком дорогим, чтобы стать массовым, но получил признание среди профессионалов, энтузиастов и просто небедных людей.
Сегодня я расскажу о минидиске в эпоху MP3-плееров. Физический носитель со всеми его ограничениями по определению не был способен конкурировать с портативными устройствами на базе жесткого диска или флеш-памяти. Более того, уже в начале двухтысячных «музыкальный плеер» стал частью других цифровых устройств, и как только они стали более-менее удобными, шансов ни у одного физического носителя уже не было. Тем не менее, благодаря упорству Sony, история минидиска продолжается до 2006 года — когда было представлено последнее новое устройство. Sony трижды пыталась обновить формат под новые запросы потребителя, и трижды проиграла, и наверное затея изначально была обречена на провал. Зато теперь, через пять лет после окончательного прекращения поддержки формата, у меня есть возможность испытать еще несколько старых устройств, и рассказать о них вам.
Дневник коллекционера старых железок я веду в режиме реального времени в Телеграмме. Про некоторые особенности минидисковых устройств там написано гораздо подробнее.
Для начала хочу разрешить возникшее в комментариях к предыдущей статьи непонимание. Минидиск и Mini CD — это разные форматы. Mini CD — это уменьшенная копия обычного компакт-диска диаметром 8 см (24 минуты аудио или 210 мегабайт данных). Несмотря на попытки сделать и его портативным форматом, устройства, использующие компактные CD (или DVD, такие тоже были) можно пересчитать по пальцам. Минидиск имеет меньший диаметр (64 мм), снабжен металлической вставкой в центре и закрыт в защитный корпус, по конструкции похожий на дискету.
В предыдущей статье я остановился в конце девяностых, когда появились первые MP3-плееры. Это были не самые удобные устройства, но их преимущества были очевидны: вообще не нужно покупать носители музыки, переписывай новый сборник в 64 или 128 мегабайт переносного устройства хоть два раза в день, без ограничений. Чуть позже к ним добавились плееры со встроенным жестким диском, и пережили кратковременный ренессанс портативные CD-проигрыватели, благодаря возможности воспроизведения сжатой музыки. Устройства были достаточно неуклюжие, первые MP3-плееры использовали для передачи данных параллельный порт, и в начале двухтысячных это конечно было будущее, но такое, недешевое и с сомнительными качествами.
Зато портативные минидиск-рекордеры достигли совершенства. В двухтысячном году выпускается модель Sony MZ-R900, а спустя почти 19 лет я покупаю такой плеер, и мне невероятно везет: устройство модного цвета голубой металлик приезжает новым (!), в коробке со всеми аксессуарами. Габариты плеера уменьшились даже по сравнению с тонким MZ-R55, а время автономной работы увеличилось — до 26 часов работы от встроенного плоского аккумулятора, и до 66 часов с дополнительным кейсом под одну батарейку АА. Антишок увеличился до 40 секунд, а чем больше буфер, тем реже надо крутить диск, тем меньше расход электроэнергии. MZ-R900 — лучшая реализация формата в его первоначальном виде.
Главная фишка модели — поддержка нового стандарта MDLP. Здесь начинается путаница терминов, торговых марок и наименований, которая будет преследовать минидиск до самого конца. MDLP дает возможность записать на минидиск в два или в четыре раза больше информации, чем раньше было доступно. До этого на минидиск помещалось максимум 80 минут музыки, или 160 минут в режиме моно. На Sony MZ-R900 можно записать 160 минут стереозвука или 320 минут с пониженным качеством. Для этого используется кодек ATRAC3, но подождите, в прошлый раз я говорил, что в деках конца девяностых уже был формат ATRAC4.5? Да, но это не тот ATRAC. Тот, первый, со всеми своими модификациями, был переименован в ATRAC SP, а ATRAC3 — это совсем новый формат. Куда тогда делся ATRAC2? Неизвестно. У сторонних производителей была своя нумерация оригинального кодека ATRAC, например у Sharp были версии 5 и 6.
В 2001 году даже сама Sony рекламировала совсем другие товары.
Короче, в новом плеере Sony впервые появились режимы записи LP2 и LP4. Первый имеет битрейт 132 килобита в секунду, второй 66 килобит. LP4 малопригоден для музыки, зато позволяет записывать больше пяти часов голосовых заметок на один минидиск, с приемлемым качеством. LP2 по характеристикам примерно соответствует MP3 с битрейтом 128 килобит в секунду. Sony даже проводит исследование, в котором LP2 показывает небольшое преимущество над MP3, хотя в этом независимом тестировании ATRAC3 занимает последнее место.
Независимо от качества, возможность записать 2 часа 20 минут музыки на стандартный минидиск — полезна, в такой тайминг поместится большинство двойных альбомов и сборников. В конце декабря я отправляюсь в новогоднюю поездку, и беру с собой на минидиске двухчасовой концерт Depeche Mode. MDLP стал последним вариантом минидиска, для которого выпускался весь спектр аудиоустройств: домашние, портативные и автомобильные. Sony MZ-R900 даже на современный взгляд выглядит шикарно, им очень удобно пользоваться благодаря проводному пульту, большому экрану и двум джойстикам jog dial на корпусе, он отлично звучит и показывает неплохой результат при объективных измерениях. Менять ли время воспроизведения на качество звука — выбор остается за вами.
80 минут или 160 — вам все равно придется их переписывать на минидиск в режиме реального времени. Между тем в 2001 году Apple выпускает самый первый MP3-плеер iPod, еще с механическим колесом прокрутки, с монохромным экраном и жестким диском на 5 гигабайт. По современным меркам немного, но тогда плеер рекламирует возможность унести с собой вообще всю музыку. 5 гигабайт с битрейтом 128 килобит в секунду — это примерно 86 часов звука или 32 минидиска. Дофига. Сначала продажи айпода небольшие, устройство работает только с компьютерами Apple, и только через порт Firewire, но со временем эти недостатки устранят, и в целом нынешний успех Apple во многом произошел благодаря хорошим продажам iPod в двухтысячных.
А Sony в конце 2001 года представляет формат NetMD — это по сути минидисковый рекордер с портом USB. В теории это интересное предложение. Вы можете переписывать музыку с компьютера на минидиски в 16 раз быстрее реального времени (для формата LP2). Рекордеры стоят дорого, ну так и iPod стоит недешево, зато можно самому решать, сколько минидисков вам необходимо. Первый NetMD-рекордер — Sony MZ-N1 — очень красивая модель с док-станцией, до 110 часов автономной работы. Я же приобретаю в коллекцию другое устройство — рекордер Sharp IM-DR410H. Это относительно недорогая (210 евро на старте продаж) модель 2003 года. Работает от одной пальчиковой батарейки, пульта не имеет, зато у него удобные кнопки и цифровой усилитель звука, обещающий невероятный кайф.
И этим экспонатом моей коллекции всё идет не так. Устройство выглядит почти идеально, но, как выяснилось после первого включения, может проиграть только один минидиск, который приложил продавец. Виной тому было, видимо, падение на пол, из-за которого внешний вид не пострадал, но внутри расклепалось крепление, соединяющее половинки механизма. Я поколдовал отверткой, проложил бумажкой рамку, прижимающую минидиск сверху (она погнулась от удара), и привел устройство в рабочее состояние.
Дальше нужно было подключить плеер к компьютеру, и это тоже была проблема. На сайте Sharp и сейчас доступна рекламная страница начала двухтысячных, но нигде нельзя скачать комплектный софт и драйверы, а диска у меня не было. Устройства Sharp использовали программу BeatJam, а Sony для своих рекордеров прикладывала другой софт — SonicStage, который плеер Sharp не видит. BeatJam я так и не нашел — помог бы форум сообщества любителей минидисков, но буквально за месяц до начала моих экспериментов он был выключен. (Поправка: на момент написания статьи его включили обратно, ура!).
Пришлось применить умеренные mad skillz — я прописал USB ID устройства Sharp в драйвер для минидисковых рекордеров Sony, и после этого всё заработало. Sony SonicStage (последняя версия, поддерживающая минидиски —3.4 4.3) работает даже под Windows 10, но драйверы для 64-битных систем отсутствуют. Есть возможность допиливания, но я воссоздал компьютерную инфраструктуру NetMD на старом ноутбуке ThinkPad T43 с Windows XP.
Интерфейс SonicStage напоминает таковой у Apple iTunes. По нынешним меркам программа довольно ограниченная, и не понимает многие музыкальные форматы. Я использовал ее в основном с файлами MP3 и WAV. Есть возможность организации библиотеки файлов, прописывания тегов, создания плейлистов. Жить можно, вопросы начинаются при копировании музыки на минидиск. Во-первых, можно только записывать музыку на минидиск, обратно нельзя. Во-вторых, в ранних версиях софта действовало ограничение — один трек можно было записать на минидиск не более трех раз, после этого нужно было провести так называемый check-in — по сути удалить трек с одного из дисков, подключив его к компьютеру.
Но это еще не самая большая проблема. Я добавил в коллекцию SonicStage альбом, и он записался на минидиск примерно с десятикратной скоростью — неплохо. Но это формат LP2 с битрейтом 132 килобита в секунду. Если ваша коллекция музыки в MP3 (а в начале двухтысячных вряд ли существовали другие варианты), то происходит двойное преобразование музыки с потерями — сначала в MP3, потом в ATRAC3 LP2. А можно ли использовать оригинальный кодек ATRAC SP с битрейтом 292 килобита в секунду? Можно, но тут меня ожидало два самых больших подводных камня. Во-первых запись в режиме ATRAC SP происходит очень медленно, со скоростью примерно 1.6x от реальной. Насколько мне известно, так происходит потому, что кодирование в оригинальный ATRAC возможно только на устройстве. Программного кодировщика не существует до сих пор, есть только позднее разработанный и включенный в пакет ffmpeg декодер (плод реверс-инжиниринга фанатов).
Независимо от того, какого качества у вас исходник, перед передачей данных на минидиск происходит принудительное кодирование в формат ATRAC3 LP2. Серьезно, я даже проверил сам, сравнив измерения MD, записанного на деке, по-старинке, и минидиска, записанного на компьютере. Второй вариант показывает заметный рост искажений — явный признак дополнительных потерь при сжатии.
Оцените степень идиотизма. Допустим у вас есть музыка в хорошем качестве, например в MP3 320 кб/c. Вы хотите записать ее на минидиск в формате ATRAC SP, чтобы ваша старая минидисковая дека (как у меня) тоже могла его проиграть. SonicStage конвертирует ваш MP3 в формат ATRAC3 LP2 (второе сжатие с потерями), потом разжимает звук в PCM, передает его на плеер, где он конвертируется в ATRAC SP (третье сжатие!) силами устройства. Вот как так? Зачем был вставлен этот гигантский костыль? Копирайт? Так было легче кодить? Представьте себя на месте давнего поклонника минидисков, с архивом записей и старыми устройствами, который ожидает, что NetMD дополнит его инфраструктуру. А вот и не дополнит. Вы либо вынуждены перейти на несовместимый с техникой до 2000 года ATRAC3 LP2, либо (возможно не услышите, но) будете знать, что пишете совместимые диски с компьютера с совершенно ненужной потерей качества.
Судя по отзывам современников, впечатление у них было именно такое: Sony вращает поклонников формата на вертеле копирайта. Чтобы два раза не вставать, добавим: диски, записанные на компьютере, нельзя редактировать на плеере или рекордере. Вообще никак, только форматировать. Они помечаются как защищенные. По каким-то причинам эта пометка не ставится в дополнительной утилите MD Simple Burner — это программа для копирования музыки на минидиск напрямую с CD. Я использую ее с эмулятором оптического привода, и в целом она работает неплохо. Даже если забить на все эти тонкости, предпочитаемый способ работы с портативным устройством в начале двухтысячных — записать болванку или перекинуть файлы на портативный плеер в том виде, в котором они хранятся на жестком диске. А не вот это вот всё.
К фрустрации от NetMD добавились неоднозначные впечатления от устройства Sharp. Эта японская компания старалась дифференцировать свои минидисковые плееры от устройств Sony по дизайну, фичам и звуку. В начале двухтысячных она применила технологию «цифрового однобитного звука» — по сути, реализовала в портативной технике цифровой усилитель для наушников, в теории ничем не отличающийся от такового в современных смартфонах. Но это в теории, а на практике Sharp решила внедрить балансный усилитель мощности. Разъем в плеере Sharp — четырехконтактный, каждый канал подключается отдельно, в то время как в обычных наушниках у левого и правого каналов общая земля. В комплекте прилагается переходник с этого разъема на обычный трехконтактный, но он предназначен только для подключения устройства в линейному входу — например, к автомагнитоле. Наушники через переходник звучат ужасно из-за высокого выходного сопротивления.
Какие наушники с плеером положили — вот с ними и ходите. Там простые «капельки», неплохие, но современные наушники гораздо лучше, и я даже перепаиваю имеющиеся у меня Sennheiser ie8 для работы в балансном режиме. Сложно было замерить характеристики плеера в программе RMAA: все параметры соответствовали ожидаемым, кроме разделения каналов. Тест показывал, что разделение почти отсутствует, как будто бы плеер работает в монорежиме. Еще одно измерение похожей модели (здесь) показало аналогичные результаты. После пары экспериментов я понял, что правильно измерить параметры этого плеера можно только под нагрузкой — мне пришлось припаять к соединительному кабелю наушники, и только тогда я получил соответствующие ожиданиям характеристики.
Обещание «Excellent Sound» подтвердилось в замерах: если судить только по цифрам, это лучший плеер в моей коллекции. На самом деле звук у него мутный, уныловатый и в целом заметно отличающийся от любой другой техники в моем распоряжении. Это не ок. А еще в режиме записи модифицированный кодировщик ATRAC добавляет в сигнал какую-то отсебятину. Тем не менее, этот Sharp — предок современных аудиофильских портативных плееров с балансным усилителем для наушников.
Формат NetMD был поддержан меньшим количеством японских производителей. Информации о продажах у меня нет, но не думаю, что Sony удалось минидиском догнать iPod и производителей стремительно дешевеющих MP3-плееров, множество карманных компьютеров и смартфонов с музыкальными фичами. На этом история точно должна быть закончена, но была еще одна попытка.
В январе 2004 года Sony анонсирует (как пишут СМИ — возвращает из небытия) новый формат минидисков — Hi-MD, емкостью 1 гигабайт, в семь раз больше обычного MD при сохранении габаритов. Принцип записи и чтения данных — по-прежнему магнито-оптический. Для записи используется магнитная головка, а диск предварительно разогревается лазером до высоких температур. Для чтения используется только лазер. Плотность записи удалось повысить с помощью сразу нескольких технологий. Магнитная запись на диск с высокой плотностью в принципе возможна, но по достижении определенного предела данные становится невозможно прочитать. Эта задача была решена с помощью метода Domain Wall Displacement Detection — на диски Hi-MD был добавлен еще один слой, направленный исключительно на повышение точности чтения. Кроме того, были использованы программные методы: метод кодирования данных EFM (также применяемый в компакт дисках и обеспечивающий возможность восстановления данных с поврежденных участков) был заменен на более эффективный RLL. Была внедрена технология PRML, также повышающая вероятность успешного чтения данных. Она, как и RLL, была позаимствована из жестких дисков.
Более того, устройства с поддержкой Hi-MD обеспечивают расширенную обратную совместимость. Они не только могут считывать данные с традиционных минидисков, но также могут переформатировать их с удвоением емкости — на 80-минутный стандартный MD можно записать около 300 мегабайт данных. И здесь речь идет именно о данных, а не только о звуке: минидиск впервые становится относительно удобным форматом для хранения файлов. Любой Hi-MD-рекордер можно подключить к компьютеру по USB и без всякого софта использовать как флешку.
Только очень медленно, и по современным меркам, и по старым — примерно на уровне двухскоростного CD-ROM. Это показатели обычного MD, отформатированного по стандарту Hi-MD. Настоящие гигабайтные диски Hi-MD должны работать раза в два быстрее, но проверить я это не могу — дисков нет. Я вообще собирался изучить эту часть истории минидисков «по материалам в интернете» — цены на технику и носители совершенно невменяемые. Запечатанные диски Hi-MD продаются по 30-50 долларов за штуку, в несколько раз дороже их первоначальной стоимости в семь долларов. Плееры тоже недешевые, но мне везет и я недорого покупаю модель Sony MZ-NH600 в почти идеальном состоянии.
Это бюджетная (долларов 200) модель 2004 года: работает от пальчиковой батарейки до 27 часов в режиме воспроизведения, а при подключении к компьютеру получает питание по USB. Корпус пластиковый, кнопки по сравнению с эталонным MZ-R900 уже не такие удобные, зачем-то множество функций повешено на микроскопическое колесо, а все остальное — на еще более миниатюрный пятипозиционный джойстик. В США эту модель даже не оснащают линейным входом, запись только через компьютер. В целом очень удобная и компактная модель, пусть и не такая крутая, как флагманы (о них позже). Единственная проблема — очень тихий выход на наушники — следствие законодательства Евросоюза об ограничении максимальной громкости. Но эту проблему я решаю с помощью сервисного меню (подробнее про это у меня в Телеграмме).
Если вы хотите записывать на Hi-MD музыку, вам все равно придется использовать программу SonicStage. Вместе с новым форматом дисков был разработан новый стандарт (еще один!) сжатия данных с потерями — ATRAC3Plus. Он предлагает большой ассортимент битрейтов, как и MP3, максимальный — 256 килобит в секунду (позже будет расширен до 352 килобит). Появляется возможность записи на минидиск несжатого аудио с полноценным качеством CD — полтора часа на диск Hi-MD и 28 минут на стандартный, но переформатированный минидиск. В 2004 году именно эта возможность меня заинтересовала, но вместо минидиска я покупаю свой первый 40-гигабайтный iPod.
Таблица форматов, поддерживаемых на устройствах Hi-MD, с сайта minidisc.org
Что получается в результате? С битрейтом 256 килобит в секунду на гигабайтный диск Hi-MD можно записать почти 8 часов аудио. Если использовать более экономичный кодек ATRAC3 LP2, вообще получится 16,5 часов. На паре дисков можно унести с собой очень много музыки, и даже на старые минидиски можно записать почти пять часов аудио в приличном качестве. Правда прочитать вы все это сможете только на устройствах Hi-MD — все предыдущие устройства новый формат просто не увидят. Наконец-то можно копировать музыку не только на минидиск, но и обратно! Правда с ограничениями: только с дисков Hi-MD, желающие извлечь музыку со своих старых минидисков опять оказались в пролете. Sony постепенно отпускает вожжи копирайта, и со временем появляется возможность извлечения музыки с оригинальных MD, но только если они записаны через аналоговый вход. Но есть большой лайфхак, точнее аппаратный чит-код.
В 2006 году Sony выпускает последний (вот теперь точно) минидисковый плеер Sony MZ-RH1. Обычно на закате формата в продаже остаются только самые дешевые и достаточно унылые по дизайну и характеристикам устройства. Но RH1 не такой, это самый настоящий топ, вершина возможностей формата. Толщина плеера 15 миллиметров, почти в три раза меньше, чем у самого первого минидискового устройства MZ-1. Вес 106 грамм с батарейкой, в 6,5 раз меньше. Невероятно крутой OLED-дисплей, ионно-литиевый аккумулятор с возможностью зарядки через USB.
Такого плеера у меня нет, цены на него совершенно конские — значительно выше, чем он стоил новый в 2006 году. Помимо технического совершенства и коллекционной ценности, есть еще одна причина такой высокой цены. Это единственный минидисковый плеер, способный переносить данные со стандартных MD без ограничений. Если у вас большая коллекция собственной музыки или других аудиозаписей на минидисках, и вы использовали для записи цифровой интерфейс, то относительно безболезненно добыть эти записи вы сможете только с помощью RH1. Либо придется применять более сложные методы: я успешно извлек с минидиска цифровой звук, подменив таблицу содержимого по методу TOC Cloning, описанного в предыдущем материале. Практического смысла покупка MZ-RH1 не имеет: как и любой топовый плеер, он имеет свои недостатки, например проприетарный и ни с чем не совместимый аккумулятор и выгорающий OLED-дисплей. Мой MZ-NH600 практичнее.
В середине двухтысячных начинается работа по реверс-инжинирингу протоколов NetMD и Hi-MD. Информацию о проекте linux-minidisc можно добыть тут, а здесь лежат исходники. Почтовая рассылка участников проекта дает понять, насколько сложно им было анализировать максимально закрытую архитектуру минидиска. Но ведь для iPod, также со всех сторон закрытого, придумали и сторонние файловые менеджеры, и даже целую альтернативную прошивку написали. Возможно, будь устройства чуть более популярными, так произошло бы и с Sony NetMD и Hi-MD. По факту проект не мертв, но разработка остановилась на полпути.
Так как Hi-MD использует обычную файловую систему FAT, он в Linux поддерживается лучше всего, есть даже простой графический интерфейс для переноса файлов туда-сюда. А вот поддержка традиционных минидисков (неважно на каком устройстве) оставляет желать лучшего. По сути вы имеете дело с набором утилит (или скриптов на Питоне, на выбор) для копирования музыки на минидиск (для всех устройств NetMD) и обратно (если у вас MZ-RH1). Доломать защиту NetMD до конца так и не получилось, и возможно это требует извлечения и модификации прошивки устройств. Вряд ли кто-то сейчас будет этим заниматься — какой смысл разбирать устаревшие железки? Консольные утилиты — единственный способ загрузить на минидиск музыку в оригинальном формате ATRAC SP без лишнего перекодирования в LP2. Увы, работают утилиты нестабильно — устройство постоянно зависает, приходится его переподключать и начинать заново.
После выпуска плеера MZ-RH1 в 2006 году о минидисках ничего не было слышно, пока в 2013 году Sony не объявила о прекращении поддержки формата. Был ли минидиск провальным продуктом? Вроде бы да: продажи всю жизнь были относительно небольшие, устройства и носители стоили дорого, а последние попытки адаптировать формат к требованиям сетевого века потерпели провал. А почему так вышло? Кто-то скажет — слишком закрытый был формат. И будет прав, смотрите выше примеры про дурацкие ограничения при работе с минидиском на компьютере. Но ведь iPod тоже был таким. Там тоже нельзя штатными средствами достать музыку из плеера обратно на компьютер. Тоже используется свой набор кодеков (но поддерживается MP3). В 2004 году, вместе с Hi-MD, Sony открывает свой музыкальный интернет-магазин, через год после iTunes Store. И там, и там треки намазаны толстым слоем защиты от копирования: только в 2009 году магазин Apple полностью откажется от DRM.
Окей, тогда наверное этот формат появился слишком поздно: вот если бы его выпустили вместе с компакт-диском в 1982 году, мы бы сейчас с ностальгией вспоминали минидиски, а не кассеты. Было бы неплохо, но принцип магнито-оптической записи был продемонстрирован публично только в 1983 году. И даже в MD-плеере 1996 года наблюдается такое нагромождение плат и механики, что становится понятно — технические возможности даже в середине девяностых с трудом позволяли сделать цифровую технику настолько компактной.
Моя версия: просто не судьба. Sony, с оговорками, все сделала правильно, выпустила новый формат на рынок как можно раньше и многие годы допиливала его до идеала. Представить в начале разработки, какую революцию в цифровой музыке произведет интернет, было невозможно. Это пример технологии, в которую вложено много сил и таланта, все очень старались и были молодцы, но в итоге все равно ничего не вышло. Так бывает.
Хорошо, в заключение давайте попробуем заняться диванной аналитикой и представить, как можно было бы сделать лучше? Например, так. Первый минидисковый плеер появляется в 1992 году, раньше просто не получилось бы. Уже в 1993 году выпускаются компьютерные приводы с возможностью сохранения до 140 мегабайт на каждом минидиске. Технология широко лицензируется. Производители ноутбуков охотно применяют минидисковые приводы в моделях 1994 года и далее — они позволяют снизить вес и стоимость портативных устройств. Формат ATRAC доступен производителям устройств и разработчикам софта за небольшую лицензионную плату. В 1997 году пользователи получают возможность сжимать музыку в ATRAC — для некоммерческого использования кодеки доступны бесплатно. В 1998 году роста продаж приводов CD-R не происходит — они так и остаются нишевыми устройствами, всех устраивает минидиск. Стоимость носителя падает до 50 центов.
В 2004 году выпускается формат Hi-MD, новые приводы доступны и в компьютерах, и в ноутбуках. В 2006 году емкость дисков доводится до 2 гигабайт, формат конкурирует с DVD в качестве носителя для фильмов. Минидиск используется в игровых приставках, карманных компьютерах, ноутбуках, широко распространен в авиации и медицине в качестве надежного средства записи данных. Представили? Даже если бы так произошло на самом деле, к 2019 году результат был бы неизменным: моральное устаревание и полный отказ от сменных носителей. Разница была бы в том, что сейчас на полках магазинов, где продаются дешевые болванки, стояли бы еще и дешевые минидиски. И возможно был бы ностальгический ренессанс, как сейчас с аудиокассетами.
Я же с удовольствием использую минидиски как еще один винтажный формат, в дополнение к аудиокассетам. Конечно я сразу записал на них десяток любимых и хорошо знакомых альбомов, но вообще у меня другой план: на кассеты я пишу старую музыку, а на минидиски буду записывать новую. Записывать буду по старинке — через стационарную деку, в режиме реального времени. Без всяких компьютеров.
Как долго этот формат проживет? Думаю, ассортимента устройств на мою жизнь точно хватит. Насколько долговечен носитель — не очень понятно, но мне пока ни разу не попадался убитый минидиск. Лет 30-40 и техника, и диски точно протянут. А там, если доживем, посмотрим — возможно мы будем коллекционировать винтажные карты памяти и раритетные MP3-файлы. Или древние мозговые импланты со смешными багами. Или что-нибудь еще.
Сегодня я расскажу о минидиске в эпоху MP3-плееров. Физический носитель со всеми его ограничениями по определению не был способен конкурировать с портативными устройствами на базе жесткого диска или флеш-памяти. Более того, уже в начале двухтысячных «музыкальный плеер» стал частью других цифровых устройств, и как только они стали более-менее удобными, шансов ни у одного физического носителя уже не было. Тем не менее, благодаря упорству Sony, история минидиска продолжается до 2006 года — когда было представлено последнее новое устройство. Sony трижды пыталась обновить формат под новые запросы потребителя, и трижды проиграла, и наверное затея изначально была обречена на провал. Зато теперь, через пять лет после окончательного прекращения поддержки формата, у меня есть возможность испытать еще несколько старых устройств, и рассказать о них вам.
Дневник коллекционера старых железок я веду в режиме реального времени в Телеграмме. Про некоторые особенности минидисковых устройств там написано гораздо подробнее.
Для начала хочу разрешить возникшее в комментариях к предыдущей статьи непонимание. Минидиск и Mini CD — это разные форматы. Mini CD — это уменьшенная копия обычного компакт-диска диаметром 8 см (24 минуты аудио или 210 мегабайт данных). Несмотря на попытки сделать и его портативным форматом, устройства, использующие компактные CD (или DVD, такие тоже были) можно пересчитать по пальцам. Минидиск имеет меньший диаметр (64 мм), снабжен металлической вставкой в центре и закрыт в защитный корпус, по конструкции похожий на дискету.
В предыдущей статье я остановился в конце девяностых, когда появились первые MP3-плееры. Это были не самые удобные устройства, но их преимущества были очевидны: вообще не нужно покупать носители музыки, переписывай новый сборник в 64 или 128 мегабайт переносного устройства хоть два раза в день, без ограничений. Чуть позже к ним добавились плееры со встроенным жестким диском, и пережили кратковременный ренессанс портативные CD-проигрыватели, благодаря возможности воспроизведения сжатой музыки. Устройства были достаточно неуклюжие, первые MP3-плееры использовали для передачи данных параллельный порт, и в начале двухтысячных это конечно было будущее, но такое, недешевое и с сомнительными качествами.
Зато портативные минидиск-рекордеры достигли совершенства. В двухтысячном году выпускается модель Sony MZ-R900, а спустя почти 19 лет я покупаю такой плеер, и мне невероятно везет: устройство модного цвета голубой металлик приезжает новым (!), в коробке со всеми аксессуарами. Габариты плеера уменьшились даже по сравнению с тонким MZ-R55, а время автономной работы увеличилось — до 26 часов работы от встроенного плоского аккумулятора, и до 66 часов с дополнительным кейсом под одну батарейку АА. Антишок увеличился до 40 секунд, а чем больше буфер, тем реже надо крутить диск, тем меньше расход электроэнергии. MZ-R900 — лучшая реализация формата в его первоначальном виде.
Главная фишка модели — поддержка нового стандарта MDLP. Здесь начинается путаница терминов, торговых марок и наименований, которая будет преследовать минидиск до самого конца. MDLP дает возможность записать на минидиск в два или в четыре раза больше информации, чем раньше было доступно. До этого на минидиск помещалось максимум 80 минут музыки, или 160 минут в режиме моно. На Sony MZ-R900 можно записать 160 минут стереозвука или 320 минут с пониженным качеством. Для этого используется кодек ATRAC3, но подождите, в прошлый раз я говорил, что в деках конца девяностых уже был формат ATRAC4.5? Да, но это не тот ATRAC. Тот, первый, со всеми своими модификациями, был переименован в ATRAC SP, а ATRAC3 — это совсем новый формат. Куда тогда делся ATRAC2? Неизвестно. У сторонних производителей была своя нумерация оригинального кодека ATRAC, например у Sharp были версии 5 и 6.
В 2001 году даже сама Sony рекламировала совсем другие товары.
Короче, в новом плеере Sony впервые появились режимы записи LP2 и LP4. Первый имеет битрейт 132 килобита в секунду, второй 66 килобит. LP4 малопригоден для музыки, зато позволяет записывать больше пяти часов голосовых заметок на один минидиск, с приемлемым качеством. LP2 по характеристикам примерно соответствует MP3 с битрейтом 128 килобит в секунду. Sony даже проводит исследование, в котором LP2 показывает небольшое преимущество над MP3, хотя в этом независимом тестировании ATRAC3 занимает последнее место.
Независимо от качества, возможность записать 2 часа 20 минут музыки на стандартный минидиск — полезна, в такой тайминг поместится большинство двойных альбомов и сборников. В конце декабря я отправляюсь в новогоднюю поездку, и беру с собой на минидиске двухчасовой концерт Depeche Mode. MDLP стал последним вариантом минидиска, для которого выпускался весь спектр аудиоустройств: домашние, портативные и автомобильные. Sony MZ-R900 даже на современный взгляд выглядит шикарно, им очень удобно пользоваться благодаря проводному пульту, большому экрану и двум джойстикам jog dial на корпусе, он отлично звучит и показывает неплохой результат при объективных измерениях. Менять ли время воспроизведения на качество звука — выбор остается за вами.
Минидиск с портом USB: страдания и боль
80 минут или 160 — вам все равно придется их переписывать на минидиск в режиме реального времени. Между тем в 2001 году Apple выпускает самый первый MP3-плеер iPod, еще с механическим колесом прокрутки, с монохромным экраном и жестким диском на 5 гигабайт. По современным меркам немного, но тогда плеер рекламирует возможность унести с собой вообще всю музыку. 5 гигабайт с битрейтом 128 килобит в секунду — это примерно 86 часов звука или 32 минидиска. Дофига. Сначала продажи айпода небольшие, устройство работает только с компьютерами Apple, и только через порт Firewire, но со временем эти недостатки устранят, и в целом нынешний успех Apple во многом произошел благодаря хорошим продажам iPod в двухтысячных.
А Sony в конце 2001 года представляет формат NetMD — это по сути минидисковый рекордер с портом USB. В теории это интересное предложение. Вы можете переписывать музыку с компьютера на минидиски в 16 раз быстрее реального времени (для формата LP2). Рекордеры стоят дорого, ну так и iPod стоит недешево, зато можно самому решать, сколько минидисков вам необходимо. Первый NetMD-рекордер — Sony MZ-N1 — очень красивая модель с док-станцией, до 110 часов автономной работы. Я же приобретаю в коллекцию другое устройство — рекордер Sharp IM-DR410H. Это относительно недорогая (210 евро на старте продаж) модель 2003 года. Работает от одной пальчиковой батарейки, пульта не имеет, зато у него удобные кнопки и цифровой усилитель звука, обещающий невероятный кайф.
И этим экспонатом моей коллекции всё идет не так. Устройство выглядит почти идеально, но, как выяснилось после первого включения, может проиграть только один минидиск, который приложил продавец. Виной тому было, видимо, падение на пол, из-за которого внешний вид не пострадал, но внутри расклепалось крепление, соединяющее половинки механизма. Я поколдовал отверткой, проложил бумажкой рамку, прижимающую минидиск сверху (она погнулась от удара), и привел устройство в рабочее состояние.
Дальше нужно было подключить плеер к компьютеру, и это тоже была проблема. На сайте Sharp и сейчас доступна рекламная страница начала двухтысячных, но нигде нельзя скачать комплектный софт и драйверы, а диска у меня не было. Устройства Sharp использовали программу BeatJam, а Sony для своих рекордеров прикладывала другой софт — SonicStage, который плеер Sharp не видит. BeatJam я так и не нашел — помог бы форум сообщества любителей минидисков, но буквально за месяц до начала моих экспериментов он был выключен. (Поправка: на момент написания статьи его включили обратно, ура!).
Пришлось применить умеренные mad skillz — я прописал USB ID устройства Sharp в драйвер для минидисковых рекордеров Sony, и после этого всё заработало. Sony SonicStage (последняя версия, поддерживающая минидиски —
Интерфейс SonicStage напоминает таковой у Apple iTunes. По нынешним меркам программа довольно ограниченная, и не понимает многие музыкальные форматы. Я использовал ее в основном с файлами MP3 и WAV. Есть возможность организации библиотеки файлов, прописывания тегов, создания плейлистов. Жить можно, вопросы начинаются при копировании музыки на минидиск. Во-первых, можно только записывать музыку на минидиск, обратно нельзя. Во-вторых, в ранних версиях софта действовало ограничение — один трек можно было записать на минидиск не более трех раз, после этого нужно было провести так называемый check-in — по сути удалить трек с одного из дисков, подключив его к компьютеру.
Но это еще не самая большая проблема. Я добавил в коллекцию SonicStage альбом, и он записался на минидиск примерно с десятикратной скоростью — неплохо. Но это формат LP2 с битрейтом 132 килобита в секунду. Если ваша коллекция музыки в MP3 (а в начале двухтысячных вряд ли существовали другие варианты), то происходит двойное преобразование музыки с потерями — сначала в MP3, потом в ATRAC3 LP2. А можно ли использовать оригинальный кодек ATRAC SP с битрейтом 292 килобита в секунду? Можно, но тут меня ожидало два самых больших подводных камня. Во-первых запись в режиме ATRAC SP происходит очень медленно, со скоростью примерно 1.6x от реальной. Насколько мне известно, так происходит потому, что кодирование в оригинальный ATRAC возможно только на устройстве. Программного кодировщика не существует до сих пор, есть только позднее разработанный и включенный в пакет ffmpeg декодер (плод реверс-инжиниринга фанатов).
Независимо от того, какого качества у вас исходник, перед передачей данных на минидиск происходит принудительное кодирование в формат ATRAC3 LP2. Серьезно, я даже проверил сам, сравнив измерения MD, записанного на деке, по-старинке, и минидиска, записанного на компьютере. Второй вариант показывает заметный рост искажений — явный признак дополнительных потерь при сжатии.
Оцените степень идиотизма. Допустим у вас есть музыка в хорошем качестве, например в MP3 320 кб/c. Вы хотите записать ее на минидиск в формате ATRAC SP, чтобы ваша старая минидисковая дека (как у меня) тоже могла его проиграть. SonicStage конвертирует ваш MP3 в формат ATRAC3 LP2 (второе сжатие с потерями), потом разжимает звук в PCM, передает его на плеер, где он конвертируется в ATRAC SP (третье сжатие!) силами устройства. Вот как так? Зачем был вставлен этот гигантский костыль? Копирайт? Так было легче кодить? Представьте себя на месте давнего поклонника минидисков, с архивом записей и старыми устройствами, который ожидает, что NetMD дополнит его инфраструктуру. А вот и не дополнит. Вы либо вынуждены перейти на несовместимый с техникой до 2000 года ATRAC3 LP2, либо (возможно не услышите, но) будете знать, что пишете совместимые диски с компьютера с совершенно ненужной потерей качества.
Судя по отзывам современников, впечатление у них было именно такое: Sony вращает поклонников формата на вертеле копирайта. Чтобы два раза не вставать, добавим: диски, записанные на компьютере, нельзя редактировать на плеере или рекордере. Вообще никак, только форматировать. Они помечаются как защищенные. По каким-то причинам эта пометка не ставится в дополнительной утилите MD Simple Burner — это программа для копирования музыки на минидиск напрямую с CD. Я использую ее с эмулятором оптического привода, и в целом она работает неплохо. Даже если забить на все эти тонкости, предпочитаемый способ работы с портативным устройством в начале двухтысячных — записать болванку или перекинуть файлы на портативный плеер в том виде, в котором они хранятся на жестком диске. А не вот это вот всё.
К фрустрации от NetMD добавились неоднозначные впечатления от устройства Sharp. Эта японская компания старалась дифференцировать свои минидисковые плееры от устройств Sony по дизайну, фичам и звуку. В начале двухтысячных она применила технологию «цифрового однобитного звука» — по сути, реализовала в портативной технике цифровой усилитель для наушников, в теории ничем не отличающийся от такового в современных смартфонах. Но это в теории, а на практике Sharp решила внедрить балансный усилитель мощности. Разъем в плеере Sharp — четырехконтактный, каждый канал подключается отдельно, в то время как в обычных наушниках у левого и правого каналов общая земля. В комплекте прилагается переходник с этого разъема на обычный трехконтактный, но он предназначен только для подключения устройства в линейному входу — например, к автомагнитоле. Наушники через переходник звучат ужасно из-за высокого выходного сопротивления.
Какие наушники с плеером положили — вот с ними и ходите. Там простые «капельки», неплохие, но современные наушники гораздо лучше, и я даже перепаиваю имеющиеся у меня Sennheiser ie8 для работы в балансном режиме. Сложно было замерить характеристики плеера в программе RMAA: все параметры соответствовали ожидаемым, кроме разделения каналов. Тест показывал, что разделение почти отсутствует, как будто бы плеер работает в монорежиме. Еще одно измерение похожей модели (здесь) показало аналогичные результаты. После пары экспериментов я понял, что правильно измерить параметры этого плеера можно только под нагрузкой — мне пришлось припаять к соединительному кабелю наушники, и только тогда я получил соответствующие ожиданиям характеристики.
Обещание «Excellent Sound» подтвердилось в замерах: если судить только по цифрам, это лучший плеер в моей коллекции. На самом деле звук у него мутный, уныловатый и в целом заметно отличающийся от любой другой техники в моем распоряжении. Это не ок. А еще в режиме записи модифицированный кодировщик ATRAC добавляет в сигнал какую-то отсебятину. Тем не менее, этот Sharp — предок современных аудиофильских портативных плееров с балансным усилителем для наушников.
Формат NetMD был поддержан меньшим количеством японских производителей. Информации о продажах у меня нет, но не думаю, что Sony удалось минидиском догнать iPod и производителей стремительно дешевеющих MP3-плееров, множество карманных компьютеров и смартфонов с музыкальными фичами. На этом история точно должна быть закончена, но была еще одна попытка.
Hi-MD: инженерный шедевр, который оказался не нужен
В январе 2004 года Sony анонсирует (как пишут СМИ — возвращает из небытия) новый формат минидисков — Hi-MD, емкостью 1 гигабайт, в семь раз больше обычного MD при сохранении габаритов. Принцип записи и чтения данных — по-прежнему магнито-оптический. Для записи используется магнитная головка, а диск предварительно разогревается лазером до высоких температур. Для чтения используется только лазер. Плотность записи удалось повысить с помощью сразу нескольких технологий. Магнитная запись на диск с высокой плотностью в принципе возможна, но по достижении определенного предела данные становится невозможно прочитать. Эта задача была решена с помощью метода Domain Wall Displacement Detection — на диски Hi-MD был добавлен еще один слой, направленный исключительно на повышение точности чтения. Кроме того, были использованы программные методы: метод кодирования данных EFM (также применяемый в компакт дисках и обеспечивающий возможность восстановления данных с поврежденных участков) был заменен на более эффективный RLL. Была внедрена технология PRML, также повышающая вероятность успешного чтения данных. Она, как и RLL, была позаимствована из жестких дисков.
Более того, устройства с поддержкой Hi-MD обеспечивают расширенную обратную совместимость. Они не только могут считывать данные с традиционных минидисков, но также могут переформатировать их с удвоением емкости — на 80-минутный стандартный MD можно записать около 300 мегабайт данных. И здесь речь идет именно о данных, а не только о звуке: минидиск впервые становится относительно удобным форматом для хранения файлов. Любой Hi-MD-рекордер можно подключить к компьютеру по USB и без всякого софта использовать как флешку.
Только очень медленно, и по современным меркам, и по старым — примерно на уровне двухскоростного CD-ROM. Это показатели обычного MD, отформатированного по стандарту Hi-MD. Настоящие гигабайтные диски Hi-MD должны работать раза в два быстрее, но проверить я это не могу — дисков нет. Я вообще собирался изучить эту часть истории минидисков «по материалам в интернете» — цены на технику и носители совершенно невменяемые. Запечатанные диски Hi-MD продаются по 30-50 долларов за штуку, в несколько раз дороже их первоначальной стоимости в семь долларов. Плееры тоже недешевые, но мне везет и я недорого покупаю модель Sony MZ-NH600 в почти идеальном состоянии.
Это бюджетная (долларов 200) модель 2004 года: работает от пальчиковой батарейки до 27 часов в режиме воспроизведения, а при подключении к компьютеру получает питание по USB. Корпус пластиковый, кнопки по сравнению с эталонным MZ-R900 уже не такие удобные, зачем-то множество функций повешено на микроскопическое колесо, а все остальное — на еще более миниатюрный пятипозиционный джойстик. В США эту модель даже не оснащают линейным входом, запись только через компьютер. В целом очень удобная и компактная модель, пусть и не такая крутая, как флагманы (о них позже). Единственная проблема — очень тихий выход на наушники — следствие законодательства Евросоюза об ограничении максимальной громкости. Но эту проблему я решаю с помощью сервисного меню (подробнее про это у меня в Телеграмме).
Если вы хотите записывать на Hi-MD музыку, вам все равно придется использовать программу SonicStage. Вместе с новым форматом дисков был разработан новый стандарт (еще один!) сжатия данных с потерями — ATRAC3Plus. Он предлагает большой ассортимент битрейтов, как и MP3, максимальный — 256 килобит в секунду (позже будет расширен до 352 килобит). Появляется возможность записи на минидиск несжатого аудио с полноценным качеством CD — полтора часа на диск Hi-MD и 28 минут на стандартный, но переформатированный минидиск. В 2004 году именно эта возможность меня заинтересовала, но вместо минидиска я покупаю свой первый 40-гигабайтный iPod.
Таблица форматов, поддерживаемых на устройствах Hi-MD, с сайта minidisc.org
Что получается в результате? С битрейтом 256 килобит в секунду на гигабайтный диск Hi-MD можно записать почти 8 часов аудио. Если использовать более экономичный кодек ATRAC3 LP2, вообще получится 16,5 часов. На паре дисков можно унести с собой очень много музыки, и даже на старые минидиски можно записать почти пять часов аудио в приличном качестве. Правда прочитать вы все это сможете только на устройствах Hi-MD — все предыдущие устройства новый формат просто не увидят. Наконец-то можно копировать музыку не только на минидиск, но и обратно! Правда с ограничениями: только с дисков Hi-MD, желающие извлечь музыку со своих старых минидисков опять оказались в пролете. Sony постепенно отпускает вожжи копирайта, и со временем появляется возможность извлечения музыки с оригинальных MD, но только если они записаны через аналоговый вход. Но есть большой лайфхак, точнее аппаратный чит-код.
Sony MZ-RH1: святой Грааль
В 2006 году Sony выпускает последний (вот теперь точно) минидисковый плеер Sony MZ-RH1. Обычно на закате формата в продаже остаются только самые дешевые и достаточно унылые по дизайну и характеристикам устройства. Но RH1 не такой, это самый настоящий топ, вершина возможностей формата. Толщина плеера 15 миллиметров, почти в три раза меньше, чем у самого первого минидискового устройства MZ-1. Вес 106 грамм с батарейкой, в 6,5 раз меньше. Невероятно крутой OLED-дисплей, ионно-литиевый аккумулятор с возможностью зарядки через USB.
Такого плеера у меня нет, цены на него совершенно конские — значительно выше, чем он стоил новый в 2006 году. Помимо технического совершенства и коллекционной ценности, есть еще одна причина такой высокой цены. Это единственный минидисковый плеер, способный переносить данные со стандартных MD без ограничений. Если у вас большая коллекция собственной музыки или других аудиозаписей на минидисках, и вы использовали для записи цифровой интерфейс, то относительно безболезненно добыть эти записи вы сможете только с помощью RH1. Либо придется применять более сложные методы: я успешно извлек с минидиска цифровой звук, подменив таблицу содержимого по методу TOC Cloning, описанного в предыдущем материале. Практического смысла покупка MZ-RH1 не имеет: как и любой топовый плеер, он имеет свои недостатки, например проприетарный и ни с чем не совместимый аккумулятор и выгорающий OLED-дисплей. Мой MZ-NH600 практичнее.
Открытые исходники
В середине двухтысячных начинается работа по реверс-инжинирингу протоколов NetMD и Hi-MD. Информацию о проекте linux-minidisc можно добыть тут, а здесь лежат исходники. Почтовая рассылка участников проекта дает понять, насколько сложно им было анализировать максимально закрытую архитектуру минидиска. Но ведь для iPod, также со всех сторон закрытого, придумали и сторонние файловые менеджеры, и даже целую альтернативную прошивку написали. Возможно, будь устройства чуть более популярными, так произошло бы и с Sony NetMD и Hi-MD. По факту проект не мертв, но разработка остановилась на полпути.
Так как Hi-MD использует обычную файловую систему FAT, он в Linux поддерживается лучше всего, есть даже простой графический интерфейс для переноса файлов туда-сюда. А вот поддержка традиционных минидисков (неважно на каком устройстве) оставляет желать лучшего. По сути вы имеете дело с набором утилит (или скриптов на Питоне, на выбор) для копирования музыки на минидиск (для всех устройств NetMD) и обратно (если у вас MZ-RH1). Доломать защиту NetMD до конца так и не получилось, и возможно это требует извлечения и модификации прошивки устройств. Вряд ли кто-то сейчас будет этим заниматься — какой смысл разбирать устаревшие железки? Консольные утилиты — единственный способ загрузить на минидиск музыку в оригинальном формате ATRAC SP без лишнего перекодирования в LP2. Увы, работают утилиты нестабильно — устройство постоянно зависает, приходится его переподключать и начинать заново.
Провал или не провал?
После выпуска плеера MZ-RH1 в 2006 году о минидисках ничего не было слышно, пока в 2013 году Sony не объявила о прекращении поддержки формата. Был ли минидиск провальным продуктом? Вроде бы да: продажи всю жизнь были относительно небольшие, устройства и носители стоили дорого, а последние попытки адаптировать формат к требованиям сетевого века потерпели провал. А почему так вышло? Кто-то скажет — слишком закрытый был формат. И будет прав, смотрите выше примеры про дурацкие ограничения при работе с минидиском на компьютере. Но ведь iPod тоже был таким. Там тоже нельзя штатными средствами достать музыку из плеера обратно на компьютер. Тоже используется свой набор кодеков (но поддерживается MP3). В 2004 году, вместе с Hi-MD, Sony открывает свой музыкальный интернет-магазин, через год после iTunes Store. И там, и там треки намазаны толстым слоем защиты от копирования: только в 2009 году магазин Apple полностью откажется от DRM.
Окей, тогда наверное этот формат появился слишком поздно: вот если бы его выпустили вместе с компакт-диском в 1982 году, мы бы сейчас с ностальгией вспоминали минидиски, а не кассеты. Было бы неплохо, но принцип магнито-оптической записи был продемонстрирован публично только в 1983 году. И даже в MD-плеере 1996 года наблюдается такое нагромождение плат и механики, что становится понятно — технические возможности даже в середине девяностых с трудом позволяли сделать цифровую технику настолько компактной.
Моя версия: просто не судьба. Sony, с оговорками, все сделала правильно, выпустила новый формат на рынок как можно раньше и многие годы допиливала его до идеала. Представить в начале разработки, какую революцию в цифровой музыке произведет интернет, было невозможно. Это пример технологии, в которую вложено много сил и таланта, все очень старались и были молодцы, но в итоге все равно ничего не вышло. Так бывает.
Хорошо, в заключение давайте попробуем заняться диванной аналитикой и представить, как можно было бы сделать лучше? Например, так. Первый минидисковый плеер появляется в 1992 году, раньше просто не получилось бы. Уже в 1993 году выпускаются компьютерные приводы с возможностью сохранения до 140 мегабайт на каждом минидиске. Технология широко лицензируется. Производители ноутбуков охотно применяют минидисковые приводы в моделях 1994 года и далее — они позволяют снизить вес и стоимость портативных устройств. Формат ATRAC доступен производителям устройств и разработчикам софта за небольшую лицензионную плату. В 1997 году пользователи получают возможность сжимать музыку в ATRAC — для некоммерческого использования кодеки доступны бесплатно. В 1998 году роста продаж приводов CD-R не происходит — они так и остаются нишевыми устройствами, всех устраивает минидиск. Стоимость носителя падает до 50 центов.
В 2004 году выпускается формат Hi-MD, новые приводы доступны и в компьютерах, и в ноутбуках. В 2006 году емкость дисков доводится до 2 гигабайт, формат конкурирует с DVD в качестве носителя для фильмов. Минидиск используется в игровых приставках, карманных компьютерах, ноутбуках, широко распространен в авиации и медицине в качестве надежного средства записи данных. Представили? Даже если бы так произошло на самом деле, к 2019 году результат был бы неизменным: моральное устаревание и полный отказ от сменных носителей. Разница была бы в том, что сейчас на полках магазинов, где продаются дешевые болванки, стояли бы еще и дешевые минидиски. И возможно был бы ностальгический ренессанс, как сейчас с аудиокассетами.
Я же с удовольствием использую минидиски как еще один винтажный формат, в дополнение к аудиокассетам. Конечно я сразу записал на них десяток любимых и хорошо знакомых альбомов, но вообще у меня другой план: на кассеты я пишу старую музыку, а на минидиски буду записывать новую. Записывать буду по старинке — через стационарную деку, в режиме реального времени. Без всяких компьютеров.
Как долго этот формат проживет? Думаю, ассортимента устройств на мою жизнь точно хватит. Насколько долговечен носитель — не очень понятно, но мне пока ни разу не попадался убитый минидиск. Лет 30-40 и техника, и диски точно протянут. А там, если доживем, посмотрим — возможно мы будем коллекционировать винтажные карты памяти и раритетные MP3-файлы. Или древние мозговые импланты со смешными багами. Или что-нибудь еще.