Как стать автором
Обновить

Комментарии 41

Можно ли конкретнее уточнить, что вы имитировали? СОИ — это Стратегическая Оборонная Инициатива. А что планировало СССР сделать с помощью программы АнтиСОИ?
В рамках этой программы предполагалась создать стенд имитационного моделирования (СИМ) и систему автоматизированного исследовательского проектирования (САИПР), которые позволяли бы не только моделировать последствия реализации СОИ, но и выдвигать требования к системам, нейтрализующим эти последствия.

И еще "Как рождалась «анти-СОИ»"
Очень интересно, какого размера будет требоваться команда для разработки рабочей ОС с нуля лет через 100. По-моему, сейчас это уже практически неподъемный труд, а тогда уже просто все знания в одну голову не влезут.
Глядя как понимать ОС. Можно говорить только об ядре, файловой системе и системах программирования. А можно говорить и о всех прикладных системах. Уже сегодня редко у кого все знания в одну голову влезут. Сегодня процессы разработки и сопровождения хорошо автоматизированы.
Очень интересно, какого размера будет требоваться команда для разработки рабочей ОС с нуля лет через 100. По-моему, сейчас это уже практически неподъемный труд, а тогда уже просто все знания в одну голову не влезут.

Еще созданная в 1960-х годах OS/360 по оценкам руководителя проекта Ф. Брукса — это 5000 человеко-лет.

Полноценные ОС вообще никогда с нуля один человек и не создавал.
Linux Торвальдса, строго говоря, это только ядро. Утилиты там взяты от GNU, и это отдельная куча разработчиков.

Какую-нибудь урезанную RTOS без утилит еще можно в одного.

Опять же возникает вопрос — под какую аппаратуру вы собираетесь создавать эту ОС? Нужны ли драйвера под всё, что создано за 100 лет? А драйвера — это значительная часть кода Linux.

Если же мы выделим микроядро ОС — то вполне по силам и одному.

Другое дело, что ценность отдельных ядер ОС в последнее время падает и падает.
Покупателей-потребителей интересует полный функционал.

Мы называем OC Android, но фактически это же сверх собственно ядра (с драйверами) еще куча софта, куча библиотек, виртуальная машина и куча сервисов Google.

Это никогда не было возможно создать в одного.
Если же мы выделим микроядро ОС — то вполне по силам и одному.

Как раз таким примером и является Minix

Занятно, конечно, насколько катастрофически отставал СССР от США в области компьютеризации. Если 200 персоналок составляли годовое производство в середине 80-х в СССР, то только IBM за первый год произвела 200 тысяч IBM PC. При том, что я сам прекрасно помню каким низким качеством отличались советские персоналки. В Америке такое барахло не удалось бы вообще продавать, ни за какие деньги.
Тяжело поверить, что производство ПЭВМ составляло сотни штук в год: тех же ЕС-1841 до сих пор сотни остались.
Возможно, «почти всё годовое производство» к большим машинам относится? Или просто преувеличение, :-).
Да, вы правы, я проверил. Оказывается, что всего было произведено 84 тыс. ЕС-1841 за 8 лет. Это был самый массовый советский компьютер. Так что 10 тыс. персоналок в год точно было.
К концу 1995 года да, порядка 84 тыс. Но речь идет о 1987/88 г.г. — начале производства, когда каждая машина была на учете.
Так что 10 тыс. персоналок в год точно было.


Только не в эти годы!
Возможно, «почти всё годовое производство» к большим машинам относится? Или просто преувеличение, :-).

Речь идет о 1987/88 г.г. — начале производства, когда каждая машина была на учете. И преувеличения Нет!
Но при этом не стоит забывать, что даже IBM в начале 80-х прозевала бум персоналок. Но надо отдать должное — сумела наверстать. А мы все верстаем, верстаем, пытаемся делать теперь Байкалы.
При том, что я сам прекрасно помню каким низким качеством отличались советские персоналки.

У меня — противоположенные воспоминания. Компьютеры как компьютеры.

Другое дело, что хорошие мощные компьютеры не были рассчитаны на потребительский рынок, а выпускалось только для предприятий.

А то, что попадало в частные руки — дешёвое — было сравнительно медленным.

При этом, к примеру, вот это
image


— вполне себе выполняло заявленные функции в 1988 году. За те деньги — вообще чудо.
И плат расширений к нему выпускалось довольно много (слотов не хватало все вставить).

А самое ненадежной деталью у него была вовсе не отечественная начинка — а единственная импортная деталь — HDD Seagate. Грелся как печка, требовал внешнего вентилятора.

В Америке такое барахло не удалось бы вообще продавать, ни за какие деньги.

Вопрос только цены и ситуации на рынке.
Самый первый Apple — вполне себе барахло.
Но продавался за большие бабки.

самым главным с точки зрения рядового пользователя стала разработка монитора пользователя аналогичного по возможностям системе NORTON COMMANDER в MS-DOS, с использованием Escape-последовательностей.

А почему вы обозвали файловый менеджер монитором пользователя?


Было решено сдать всю вычислительную технику серии ЕС в утилизацию на золото, а вырученные деньги пустить на переоснащение.

Это вообще типичный "бизнес по русски": украли ящик водки, продали по дешевке, а выручку пропили :(
А ведь наверняка еще кто-то получил большие звёзды на погоны, стартовый капитал на кооператив, и прочая, прочая, прочая...


Сложись все по другому, кто его знает где был сейчас МИНОС!

Нигде бы он ни был.

А почему вы обозвали файловый менеджер монитором пользователя?

Сейчас трудно вспомнить, но думаю окно NC напоминало монитор, в котором пользователь видит свои файлы.
Это вообще типичный «бизнес по русски»: украли ящик водки, продали по дешевке, а выручку пропили

так ведь ничего не поменялось, нефти сколько продали, а…
Нигде бы он ни был.

Но знания остались!
Но знания остались!

А, кстати, образы дискет с МИНОС остались, с вашим "Norton Commander"-ом?


Вообще, конечно, смешно, что разработку с громким именем "АнтиСОИ" начали не с закупок через агентуру КГБ/ГРУ мощных рабочих станций и суперкомпьютеров, а с закупок уже устаревшей, на тот момент, и абсолютно непригодной для заявленных целей техники, плюс разработки "своего Нортон коммандера" (хотя я понимаю, что создание версии "Тетриса" заложить в ТЗ бы, наверное, не удалось — хотя кто его знает? ;)


Впрочем, думаю, что инженеры прекрасно осознавали, какую ерунду они написали и какой ерундой будут заниматься, потому и стали "удовлетворять свое любопытство за государственный счет".


так ведь ничего не поменялось, нефти сколько продали, а…

Это была моя "предыдущая печаль" (до "крымнаша"), но оказалось, что и это не самое страшное или обидное :(

А, кстати, образы дискет с МИНОС остались, с вашим «Norton Commander»-ом?

Осталися.
Вообще, конечно, смешно, что разработку с громким именем «АнтиСОИ» начали не с закупок через агентуру КГБ/ГРУ мощных рабочих станций и суперкомпьютеров, а с закупок уже устаревшей, на тот момент, и абсолютно непригодной для заявленных целей техники,

Это кому упрек: программистам, которые решали поставленные задачи на том что было, или государству?
плюс разработки «своего Нортон коммандера»

А в чем ирония? Речь идет о 1987 году, NC — только что появился под DOS (1986 год) и мы тут же сделали аналогичный под Unix. У них не было, а у нас был. Или им можно разрабатывать NC, а советским программистам нет.
А GNU Midnight Commander (MC) появился аж в 1994 году. А ведь вырос из NC. И ему есть чем гордться. И разработчиков MC никто не упрекает, а только благодарят, как и нас в свое время.
Так почему же мы не можем гордиться тем, что мы это же сделали, только на 7 лет раньше.
А проблема у нас была: не было Интернета, заявиться негде было. Вот и варились в собственном соку, но как выясняется не сильно отставая (это о программистах).
А с точки зрения моделирования, Тетрис прекрасен и можно было закладывать в ТЗ.
«удовлетворять свое любопытство за государственный счет»

Это какое любопытство? А вообще-то на любопытных в хорошем смысле этого слова держится любая наука и инженерия!
это не самое страшное или обидное

Так что же самое обидное?
Осталися.

Выложите куда-нибудь, под эмулятором можно будет даже взглянуть и "заценить", что вы тогда наваяли.


А в чем ирония?

Ну, как бы начинать разработку "стенда имитационного моделирования (СИМ) и системы автоматизированного исследовательского проектирования (САИПР), которые позволяли бы не только моделировать последствия реализации СОИ, но и выдвигать требования к системам, нейтрализующим эти последствия" с написания аналога Norton Commander-а, весьма опционального средства не только в UNIX-ах, но и в DOS-е, несколько… гмм… странновато, не находите?


Разве что отчитаться генералу с большими звёздами: "Вот, сделали, не хуже чем у буржуев, с синенькими окошками!"


Хотя тут опускается вопрос, что, собственно, вы собирались "моделировать" и "разрабатывать", учитывая, что пресловутая СОИ была хитро задуманной и реализованной дезинформацией. Хотя это, естественно, вопросы и претензии не к инженерам.


Я вас не упрекаю, и любопытство вовсе не считаю пороком. Да и фраза «Наука — лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счёт» приписывается Льву Арцимовичу.


А про "самое обидное" тут не будем — запрещено правилами сайта. Если действительно интересно, и не понимаете, что я имею ввиду, то могу написать "в личку".

Ну, как бы начинать разработку «стенда имитационного моделирования (СИМ) и системы автоматизированного исследовательского проектирования (САИПР), которые позволяли бы не только моделировать последствия реализации СОИ, но и выдвигать требования к системам, нейтрализующим эти последствия» с написания аналога Norton Commander-а, весьма опционального средства не только в UNIX-ах, но и в DOS-е, несколько… гмм… странновато, не находите?

Странно, что последовал такой вывод. Естественно, разрабатывались и математические и программные модели ведения боевых действий, расчетные модули и т.п. Но этому предшествовала разработка и технической базы в виде сети и соответствующего инструментария (а это был 1987 год, когда многого чего не было), да включая NC, как для программистов так и, назовем их, для аналитиков.
Разве что отчитаться генералу с большими звёздами: «Вот, сделали, не хуже чем у буржуев, с синенькими окошками!»

А это не так! Наши генералы были Настоящими. Хотя, наверное, где-то могли быть и другие.
А про «самое обидное» тут не будем

Так это же ваше выражение:
Это была моя «предыдущая печаль» (до «крымнаша»), но оказалось, что и это не самое страшное или обидное :(

Хотя я может чего не понял, тогда извините. Напишите «в личку»
включая NC, как для программистов так и, назовем их, для аналитиков

Вот это смутило: почему был выбран именно NC, как необходимая часть системы?


Хех, припоминая те деньки: с каким презрением "rara avis", чрезвычайно редкие в то время "настоящие" UNIX-оиды, серьезные люди, глядели на DOS-овских "мальчиков-фидошников" с их "командирами нортонами", вирусами, игрушками и "турбо-паскакалями" :) Только командная строка, только молниеносный ввод длиннейших команд с клавиатуры — это был "хардкор", как бы сейчас сказали.


Кстати, Norton Commander был сильно популярен только на 1/6 части суши, где он доставался бесплатно, ворованным, с поставкой полуворованных (если учесть, как они доставались — с обязательным откатом начальству, и скромной 100% прибылью кооперативщиков и перекупщиков) ПиСи-шек. А в США, например, Norton стоил $150, что, с учетом инфляции, эквивалентно, пожалуй, $300 нынешним.

Вот это смутило: почему был выбран именно NC, как необходимая часть системы?

Да, программисту достаточно утилит ls, ed и другого набора команд.
А инженеру, не программисту, тем более не Юникс-оиду, надо посмотреть результаты из файла, подготовить исходные данные и т.д.
И в этом смысле удобства или идеология или продуманность NC (а затем в Юникс MC) своей простотой подкупают рядового пользователя. И все! Тем более тогда (да и сегодня) и больше нечего было взять в качестве прототипа для файлового менеджера!!!
с обязательным откатом начальству, и скромной 100% прибылью кооперативщиков и перекупщиков

Какой откат в 1987 году?
А в США, например, Norton стоил $150, что, с учетом инфляции, эквивалентно, пожалуй, $300 нынешним.

Это не провомочно сравнение цен в 1987 и 2017 годах, тем более для такого продукта как NC. Мы его не покупали: один раз посмотрели на его функционал и написали свой!!!
И в этом смысле удобства или идеология или продуманность NC (а затем в Юникс MC) своей простотой подкупают рядового пользователя.

Никогда не подкупали (это пользователю нужно было "подкупить", за весьма приличную сумму). Чтобы не повторяться, приведу ссылку на свой же комментарий.


Какой откат в 1987 году?

На счет 1987 врать не буду: не знаю, и, скорее всего, тогда "откатов" еще не было. Но уже в 89 — дык, "полный вперед!". По "стандарту де факто", начальник гос. учреждения, от подписи которого зависела закупка компьютерной техники (по безналу! Ох, уж этот "безнал"...) брал за "стандартную" PC-шку "один тыр". Как припоминаю, "рыночная стоимость " (хе-хе) по безналу была 20 тыс. "деревянных" рублей, в сов-учреждения (НИИ, ВУЗ-ы, министерства etc.) те-же PC-шки поставлялись уже по 23-25 тысяч.


А уж сколько наживали на поставке компьютеров те, у кого были собственные каналы "оттуда-туда" (в смысле, оттуда, минуя перекупщиков, PC по сравнительно рыночным западным ценам, туда — сырье, металл скупленный за "безнал" в СССР) — даже и не представляю себе. Думаю, что не менее 90% нынешних российских банков начинали с торговли компьютерами.


P.S. Ну, а образы дискет вашего творчества выложите?

Какое отношение к предмету стать и все это имеет? Тем более:
На счет 1987 врать не буду: не знаю, и, скорее всего, тогда «откатов» еще не было.
А GNU Midnight Commander (MC) появился аж в 1994 году. А ведь вырос из NC.

Интересно, что Вы не упомянули Demos Commander, ведь он появился на 5 лет раньше MC. Именно он стоял на большинстве старых UNIXов с которыми мне приходилось работать.
Вы правы, упустил. Упустил и UNIX-совместимую ОС Демос (Диалоговая Единая Мобильная Операционная Система) — советская операционная система (ОС), созданная на основе западной ОС BSD.
Но с точки зрения Demos Commander, речь идет все же о 1986/7 году, а его еще не было
Я вот на что обратил внимание, в 1989 году была создана волоконно-оптическая сеть связи, я так полагаю, либо между мейнфреймами, либо даже между институтами.
Для простых смертных тогда была доступна сеть между компьютерами в лучшем случае по коаксиалу.
Под «простыми смертными» я естественно подразумеваю не домашних пользователей, а какие-либо крупные и не очень организации.
Это уже после 1991 года в страну хлынули рекой писюки и стали доступны для организаций, а примерно с 1995 года они появлялись уже и у домашних пользователей.
А оптику как способ передачи данных интернет провайдеры стали повсеместно использовать лет 7-10 назад, до этого даже между домами кидалась витуха в защищённом исполнении.
Может быть, если бы не постоянное засекречивание и скрытие технологий, развитие гражданского сектора электроники шло бы в стране гораздо быстрее и не было бы сейчас такого отставания.
Может быть, если бы не постоянное засекречивание и скрытие технологий, развитие гражданского сектора электроники шло бы в стране гораздо быстрее и не было бы сейчас такого отставания.

Полностью согласен, а еще бы развивали Интернет и глядишь…
Помню 2000 год, интернет через модем, бурное развитие технологий, рассвет интернета в России.
А сейчас что, никакого толком развития, престарелые ламеры и, откровенно говоря, дебилы не погубили бы интернет и то хорошо.
Имхо это бурное развитие ради развлечений. Сейчас похоже наигрались. И я разницы между современным «компьютером» и современным «телевизором» я не вижу. Гадаю что будет дальше, что так же привлечет внимание населения как компьютеры в 2000-е.
Как в той песне, а
будет жизнь.
В 60-х годах прошлого столетия мальчишкой прочитал фантастичемий рассказ про наши дни. ФБР разыскивала человека, который владел самым тайным секретом — умел считать столбиком. Сейчас мы живем в это время, люди уже разучились считать столбиком. Самое главное и страшное не то, что
так же привлечет внимание населения как компьютеры в 2000-е,
а что будет если они эти компьютеры встанут.

Как жить будем, не владея топором?!
И это не гипербола. Посчитать корень столбиком точно сейчас никто не сможет.
Именно об этом и речь. В школе должны учить не теоремы на изусть, а как доказать теорему Пифигора. И столбику учить.
фантастический рассказ

Возможно, Айзек Азимов. Чувство силы — The Feeling of Power (1959) — http://www.lib.ru/FOUNDATION/feelpowr.txt:


Председатели комитетов конгресса выслушали на заседании об удивительном открытии — возможности вычислять без счетных машин с помощью графитики, и решили строить ракету нового типа...
Похоже!
Поучительно
Добавил еще немного истории:

  • Вон отсюда!
  • Первый Председатель Гостехкомиссии России/ФСТЭК России
  • Без окон и дверей
Да, люди болели за дело!
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
За весь мир говорить не буду. Куда идет Россия — никакой стратегии нет, ее нет даже в госуслугах. Ее нет, в отличие от СССР, в операционных системах. Ее, на мой взгляд, вообще нет в отечественной отрасли IT.
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Зарегистрируйтесь на Хабре, чтобы оставить комментарий

Публикации

Истории