Комментарии 57
"Да, там есть много чего "серверного" или наоборот, в них нет много чего "клиентского" (пример Bluetooth или IrDA)"
ирду и в клиентских выпилили начиная с 10 или 8. через PowerShell можно поставить, в том числе и на серверной
В 24H2 через скрипт не сработало, роль не появилась. Появилась, только когда в консоли повторил все команды вручную.
Скрипт запускали как Администратор?
Тоже от Админа "что-то пошло не так". Запустил Windows Power Shell (Администратор) - перешел в папку и запустил скрипт.
Воспроизвёл на чистой системе.
Если щелкнуть пкм по cmd-файлу и выполнить от админа, то все команды dism /online /add-package
заканчиваются примерно так:
Cистема DISM
Версия: 10.0.26100.1
Версия образа: 10.0.26100.863
Ошибка при попытке открыть - "Microsoft-Windows-FileServer-Core-Package-amd64-10.0.26100.1.cab" Ошибка: 0x80070002
Ошибка при попытке открыть - "C:\Windows\System32\Microsoft-Windows-FileServer-Core-Package-amd64-10.0.26100.1.cab" Ошибка: 0x80070002
Ошибка: 2
PowerShell тут явно не при чем, т.к. открывается обычное окно cmd
А вот если вызвать окно ком.строки от админа, перейти в каталог и запустить файл руками, то всё отрабатывает корректно.
Помогло добавление в начало @cd /d "%~dp0"
Off запускать cmd - это на несколько кликов больше, чем щелкнуть правой кнопкой по Пуску и выбрать пункт PS от Администратора.
Запуск cmd-файла от админа - 2 клика (пкм по файлу → выбрать соответствующий пункт)
Запуск PS от Администратора - те же 2 клика. Только вдобавок ещё надо вписать туда команду запуска этого cmd-файла.
Впрочем, лично себе я давно сварганил кастомный пункт контекстного меню папки, чтобы сразу запускать в папке Терминал с нужным пресетом.
Дедуплицируете бэкапы? Ну-ну
Если мы говорим о домашней среде, где два или более ПК, и копии (несколько) одного хранятся на другом, то да, безусловно, дедуплицирую бэкапы!
Речь не о корпоративном сегменте, там нет Windows 10/11 как сервера бэкапа (а может и вообще Windows нет).
Для дома - самые распространенные сценарии:
Виртуальные машины
Хранилище бэкапов
DevBox или его аналог (много билдов/сборок разрабатываемого ПО)
Станция видеомонтожа, где один и те же куски десятки раз используются
Фича на мой взгляд для энтузиаста полезная.
Дедуплицированный диск без проблем работает на любой современной системе (Windows 10/11), где функционала дедупликации не установлено
Вот уж не уверен. Как раз недавно был опыт: домашний htpc на 10 22h2, включена дедупликация на томе с раздачами.
Вследствие определенных вещей пришлось переустановить Винду (inplace upgrade), снова на 10 22h2. Естественно, серверные компоненты это вытерло
Итог: диск отлично виден, чекдиск говорит, что все отлично. Но попытки работы с файлами, которые были дедуплицированны, обречены на провал. Все файлы видны, из родительские парки можно переименовать, но сами файлы не открываются даже на чтение. Да что чтение - невозможно переименовать (но можно удалить)
Дедупликацию включал относительно давно, так что поначалу даже не вспомнил про нее. Просто через какое-то время траблшутинга решил посмотреть статус дедупликации, нет ли там ошибок. Нашел, что нет командлетов и тут-то вспомнил, откуда дедупликация вообще появилась. Поставил заново дисмом и ура, все данные снова со мной
Это программный аналог btrfs в Linux?
нет, в БТРФС тоже она есть, но они разные
Нет, - для btrfs есть своя дедупликация (но это не сам btrfs), - на сравнение в подходах и результатах я давал ссылку от авторитетного автора выше, повторюсь - Dedup Windows vs Linux, MS снова “удивит”? / Хабр (habr.com)
С выходом Windows 11 в октябре 2021 (версия 21H2 сборка 10.0.22000) ситуация несколько испортилась, - версий Windows Server на этом ядре не было.
Пакет создать нельзя было, но установить Dedup еще как можно было(Привет и пока Dism.exe)! И все работало на Win11 с dedup от Windows Server старой версии. Да, есть минус, dedup больше не обновится.
Дедуплицированный диск без проблем работает на любой современной системе (Windows 10/11), где функционала дедупликации не установлено
Как минимум на Win10 не будет читаться без фильтра (dedup.sys)
Очень важный момент - не пользуйтесь сторонними утилитами по изменению размеров тома для дедуплицированных дисков. Потеряете данные бесповоротно.
Проблем быть не должно. Если же быть более точнее, то это не диск дедуплицирован, а файлы дедуплицированы на диске. Принцип работы как у симлинков, только чуть сложнее(Смешаем NTFS Reparse Points c DB в System Volume Information и получим Dedup) Но, действительно, лучшее так не делать.
Кому полезен этот функционал в клиентской ОС?
Я бы сказал, а какие проблемы мы можем получить. А их много. Все программы которые работают с симлинками могут начать чудить(SVN 1.12 и ранние версии, CMAKE со своим copy, PyCharm и т.д), Docker не работает с такими файлами без дополнительных плясок с бубном! И другие проблемы.
А еще, можно очень быстро копировать такие файлы, но увы не средствами майкроософт(10 файлов по 200 Гб меньше секунды). Очень удобно копировать VHD-шки) Но как это сделать, уже другая тема.
Да, если нет "родной" версии сервера, можно собрать кастомную.
Я могу если кому-то нужно сделать для 22000 или 22621/22631, делается правкой update.mum, но это уже не такой чистый способ.
По поводу работы дедуплицированного диска в Win11/WS202x на Win10 - если фича (от сервера 2004/20H1 для 1904х) установлена то все читается и пишется, версионной разницы не замечено.
Да и для серверных ОС нет от МС криков, типа не трогайте тома дедуплицированные WS202x на WS201х, - значит не было таких кейсов.
Про то что сторонний системный софт может чудить верно, я по сути про это и говорил. У меня был прецендент потери данных, когда сторонними средствами дедуплицированный раздел диска (он был вторым разделом) расширили на весь диск (предварительно удалив первый раздел). Дедупликация не для тех кто двигает и меняет размер тома.
Спасибо за интересную статью. А было бы интересно включить дедубликацию на системном диске и посмотреть что будет. Есть ли такая возможность? Штатными методами не разрешает.
Не советую, потенциально огребёте кучу проблем - из комментария выше " Все программы которые работают с симлинками могут начать чудить"
Эта штука хороша для файлопомоек, которые не следует устраивать на системном диске. Например, на диске, где хранится 10 терабайт торрент-раздач, выигрыш составил 8.5%
Пруф: клиент облачного сервиса считает, что дедуплицированные файлы имеют нулевой размер и отказывается синхронизировать
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/a80/5f1/776/a805f1776b72136e4ae3f71afca1adec.png)
Какого сервиса?
OneDrive синхронизирует дедуплицированный NTFS на ура. А вот с ReFS не работает и без дедупликации.
Обновляйте клиента, а не пеняйте в ошибке МС )
Яндекс.Диск. Обновлять некуда, свежайший.
А вот Dropbox и Облако mail.ru синхронизируют нормально.
Нужно открыть сервисный тикет в Яндексе, думаю.
Только, не с клиентской ОС в неподдерживаемой конфигурации, а с серверной, - они свой диск в терминальных решениях же поддерживают? А МС поддерживает теперь дедупликацию как general purpose solution
они свой диск в терминальных решениях же поддерживают?
Не факт, серверные ОС не заявлены.
в вин 8 включил как то этот функционал.
Сначала все было хорошо, куча места появилась.
а потом спустя, пол года стали странные "глюки" с файлами происходить.
подозрение сразу пало на дедуплекацию, и тут проблема:
что бы ее отменить нужно много места - сильно больше чем было изначально.
те процесс восстановления файлов был долгий и ни разу не радостный
Я активно ее использовал, начиная с 8.1 (от 2012R2 файлы). Глюков не вижу..
Для того, чтобы отключить дедупликацию требуется еще столько же свободного места, сколько реально требуется дедуплицированным файлам.
То есть, имею диск на котором 1ТБ данных дедуплицированы в 300ГБ, - чтобы отключить дедупликацию, мне требуется ЕЩЕ 1ТБ, а не 700ГБ, как можно надеяться. + порядка 5% на дедуп стор.
в общем то, цена на диски оказалась ниже цены на восстановительные работы. Поэтому, с тех пор, больше не экспериментирую.
Есть безопасный вариант: поиск одинаковых файлов и замена копий хардлинками
https://codeberg.org/jbruchon/jdupes
Но эффективность будет, конечно, заметно ниже, т.к. работает на уровне файлов.
Можно ли ставить файлы от Win11 на Win10 19045.4529 (22H2)? При дедупе одного из дисков выдается ошибка 0x8056530c. Насколько я понял, она исправляется в kb2896660, но я не смог наколупать оттуда нужные файлы, равно как и из WinServer2012R2 (в вордпресс-блоге weikingteh есть батник по выдергиванию пакетов, но они не ставятся на Win10- система не поддерживается).
Можно ли ставить файлы от Win11 на Win10 19045.4529 (22H2)? При дедупе одного из дисков выдается ошибка 0x8056530c. Насколько я понял, она исправляется в kb2896660, но я не смог наколупать оттуда нужные файлы, равно как и из WinServer2012R2 (в вордпресс-блоге weikingteh есть батник по выдергиванию пакетов, но они не ставятся на Win10- система не поддерживается).
Нет, поставить файлы от Win11 на Win10 невозможно. Consistency check не проходит у разных веток (vb_release и ge_release, в данном случае). Иногда можно от другого билда близкого - например для 22000 или 22621/22631 серверных сборок не выходило, но была сборка Azure Stack HCI 10.0.22471.1000 из которой с неким бубном пакет выдернуть можно. Не рекомендую, впрочем.
19045.4529 это 19041.1 + апдейты, то есть пакет ставится от 19041, в данном случае версия дедуп последняя 19041.1741
Технически можно вытащить пакет от инсайдер сборки 19100.1, если ее найдете (сейчас на UUP файлов уже нет), но она новее лишь чем 19041.1, но старее чем 19041.1741 на год
Попробовал на своей системе (11 ТБ данных на одном HDD), столкнулся с мультипликацией чтения и фрагментацией при экономии 7% места. Печально
Сервис дедупликации кушает очень много памяти в процессе упаковки (почти 30 ГБ) и освобождает ее только после перезапуска винды
Вы уверены, что процесс завершился? Get-DedupJob кмдлет говорит что задач нет?
Да, процесс точно завершился, Get-DedupJob не возвращает ни одной задачи. Сам процесс дедупликации занял почти неделю на эти 11 ТБ.
А что за ОС? И версия пакета Dedup? (dism /online /get-packages |findstr Dedup)
Hidden text
PS C:\Windows\system32> dism /online /get-packages |findstr Dedup
????????????? ?????? : Microsoft-Windows-Dedup-Package~31bf3856ad364e35~amd64~en-US~10.0.19041.1
????????????? ?????? : Microsoft-Windows-Dedup-Package~31bf3856ad364e35~amd64~ru-RU~10.0.19041.1
????????????? ?????? : Microsoft-Windows-Dedup-Package~31bf3856ad364e35~amd64~~10.0.19041.1741
....,,:;+ccllll nikit@1DNDN-PC
...,,+:; cllllllllllllllllll --------------
,cclllllllllll lllllllllllllllllll OS: Майкрософт Windows 10 Pro [64-разрядная]
llllllllllllll lllllllllllllllllll Host: To Be Filled By O.E.M. B450M Steel Legend
llllllllllllll lllllllllllllllllll Kernel: 10.0.19045.0
llllllllllllll lllllllllllllllllll Motherboard: ASRock B450M Steel Legend
llllllllllllll lllllllllllllllllll Uptime: 1 day 21 hours 19 minutes
llllllllllllll lllllllllllllllllll Packages: 28 (choco)
Shell: PowerShell v5.1.19041.4412
llllllllllllll lllllllllllllllllll Resolution: 2560x1440, 2560x1440, 2560x1440, 1920x1080
llllllllllllll lllllllllllllllllll Terminal: Windows Console
llllllllllllll lllllllllllllllllll CPU: AMD Ryzen 7 5800X3D 8-Core Processor
llllllllllllll lllllllllllllllllll GPU: NVIDIA GeForce RTX 3070 Ti
llllllllllllll lllllllllllllllllll Memory: 55,89 GiB / 127,93 GiB (43%)
`'ccllllllllll lllllllllllllllllll Disk (C:): 1 TiB / 1.8 TiB (57%)
`' \\*:: :ccllllllllllllllll Disk (E:): 93 GiB / 222 GiB (42%)
````''*::cll Disk (F:): 9.9 TiB / 12.7 TiB (77%)
`` Disk (Q:): 161 GiB / 1.8 TiB (8%)
Platform ServicePack Version VersionString
-------- ----------- ------- -------------
Win32NT 10.0.19045.0 Microsoft Windows NT 10.0.19045.0
WindowsBuildLabEx : 19041.1.amd64fre.vb_release.191206-1406
WindowsCurrentVersion : 6.3
WindowsEditionId : Professional
WindowsInstallationType : Client
WindowsInstallDateFromRegistry : 14.12.2020 16:26:32
WindowsProductId : 00330-80000-00000-AA621
WindowsProductName : Windows 10 Pro
Гм, вижу что ОС достаточно обновлена (не ниже чем до 19045.4412) и пакет с Dedup стоит последний доступный для этой ОС, все корректно.
Можем попытаться поковырять глубже, нужны результаты Get-DedupStatus и Get-DedupVolume для данного тома, и Get-DedupSchedule для понимания расписания.
И что про Dedup есть в планировщике задач?
Hidden text
PS C:\Windows\system32> Get-DedupStatus
FreeSpace SavedSpace OptimizedFiles InPolicyFiles Volume
--------- ---------- -------------- ------------- ------
2.83 TB 771.92 GB 124374 124374 F:
PS C:\Windows\system32> Get-DedupVolume F:
Enabled UsageType SavedSpace SavingsRate Volume
------- --------- ---------- ----------- ------
True Default 771.92 GB 7 % F:
PS C:\Windows\system32> Get-DedupSchedule
Enabled Type StartTime Days Name
------- ---- --------- ---- ----
True Optimization BackgroundOptimization
True GarbageCollection 2:45 Saturday WeeklyGarbageCollection
True Scrubbing 3:45 Saturday WeeklyScrubbing
PS C:\Windows\system32> Get-DedupJob
PS C:\Windows\system32>
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/aae/941/aad/aae941aad44dad21ca91568140043535.png)
Да, судя по всему оно работает штатно.
7% конечно не стоят возросшей нагрузки, если не планируется массы задач копирования дедуплицированных данных.
У вас какого типа данные на диске хранятся?
Понятно, что лучше всего дедуплицируются однотипные данные - разные бэкапы одной системы, куча разных виртуальных машин одной версии ОС, пользовательские профили, если считать, что они во многом содержат повторяющиеся данные.
Мне непонятно почему загрузка памяти так велика для процесса. К сожалению, данная версия сервера (2004/20H2) вышла из поддержки, так что открыть инцидент уже не получится. Как вариант обновить систему на 11 (можно сделать BootFromVHD для теста) - увидеть, под сборкой 26100.1 так же много кушается памяти. Если ситуация та же, делать BootFromVHD с Server2025, делать поддерживаемую конфигурацию и открывать инцидент.
Могу поделиться бесплатным инцидентом - то есть вы настроите систему с 2025, снимите логи, я открою инцидент, укажу вас контактом по нему, и будете решать с поддержкой. Решение потом очевидно портируется на Win11 26100.1 если оно потребует хотфикса.
У вас какого типа данные на диске хранятся?
Преимущественно дистрибутивы игр с рутрекера
Как вариант обновить систему на 11
Это моя рабочая машина, не хочу пока что обновлять ее на 11. Кроме того, для повторного воспроизведение потребуется снова неделю дедуплицировать данные. Признателен за предложение, но откажусь
Странное - на Windows 2022 + ReFS, после дедупликации при попытке записать на диск закачку с торрента начал получать "синий экран".
Пришлось отменить дедупликацию и проблема исчезла. Потом проверил диск полной записью и чтенинием всей поверхности - сбойных кластеров нет, скорость равномерная.
Жаль, на 10Тб диске освободилось более 1Тб места. При записи на второй дедуплицированный диск с файловой системой NTFS пока проблемы нет.
Дампа, наверное, не осталось, но есть логи журнала.
Система обновлена, все самые последние обновления установлены.
Обновленные версии Dedup 10.0.26100.1300 и SVHDXflt 10.0.26100.1150 лежат тут: Updated Dedup 10.0.26100.1300 & SVHDXflt 10.0.26100.1150 here: https://mega.nz/folder/1dJGRQqZ#ydUrQN8QQ8XRGg0abXayVQ
Подскажите, для релиза Win11 24H2 с номером сборки 26100.1742 мне брать Dedup 10.0.26100.1300 или там более новое что-то есть? Поиск 26100.1742 на uup помимо Win11 находит ещё «Cumulative Update for Microsoft server operating system version 24H2». Это получается мне чтобы самому эти файлики выкачать нужно поставить сам сервер и это обновление накатить?
А можно подробности про дедупликацию системного тома? Сходу в гугле ничего не находится.
А можно-ли ждать от вас статью про ReFS? Зачем нужно, где применимо, подойдёт-ли для домашнего использования…
Дедупликация данных в Windows 10 и Windows 11 средствами Microsoft