Комментарии 42
🔹 4:25 — «Признание неконкурентоспособности» Это не шаг к решению, если структурные причины не устранены. Китайские фабрики (SMIC) ограничены техпроцессом 7нм и выше из-за отсутствия доступа к EUV-литографии — их чипы достаточны для инференса, но принципиально недостаточны для обучения больших моделей.
🔹 5:00 — «Партнёрство с Китаем с передачей исходников» Китай не отдаёт архитектуры. Sberbank планирует сотрудничество с китайскими исследователями в рамках инициатив DeepSeek — но это совместные исследования, а не передача технологического стека. Китай сам в гонке и делиться ключевыми компетенциями не заинтересован.
🔹 4:40 — «Полный цикл внутри контура» Денег нет в нужном масштабе. Венчурный рынок США в 2023 году — $170 млрд, из них $61 млрд в ИИ. Российский венчур в ИИ — около $10 млн плюс ~$100 млн от государства. Это капля в океане, которая не позволяет российскому ИИ-бизнесу развиваться вне крупных корпораций.
🔹 6:25 — «Внедрение ИИ во все сферы к 2030» Без вычислительной инфраструктуры — это лозунг. Россия отстаёт от Китая и США в развитии ИИ из-за ограничений на ключевое железо, санкций и масштабного оттока специалистов. К 2030 году разрыв с лидерами только вырастет — они инвестируют $630+ млрд в инфраструктуру.
🔹 9:25 — «ИИ с начальной школы» Некому учить. Утечка кадров после 2022 года — структурная: уехали именно те, кто мог бы это делать. Переподготовка кадров без доступа к актуальным инструментам (западные облака, современные фреймворки) воспроизводит отставание, а не ликвидирует его.
🔹 10:20 — «Экспорт в СНГ/ШОС/БРИКС» Экспортировать нечего. Чтобы конкурировать на внешних рынках, нужны продукты мирового уровня. Основной бум генеративного ИИ начался в 2024 году и будет ускоряться — при дефиците вычислений российские стартапы вынуждены создавать менее ресурсоёмкие модели. Это стратегия выживания, а не экспансии.
Итог одной строкой: стратегия описывает желаемый суверенитет, но игнорирует физическое ограничение — ведущие ИИ-чипы строятся на техпроцессах на порядок более совершенных, чем доступные в России, и зависят от инструментов проектирования, которые сами попадают под экспортный контроль. Без решения этого уравнения всё остальное — административная декорация.
КАК ЖИЗНЬ СЛОЖИТСЯ
Нарастающий разрыв с лидерами. Пока США и Китай удваивают вычислительные мощности каждые 1–2 года, Россия работает на статичной базе. Экспортный контроль поставил Россию в самую ограничительную категорию по доступу к ИИ-железу — и разрыв с каждым новым поколением чипов только расширяется. К 2030 году он будет не в разы, а на порядки.
Китайская зависимость вместо западной. Россия уже переориентировалась на среднеуровневые китайские чипы из-за западного запрета на экспорт. К 2030 году это станет структурной зависимостью — просто от другого сюзерена. Пункт про «исходники» из речи (5:00) Китай не выполнит.
Продолжение утечки мозгов. Уехавшие разработчики были значительно более активны и влиятельны в профессиональных сетях, чем оставшиеся. Большинство эмигрантов не планируют возвращаться без системных политических изменений. Переподготовкой «с начальной школы» этот дефицит не закрыть — нужны годы, которых нет.
Мы из Беларуси обратили внимание на новость. Для понимания развития ИИ... А не для оценок. Хабр не про политику, а про технологии. Кто считает, что хабр для политики - минусим. Кто за технологии - плюсим.
Зашёл написать примерно то же самое :) По мелочи добавил бы, что ИИ с начальной школы был бы нужен, если бы этот ИИ уже успешно использовался во многих областях отраслевых. А сейчас - чему учить? ТОлько вайб-кодингу и генерации картинок/видео. Разве что правильно составлять промпты - это, я считаю, всегда в жизни пригодится, даже хотя бы для пользования поисковиками. Плюс считаю важным также то, что к внедрению обучения ИИ должны быть готовы сами школы, а именно - коллектив. Некоторые учителя настолько косные, что могут до длины юбок докапываться, какое тут ИИ... "Он нам нафиг не нужон, ИИ этот ваш!"
А эти уехавшие разработчики - они сейчас с вами в одной комнате?:)
В 2022 уехали самые разные люди, равно как и остались самые разные. Смешивая всех оставшихся с овном, вы полностью обесцениваете все остальные ваши мысли.
И на каких же чипах сейчас обучают и разворачивают свои передовые языковые модели российские разработчики, которые «не уехали» и находятся «со мной в одной комнате»?
Давай перейдём к конкретике: какой именно модельный ряд GPU/ускорителей используется для обучения моделей 70B+ и выше, и в каких объёмах они реально доступны внутри страны?
Правду вам не расскажут, но можете погуглить про схему "казахстанского дата-центра", когда в строящийся дц закупается всё оборудование под ключ, а потом дц банкротится, а вагоны исчезают в бескрайних степях.
можете погуглить про схему "казахстанского дата-центра"
Ходят непроверенные слухи, что серый импорт через цепочки посредников ощутимо удорожает стоимость оборудования.
Правду вам не расскажут
ПРАВДУ таки я раскопал сам — как Россия обучает ИИ без чипов NVIDIA. Делюсь ПРАВДОЙ.
Индийская фармацевтическая компания помогает России получить доступ к чипам NVIDIA
Китайский фактор и будущее
Сейчас Россия активно заглядывается на китайские чипы Huawei Ascend. У них есть проблема с софтом — они не поддерживают привычную всем библиотеку NVIDIA CUDA. Чтобы переехать на китайское железо, нужно переписать огромные пласты кода. И это то, чем сейчас занимаются в лабораториях Сбера и Яндекса.
Китайский путь — это единственная альтернатива в долгосроке. Если завтра параллельный импорт перекроют окончательно, российские ИИ переедут на архитектуру Huawei за считанные месяцы. База для этого уже готова.
А эти уехавшие разработчики - они сейчас с вами в одной комнате?:)
Пока еще нет. В процессе.
Уехавшие разработчики были значительно более активны и влиятельны в профессиональных сетях, чем оставшиеся.
Да нет, уехали / пооставались люди в случайном порядке. Уж на что я пассивный и невлиятельный, но даже меня тындекс грозился увезти в Узбекистан. И осталось много норм спецов, отечественная it-школа по-прежнему котируется. А вот железо - да, с ним бооооольшущая проблема.
Исследование Digital traces of brain drain: developers during the Russian invasion of Ukraine говорит, что: разработчики, покинувшие Россию, были значительно более активными на GitHub: в среднем 418 коммитов (медиана 204) против 301 (медиана 171) у тех, кто остался. Уехавшие отвечали за 14% всех коммитов (при доле 11,1% от числа разработчиков). Это опровергает "случайный порядок".
Блин, челу реально живут где-то не в России. Учить им со школы: кому учить, лол?
Бабусям и дедусям, тётям за 40? Простите за насмешку, но мозги уже не такие гибкие в этих возрастах, чтобы просто учить детей, не говоря уже о внедрении доп. Нагрузки. Для понимания ситуации: я просто молодой методист в учебном центре, который работает в нём просто потому что студент + прикольно. Вопрос по мессенджеру: идут ко мне, комп не включается — снова ко мне, сервер, вай фай, ВК, телега не работают — снова ко мне. И это помимо моей основной работы. Какие ии для школ? Толковые молодые люди просто ждут, чтобы свалить из школы, набрав стажа минимального. После рабов, в лице бабуль и тёть, готовых пахать за 3 копейки — образование будет сильно подорвано. Люблю свою страну, но не желаю нашему правительству ничего хорошего, да и образованию тоже. Надоедает тащить телегу со временем.
Если бы правительство скажем пообещало и обеспечило бесплатную энергию для дата-центров, например от АЭС, я полагаю дело пошло бы куда быстрее :).
Если будет очень-очень дешёвый инференс, пусть даже на чипах 7нм - это уже позволит делать многое и экспортировать в СНГ и даже конкурировать с Китаем. А с дорогой электроэнергией какое может вообще быть преимущество.
Да не бывает ничего бесплатного. Ни энергии с АЭС, ни интернета для пенсионеров из соседней статьи. Всегда в конце цепочки есть немамонты, которые оплачивают чей-то банкет.
Поправьте меня, если я ошибаюсь, но разве свой ИИ возможен без мощной электрогенерации?
Динамика установленной мощности, млн кВт (ГВт) из открытых источников:
Россия:
1992-1995: около 212–215 ГВт.
2018: 265,6 ГВт.
2019: 269,8 ГВт.
2020: 270,2 ГВт.
2021: 269,8 ГВт.
2022: 269,7 ГВт.
2025: ~271 ГВт.
Китай:
2005: 517,2 ГВт.
2022: 2586,4 ГВт.
2023: 2949,1 ГВт.
2024: 3350 ГВт.
2025: ~3990 ГВт.
Причем рост в Китае идет за счет возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Доля ВИЭ превысила 50%, а установленная мощность одной солнечной генерации превысила 1200 ГВт.
А у нас 85% населения только смеются над дурачками, которые ставят солнечные панельки.
Вот только начиная с определенной доли ВИЭ в энергосистеме возникают проблемы с маневровыми мощностями. Ветер стих, набежали облака - и что, останавливать заводы и дата-центры? Или держать наготове ту же мощность в виде тепловых станций? И в случае колебаний нагрузки ВИЭ из-за отсутствия инерционности могут дать системе пойти вразнос... Вот про недавний блэкаут в Испании.
На момент аварии в энергосистеме наблюдался значительный переизбыток генерации — почти на треть больше, чем потребление. При этом до 70 % выработки приходилось на возобновляемые источники энергии (ВИЭ), такие как солнечные и ветровые электростанции. Ключевой проблемой стало отсутствие инерции у ВИЭ — в отличие от традиционных электростанций, они не способны поддерживать стабильность частоты в сети при резких колебаниях. После разрыва связей с энергосистемой Франции возник избыток мощности, что привело к росту частоты. В ответ сработали автоматические защиты, в первую очередь на объектах ВИЭ, что вызвало резкий переход от переизбытка к дефициту генерации. Это спровоцировало цепную реакцию: тепловые и атомные станции начали аварийно отключаться из-за перегрузок, что в конечном итоге привело к коллапсу энергосистемы
@Вот только начиная с определенной доли ВИЭ в энергосистеме возникают проблемы с маневровыми мощностями.
Так ведь Китай, в отличие от европейцев, двинувшихся на "зеленой" повесточке, и АЭС строит как не в себя и про прочие виды традиционных электростанций не забывает.
@и что, останавливать заводы и дата-центры?
Кстати, если дата-центры, будут основным потребителем электричества в стране, то, на мой взгляд, это прекрасный балансировщик нагрузки. Их гораздо проще притормаживать, чем останавливать реальное производство или отключать население. Если, к примеру, просядет на пару часов мощность общекитайских ИИ-мозгов на 10-20%, то вряд ли это будет особой трагедией. Тем более, при приоритизации ИИ-задач, так чтобы при временной просадке генерации тормозилась отрисовка "няшных котиков", а не важные задачи.
Прям рыдаю с подобных левозелёных фантазий. Какие-то дяди вложат миллиарды в сервера, которые затем будут выключать и терять деньги из-за налетевшей тучки. Надёжный план жи, ну. И тепловые станции постоят в резерве, пока мамкины энергетики сливают в сеть электричество с двух своих панелей на крыше. И электромобили будут не возить своих владельцев, а стоять всегда включенными в розетку, в качестве аккумулятора. Ресурс же у чужих батарей бесконечный и бесплатный.
Блин, даже добавить нечего )
Солнце и ветер, это нифига не дешево. И не удобно. К ним для нормальной работы энергосистемы должны прилагаться или огроменные химические аккумуляторы, или такие же по мощности традиционные источники. И вот тогда экономика и экология начинают кривить рожицы...
...а вот например в окрестностях Сергиева Посада есть [экспериментальная] ГАЭС....
Ииии?...
Операционную прибыль она даёт, и нормальную. А вот про прибыльность на вложенный капитал я цифр не видел, может вы поделитесь. Но кажется проще отнести деньги в банк.:(
Так еще и далеко не везде можно найти место для сооружения ГАЭС, если что, это затопление достаточно большой площади, плюс нужен достаточно большой перепад уровней между двумя бассейнами. Про КПД молчу ;)
Полностью с вами согласен.
Китайцы дурачки.
Испанцы тоже вроде не дураки. И немцы 100% не дураки, но в свое время АЭС позакрывали и сейчас думают о перезапуске угольных станций.
Когда политики требуют красивых "зеленых" станций (полей фотовольтаики и рядов ветряков), возражения инженеров не принимаются.
Солнечные батареи на каждом доме и grid-tie инверторы хороши, когда есть стабильное сетевое электричество. Но они при этом порождают колебания потребления - которые сетевикам и приходится парировать, тратя дополнительные ресурсы.
мы знаем какой будет результат - запрет
Недавно была новость про то, что в США была оценена эффективность ИИ и пока что нельзя сказать, что она положительная, больше говорят о том, что это пузырь. Так почему же вдруг поздно вечером решили, что "от скорости развития ИИ зависит выживание государства" и что это приоритет первого уровня?
Голова лает, хвост запрещает. Интересно, они знают друг о друге?
Озвученное не возможно просто технически - достаточно глянуть планы ввода в строй новых генераций. Молчу уже об инвестициях. Как и о поставленных задачах - их нет. Тезисы, это не задача. По их выполнению KPI не посчитаешь.
✅ Дать поручение на создание ИИ
⬜ Создать штаб
Пол дела сделано
ИИ в России, ключевые аспекты:
ИИ не будет

ИИ в России: ключевые акценты после совещания в Кремле 10 апреля 2026