• Три гарнитуры для спорта или как я полюбил костную проводимость

      Давно хотел сделать сравнительный обзор на наушники для спорта и высказать несколько субъективных мыслишек относительно их выбора. И тут как раз представилась возможность. Этим летом я старался вести сравнительно спортивный образ жизни и даже стал совершать небольшие пробежки и длительные велопрогулки.



      По моему глубокому убеждению, бегать и ездить с музыкой (в моем случае, тяжелой и достаточно ритмичной) значительно интересней, чем без таковой. Во время своих пробежек и велопутешествий я опробовал 3 пары наушников, которые попали в ценовой диапазон от 3 до 8 килорублей. Подводя итоги завершившегося лета, готов поделиться субъективным опытом и соображениями на тему спортивных наушников.
      Читать дальше →
    • Легенды мирового колонкостороения: 225 Вт RMS за 28 000 рублей

        Случалось мои читатели (например, vconst) критиковали материалы этого цикла за то, что в него попадают либо винтажные, либо астрономически дорогие акустические системы (мол, всё интересно, но для покупки не пригодно). Сегодня тот редкий случай, когда речь пойдет о сравнительно недорогой АС, которая достаточно реалистично звучит, производится и продается по сей день. В отличии от подавляющего большинства решений в акустике, где высокая верность воспроизведения достигается благодаря достаточно дорогим инженерным решениям, в данном случае удалось обойтись без них.



        Речь об акустике JBL Arena 180, которые были впервые представлены на CES 2015 и сегодня являются одним из хитов продаж не только в нашей сети. Надо отметить, что JBL намеренно создавали продукт с высокой мощностью, акцентированными НЧ, высокой достоверностью звучания и низкой ценой. Такую акустику давно ждал рынок и, по моему мнению, среди устройств с аналогичным позиционированием Arena 180 стала лучшей.
        Читать дальше →
      • Science Art и звук: 4 впечатляющих проекта

          Давно хотелось сделать цикл, посвященный акустическому Science Art. Мы периодически касались темы на страницах этого блога, но, как правило, вскользь, теперь же появилось желание писать об этом системно. Этот обзор расскажет о четырех Science Art проектах, так или иначе связанных со звуком, наиболее впечатливших меня за последние несколько лет.



          Если будет читательский интерес, то мы продолжим рассказывать о звуковом Science Art. Под катом подробно о музыкальности бинарного кода, смелом швейцарском фотографе, проекте, который прославил Найджела Стэнфорда, и об итальянце, миксующем голоса советских космонавтов в посвящении Циолковскому.
          Читать дальше →
        • “Акварельная” частота 96 fps: революция или форматный бунт в кинематографии

            Свершилось, в этом месяце появился первый в истории фильм, снятый с частотой 96 fps. Картину создал русский документалист Виктор Косаковский. Фильм представили на Венецианском кинофестивале, он тепло принят критиками и профессионалами от кинематографа. Картину назвали «Aquarela» — это документальный артхаус, где “главным героем” является вода. Фильм снимали на Байкале, в Гренландии, в северных регионах России и прочих живописных местах с большим количеством воды в разных агрегатных состояниях.



            Фильм хвалят Hollywood reporter, Variety, Stereo.ru и другиме ресурсы. Критики отдельно отмечают операторскую работу и режиссерский замысел, который, по мнению Косаковского, был бы невозможно реализовать в полной мере без использования съемки в 96 fps. Под катом подробно о повышении частоты в кинематографе, новом фильме и возможностях человеческого зрения.
            Читать дальше →
          • Аудиогаджет специального назначения: “тихий” голос “Медузы”, “Шепот” щитов и 162 дБ от LRAD

              На этот раз речь пойдет о применении звука в качестве оружия. В этой теме много интересного, разработки велись с начала 40-х, и поэтому рассказать обо всём в одной статье не удастся. Я постарался выбрать наиболее заметные и неординарные проекты, о которых можно будет подискутировать в комментах.



              Несмотря на вполне реальные результаты, эта тема часто является поводом для информационных спекуляций, фейков и прочих малоприятных вещей, (см. “коричневая нота”, “частота смерти” и т. п.). Этот пост будет посвящен только реально существующим проектам и перспективным исследованиям вооружений такого типа, мифы и фейки я трогать не стану.
              Немного позже, в цикле “Аудиобубен лейтенанта Шмидта” выйдет отдельный пост с разбором наиболее популярных баек о звуковом оружии.

              Читать дальше →
            • Легенды мирового колонкостроения: спорный BeoSound Shape или как Bang & Olufsen попытались “обмануть” физику

                Именитый датский бренд Bang & Olufsen в прошлом году представил акустическую систему, которую сложно было не заметить. Очередной эксперимент компании, славящейся как разработчик необычных и недешевых аудиокомпонентов, в равной степени интересен с точки зрения электроакустики, акустики помещений, конструктивных особенностей и дизайна АС. Речь идёт об Bang & Olufsen BeoSound Shape.



                Год продаж показал, что экспериментальный комплект не стал массовым продуктом, но нашел нишевое применение в качестве комплексного решения для дорогих интерьеров в личных апартаментах, клубах и ресторанах. Система получила массу неоднозначных отзывов от экспертов, а авторитетное издание “What Hi-fi?” причислила эту мультирум инсталляцию к лучшим АС прошлого года. Под катом подробно о BeoSound Shape, о том, что получилось сделать у амбициозных датчан.
                Читать дальше →
              • Проекторы для дома: лучшие “по версии”, ультракороткий фокус, чемпионы по яркости и скорости

                  Вопреки пессимистическим прогнозам, проекторы остаются популярными и не спешат сдавать позиции телевизорам. В 2018-м на рынке проекторов для дома окончательно сформировалось несколько тенденций, которые, вероятно, будут доминировать ближайшие 2-3 года, а возможно и дольше.


                  Наиболее острая и ожесточенная конкурентная борьба за лидерство по прежнему разворачивается между вечными соперниками BENQ и EPSON, которых стремительно догоняет LG и прочие производители. Я не спешу становится на чью-либо сторону, здоровая конкуренция это хорошо, от неё выигрывает потребитель. В этой статье обзор наиболее актуальных моделей, которые были признаны лучшими, а также устройства, которые определили актуальные тренды текущего года.
                  Читать дальше →
                • Ода о «вспененном» никеле, несуществующих сапфирах и советском замминистре: культовые OTTO SX-P1 в Японии, США и СССР

                    Одной из самых желанных акустических систем у любителей звуковой архаики, из тех, что массово производили во второй половине 20-го столетия, является OTTO SX-P1 (они же Fisher STE-1200). Можно сказать, что существует целый культ этой акустики, а её достоинства признаются как прожженными технарями, так и пафосными аудиофилами. Часто пишут, что в 2000-м году эти колонки попали в ТОП-20 лучших АС всех времен и народов по версии Stereophile (мне не удалось найти номер журнала, но, полагаю, что такое вполне возможно).


                    Эти трёхполосные студийные мониторы, созданные японской компанией SANYO в 1976-м году, вопреки расчетам маркетологов, получили распространение как домашняя акустика. За время продаж они завоевали репутацию одной из самых “честных” акустических систем, а подавляющее большинство слышавших систему отмечают т.н. “эффект присутствия”, “реалистичный звук”, а также точную локализацию кажущихся источников звука в широкой и глубокой стереопанораме. Не обошлось и без сказок — эта акустика стала одним из самых мифологизированных аудиокомпонентов в истории. Под катом подробно об OTTO SX-P1, истории её создания, мифах, действительности и советской копии.
                    Читать дальше →
                  • “Умные” наушники — тенденции 2018: фильтрация окружения, аудиотренер, жесты головой и прямая связь с Alexa

                      И снова о наушниках, на этот раз речь о т.н. “умных” гарнитурах. Я расскажу о том, какими их видят различные разработчики и в рамках каких концепций создаются новые устройства.



                      Известно, что разработка аудио-ассистентов является одним из наиболее востребованных и передовых направлений в современной ИТ отрасли. В прошлом году эксперты Gartner оценивали этот рынок более чем в $3,5 млрд. Это отразилось на концепции беспроводной аудиогарнитуры. Благодаря голосовым ассистентам она становится не просто аксессуаром для музыки и связи, но полноценным, универсальным интерфейсом для ввода и вывода данных. Есть и другие технологии, которые позволяют сделать гаджеты умнее, например, алгоритмы избирательного шумоподавления и т.п.

                      Мы уже рассказывали о нашумевших Google pixel buds, гарнитуре-полиглоте, впечатлившей многих уже во время презентации. Под катом мы продолжим о других устройствах, которые определят основные технологические тренды в ближайшем будущем. Это не детальный обзор устройств c попыткой выявить лучшее, но анализ функционала и технологий, которые будут востребованы пользователями.
                      Читать дальше →
                    • Аудиогаджет специального назначения: ценная “вещь” для посольства США

                        Возможно, кто-то понял о чем пойдет речь из заголовка, для прочих поясню — этот пост посвящен эндовибратору Льва Термена, который также именуют “Златоуст” и “The Thing” (“вещь”, “нечто”). С этим устройством связан беспрецедентный случай в истории мировых разведок, когда посольство США в Москве безнаказанно прослушивалось на протяжении семи лет. При этом у американских служб технической безопасности не было возможности обнаружить “жучок”, так как последний не имел источника питания и представлял собой небольшую конструкцию из металла.


                        Читать дальше →
                      • Не все беспроводные наушники одинаково полезны или несколько слов о проблеме кодеков

                          Купив беспроводные наушники для прослушивания музыки, многие пользователи отмечают, что верность воспроизведения в них ниже, чем в наушниках, где звук передается по проводу. Такие случаи далеко не всегда следствие аудиофильского плацебо. Очень часто они обусловлены кодеками, которые использованы для передачи звука. Источником проблемы могут стать как сами наушники, так и смартфон, использованный для звуковоспроизведения.


                          Этот пост будет содержать ответы на распространённые вопросы, связанные с качеством передачи звука по bluetooth от смартфона к беспроводным наушникам, а также некоторые рекомендации по выбору беспроводных наушников и смартфонов, использующих кодек APTX. Уверен, что материал будет полезен всем, кто озадачен выбором и использованием беспроводных наушников. Если это ваш случай — добро пожаловать под кат.
                          Читать дальше →
                        • Легенды мирового колонкостроения: эволюция трехполосного стандарта, студийный культ JBL

                            Акустические системы, о которых пойдет речь, известны тем, что установили новый отраслевой стандарт в звукозаписи, а несколько позже и в домашнем аудио. Эта разработка JBL стала значимой частью истории не только этой компании, но также мировой звукозаписывающей индустрии, акустического дизайна студий и в какой-то степени истории музыки.


                            Речь пойдет об одной из самых популярных линеек студийных мониторов за всю историю электроакустики. Эволюционную преемственность в ней можно проследить с конца 60-х до настоящего времени. Иными словами, пост о мониторах JBL 4310 и разработках, созданных на их основе.

                            Именно благодаря решениям, реализованным в этих АС, к 1977-му году подавляющее количество звукозаписывающих студий в мире использовало студийные мониторы JBL. Более того по данным опроса Billboard, к концу 70-х общее количество студий, использующих оборудование JBL, превышало общее количество студий с оборудованием всех остальных брендов.
                            Читать дальше →
                          • Аудиогаджет специального назначения: диктофон Штирлица, его реальный прототип и смелое историческое моделирование

                              Любой цикл статей, посвященный аудиогаджетам спецслужб и написанный в России, был бы неполным без рассказа о т.н. диктофоне Штирлица. Это устройство было знакомо практически всем гражданам СССР с 1973-го года по кадрам из “Семнадцати мгновений весны” и прочно ассоциировалось со шпионским гаджетом.



                              Что интересно, «Электрон-52Д”, который снимался в сериале как легендарный девайс Штирлица, был фактической копией карманного диктофона фирмы „Tinico“. Для 60-х годов, когда создавался этот гаджет, его размеры считались крайне миниатюрными. Можно говорить, что „Электрон-52Д” стал первым отечественным серийным магнитофоном компактных размеров, который был выпущен серийно и продавался свободно.

                              В этом материале история создания “Электрон-52Д”, его появление в самом известном советском шпионском сериале, а также несколько слов о смелом эксперименте одного увлеченного коллекционера и радиолюбителя по доказательному историческому моделированию.
                              Читать дальше →
                            • Легендарные усилители – историческая анатомия трендов: “холодный” транзисторный звук

                                По многочисленным просьбам, я заново открываю цикл “легендарные усилители”, чтобы продолжить рассказ о самых внушительных разработках в области усилительной техники, появившихся за последние семьдесят лет.



                                Некоторые из моих читателей справедливо отметили, что, несмотря на мой скепсис в отношении т.н. “лампового звука”, в этом цикле я уделил пренебрежительно мало внимания полупроводниковым разработкам. Этот пост исправит такую вопиющую несправедливость.

                                Да простят меня любители “теплой ламповости”, но на самом деле полупроводниковых УМЗЧ, признанных схемотехническими шедеврами, инженерами, меломанами и аудиофилами, значительно больше, чем ламповых.
                                Читать дальше →
                              • Несколько слов о сабвуферах и том, почему они подойдут почти всем

                                  Сабвуферы давно и плотно вошли в жизнь современных меломанов. Но существует великое множество предубеждений, в отношении тех или иных конструкций сабвуферов, их необходимого количества, частотного диапазона и вообще в полезности этого изобретения для человечества.



                                  Знатоки, эксперты и просто “очень знающие люди” часто считают предпочтительнее использование или неиспользование тех или иных технологий, иные вообще принципиально не хотят использовать отдельную НЧ-акустику, ибо не кошерно не соответствует представлениям о т.н. тру АС. Также есть люди, которые убеждены, что сабвуферов должно быть 2 (или более по количеству каналов воспроизведения), для них даже выпускают соответствующие продукты.

                                  В этом материале я постараюсь отделить «мух» от «котлет», мифы от реальности, домыслы от существующих физических явлений, чтобы помочь нашим читателям сделать наиболее подходящий выбор. Я постараюсь обстоятельно рассказать о том, почему сабвуферы подходят почти всем, а также коснусь вопросов акустического оформления и частотного диапазона.
                                  Читать дальше →
                                • Советский HI-FI и его создатели: страсти по Хейлу — Электроника 150АС — 001

                                    В этом посте пойдет речь об акустической системе, созданной в недрах ленинградского ВНИИРПА в конце 80-х и выпускавшейся небольшими сериями на заводе “Ферроприбор”. Судьба этой советской разработки, несмотря на её знаковость и революционность для отечественной электроакустики, сложилась не лучшим образом. На серийный выпуск питерских колонок наложила отпечаток эпоха, в которую они пошли в серию, а именно — 1991-й год. Как я не устану повторять, история не признаёт сослагательное наклонение, но, вероятно, если бы не крах советской системы, то эта акустика превзошла бы по популярности различные S-90 и Кливеры.



                                    Моё внимание эта разработка привлекла по нескольким причинам: качественная переработка американского прототипа (кроме концепции ничего не скопировано), применение излучателя хейла с широким частотным диапазоном в качестве СЧ-ВЧ звена, использование “закрытого ящика” с пассивным излучателем для реализации НЧ-секции, впечатляющие характеристики.
                                    Читать дальше →
                                  • Аудиогаджет специального назначения: Dictograph — от цеха и оперы до первой прослушки, технический шедевр 1907-го года

                                      Начало широкого применения подслушивающих устройств в оперативной и следственной работе в массовом сознании ассоциируется с 30-ми, в редких случаях 20-ми годами прошлого века. В реальности спецсредства для прослушивания появились, активно и эффективно применялись ещё до первой мировой войны.


                                      фото vintage-technics.ru

                                      В этом посте пойдет речь об уникальном для своего времени, но достаточно распространенном устройстве Dictograph (а также его варианте для скрытного прослушивания, известного как Detective Dictograph). Этот аудиогаджет, вероятно, был первым серийным селекторным коммуникатором, первым устройством для скрытого прослушивания, а также первым электронным спецсредством, которое позволило получить данные, признанные доказательством в суде. Под катом рассказ о первом “жучке”, его создании, практике применения и возможностях.
                                      Читать дальше →
                                      • +33
                                      • 9,4k
                                      • 8
                                    • Личность и звук: три истории музыкантов, создавших мировые бренды

                                        “Талантливый человек — талантлив во всём”, порой я сталкиваюсь с историями людей, которые наглядно демонстрируют суть этой поговорки. Биографии некоторых уже попали в этот цикл, например, Герман Гельмгольц, Антонио Меуччи, Дэниэл Левитин. В очередном посте я хочу коснуться трех человек, которых объединяет то, что все они музыканты, создавшие бренды с мировой известностью.



                                        Практически всегда, в описанных случаях, увлечение музыкой оказало прямое или косвенное влияние на род деятельности компании. Я намеренно выбрал именно такие случаи и дистанцировался от ситуаций, когда малоизвестный бренд просто использовал известность своего основателя для продвижения. Под катом несколько слов о Джиме Маршалле, Дитере Бурместере и Ремо Белли, а также о компаниях, которые они создали.
                                        Читать дальше →
                                      • Легенды мирового колонкостроения: инновационный путь Monitor Audio от ткани к металлу и композитным материалам

                                          Среди компаний, выпускающих акустические системы, есть своеобразные чемпионы по инновациям. Одним из эталонов инновационного производителя акустики можно без преувеличения назвать британскую компанию Monitor Audio. Творческий поиск их инженеров начался ещё в 70-е и продолжается по сей день.



                                          Это пост о технологиях, которые применяются Monitor Audio при создании акустических систем, и результатах, которых они добиваются с помощью этих технологий — попытка проследить путь инноваций Monitor Audio и обобщить их опыт в создании акустических систем (и в частности динамических громкоговорителей). Я затрону некоторые факты истории компании и ключевые разработки за последние 40 лет.

                                          Многих, в том числе меня, Monitor Audio подкупает тем, что её инновации лежат в плоскости практической электроакустики и технологий производства, а не в сфере “теплого лампового” маркетинга.
                                          Читать дальше →
                                        • Советский HI-FI и его создатели: лазерные видеодиски в СССР

                                            Так случилось, что в этом цикле мы касались в основном HI-FI аудио, не затрагивая вопрос видеотехники, а между тем, в Стране Советов были, пускай и несколько запоздалые, но достижения по этой части. Рассматривая советское видео, как сравнительно редкий и в основном перестроечный феномен, под определение HI-FI (т.е. высокая верность воспроизведения) лучше других подходят видеодиски формата Laser Disc и проигрыватели для них.



                                            К моменту разработки в Союзе описываемая технология доживала свои последние годы за ржавеющим железным занавесом. При этом для подавляющего большинства советских людей, немногим из которых был доступен даже банальный VHS-видеомагнитофон, представлялась истинным технологическим чудом. Под катом об отчаянной и изначально обреченной на провал попытке “догнать и перегнать”.
                                            Читать дальше →

                                          Самое читаемое