
Возможность контроля весьма заманчива, но при этом непредсказуема. Ведь никто не сможет гарантировать, что назавтра та самая интернет-полиция, «слегка превысив свои полномочия», необоснованно и внезапно не обвинит вас в неполиткорректности, например. А пока на страже вашей виртуальной независимости стоит Декларация о свободе общения в интернете, принятая Комитетом Министров государств-членов совета Европы 28 мая 2003 года. А точнее, ее седьмой принцип, в соответствии с которым «в целях обеспечения защиты Интернета от контроля и расширения свободного выражения идей и информации, государства-члены должны уважать желание пользователей Интернета не раскрывать свою личность».
Тот же седьмой принцип содержит следующее: «Это не мешает государствам-членам принимать меры и осуществлять сотрудничество в целях установления лиц, виновных в преступных деяниях, в соответствии с национальным законодательством, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и другими международными соглашениями между правоохранительными органами и органами юстиции». В данном случае идет речь о преступных деяниях против чести и достоинства личности (а это прописано в 129 и 130 статьях УК РФ). О-па! Кто же виноват? — желающие «свободно выразить идею» или те, кто после таких «желающих» должен старательно себя отмывать?
И что же теперь делать? Закрывать глаза на оскорбления в блогах (памятуя, что «кто как обзывается, тот сам так и называется», да и паспорта поддельные бывают) или все-таки лечить виртуальное хамство кнутом?