
Ещё в 2009 году Тим Бернерс-Ли написал веб-спецификацию под названием «Socially Aware Cloud Storage», ориентированную на защиту общественных интересов при реализации облачных хранилищ:
Есть такая архитектура, в которой несколько сетевых или веб-протоколов собираются воедино для создания всемирной системы, где приложения (десктопные или веб) способны работать поверх уровня стандартного хранилища, предоставляющего возможность чтения/записи.
Ключевые моменты здесь в том, что главные участники (пользователи) и группы идентифицируются по URI, то есть получаются глобальными, и управление доступом к элементам хранилища выполняется с использованием этих глобальных идентификаторов. В итоге хранилище становится общедоступным ресурсом, независимым от использующих его приложений.
Несколько таких идей активно обсуждались в цифровой среде в конце 2000-х, вскоре после взрывного развития монолитных платформ эпохи Web 2.0 вроде Facebook*.
Ещё одну схожую по духу концепцию в то же время предлагали разработчики Opera, которые хотели «встроить в ваш браузер веб-сервер».
И если Opera Unite так и не обрела полноценную жизнь, на предложенную Тимом спецификацию обратили пристальное внимание через несколько лет, когда сменившие один другой кризисы конфиденциальности явно указали на необходимость повышения степени независимости и контроля со стороны пользователей в веб-среде.
В 2015 году организация Tim & co. получила финансирование на развитие Solid Protocol.
На данный же момент мы имеем худшее из обоих этих миров — люди не могут не только контролировать свои данные, но и полноценно их использовать, так как те разбросаны по множеству изолированных сайтов. Наша задача — разработать веб-архитектуру, в которой именно пользователи будут владеть своими данными, включая свободу переключаться на новые приложения в поиске более качественных возможностей, более удобных политик или просто ради экономии.
Положительный аспект идеи Бернерса-Ли заключается в том, что у пользователей должен быть контроль над тем, где именно хранить свои данные, и как получать к ним доступ. Например, пусть социальные сети продолжают работать в облаке, но свои данные люди смогут хранить локально. В качестве альтернативы можно выбрать другой облачный сервер, принадлежащий компании или сообществу, которым человек доверяет.
Для разных видов информации можно будет использовать разные серверы. Например, хранить данные о здоровье и физическом состоянии на одном, а финансовые записи — на другом, никак с ним не связанном.
Тим до сих пор убедительно отстаивает блага, которые способна дать миру его концепция Solid.
И у нас есть все технические возможности, чтобы вернуть бразды правления людям. Solid — это опенсорсный интероперабельный стандарт, который мы с командой разработали в MIT более десяти лет назад. Приложения, работающие в соответствии с ним, не собирают по умолчанию ваши данные — они должны запрашивать у вас на это явное разрешение, которое вы вполне можете им не выдавать. Вместо того, чтобы быть разбросанными по бесчисленному множеству отдельных ресурсов интернета или находиться в распоряжении того, кому их уже перепродали, ваши данные должны храниться в одном месте, подконтрольном вам.
Грамотный обмен информацией также поможет освободить её из лап захватчиков. Почему ваши смарт-часы записывают биологические показатели в одно хранилище в одном формате, а операции по вашей кредитной карте записываются в другое хранилище уже в другом? Почему ваши комментарии на YouTube, посты на Reddit и истории на Facebook* хранятся в разных местах? Почему само собой предполагается, что вы не должны иметь возможность просматривать всю эту информацию? Вы генерируете все эти данные — свои действия, выборы, физические показатели тела, свои предпочтения, решения… Значит, вы и должны ими владеть. Они должны быть вашим ресурсом.
Solid Protocol по-прежнему остаётся прекрасной идеей и даже попал в официальную веб-спецификацию, но пока не получил серьёзного распространения в интернете. Его основной спонсор, компания Inrupt (в которой Тим является сооснователем и техническим директором), в качестве курса на стабильное развитие выбрала корпоративный рынок. Пока ещё не известно, какие ресурсы будут направлены на всеобщее распространение Solid.
К счастью, тем из нас, кто хочет вернуть контроль над своими данными в приложениях, ждать не нужно. Ребята из Bluesky создали AT Protocol, который активно используют уже более 30 миллионов человек, и который всё больше распространяется по множеству объединённых платформ и сообществ вроде Blacksky или Tangled.
Несмотря на то, что архитектуры Solid и AT сильно отличаются, целью обоих этих протоколов является Open Social Web, воссозданная по принципу суверенного хранения данных пользователем.
Личное хранилище данных
То, как выглядит эта суверенность данных на практике с точки зрения atproto, хорошо продемонстрировал danabra.mov.
Обратите внимание, что теперь адрес Алисы выглядит как @alice.com
. Он выделяется не социальной сетью (как в случае facebook.com/alice
), а является универсальным «интернет-адресом», то есть доменом. Домен alice.com
принадлежит Алисе, а значит, она может использовать его в качестве адреса в любом приложении Open Social. (В большинстве таких приложений она будет зарегистрирована как @alice.com
, а для других решит использовать отдельную цифровую личность, для которой у неё будет другой, непубличный адрес).
Домен будет и у Боба, который в технике ни бум-бум. Он может даже не знать, что вообще такое «домен». Для Боба @bob.com
— это просто его «интернет-адрес». Некоторые приложения Open Social будут предлагать бесплатный поддомен при регистрации по аналогии с тем, как Gmail предоставляет вам бесплатный адрес, или же давать возможность купить отдельный за деньги. В этой ситуации вы не будете неизменно привязаны к изначальному выбору и сможете без проблем сменить домен позднее.
(…) В Open Social данные Алисы — её посты, лайки, подписки и прочее — будут размещаться в самом интернете. Наряду с личным сайтом у Алисы теперь будет личное хранилище её данных.
Такая новая парадигма стала технически возможной благодаря Personal Data Server (PDS), который в Solid называется Pod.
Принцип работы PDS производит впечатление чего-то крайне сложного и заумного, поэтому Дэн в своих пояснениях о нём не говорит, хоть эти пояснения и адресованы аудитории интернет-ботанов. По факту же самым загадочным словом из этой аббревиатуры является Server, которое в данном контексте равноценно Storage, как в Personal Data Storage.
Даже рядовые пользователи интернета имеют некое понимание о том, что из себя представляет личное хранилище данных, особенно в дополнении к принципу общего, совместно управляемого хранилища.
Кооперативное хранение данных
Если вы относитесь к обычным пользователям всемирной сети, то парадигма PDS не приведёт к переносу ваших данных из облака на локальный компьютер. Большинство людей всё также будут опираться на облачные сервисы, но вместо того, чтобы скапливать данные в руках корпораций под управлением акционеров, их хранение можно будет поручить доверенным кооперативам, созданным по принципу кредитных союзов.
Когда экономика начала перестраиваться под влиянием индустриализации, а затем и рынка банковских услуг, на арене появились мощные игроки, такие как Standard Oil, J.P. Morgan и другие, которые стали угрожать свободе граждан. Для противостояния этим новым экономическим силам люди начали объединяться в профсоюзы и кредитные кооперативы, которые получали правительственное разрешение на представление интересов своих пайщиков. Такие гражданские организации помогли уравновесить экономическое и социальное влияние между крупными и мелкими игроками, а также между работодателями и рабочими.
Аналогичная реорганизация необходима и для перехода от индивидуализированной модели накопительной системы хранения данных к коллективн��й системе, основанной на соблюдении прав и подотчётности. Эта система должна регулироваться стандартами, поддерживаемыми новым классом представителей, которые будут выступать фидуциарами, ответственно управляя активами данных других людей. В США почти 100 миллионов человек состоят в кредитных союзах — некоммерческих организациях, принадлежащих их членам. Эти союзы уже имеют разрешение на защищённое управление цифровыми данными своих участников и представление их во всевозможных финансовых транзакциях, включая страховые операции, инвестирование и получение выплат. И здесь возникает вопрос, а можем ли мы привнести эту тенденцию по усилению гражданского влияния в сферу владения данными в нашей быстро растущей цифровой экономике?
Источник: https://ide.mit.edu/sites/default/files/publications/Data-Cooperatives-final.pdf
Каждый третий взрослый гражданин в США состоит в кредитном союзе. И если учесть, насколько сильно наш коллективный опыт взаимодействия с банковским сектором зеркалит опыт взаимодействия с технологическим и социальным, то в отношении хранения данных достижение подобного уровня охвата выглядит вполне реальным.
Концепция data-кооперативов уже набирает обороты в Fediverse, где несколько провайдеров вроде social.coop, data.coop и cosocial.ca работают много лет и чувствуют себя вполне уверенно. Вскоре сеть на основе AT дополнится аналогичной кооперативной организацией Northsky.
И самое важное здесь не в том, являются ли эти провайдеры кооперативами в формальном смысле. Любой достаточно прозрачный, демократичный и ориентированный на людей банк данных (как вышеупомянутый Blacksky или разрабатываемый Eurosky) является правомерным распорядителем и соавтором Open Social.
Ход обсуждения темы владения данными меняется, когда данные оказываются преимущественно в распоряжении структур, управляемых обычными людьми, а не корпорациями. Вместо того, чтобы спорить о том, какие виды данных у нас должна быть возможность скачивать с корпоративных хранилищ, платформы должны спрашивать нас, какие виды данных они могут копировать с наших серверов, получая при этом лишь строго временные разрешения.
И хотя отделение пользовательских данных от социальной платформы наиболее полноценно реализуется в сети AT, есть прекрасные признаки «перекрёстного опыления», наблюдаемые в разработке предшественника atproto — ActivityPub. И я надеюсь увидеть аналогичную открытость к технологической конвергенции в отношении Solid, чтобы построить более плюралистскую социальную веб-среду.
Личное хранилище данных (PDS) уже давно вышло за пределы концепции, привязанной к какому-либо конкретному протоколу. Некоторые его реализации будут более популярны, но прагматичные data-кооперативы могут не зависеть от конкретных протоколов, а форматы хранения вполне можно преобразовывать.
При условии достаточного контроля над собственными данными мы в случае падения платформы всегда сможем воссоздать свой социальный граф и цифровую личность на другой. Давайте же снова сделаем веб-среду достоянием личности!
*Принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России.