Когда мы имеем дело с фрилансером и хотим поручить ему создать программу или дизайн, тексты для сайта или другой продукт (будем для краткости называть этот результат интеллектуальным продуктом), то мы придерживаемся одного правила. При работе с фрилансером лучше заключать не договор подряда или оказания услуг, а договор авторского заказа. Этот вид договоров подразумевает создание результата интеллектуальной деятельности, обеспечивает возникновение у Заказчика прав на интеллектуальный продукт и адекватно отражает суть отношений между сторонами договора. Ведь для заказчика не принципиально, сколько времени потратил исполнитель и в каких муках создавался продукт. Важно, чтобы в итоге результат отвечал требованиям Заказчика и права на него переходили от автора к плательщику. Иными словами – мы платим не за процесс, а за результат.
Постановка проблемы
Но вот досада. Такой прекрасный договор нельзя использовать при работе с юридическими лицами. Дело в том, что авторами по российскому закону могут быть только физические лица. Юридическое лицо не может создавать творческие результаты, так как у него физически нет мозга (извините за физиологическую терминологию) и, следовательно, оно не способно думать, воображать, изобретать. Авторами всегда будут физические лица, поэтому мы не можем заключить договор авторского заказа с юрлицом.
Как решается проблема сейчас?
Если юрлицо заявляет, что у него есть права на интеллектуальный продукт и пытается получить с вас за него деньги, то оно вам должно доказать, каким образом оно эти права получило и предъявить соответствующие документы. Одного утверждения о том, что права возникли у юрлица и оно отвечает за их действительность, явно маловато.
К сожалению, 90% договоров дизайнерских агентств грешны именно в этом утверждении. Стандартный пункт договора гласит, что все интеллектуальные права имеет агентство и в полном объеме передает их своему Заказчику. Заказчик такой же неграмотный в юридических вопросах и доволен заманчивой формулировкой.
Но за этой формулировкой обычно ничего не стоит, и в случае спора сложно что-либо доказать. Такой случай несколько в ином контексте мы уже описывали.
Анализ договоров дизайнерских агентств оставляет грустное впечатление. Не будем показывать пальцем, но в среднем – это смесь договоров подряда и оказания услуг, с противоречивыми условиями, не отражающими сути отношений. Этакий «компот из букв», если смотреть на текст договора строгим юридическим взглядом. Если стороны договора будут довольны друг другом, то и компот выполнит свою функцию оформления финансовой операции, но когда вам не посчастливится поругаться и даже дойти до суда, то с неадекватным договором трудно будет доказать свою правоту. Даже если по договору все будет исполнено на отлично, то проблема может возникнуть в будущем и не со стороной договора, а с нарушителем права на интеллектуальный продукт. А такой договор не позволит вам доказать возникновение ваших прав на интеллектуальную собственность и, следовательно, получить ее защиту.
В итоге Заказчик «приобретает» чужие права и платит за них деньги не настоящему правообладателю. Агентство – получает деньги за чужие права и незаконно обогащается.
Следовательно, в зоне риска оказываются и Заказчик, и Исполнитель. Таким безграмотным договором, не отражающим суть отношений, могут воспользоваться настоящие авторы. Именно они могут предъявить претензии, во-первых, к Заказчику, который по незнанию, но тем не менее, незаконно использует их результат (ведь права не перешли к заказчику, хоть он и заплатил за них). Во-вторых, к агентству, поскольку авторы не получили авторское вознаграждение (или на самом деле получили, но это либо никак не оформлено, либо оформлено криво и позволяет злоупотреблять).
Какой выход?
Давайте разберемся сначала в сути цепочки отношений: Заказчик – Агентство – Автор.
Автор и Заказчик у нас были в договоре авторского заказа и если убрать агентство, то мы сводим схему к договору авторского заказа. В определенных случаях этот вариант с исключением агентства из схемы – лучший способ решения проблемы. К сожалению, этот метод применим далеко не всегда. Да и мы не ищем легких путей!
Но решение есть! Мы понимаем, что Агентство играет роль организатора создания интеллектуального продукта. В создании участвуют несколько авторов, которые делают неоднородную работу и вносят разный творческий и организационный вклад в появление продукта. А Агентство выполняет управленческую функцию, для которой в творческой среде есть устоявшийся термин – продюсирование.
На сцену выходит продюсер
Если кратко, то продюсер анализирует задачу, подбирает команду для реализации, распределяет поручения и контролирует их выполнение, отвечает за конечный результат. Это не творческая деятельность, но она также важна: только с ее помощью можно добиться результата в создании нетривиальных продуктов (в терминологии закона — сложных объектов интеллектуальной собственности).
Юридически – продюсер сам выступает Заказчиком для отдельных авторов и аккумулирует их права на себя. В итоге права на сложный продукт возникают уже у него и он может на законных основаниях передать их Заказчику.
Так что же, дизайн агентства – это продюсеры?
Как ни странно это звучит, но с юридической точки зрения всё именно так. Пусть вас не смущает непривычное название. Главное, что оно точно описывает суть отношений в цепочке Заказчик-Агентство-Авторы, а терминология через определенное время станет привычной. Мы берем на себя смелость и предлагаем называть договоры агентств в соответствии с их сущностью, то есть продюсерскими договорами.
Основные условия, отличающие договор от подряда и оказания услуг
Основным обязательством Агентства в продюсерском договоре будет организация процесса создания интеллектуального результата, а не оказание каких-то мифических услуг или выполнение работ. Также непременным условием договора будет получение прав от отдельных авторов (с оформлением соответствующих документов) и передача всего объема прав Заказчику.
Со своей стороны Заказчик понимает, что именно требовать от Агентства и не платит, если нет результата и документов о правах на этот результат. В случае с услугами и работами у Заказчика совершенное иные рычаги давления на Агентство и они не такие эффективные.
Подведем итоги
Продюсерский договор – это апгрейд договора авторского заказа с добавлением фигуры организатора создания интеллектуального продукта. Этот вид договора нужен, когда продукт сложный и требует объединения творческих и иных вкладов многих участников.
Продюсер объединяет усилия нескольких авторов и лиц, оказывающих организационное содействие, координирует их деятельность и отвечает за конечный результат. К слову, продюсером может выступать не только юрлицо, но и ИП, и просто физическое лицо.
Заказчик получает что ему нужно – интеллектуальный результат и права на него, подтвержденные документами.
Авторы занимаются творческой деятельностью и не растрачиваются на организационные вопросы.
Одним словом – синергия (извините за приевшийся термин). А для оформления этой синергии лучше использовать продюсерский договор, чем обходиться старыми костылями из смеси договоров на оказание услуг и подряда. В любом случае, все возможные варианты мы выложили на хабре.
Выбор всегда за вами.
(с) Кирилл Митягин