Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) опубликовала документы, подтверждающие нарушения со стороны Telegram. В бумагах, к примеру, говорится, что в компании токены Gram для своей блокчейн-платформы TON рассматривали как ценные бумаги. Этот вопрос и стал основой претензии SEC, которая заявляет о необходимости применять к Gram законодательство о ценных бумагах. Пока токен не зарегистрирован ни в одной юрисдикции, хотя по итогам проведения ICO компания привлекла $1,7 млрд на продаже Gram.
В Telegram опровергают сведения о том, что токен считали ценной бумагой: «Gram еще не существует, но если когда-то и будет существовать, то будет валютой и/или продуктом, а не ценной бумагой, попадающей под федеральные законы о ценных бумагах».
Однако во внутренней переписке сотрудников компании, а также в их общении с инвесторами Gram называют именно ценной бумагой. Так, в электронных письмах говорится о «продаже Gram», а не «доли в праве на получение Gram», что, по мнению SEC, говорит в подтверждение позиции чиновников.
Есть и прямое доказательство этого. Так, в e-mail бухгалтеру одного из инвесторов от 6 марта 2019 года сотрудник Telegram Шьям Парех пишет, что инвестор имел право на 72,8 млн токенов и что «фонд имеет четкое право на такие ценные бумаги», «будет иметь право на получение…Grams, когда они [будут] выпущены», и что «ценные бумаги не в залоге». Употребляется термин securities, который означает «ценные бумаги», хотя, как пояснил в комментарии РБК юрист, в непрофессиональной переписке это понятие может использоваться и в более широком смысле.
Кроме того, из документов следует, что в Telegram знали о перепродаже токенов на вторичном рынке. Советник по инвестициям Telegram Джон Хайман спрашивал об этом у инвесторов и передавал информацию Павлу Дурову и вице-президенту по развитию Telegram Илье Перекопскому. Так вскрылась информация о растущей цене токенов на сером рынке. Если в начале февраля 2018 года они продавались по ¢60–70 за штуку, то к концу февраля — по ¢70–90. При этом компания объяснила, что она не интересовалась именно судьбой токенов у инвесторов.
Кроме того, выпуск Gram сопровождался развитием целой сети компаний, которые оказывали услуги консультаций и другие. Так, компания Gram Vault «предоставляет комплексные услуги инвесторам блокчейн-платформы TON», в том числе «хранения и купли-продажи токенов». Основатели Gram Vault — это «советники Telegram по продаже токенов» Олег Сейдак, Джон Хайман, Александр Филатов и Мишель Линьев. В другой компании TON Labs, которая готовит инструментарий для разработчиков приложений для TON, Филатов значится гендиректором и управляющим партнером, а ее основатели — тот же Хайман, Линьев и Филатов. Они же связаны с фондом TON Ventures LP., который, как предполагается, включает первоначальных покупателей токенов.
SEC установила, что Telegram обманул регулятора по поводу объема привлеченных в рамках инвестиционного раунда A средств. Речь шла о $850 млн, хотя по факту у компании было только $490 млн. «Мы верили, что наличие всех этих договоров купли-продажи, подписанных покупателями, гарантирует нам, что деньги будут переведены. В противном случае мы могли бы начать судебный процесс с каждым из покупателей, кто не выполнил эти условия», — оправдал действия Telegram один из топ-менеджеров.
В июне 2018 года Telegram заключил соглашение с российским брокером «Атон» о предоставлении инвесторов в обмен на 10% валовой выручки от инвестиций. Брокеру заплатили не менее $1,2 млн вознаграждения. Такие же соглашения заключили с фондом Da Vinci Capital и Space Investments.
В документах SEC, помимо прочего, говорится, что компания думала провести публичное ICO, но в итоге выбирала инвесторов самостоятельно и изучала возможность провести третий раунд инвестиций. Также в будущем в TON предполагалось опустить слово Telegram в своем названии и стать просто Open Network.
Telegram впервые развернуто ответил на претензии регулятора. Ответ изложен в 287 пунктах. Компания заверила, что до суда общалась с SEC, встречалась с представителями комиссии и была готова к изменениям в своем проекте, но обратная связь была «ограниченной».
В Telegram считают, что решение о запрете выпуска Gram противоречит заявлениям SEC о стремлении сотрудничать с разработчиками по направлению цифровых активов. Регулятора осудили за публикацию переписки между представителями Telegram и инвесторами.
Как утверждают в Telegram, Gram нельзя считать ценной бумагой, так как их покупка не дает права на долю в Telegram и связанных с ней компаниях, а сама компания не гарантирует инвесторам получение прибыли в будущем. Говоря о вторичном рынке, компания заверяет, что предпринимала усилия для того, чтобы пресечь перепродажу Gram. Там, в частности, ссылаются на публикацию Дурова в Twitter, в которой он призвал сообщать о предложениях о покупке Gram от третьих лиц.
Также компания впервые огласила ресурсы, которые принимали участие в разработке приложений и инструментов для блокчейна TON. Это TON Labs, Button, Mercuryo и т.д.
Основные слушания по делу Telegram намечены на конец февраля. SEC, а также Telegram Group Inc. и ее «дочка» TON Issuer Inc. обратились к окружному суду штата Нью-Йорк с просьбой вынести решение по спору в ускоренном порядке.
Юристы считают, что такие позиции свидетельствуют об уверенности обоих сторон в сильных доказательствах и нежелании тратить время на прения. По их мнению, стороны могут пойти на мировое соглашение и в частном порядке обсудить оставшиеся разногласия.
Документы были опубликованы после того, как суд удовлетворил прошение SEC и обязал Telegram предоставить ей информацию о банковских операциях компании. В документе также говорится, что Telegram может скрыть информацию, которая подпадает под иностранные законы о неприкосновенности частной жизни, например, банковские реквизиты. Требуемые документы должны быть предоставлены SEC не позднее 26 февраля 2020 года. В постановлении говорится, что суд не рассматривает возможность продления этого срока.
См. также: «Официальная позиция Telegram по поводу блокчейна TON»