4 октября концерн «Гранит» сообщил о разработке электронного аппарата «ТОР», якобы способного деактивировать коронавирус путём воздействия на электромагнитное поле. По заявлениям замминистра промышленности и торговли России Василия Шпака, представившего аппарат на форуме «Микроэлектроника 2021» в Алуште, «ТОР» не имеет аналогов в мире и в «очередной раз доказывает успешность нашу и возможность с точки зрения электроники». «Хабр» попросил нескольких специалистов в области медицины и биохимии прокомментировать изобретение концерна.
Согласно описанию, принцип действия «ТОР» заключается в создании волнового антидота к спектру, который излучает РНК SARS-CoV-2. При включении в сеть прибор создаёт «широкополосное электромагнитное излучение на низкоинтенсивных высоковольтных импульсах, под его воздействием вирус теряет способность к активной репликации». Таким образом, по заявлению авторов, ослабевает цепочка заражения людей воздушно-капельным путём.
Младший научный сотрудник лаборатории биоэлектрохимии ИБМХ и ассистент кафедры биохимии МБФ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России Рами Масамрех рассказал «Хабру», что впервые слышит, чтобы РНК что-то излучало. Также в материале указано, что излучение прибора в тысячи раз слабее излучения бытовых сетей и 4G.
Не совсем понятно, в каком смысле это излучение слабее, — указал Рами. — Приводят две статьи из Polymers, но там про SARS-CoV-2 ни слова, только исследование свойств нафиона. Крайне сомнительный механизм действия. Единственная ассоциация — торсионные поля, которые сто раз уже разоблачали. Думаю, что эта штука менее эффективна при борьбе с вирусами, чем ультрафиолетовая лампа той же мощности.
Бывший аспирант кафедры химии и методики обучения химии ЮУрГГПУ Антон Меньшенин добавил, что у вирусов не существует электромагнитного поля.
Излучение такой интенсивности (заявленная мощность прибора - 80 Вт с покрытием до 100 м2) либо не взаимодействует с органическим веществом, либо не проникает глубже нескольких миллиметров, — отметил Антон Меньшенин. — Приведённые механизмы действия и теории настолько революционны, что будь они правдой, они были бы достойны Нобелевской премии по физике, химии и физиологии и медицины. Однако даже научных статей, подтверждающих именно исследование действенности прибора, нет.
Антон Меньшенин добавил, что приведённые в качестве доказательства статьи в журнале Polymer имеют очень отдалённое отношение к прибору. Они рассматривают использование погружных электродов в растворах, а не влияние излучающих приборов на живые организмы.
Врач общей практики Максим Коневзеров указал, что не существует ни надёжных источников по поводу электромагнитного поля вирусов, ни доказательств того, что вирусы способны умереть от влияния на это поле. Он уточняет, что у капсида вирусов может быть какой-то заряд за счёт разного количества амино- и карбоксильных групп у белка, но крайне сомнительно, что это создаст электромагнитное поле.
Волновой антидот это что-то очень сомнительное, что-то из разряда таинственной скалярной энергии, которую нигде, кроме сомнительных товаров с алиэкспресса не встретить, — рассказал Максим Коневзеров. — Попробовал поискать информацию об этом явлении до появления этого прибора (уж если его сделали, то получается, что метод должен был существовать до его появления, хотя бы теоретические обоснования), но до публикации статьи об этом приборе в Сети не значится ни одной находки.
В качестве доказательств эффективности прибора концерн ссылается на испытания аппарата в медицинских учреждениях. В пресс-релизе заявляют, что при применении «ТОР» на пятые сутки «у госпитализированных с коронавирусной инфекцией титры антител IgM, свидетельствующие о развитии заболевания, становятся отрицательным».
Отрицательные титры антител это что-то новенькое, — отметил Маским Коневзеров. — Они не могут быть меньше нуля по определению. Полагаю, здесь имелось ввиду, что происходит снижения титра антител. Но, во-первых, они сами снижаются так же быстро, как и появляются. Во-вторых, IgM, исходя из предыдущего тезиса, являются маркерами острого инфекционного процесса в организме, не более того.
Максим Коневзеров передал редакции несколько ссылок на другие сомнительные изобретения, например, прибор «Биофон» для лечения цистита и других заболеваний. Производитель пишет, что он основан на подавлении активности патогенных микроорганизмов сверхслабыми спектрами, идентичными собственным спектрам этих микроорганизмов. Из-за этого происходит нарушение обмена веществ микробов и ослабление их «защитных сил».
Также редакция получила ссылку на решение суда по делу о схожим с «ТОРом» электромагнитном прибором для борьбы с вирусом. Автор изобретения пытался получить патент на изобретение, но, по словам суда, не смог доказать принцип его работы. В решение от 7 апреля этого года указано:
С точки зрения физики нет оснований утверждать, что белковые молекулы испытывают воздействие указанного электромагнитного излучения в заявленном диапазоне частот. Заявитель не подтвердил наличие в клетке или молекуле электрического колебательного контура, который бы резонировал при заявленном воздействии на клетку.
В то же время разрешение на изготовление и продажу аппарата неинвазивной электромагнитной терапии «ТОР» концерн «Гранит» получил ещё в декабре прошлого года. В реестре он значится под классом 2а — медицинские изделия со средней степенью риска. Стоит отметить, что регистрация устройства не доказывает его эффективность, несмотря на то, что об этом написано на сайте аппарата. Выдача разрешения значит лишь то, что при использовании по назначению прибор не может нанести вред здоровью человека.
Как указано на сайте концерна, «ТОР» уже запущен в серийное производство. Производитель предлагает использовать прибор в больницах, транспорте, крупных промышленных и общественных объектах с большим скоплением людей.