Президент объединения разработчиков ПО «Руссофт» Валентин Макаров считает, что в течение 8-10 месяцев в Россию могут вернуться от трети до половины IT-специалистов, которые сейчас покинули страну. Он оценивает количество уехавших в феврале-марте в 18–20 тысяч человек.
Макаров говорит, что за рубеж уехали, в основном, сотрудники центров разработки зарубежных компаний, которые приняли решение об их закрытии в России, а также те, чьи работодатели ориентировались на экспорт. Кроме них страну покинули фрилансеры.
По словам президента группы компаний InfoWatch Натальи Касперской, большинство уехавших продолжают работать на свои компании дистанционно, а через какое-то время они могут вернуться.
Макаров утверждает, что уезжающих IT-специалистов пугала перспектива быть призванными в армию. Он уверен, что они начнут возвращаться, когда станет понятно, что мобилизации в РФ не будет, а также по мере роста цен и русофобии в других странах.
С Макаровым соглашается и Касперская, которая считает, что уезжают, как правило, молодые люди из-за возможного призыва в армию или изменения обстановки.
Однако директор департамента корпоративных информационных систем ALP Group Светлана Гацакова считает, что часть уехавших попытается найти применение своим знаниям за рубежом. По ее мнению, их возвращение зависит от того, сможет ли РФ заинтересовать аналитиков, архитекторов, программистов и управленцев.
Но пока запрос на смену места жительства IT-специалистов крайне высок, отметила руководитель группы IT-подбора кадровой компании Unity Екатерина Лямина. Если в первой половине февраля переезд из РФ требовался 5–10% кандидатам, то сейчас релокацию и валютную зарплату в качестве требований работодателю называет 80%.
По словам Ляминой, российские специалисты по-прежнему высоко котируются на Западе, но назначать их на серьезные позиции — рискованный шаг, который может вызвать неоднозначное отношение инвесторов и проблемы внутри международных команд.
Касперская считает, что сейчас многие ненужные или дублирующие друг друга программы цифровизации могут быть свернуты. Таким образом, дочерние компании и большие IT-отделы, созданные на пике популярности цифровизации, будут сильно сокращаться или вовсе ликвидироваться. Касперская говорит, что уже сейчас рекрутеры заметили рост числа предложений на 7–10% со стороны разработчиков-юниоров, а за ними на рынок выйдут «середнячки», то есть разработчики с опытом работы 3–5 лет.
По оценкам РАЭК, в рамках «второй волны» эмиграции IT-специалистов в апреле Россию могут покинуть от 70 до 100 тысяч человек, а в первой волне в марте уже уехали 50-70 тысяч человек.
HeadHunter пока не фиксирует массовых увольнений разработчиков после переезда в другие страны.
В свете сообщений о введении возможных ограничений на эмиграцию IT-специалистов Минцифры заявило, что категорически против любых запретов на передвижение.
Ведомство уже разработало новые меры поддержки IT-отрасли. Так, IT-специалистам предложат отсрочку от армии и льготную ипотеку.