Дизайн должен быть для людей, а не для дизайнеров

Заблуждения, которые должен развеять дизайнер, ориентирующийся на реальных пользователей и желающий найти смысл в своей работе.

Два года назад, я находился в унынии из-за того, что мои работы не были популярны на Dribbble. Я ориентировался на популярных дизайнеров и старался им подражать в надежде на признание, но, как известно, невозможно стать в чем-то лучшим, копируя других.



“You can't beat what you copy” – Gary Vaynerchuk

Так могло продолжать довольно долго, но мне повезло. Когда база нашего сервиса превысила 5 тысяч человек, мы начали собирать обратную связь. Получив результаты опроса, я был приятно удивлен, так как большая часть пользователей была довольна приложением. По комментариям было видно, что люди нашли в нем необходимый функционал.

Я был удивлен, так как дизайн мобильного приложения BINO CX был сделан за неделю, а основные идеи пришли и вовсе во время 12-часового перелета Москва–Нью-Йорк, когда я находился без интернета, “вдохновения” и только с одной мыслью в голове:

“Как бы это работало, если бы это было просто?”

Как оказалось, для создания удобного и полезного приложения не обязательно собирать мудборд, иметь большой опыт, не говоря уже об образовании. Очень часто бывает достаточно поставить себя на место пользователя и максимально упростить выполнение его основных задач.

Интерфейс приложения понравился людям, но, несмотря на это, я бы не опубликовал его на Dribbble, так как он не соответствует современным трендам. Вместо того, чтобы думать о полноценном редизайне, которое бы оценило сообщество, я начал последовательно работать над упрощением основных сценариев. Эта работа не приносит внимания сообщества, но она дает удовлетворение от того, что в твоей работе есть смысл и польза для людей.

Дизайн для людей


Несмотря на то, что я один дизайнер в компании, в проектировании продукта участвуют многие. Поговорив с аналитиком, маркетологом, рекрутером можно многое понять о том, как люди используют сервис, и уже на основе этого продумывать логику и делать визуальные акценты.

Дизайн – это не ракетостроение, а создание сервисов для людей, коими мы тоже являемся. Очень часто дизайнеры превозносят себя над пользователями, несмотря на то, что базовые мотивы, привычки и потребности у нас едины.

***

В конце 2017-го я в качестве фрилансера участвовал в воркшопе, целью которого было создать мобильный сервис для широкой аудитории крупного банка. Два дня мы формировали гипотезы и сценарии, а на утро третьего дня презентовали приложение фокус–группе, состоящей из людей разных возрастов (от 20 до 45 лет), но с одним общим интересом.

Так как дизайн был сделан накануне ночью, визуальная часть приложения была далека от идеала, а весь функционал был вывален на одну длинную страницу, что противоречило базовым правилам дизайна. Могло показаться, что люди запутаются в такой структуре и не поймут сути сервиса, но все оказалось иначе.

Участники принялись обсуждать функционал, додумывать его, убирать ненужное и улучшать имеющееся. За все время мы не услышали ни одного комментария про визуальный стиль. Люди говорили языком своих потребностей и задач, которые должны быть решены (истинный Jobs-To-Be-Done).

Участники фокус-групп – это реальные люди, не персонажи, и, как оказалось, они понимают суть дизайна намного лучше, чем многие дизайнеры. Реальные пользователи ничего не знают о тенденциях и правильно подобранных отступах и шрифтах. Им нужен лишь функционал, который делает их жизнь проще. А дизайнеры об этом часто забывают.

Несомненно, хороший визуальный стиль повышает впечатления от использования продукта, но, изучая американские сервисы, которые зарабатывают миллионы долларов практически не уделяя внимание дизайну, ты понимаешь, что мир устроен по-другому.

Я люблю хорошую типографику, легкие тени и анимацию. Мне нравится смотреть, как дизайнеры находят оригинальные решения обычных проблем. Но за последний год у меня выработалась ментальная аллергия, которая проявляется каждый раз, когда кто-либо собирается или предлагает обновить дизайн того, что хорошо работает, но не соответствует выдуманным трендам.

Вопрос “Как бы это работало, если бы это было просто?” очень сильный, так как ответ на него нельзя найти в интернете. Он позволяет копнуть глубже и создать интерфейс, взаимодействуя с которым ты не задаешься вопросом “Как это работает?”, а вместо этого используешь его интуитивно.

Получать положительную обратную связь от реальных пользователей намного приятнее, чем лайки. Это мотивирует и приносит в твою работу смысл. Смысл, которого многие дизайнеры не могут найти, так как сделав одну работу, переходят к следующей, не имея возможность услышать обратную связь и вспомнить, что дизайн делается для людей.
Поделиться публикацией
Комментарии 17
    +3
    Приятная статья, но малоинформативная. Есть тезис, есть хорошая мысль.
    Расскажите, как вещи, которые делаются сложно, вы сделали проще.

    Например, один длинный экран: чем он хорош?
      +4
      Один длинный экран (особенно с подгрузкой во время прокрутки) — крайне модная и столь же глупая современная тенденция в дизайнерской среде. К примеру, главная страница coub — из-за огромного количества видео она валит браузер (вкладка падает), ты не можешь продолжить с места, на котором остановился, скролл-бар становится абсолютно бесполезным, а если какое-то видео запустилось и воспроизводится, то невозможно найти, какое именно. А если ты ищешь что-то в поисковике, а попадает на полотно — это сущий ад. Замечали когда-то, если ответ на твой вопрос находится в гугле в комментариях группы вконтакта? Оно тебя бросает неизвестно куда и найти необходимую информацию просто нереально.
      Если искать в гугле инфу, которая есть в JS Garden — тебя кинет не к найденной информации, а в начало страницы!
      Когда я вижу полотна — мне кажется, что их создал дизайнер, который ненавидит своих пользователей.
        0
        Как дизайнер: «Кхм. Вообще инфинити-скролл придумали маркетологи соцсетей, чтобы тупые юзеры дольше залипали в приложении. » *глазки в сторону*

        Тут недавно была тема про пагинаторы, и как их надо делать. Лично я очень люблю пагинаторы, и тыкаю их везде ).
        А то что «просмотренное» не выгружается их памяти, то это уже не дизайнерам.
        • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
            0
            Бесконечный скролл должен умереть.

            Нет, должен родится умный UX, и вещи должны применяться там, где они более всего нужны, и наоборот. Умереть должно бездумное — «Новая технология! Нам надо сделать так же! Обязательно!».
      +3
      Статья про дизайн без картинок?

      Это прям взгляд на тренд будущего — дизайн не нужен, нужен функционал и быстрый доступ. Например голосовое управление.
        0
        Это как описать концепцию самого лучшего (самый- безопасный, экономичный, дешевый, и.т.п) автомобиля на словах, без единого чертежа и формулы.

        По тексту все сходится — но самое интересное за ширмой (но это не точно).

        Вы бы хоть несколько скриншотов приложения продемонстрировали, впервые про него слышу, не говоря о сравнении было-стало.
          +2
            0
            Голосовое управление? Когда вокруг люди, когда вы в метро? Ну уж нет.
            Если текстовое — то иногда описать что нужно, или написать займет дольше времени чем сделать пару кликов.
            Лучше все комбинировать :)
            +2
            Поговорив с аналитиком, маркетологом, рекрутером можно многое понять о том, как люди используют сервис, и уже на основе этого продумывать логику и делать визуальные акценты.

            А если поговорить с людьми, которые используют сервис (в идеале собрать аналитику использования), то будет еще лучше. А то получается "дизайн для людей", а людей спросить забыли.

              +2

              Правильные мысли в статье. Только все это есть у Алана Купера, рекомендую. Он, конечно, в тенях не очень шарит, и перешарпом картинки не умеет обрабатывать, но кое что про UX может рассказать.
              А если, по чесноку, современный российский дизайн в большинстве своем — это "налог на понты". Закажем лого у Артемия за 100500 миллионов и будем надрачивать на упоминания на профильных дизайнерских сайтах.

                0
                Дополню про Купера, в частности книга «Психбольница в руках пациентов».
                0

                Для начала, всех дизайнеров пересадить на диалап. А затем устроить перекрестное тестирование, каждый дизайнер тестирует кейсы на 'творении' другого дизайнера. И получает столько денег, сколько успел выполнить тесткейсов с фиксацией всех дефектов.

                  0

                  Зачем?

                    0
                    Мне кажется, это замотивирует заняться прямыми обязанностями — повышением юзабилити, в т.ч. отзывчивости систем.
                      0
                      Нет. Это замотивирует свалить всей толпой от таких экспериментов.
                        0
                        Заголовок спойлера
                        Вы страшный человек

                Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                Самое читаемое