В последние выходные сентября команда Почты Mail.Ru провела свой первый хакатон, посвящённый благотворительности. И это было непросто.
Мы поставили перед собой большую цель:
Кажется, что нам всё это удалось.
В рамках хакатона мы не зацикливались на каком-то конкретном проявлении насилия в отношении ребенка. Понятие жестокого обращения с детьми включает в себя как физическое, так и психическое насилие, в результате которых возникает угроза жизни ребенка, здоровью, психическому и социальному развитию (источник). Более того, ребенок не всегда является жертвой, он может быть как агрессором, так и свидетелем происходящих событий.
Задача разрабатываемого приложения — проинформиромировать ребенка о том, что делать, если он оказался в подобной ситуации, а по возможности и поддержать его, обеспечив быструю связь с психологом или любую другую психоэмоциональную поддержку.
Хороший пример такого информирующего ресурса: австралийский портал Reachout, собирающий самую разнообразную информацию, начиная с того, что делать, если ты стал жертвой кибербуллинга, и до борьбы с предэкзаменационным стрессом.
Кстати говоря, уже существуют примеры приложений, подобных тому, что планируется разработать. Например, мобильное приложение SOS с возможностью обратиться к психологу, получить краткую инструкцию о том, что делать в ситуации опасности. Или приложение «Насилию.Нет», созданное одноименным фондом для помощи женщинам, попавшим в ситуацию насилия.
Тем не менее, как нам видится, идеального решения, доступного и понятного для ребенка, пока что нет.
Мы разделили работа над проектом на три направления.
Для оценки работ использовались следующие критерии: для проектов первого направления — привлекательность приложения, для второго — наличие работающего прототипа и функциональность, для третьего — проработанность идеи.
За профессиональную экспертизу отвечали Александра Бабкина, руководитель социальных проектов Mail.Ru Group; Сергей Зеленов, менеджер по продукту Почты Mail.Ru; Геворг Глечян, заместитель директора по дизайну Почты Mail.Ru; Мария Ремова, руководитель проекта HelpApp, и Екатерина Федорова, директор благотворительного фонда «Твоя территория».
Особенностью хакатона стало наличие двух составов жюри: помимо экспертов проекты оценивали сами подростки.
Всего в хакатоне приняли участие 13 команд. Вот полная таблица с баллами, а далее расскажем чуть подробнее об отдельных проектах:
В категории «Дизайн» победило приложение-дневник Pro Dobro команды дизайнеров «Ночь Благородства», включающее в себя трекер эмоций и доступ к информации, которая может помочь подростку в трудной ситуации. Победу команде обеспечили тщательно продуманные реализация и UX приложения.
Второе место заняло приложение команды Pink Sight. Оно больше понравилось подростковому жюри, но, к сожалению, не было таким продуманным с точки зрения дизайна. Разработчики предложили мотивирующими чеклисты с ежедневными квестами: заполняешь данные о прошедшем дне и получаешь выводы о твоем эмоциональном состоянии:
Первое место в категории «Программирование» заняла команда с громким названием «Жизнь — боль». Они предложили безопасный чат для прямой связи с психологом, который полностью стирается, если у тебя вырывают телефон, а для доступа к чату нужно вводить кодовое слово. Авторы показали работающий прототип, и жюри задало несколько логичных вопросов: будет ли удаляться чат, если ребенок уронит телефон, или просто резко дернет рукой? Над этим ребятам еще предстоит поработать!
Еще одним интересным решением в этой категории было приложение Амира Бозиева «Тревожная кнопка», при нажатии которой включается зашифрованный аудиострим с телефона, который сразу же пересылается психологу или иному заинтересованному лицу. Шифрование стрима происходит с помощью блокчейна. Помимо этого в приложении есть личный кабинет для психолога, в котором он может принимать эти стримы и общаться в чате, а также оперативно отправляет сообщения другим ответственным лицам.
Больше всего участников было в категории «Свободная задача». Победила команда с названием «Крепостные», так что вышел неплохой каламбур: «Крепостные» победили в задаче на свободную тему. Тем не менее, их решение действительно было крайне интересным. Приложение «Маяк» основано на когнитивно-поведенческой терапии. Основная задача терапевтическая, но приложение может помочь и в экстренной ситуации. Сначала оно просит тебя оценить твое состояние, на основе ответа может помочь тебе разобраться с тем, что тебя беспокоит, или свяжет с психологом. В процессе ответов на различные вопросы приложение подсказывает разные способы выходы из ситуации. Все твои результаты отражаются на специальной шкале. Проект кажется настолько интересным, что предлагаем ознакомиться с его концептом по ссылке.
Любопытное решение предложила команда под названием «Радуга»: приложение для создания чата с доверенным взрослым. Все подростки в чате анонимны и могут доверять взрослому (учителю, психологу, социальному работнику) свои проблемы без страха. Он же, в свою очередь, через специальную админку может им ответить. Помимо этого в приложении реализован справочник со всей полезной информацией по теме.
Не обошлось и без data-driven идей. Команда «Название в разработке» предложила с помощью машинного обучения выяснять, являются посты, публикуемые подростком в социальных сетях, позитивными или негативными. По результатам анализа можно делать выводы как родителям ребенка, так и самому ребенку. Один из способов реализации этой идеи: приложение, анализирующее твою страницу и выдающее «опасные» посты, в том числе чтобы не «сесть за репост», как выразилась сама команда, чем и подкупила подростковое жюри. Тем не менее, скептические вопросы тоже прозвучали. Будем справедливы, затронутая тема и правда не однозначна и требует гораздо большей проработки, чем простой хакатон.
Можно бесконечно фонтанировать идеями, придумывать новые и новые проекты. Хакатоны — это адреналин и азарт, но как превратить все собранные идеи во что-то более-менее стоящее?
Мы с самого начала обратились с этим вопросом к участникам. Главной проблемой было то, что приложение — это сложный для дистрибуции продукт, у ребенка должна быть причина его поставить, ведь гораздо проще посёрфить в интернете, поискать дружеское плечо среди друзей ВКонтакте, или просто закрыться в самом себе.
Поэтому многие участники в первую очередь думали о дизайне интерфейса и о безопасности (анонимизаторы, шифрование, кодовые слова, стираемый чат). Мы будем благодарны и за ваши идеи в комментариях под постом или письмом на helpapp[]mail.ru.
Еще одной трудностью для нас стало создание рекомендаций для благотворителей, с идеи которых этот хакатон и начался. Главная проблема, которую мы выявили: запуск разработки приложения для помощи детям ничем не отличается от запуска любого другого приложения. Нужны менеджер проекта, фронт- и бэкенд-разработчики, хороший продуктовый дизайнер, маркетолог, который продумает дистрибуцию. Всеми этими ресурсами фонд зачастую не обладает, как и достаточным опытом для того, чтобы из «желающих помочь» выбрать именно тех разработчиков и менеджеров, которые справятся с задачей на высоком уровне, а не создадут проект «на коленке». Денег, чтобы оплатить хорошего специалиста, конечно же, нет.
Если вы можете и готовы взять на себя ответственность помочь в реализации подобного продукта, пишите на helpapp[]mail.ru и предлагайте себя в качестве одного из вышеозначенных экспертов.
Это хороший показатель, что столько умных ребят решили посвятить выходные решению социальных задач. Лучшая инвестиция, которую мы сегодня можем сделать в развитие общества, — это наш ум и опыт. Классно, что команда Почты Mail.Ru тоже это понимает и пробует себя в этом направлении. Нам точно есть чему научить, что сказать и чем помочь.
И огромное спасибо всем, кто принял участие в подготовке этого события — антибуллинговому проекту «Вместе против травли», общественному образовательному проекту «Теплица социальных технологий» и благотворительному фонду «Твоя территория».
Спасибо!
Мы поставили перед собой большую цель:
- Превратить благотворительные идеи в реальные продуктовые и дизайнерские задачи.
- Правильно выстроить работу в процессе хакатона, чтобы прийти не просто к сферическим коням в вакууме, а к полноценным проектам, которые можно реализовать.
- Не бросить работу на этапе хакатона, а продумать план дальнейшей жизни продукта.
Кажется, что нам всё это удалось.
Проблематика
В рамках хакатона мы не зацикливались на каком-то конкретном проявлении насилия в отношении ребенка. Понятие жестокого обращения с детьми включает в себя как физическое, так и психическое насилие, в результате которых возникает угроза жизни ребенка, здоровью, психическому и социальному развитию (источник). Более того, ребенок не всегда является жертвой, он может быть как агрессором, так и свидетелем происходящих событий.
Задача разрабатываемого приложения — проинформиромировать ребенка о том, что делать, если он оказался в подобной ситуации, а по возможности и поддержать его, обеспечив быструю связь с психологом или любую другую психоэмоциональную поддержку.
Хороший пример такого информирующего ресурса: австралийский портал Reachout, собирающий самую разнообразную информацию, начиная с того, что делать, если ты стал жертвой кибербуллинга, и до борьбы с предэкзаменационным стрессом.
Кстати говоря, уже существуют примеры приложений, подобных тому, что планируется разработать. Например, мобильное приложение SOS с возможностью обратиться к психологу, получить краткую инструкцию о том, что делать в ситуации опасности. Или приложение «Насилию.Нет», созданное одноименным фондом для помощи женщинам, попавшим в ситуацию насилия.
Тем не менее, как нам видится, идеального решения, доступного и понятного для ребенка, пока что нет.
Задачи Хакатона
Мы разделили работа над проектом на три направления.
- Создание концепта и дизайна приложения с интуитивным и привлекательным интерфейсом. Основной задачей было достучаться до подростка, говорить на одном с ним языке как в тексте, так и визуально.
- Разработка отдельной полезной функции для приложения. Это может быть тревожная кнопка, чат-бот для автодозвона, тренажер для снятия пост-травмы или помощь при депрессивных состояниях.
- И разработка приложения или фичи по теме, но без жесткой привязки к изначальной задаче сделать «справочник».
Оценка работ
Для оценки работ использовались следующие критерии: для проектов первого направления — привлекательность приложения, для второго — наличие работающего прототипа и функциональность, для третьего — проработанность идеи.
За профессиональную экспертизу отвечали Александра Бабкина, руководитель социальных проектов Mail.Ru Group; Сергей Зеленов, менеджер по продукту Почты Mail.Ru; Геворг Глечян, заместитель директора по дизайну Почты Mail.Ru; Мария Ремова, руководитель проекта HelpApp, и Екатерина Федорова, директор благотворительного фонда «Твоя территория».
Особенностью хакатона стало наличие двух составов жюри: помимо экспертов проекты оценивали сами подростки.
Работы участников
Всего в хакатоне приняли участие 13 команд. Вот полная таблица с баллами, а далее расскажем чуть подробнее об отдельных проектах:
В категории «Дизайн» победило приложение-дневник Pro Dobro команды дизайнеров «Ночь Благородства», включающее в себя трекер эмоций и доступ к информации, которая может помочь подростку в трудной ситуации. Победу команде обеспечили тщательно продуманные реализация и UX приложения.
Второе место заняло приложение команды Pink Sight. Оно больше понравилось подростковому жюри, но, к сожалению, не было таким продуманным с точки зрения дизайна. Разработчики предложили мотивирующими чеклисты с ежедневными квестами: заполняешь данные о прошедшем дне и получаешь выводы о твоем эмоциональном состоянии:
Первое место в категории «Программирование» заняла команда с громким названием «Жизнь — боль». Они предложили безопасный чат для прямой связи с психологом, который полностью стирается, если у тебя вырывают телефон, а для доступа к чату нужно вводить кодовое слово. Авторы показали работающий прототип, и жюри задало несколько логичных вопросов: будет ли удаляться чат, если ребенок уронит телефон, или просто резко дернет рукой? Над этим ребятам еще предстоит поработать!
Еще одним интересным решением в этой категории было приложение Амира Бозиева «Тревожная кнопка», при нажатии которой включается зашифрованный аудиострим с телефона, который сразу же пересылается психологу или иному заинтересованному лицу. Шифрование стрима происходит с помощью блокчейна. Помимо этого в приложении есть личный кабинет для психолога, в котором он может принимать эти стримы и общаться в чате, а также оперативно отправляет сообщения другим ответственным лицам.
Больше всего участников было в категории «Свободная задача». Победила команда с названием «Крепостные», так что вышел неплохой каламбур: «Крепостные» победили в задаче на свободную тему. Тем не менее, их решение действительно было крайне интересным. Приложение «Маяк» основано на когнитивно-поведенческой терапии. Основная задача терапевтическая, но приложение может помочь и в экстренной ситуации. Сначала оно просит тебя оценить твое состояние, на основе ответа может помочь тебе разобраться с тем, что тебя беспокоит, или свяжет с психологом. В процессе ответов на различные вопросы приложение подсказывает разные способы выходы из ситуации. Все твои результаты отражаются на специальной шкале. Проект кажется настолько интересным, что предлагаем ознакомиться с его концептом по ссылке.
Любопытное решение предложила команда под названием «Радуга»: приложение для создания чата с доверенным взрослым. Все подростки в чате анонимны и могут доверять взрослому (учителю, психологу, социальному работнику) свои проблемы без страха. Он же, в свою очередь, через специальную админку может им ответить. Помимо этого в приложении реализован справочник со всей полезной информацией по теме.
Не обошлось и без data-driven идей. Команда «Название в разработке» предложила с помощью машинного обучения выяснять, являются посты, публикуемые подростком в социальных сетях, позитивными или негативными. По результатам анализа можно делать выводы как родителям ребенка, так и самому ребенку. Один из способов реализации этой идеи: приложение, анализирующее твою страницу и выдающее «опасные» посты, в том числе чтобы не «сесть за репост», как выразилась сама команда, чем и подкупила подростковое жюри. Тем не менее, скептические вопросы тоже прозвучали. Будем справедливы, затронутая тема и правда не однозначна и требует гораздо большей проработки, чем простой хакатон.
Вывод первый
Можно бесконечно фонтанировать идеями, придумывать новые и новые проекты. Хакатоны — это адреналин и азарт, но как превратить все собранные идеи во что-то более-менее стоящее?
Мы с самого начала обратились с этим вопросом к участникам. Главной проблемой было то, что приложение — это сложный для дистрибуции продукт, у ребенка должна быть причина его поставить, ведь гораздо проще посёрфить в интернете, поискать дружеское плечо среди друзей ВКонтакте, или просто закрыться в самом себе.
Поэтому многие участники в первую очередь думали о дизайне интерфейса и о безопасности (анонимизаторы, шифрование, кодовые слова, стираемый чат). Мы будем благодарны и за ваши идеи в комментариях под постом или письмом на helpapp[]mail.ru.
Еще одной трудностью для нас стало создание рекомендаций для благотворителей, с идеи которых этот хакатон и начался. Главная проблема, которую мы выявили: запуск разработки приложения для помощи детям ничем не отличается от запуска любого другого приложения. Нужны менеджер проекта, фронт- и бэкенд-разработчики, хороший продуктовый дизайнер, маркетолог, который продумает дистрибуцию. Всеми этими ресурсами фонд зачастую не обладает, как и достаточным опытом для того, чтобы из «желающих помочь» выбрать именно тех разработчиков и менеджеров, которые справятся с задачей на высоком уровне, а не создадут проект «на коленке». Денег, чтобы оплатить хорошего специалиста, конечно же, нет.
Если вы можете и готовы взять на себя ответственность помочь в реализации подобного продукта, пишите на helpapp[]mail.ru и предлагайте себя в качестве одного из вышеозначенных экспертов.
Вывод второй (чуть более патетический)
Это хороший показатель, что столько умных ребят решили посвятить выходные решению социальных задач. Лучшая инвестиция, которую мы сегодня можем сделать в развитие общества, — это наш ум и опыт. Классно, что команда Почты Mail.Ru тоже это понимает и пробует себя в этом направлении. Нам точно есть чему научить, что сказать и чем помочь.
И огромное спасибо всем, кто принял участие в подготовке этого события — антибуллинговому проекту «Вместе против травли», общественному образовательному проекту «Теплица социальных технологий» и благотворительному фонду «Твоя территория».
Спасибо!