В сентябре на базе Воронежского государственного университета был запущен новый образовательный проект Mail.Ru Group «Игросфера Воронеж». Для студентов открылись два семестровых курса в формате бесплатного дополнительного образования: «Разработка игр на Unity» и «Тестирование игровых проектов».
Роман Гуров, преподаватель «Игросферы» и QA-директор студии «Аллоды», рассказывает о курсе по тестированию игр: как выбрать формат, где найти мотивированных студентов и как вырастить из них будущих специалистов.
Цель: найти стажеров-тестировщиков
Компания Mail.Ru Group тестирует игровые проекты в Воронеже уже более десяти лет — это Warface, Аллоды Онлайн, Hawk, SkyForge и другие. С числом проектов увеличивается и потребность в квалифицированных кадрах: сейчас тестированием 12 проектов занимаются около 70 человек. Все проекты — высокобюджетные массовые игры, собирающие более миллиона зарегистрированных пользователей в неделю. Работа над ними требует глубоких знаний и понимания игровых процессов, поэтому потребность в специалистах существует постоянно.
В воронежском подразделении Mail.Ru Group есть четкое представление о том, каким должен быть идеальный кандидат:
- отличные технические навыки,
- логическая база,
- проактивный,
- внимательный к деталям,
- с хорошим пониманием игрового рынка,
- с игровым опытом.
Подходящих специалистов на воронежском рынке труда мало, перспективных ребят из вузов уводят другие IT-компании Воронежа. Поэтому было принято решение готовить специалистов под себя: разработать курсы по модели уже существующих образовательных проектов Mail.Ru Group. Компания сотрудничает с пятью ведущими вузами Москвы и Санкт-Петербурга («Технопарк» в МГТУ им. Н. Э. Баумана, «Техносфера» в МГУ, «Технотрек» в МФТИ, «Техноатом» в МИФИ и «Технополис» в СПбПУ) и готовит специалистов, исходя из своих потребностей. Образовательная и стажерская программы реализуются уже 7 лет, и ежегодно в различные проекты компании выходит порядка 150 новых стажеров.
Решение: запустить образовательный курс по тестированию
В качестве базы для запуска курса был выбран Воронежский Государственный Университет — крупнейший вуз Черноземья, который в этом году отмечает 100-летний юбилей. В ВГУ учится около 20 000 студентов.
С апреля по июнь 2018 года в ВГУ был проведен пилотный запуск курса по тестированию игр. Он проводился в формате интенсива — краткого курса из 8 занятий, в ходе которого студенты получили большой объем теории, одновременно делая упор на практическую разработку.
Интенсив состоял из восьми лекций. Преподаватели стремились дать студентам как можно больше практики: на примере реальных проектов показывали внутренние процессы, разбирали рабочие ситуации, рассказывали, какие навыки требовались для их решения. Программа составлялась таким образом, чтобы показать всю многогранность профессии тестировщика, сломать стереотип о том, что тестирование игр — скучная и низкооплачиваемая работа, и показать ребятам, что эта специальность может быть не только интересной, но и выгодной с точки зрения заработка.
Еще одна задача, которую предстояло решить в ходе курса, — адаптация потенциальных стажеров уже в процессе обучения. Для этого преподаватели знакомили студентов с инструментарием и бизнес-процессами, принятыми в компании, а также с корпоративной культурой Mail.Ru Group.
Пилотный запуск подтвердил эффективность подбора и подготовки стажеров: из 28 студентов, завершивших курс, 15 были приглашены на собеседование, шестерых взяли на позиции стажеров-тестировщиков и еще троих — на другие вакансии.
Результаты пилотного курса
Основной аудиторией интенсива были учащиеся факультета прикладной математики, информатики и механики, факультета компьютерных наук, а также студенты из других вузов преимущественно 2-го, 3-го и 4-го курсов. По итогам интенсива было принято решение запустить полноценный образовательный проект с семестровыми курсами по специальностям «Тестирование игровых проектов» и «Разработка игр на Unity».
«Игросфера»: отбор и обучение
Отбор на курс «Тестирование игровых проектов» включал вопросы на мотивацию (заинтересованность, готовность участвовать в стажировке), а также вопросы, направленные на выявление игрового опыта: студентов просили описать, в какие игры и как долго они играют, какие предпочитают жанры, имеют ли опыт бета-тестирования и т.д. Кроме того, кандидатам предлагалась техническая задача: написать сценарий тестирования DLC (дополнительного контента для игр), указать, какие моменты нужно проверить перед отдачей дополнения игрокам.
На курс по тестированию игровых проектов было подано 170 заявок, на курс по Unity — 222. По результатам тестирования обучение начали 70 студентов: по 35 человек по каждому направлению.
Курс «Тестирование игровых проектов» состоит из 16 лекций (44 академических часа), которые охватывают различные направления тестирования: консольное, мобильное и другие. Кроме того, предусмотрено 5 домашних заданий и около 60 часов самостоятельной работы.
Программа курса:
- Введение в тестирование
- Основной процесс тестирования. Место тестирования в жизненном цикле ПО
- Методы проектирования тестов
- Управление тестированием
- Базовый инструментарий тестировщика
- Тестирование звуков в играх: SFX, музыка, диалоги
- Инструментальные средства поддержки
- Инструменты автоматизации тестирования
- Автоматизация процессов тестирования на примере проекта«Аллоды Онлайн»
- Визуальная составляющая игр
- Игровые движки. Особенности, проблемы
- Особенности тестирования интерфейса
- Особенности тестирования консольных приложений
- Особенности тестирования мобильных приложений
- Процессы работы с фичами на проекте «Аллоды Онлайн»
- Рубежный контроль. Итоговый тест на знание основ тестирования
В рамках учебной программы идут не только лекционные занятия, но и практические семинары, которые подразумевают составление тест-кейсов и планов проверок по пройденному материалу. Например, студенты изучают тестирование визуальных материалов, а затем на основе полученных знаний тестируют готовые шаблоны.
Коммуникация не ограничивается лекциями и практическими работами: есть неформальные чаты, в которых преподаватели отвечают на любые вопросы и помогают с домашними заданиями. На сайте проекта ребята могут оставить свои отзывы о проведенных лекциях.
Скриншот внутренней части портала «Игросферы»
Обучение стартовало 20 сентября, а 6 сентября прошел День открытых дверей «Игросферы»: студенты познакомились с преподавателями, узнали о программах обучения и задали вопросы о проекте. Запись трансляции доступна в группе «Игросферы» Вконтакте.
«Игросфера»: взгляд в будущее
В такой динамичной сфере, как игровая индустрия, нельзя стоять на месте и из года в год читать слушателям курсов один и тот же материал. Уже в следующем семестре планируется увеличить число курсов и лекций. Игровая специализация тестировщиков была выбрана исходя из потребностей Mail.Ru Group на текущий момент, но компания растет, и спектр задач расширяется. Одно из направлений развития — мобильное тестирование. Также планируется разделить курсы, например, отдельно преподавать тестирование игр для консоли и мобильных игр.
Так или иначе, запуск подобных курсов — отличный позитивный опыт для компании и возможность получить знания и навыки от практикующих профессионалов для студентов.