Pull to refresh
0
Мосигра
Настольные игры

Кросскультурная разница в играх

Reading time10 min
Views38K

Два года impetus ждёт материал про культурную разницу в восприятии игр в разных странах. Я всё ещё не претендую на полноту и консистентность, но кое-что уже могу рассказать. Добро пожаловать в подборку ограниченных культурных стереотипов про настолки и бизнес.

Начнём с Японии. На первый взгляд они там упоротые наглухо и постоянно как дети радуются странному. В будку от телефона они налили воду и пустили рыбку, из зелёного чая делают шоколад, создали больше всего странной фигни, рисуют аниме и так далее. Культурная разница внушает. Но потом за всем этим начинает прослеживаться стройная логика.

К играм они подходят как к своим вещам дома: у них очень маленькие и компактные квартиры, маленькие дворики и так далее. Они стараются уменьшить всё, что можно. И отобрать вещи так, чтобы их было не очень много, но каждая прямо радовала своим видом, была наполнена впечатлениями. Почти никогда у японца дома не будет нагромождения вещей — всё только самое ценное. Это значит одну парадоксальную вещь: почти нет корреляции между размером коробки и ценой игры.

У нас в России она прямая, в Европе — прослеживается менее выраженная закономерность, а у японцев всё не так. Например, как вам игра за 600 рублей размером чуть больше спичечного коробка, где лежит вот это?


Для профессионала рынка самое удивительное тут — ложемент

Правила простые: вам надо запрятать где-то дома снежного человека и сделать расфокусированный смазанный снимок на сотовый телефон. Потому что обычно так и снимают снежного человека. Потом дать фотографию всем в компании, чтобы они нашли фигурку. А прикол в том, что если они вместо йети найдут его след — вы выиграли раунд. За этими двумя строчками стоит целая прекрасная стратегия, которая разворачивается в несколько слоёв, просто представьте. И фигурки вырезаны красиво. Их приятно держать в руках. Вот что такое японская игра.

Сами они говорят, что обожают игры на ловкость и баланс. Как сказал знакомый японец:
«Понимаешь, вы большие неуклюжие люди. А мы очень любим точность и аккуратность. Поэтому у нас много игр, где надо что-то делать руками. И вы не сможете играть в наши игры на равных с нами, потому что вас руки больше. Мы, возможно, будем делать для вас компоненты крупнее».
В целом, отражает суть. Единственный момент: про больших и неуклюжих — скорее всего, он про рынок США, потому что они с ним наиболее знакомы. Но это не точно.


Одна из их игр, надо отпускать шар на подвесе, который сейчас сверху-справа

Как люди и партнёры — очень открытые, позитивные, дружелюбные. Такие добрые гики-очаровашки. Но они очень жёсткие переговорщики в том плане, что обладают неимоверным терпением и гибкостью. Добиться от них определённости — долго.

Если хотите погрузиться в прекрасный мир переговоров с японцами, почитайте книгу «Гайдзин» Клавелла (это которая вторая после «Сёгуна», не связана с ним сюжетом).

Если вы можете чуть свободнее смотреть на мир, то очень быстро начинаете их понимать. А они начинают понимать вас.

Да! А ещё там встречаются люди, которые совершенно дико иррационально любят нас как страну. Если японец был во Владивостоке или проезжал по Транссибу — всё, это как для нас торговать с настоящими живыми марсианами.

Китай


Про Китай опыт неоднозначный, потому что на самом деле Китай — это несколько стран в одном кластере. У нас богатый опыт общения по вопросам производства. В бизнесе есть ощущение, что у них там Базар-на-Деве. Очень важно чётко контролировать каждый шаг, потому что сюрпризы возникают где угодно, как угодно и не всегда в легальном поле. Сначала нам казалось, что обхитрить потенциального противника — это часть их стратегии, но потом выяснилось, что они ещё и друг с другом так же обходятся. Скорее всего — они просто невероятно прошаренные в вопросах разных лайфхаков при поставках, и делают всё это не со зла, а просто потому, что это среда с высокой конкуренцией. В целом, лучше договариваться только в бумагу с подписью. Если всё хорошо — обязательно иметь план Б. Вообще, даже лучше несколько планов Б.


Даже бабушки у них очень спортивные


Игры довольно технологичные


Когда мы решили запустить воздушного змея в Пекине на одной из площадей, сразу подошло человек 20, и среди них нашёлся особый эксперт. Радовало это всех без меры.

При этом тот же Гонконг или часть Шанхая — это уже другой регион, там всё куда более чётко, скажем так, в американском духе.

В переговорах очень любят групповые встречи и большие обеды. Сильны в команде, питаются энергией друг от друга. Как правило, чем ниже человек в структуре подчинённости, тем менее определённые ответы он даёт и чаще меняет мнение. Если начальников над ним нет — становится открытым и доброжелательным, как только поймёт, что ты «свой».

По играм — у них производится очень много очень дешёвых вещей для внутреннего рынка, они торжественно следуют идеалам флибустьеров в отношении всего, что увидят из интеллектуальной собственности, и у них есть многовековая традиция разных настольных игр. Дети играют на улицах старых городов, взрослые играют в кафешках — но почти всё традиционное, то есть не меняющееся последние пару сотню лет точно, разве что иногда вместо дерева пластик.

В последние годы у них поменялась модель потребления: они стали зарабатывать больше и полюбили дорогие вещи и дорогие бренды.

ОАЭ и регион рядом


Арабские народы стали очень зажиточные. Условно, представьте, что у вас бесконечное количество денег, и волнует вас не столько цена, сколько то, что вас не обманут. Отсюда следствие — хотят работать только с лучшими во всём. Для них нет смысла работать с №2, просто это нерационально. Им очень нравится всё новое и интересное, хотят быть впереди планеты всей. Если вы показываете что-то, что станет трендом в следующем году, либо что находится на bleeding edge технологий — радостно рассмотрят.

Они достаточно не то чтобы добрые, но расположенные, учтивые. Есть шарм, который распространяется и на деловые отношения. Очень вежливые на переговорах, всё выслушают и услышат. Но при этом чётко будут стоять на своей позиции. Достаточно рациональны, любят играть в «чётко обозначь свою позицию, мы скажем свою», но с этого обычно не начинают. Софья, наш специалист по контактам со внеземным разумом, считает, что если они озвучили позицию, то дальше строго её держатся, и их сложно переломить от неё. Мой опыт говорит, что их можно «подустать» за примерно полуторачасовой раунд переговоров, после чего начинается, собственно, самое интересное.

На любом уровне кульминации переговоров могут прерваться на молитву, если настало время.

Софью один шейх по ходу переговоров позвал замуж: сказал, что будет она ему любимой женой, хоть и третьей.


Соня перестала считать билеты на самолёт после тысячного. Многое из этого рассказа — её опыт работы на Земле.

В играх — любят шик. У них когда-то исторически была популярна Калаха, только играли они в неё не ракушками, а драгоценными камнями. Вроде бы логика подсказывает, что если нельзя пить и публично держать за руку женщин, то игры под кальян должны быть очень популярны. В целом — примерно так и есть, но точнее я тут не скажу, у нас реализованных деловых контактов почти не было.

Европа


Самые крутые, потому что понятные для нас в регионе — немцы. Недаром они были очень дружественным нам народом (правда, до Великой Отечественной). Педанты, которые всё делают ровно и по скрипту. Чётко отлажено, всё просчитано. Кучка к кучке. Консервативны. Их игры — абстрактные еврогеймы. Очень любят вещи вроди Квёркла. Но при этом эти же люди оказались способными создать прекраснейший Кухандель, который сочетает точный расчёт и дичайший блеф. В общем, нет-нет, но могут очень отчудить. Прекрасны как партнёры.

Их магазины настолок выглядят так, как будто понятие «спонтанная покупка» — это жанр научной фантастики.

В KaDeWe в секции настолок есть даже отдельные компоненты, чтобы покупать фигурку взамен утерянной. Обычно такое бывает только в специализированных магазинах, а тут почти в книжном. Мы у них это подсмотрели, кстати, у нас тоже можно купить фигурку.


Угадайте страну по фото

В бизнесе очень любят ровные графики. За стабильность удавят: например, если вы бурно растёте, они не будут вам доверять, пока не стабилизируетесь. Потому что что-то вы шумите странно.

Очень обязательные и надёжные, причём работают надёжно по устным договорённостям. Со всего мира, пожалуй, они и американцы наиболее близки к нашим культурным стандартам понимания и бизнес-этики.

Потом испанцы и итальянцы. Они ни разу не похожи, но ведут себя примерно одинаково (просто по разным мотивам, с разным уровнем эмоций и в разном стиле). Сухой итог — они клёвые расслабленные по жизни чуваки. Всё делают легко, весело, но с ними можно договориться о чём-то, а потом они вдруг вернутся и скажут, что передумали. Что-то накатило. Могут тянуть, могут не тянуть. Зависит от настроения. В целом — очень, очень дружелюбные, и приятные в работе.

Греция — страна сиесты. На первый взгляд вообще непонятно, как там всё работает, потому что такие термины как «дедлайн» и «чёткая договорённость», кажется, не имеют аналогов в языке. По крайней мере, их там не всегда понимают. Но если грека уважать и хвалить, как он круто сделал что-то, у него взыграет гордость, и он сделает: «А я ещё круче могу!» и поддержит свою репутацию. Когда настроение зайдёт, они сверхэффективны.

Французы достаточно беспорядочные, но при этом со стилем. В деловом мире похожи на немцев, в игровом — очень любят красоту. Но у них мир более энтропийный и внезапный, совсем даже не квадратно-гнездовой. Ощущение, что они хотят делать всё по порядку, а получается в итоге сюжетный твист. В этом есть красота и свой шарм. Всё, что делают французы, становится романтической балладой.

Чехи — это почти «наши» люди из СССР, только более готические что ли. У них красивые магазины, отличные продавцы внутри, много самобытных игр, есть своя звезда — Владя Хватил из CGE. В переговорах понятные. Про наши особенности будет в конце, многое относится и к этому рынку.

Британцы — снобы в хорошем смысле этого слова. Как и многие другие нации на островах (где людей куда меньше, чем работы), стараются делать мало, но очень хорошо, как следствие — селективны. При этом их молодёжь очень много путешествует и так получалось, что в дороге именно британцы первыми часто достают настолки. У них же очень командная культура: если договорились действовать вместе, то будут спокойно делать это до победы.

Самые безумные парни в Европе — это голландцы. О градусе их неадеквата говорит хотя бы то, что когда они приехали в Москву, то решили провести несколько тестов своих игр на улице. И одни из первых, до кого они докопались, оказались полицейские на Тверской. Потому что они стояли со скучающим видом, и их явно надо было порадовать голландскими играми. Они же играли в метро, пока ехали (мы только отвернулись, а они уже нашли мужика-сварщика и что-то ему жестами объясняют). Мы с ними долго и плодотворно работаем.

Как правило, европейские рынки следуют за немецким или французским. Например, в Испании нет особых различий в списках хитов: стабильно мир влияет на них. Но где-то что-то прорывается, например, где-то больше любят военные игры, где-то фанатеют от вечериночных (Латвия), разная роль популярности новинок.

США


Самый крупный в мире рынок настолок — это США. И он продолжает расти. Потом интересен немецкий рынок, дальше уже остальные.

Всё зависит от того, в каком штате партнёр. Страна большая, у каждого региона свои особенности. Нью-Йоркцы супердвижовые, всё похоже на Москву, с ними понятно, есть общие интерфейсы. Не суперчётко, но всегда понимаешь, что происходит. Это вообще очень характерно для них: как бы ни шла сделка, всегда понятно, что и как, какой статус. Очень вселяет уверенность.

В Калифорнии более расслабленные и более счастливые люди. Там ядро ИТ-движения, и поэтому больше процент людей, которые готовы откликнуться на новинку, быстро её протащить через свою голову и выкинуть. Такое общество бета-тестеров с кучей новых штук в очереди. Вообще, у каждого региона своя особенность, например, Техас патриотичный. В целом же Америка близка по бизнес-менталитету к нам. Важное отличие в том, что у них есть семейный доктор и семейный юрист: для них абсолютно нормально судиться, и в этом нет агрессии. Документы надо читать как не в себе. Ещё одна особенность — их деловой фреймворк куда более очевиден и система чётко даёт люлей за все неверные действия. У нас в этом плане люли потом через случайное время, либо сразу и много, либо вообще не будет — никогда не угадаешь заранее. А у них куча правил и регламентов — и надо сразу всё соблюдать точно с первого дня. Например, если кому-то продавать позицию — вряд ли на переговорах получится изменить их список критериев к продукту, только сам продукт.

Играют они во всё подряд, но очень любят хорошие сеттинги. Наверное, именно сеттинг для них определяет класс игры.

Ещё разное


Были редкие контакты со Вьетнамом (там компартия!), Тайванем (хитрость китайцев плюс целеустремлённость японцев). В целом развивающиеся азиатские страны — это довольно честные бизнесмены, которые из-за развития часто идут на уступки. Хотят нарастить экономику, готовы на компромиссы для выхода на новые рынки. Если же вдруг вы что-то хотите взять у них, то для них это прорыв в мир. Но любые международные отношения для них хорошо.

В Африке есть свои игры, но рынок следует за британским примерно.

В Микронезии — примерно за американским.

В Австралии есть свои бунтари (ну ещё бы), но рынок похож на европейский усреднённый.



Теория


Майкл Мижаль (Варшава) в работе «Cultural Determinants of Board Game Preferences» различает пять осей:

  • Разница во власти (насколько игроки становятся равными в игре — то есть насколько менее сильным членам сообщества разрешена свобода действия в рамках игр). На Филиппинах до финала боёв петухов допускался только «высший свет» деревни. Нельзя просто так взять и принести петуха, нужно быть представленным.
  • Индивидуализм против коллективизма: это как раз стратегия сильного хищника против кооперативной игры. Пример — стиль игры европейцев против американского.
  • Избегание неожиданностей — это когда игроки любят необычные ситуации или не любят их. Например, склонность к случайностям или возможность отработать другую модель взаимодействия в игре (не как в реальном мире). Один край — это игры немецев (предсказумые как шахматы, игры с полными данными), другой — многие корейские вещи, где главное — движуха, а не результат.
  • Половая разница: во что допустимо играть мужчинам и женщинам, и насколько они равны в игре. В культурах, где различие есть, выявляются явные мужские и женские игры.
  • Долговременный фокус против кратковременного — ориентация на будущее, настоящее или прошлое, глубина тактики. Например, игры про строительство сети (вроде «Космических дальнобойщиков») не зайдут в культурах с фокусом на короткое планирование.

Россия


Мы фанаты больших коробок и красиво, то есть с хорошим вкусом оформленных игр. В смысле, что отличиная игра с кучей компонентов, но в коробке, где нет «воздуха» будет воспринята как переоценённая. Есть прямо чёткая корреляция: маленькая коробка — до 500 рублей, средняя — до 800, большая — 1000-1500, очень большая — до 2500, ультрамегапафосная — дороже. Про арт — у нас почти не заходят игры без хорошего оформления.

У нас довольно мало распространены игры на ловкость в сравнении с японскими (из-за культурного кода) и в сравнении с общеазиатскими — потому что традиция игр на ловкость начинается где-то на уровне детсада, и все подобные игры а-ля классики, «банки» и дальше по списку не требуют компонентной базы. Мы вот часами могли играть в палку в песочнице в детстве, что тем же американцам почти не понять.

У нас довольно неконкурентный рынок, отсюда большие тиражи хитов: ему ещё развиваться, поэтому дичайшей конкуренции нет. С другой стороны, он не самый большой, поэтому находится под влиянием европейского и американского. Мала пока роль детских настольных игр и небольшой сегмент кооперативных. Но при этом для нас очень важны дети: ради них родители готовы пойти на очень-очень многое. Без такого фанатизма как в Китае в регионах с контролем рождаемости, правда. Осталось рассказать родителям про детские игры, собственно.

Да, мы индивидуалисты по сравнению с европейцами. Редко когда ставим возможность договориться всем со всеми как ценность, редко идём на компромиссы в играх. Для европейцев игры — протокол общения, для нас в первую очередь — подарки. У нас очень крепкая культура «Мафии» и разных логических игр начиная от шахмат (это особенно ярко видно в городах, где есть школьные занятия по настольным играм — например, в Элисте), поэтому мы чуть (но ненамного) легче просчитываем то, для чего нужна теория игр.

Вот примерно так. Это всё — субъективная точка зрения (моя и отдела развития). Вот так, например, это видят коллеги (там очень много хороших пруфов). Ну а я вас приглашаю поделиться своим опытом общения с зарубежными коллегами.
Tags:
Hubs:
Total votes 97: ↑97 and ↓0+97
Comments75

Articles

Information

Website
www.mosigra.ru
Registered
Founded
2008
Employees
201–500 employees
Location
Россия