Pull to refresh

Настоящая проблема Android

Reading time9 min
Views14K
… не пиратство. Даже близко не пиратство.

Мне сложно рассуждать, используя неточные термины, такие как «большая», «сильная» или как в данном случае: «невероятно высокая». Если вы утверждаете, что проблема Android — это большая доля пиратства на основе субъективного высказывания одного разработчика или на основе общего мнения, то это не аргумент.

Прежде чем я примусь за развенчание мифа о том, что пиратство является такой уж большой проблемой для разработчиков под Android, позвольте мне для начала заново сформулировать, какие именно разработчики регулярно жалуются на пиратство. По всей видимости, плохо продающиеся приложения показывают гораздо более высокий уровень пиратских копий чем приложения с более высокими продажами. Это происходит от того, что некоторые пираты скачивают и взламывают всё что только возможно, просто потому что они могут это делать.

Интересно, что разработчики плохо продаваемых приложений как раз и являются теми, кто больше всего жалуется на пиратство. Это же так легко, обвинять пиратов в плохих продажах. Вот график на основе моего представления об этом:


Уровень пиратства VS количество используемых устройств


Основываяся на числах, опубликованных в Xbox Insider book и сравнив их с числами «забаненных»(banned) XBox 360 за один раз в сравнении с их общим количеством, мы поймем что количество взломанных Xbox равно 3%, a процент для Xbox 360 составляет < 5% по моим оценкам. Выходит, что «доля взломов» неожиданно остаётся примерно постоянной между двумя поколениями устройств, даже не смотря на то, что процедуры взлома и «отвязки»(banning) были очень разными и взломать старый Xbox проще. Интересно, что на данный момент для перепрошивки требуется вскрыть Xbox или заплатить кому-нибудь чтобы он сделал это за вас. Давайте будем считать что до 5% пользователей желают или могут как-то взломать свои Xbox и, если это потребуется, вскроют Xbox сами или заплатят кому-нибудь.

Взлом («джейлбрейк») iPhone — програмный, и по тому он проще для обычного пользователя. Самая высокая оценка, из одной старой статьи, устанавливает долю взломанных iPhone в 10%. И это только дорогие модели. В то время как Xbox взламывают чтобы запускать пиратские игры (по иронии они назывются бэкапами), у джейлбрейка другие причины и цели, например, изменение пользовательского интерфейса, добавление истинной многозадачности, прямой доступ к файловой системе и т.д.

Ныне не работающий сайт PinchMedia как-то сообщил, что только на 38% джейленых iPhone есть хотя бы одно пиратское приложение. К сожалению, та статья потерялась. Утверждалось также, что эта цифра (38%) верна и для дешевых устройств. Если мы возьмем это число за основу и добавим их же утверждение, что эта цифра занижена, тогда мы можем предполагать, что 66% джейленых iPhone содержат хотя бы одно пиратское приложение.

Это снизит количество устройств iOS с пиратскими приложениями c 10% до 6-7%. Иными словами: джейлбрейк не равен пиратству.

Теперь, даже если мы поверим в «невероятно высокое» количество нелегально используемых приложений на Android (а ведь большинству из них даже не нужен джейлбрейк), сказав что доля пиратства на Android в два или даже в четыре раза больше чем на iPhone — тогда максимум, что мы получим — около четверти пользователей устройств на Android запускали пиратские приложения (хотя бы раз). Это не может быть главной проблемой разработчиков под Android.

Реальная проблема — это отсутствие продаж остальным 75% легальных пользователей устройств с Android.

Заметьте, ведь я значительно преувеличил насчет 25% доли пиратства. И здесь даже не принимается в расчет то, что только часть от этих 25% представляет реальные потери рынка, это те пользователи что взламывают все приложения, которые используют. Даже если бы рынок Android был на четверть меньше, всё равно он был бы намного больше рынка iOS в абсолютных цифрах.

Для ясности, подумайте насчет последней оценки количества устройств на основе Android: 400 млн. Это 59% рынка всех мобильных устройств. Даже если уровень пиратства на Android был бы «невероятно высок» разработчики все равно должны были видеть как минимум похожие прибыли от каждого из рынков. Но увы, это не так. Продажи на Android меньше продаж на iOS.

Большинство же отмечает более высокие прибыли с рынка iOS, с показателями, колеблющимися между 60:40 и 80:20. Лишь в отдельных случаях соотношение достигает 50:50 или даже лучшие для Android, но это только в случаях, если вы получаете наибольшую часть прибыли из рекламы.

А что насчет Cydia?


Теперь обратим внимание на тот довод, что пиратство в Android «встроено в систему». Скачай программу, перетащи в устройство, активируй или зарегистрируй её. Для большинства устройств на Android нет необходимости в джейлбрейке (или «рутовании»). Изъян этого довода в том, что даже iOS можно взломать без особых усилий. И это хорошо документировано, есть даже видео «для чайников», объясняющие джейл в таких деталях, что даже Бабушка справится. И как только телефон взломан, пользователи iOS получают доступ к Cydia.

Cydia — это субкультурная альтернатива AppStore. Скачать пиратское приложение и перенести его на устройство проще, чем на Android, где все это приходится делать вручную. Удобство является движущим фактором продолжительного использования пиратских программ и прочих ресурсов. Чем менее удобным является процесс, и чем больше времени требуется для выполнения задач, тем более избирательным становится человек при выполнении этих шагов.

Джейлбрейк — не такое уж и большое препятствие для пользователей iOS, начинающих использовать пиратские программы, за исключением выхода новых версии iOS, для которых еще нет jailbreak'а. Потенциальные пираты скорей уж купят устройство с Android, ведь на нём, кажется, проще использовать пиратские приложения. Но с другой стороны, даже пираты заинтересованы в наличии большого разнообразия приложений, и некоторые ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СТОЯЩИЕ приложения не доступны под Android. В свете вышеизложенного, джейлбрейк, требуемый для iOS устройств не выглядит таким уж большим препятствием.

Так как пираты обычно изобретательны по натуре, можно поспорить, что ни открытость Android не слишком привлечет их, ни процесс джейлбрейка для iOS не оттолкнет их от покупки iOS устройств. Таким образом, весь вопрос сводится к обычным пользователям пиратской продукции, которые могут(или не могут) охотнее использовать приложения на Android просто потому что могут попробовать их без вреда для устройства — но стоит ли принимать их в расчет?

Еще больше проблем Android


Есть еще много соображений, и я думаю что все они имеют значение в той или иной степени. Вот наиболее общие (самые известные) аргументы, некоторые из них применимы и к iOS, хотя обычно в меньшей степени:

  • Многие из устройств на Android дёшевы. Это означает, что они предназначены требовательным к цене покупателям, т.е. тем, кто просто не станет (или не сможет) тратить много на приложения.
  • Смартфоны на основе Android — это аппараты начального уровня. Обычно клиенты выбирают устройства на основе Android, так как они идут вместе с контрактом на мобильную связь, и вместе с тем из-за того что они дешевле чем iPhone самой минимальной конфигурации. Таким образом, мы получаем множество покупателей, являющихся скорее пользователями мобильных телефонов, а не смартфонов. Для них типично использовать лишь такие функции как телефон, SMS, фотографии и Facebook.
  • Рынку приложений Android, в сравнении c iOS, свойственнен больший процент плохих приложений, приложений лишенных смысла, приложений, пытающихся обманом заставить их купить, так что вам приходится волноваться насчет возможных проблем с безопасностью. Среди пользователей Android общее впечатление о качестве приложений ниже [в сравнении с iOS]. Всё это отпугивает пользователей от покупки приложений для Android.
  • Фрагментация устройств — проблема не только для разработчиков. Пользователи так же отмечат эту проблему когда приложения не запускаются или плохо приспосабливаются к их устройству. Опять же, это создаёт плохое впечатление о качестве приложений.
  • Как и с App Store, большинство пользователей покупают рекомендованные другими пользователями или разрекламированные через СМИ приложения. Этот эффект может иметь бОльшее значение на рынке, в котором большинство приложений не стоят ни вашего времени, ни ваших денег. Из этого можно сделать вывод, что пользователи Android более осторожны в выборе приложений или что они не знают, какие приложения им могут понраиться. Трудность заключается в нахождении нужного приложения.
  • Большинство приложений не работают на всех устройствах, тем самым ограничивая целевой рынок. Еще разработчики с энтузиазмом смотрят на абсолютные цифры, например 400 миллионов устройств. В неформальном общении об этом обычно забывают или не принимают в расчет. Если ваш рынок сбыта составляет 2 миллиона, так как ваше приложение можно запустить только на устройствах из этого количества, тогда даже продажи в 20 000 копий (1%) можно считать успехом, не обязательно провалом.
  • Пиратство может быть большей проблемой для Android, чем для iOS. Но никто на самом деле не знает, в какой степени. Большая доля пиратства на Android может всего лишь отражать распространенность устройств на Android и то, что множество дешевых устройств на Android предназначено для пользователей с меньшим размером доступных средств. Рынок iOS также не может похвастаться низким уровнем пиратства.
  • Пользователи iOS и Android — это очень, очень разные группы населения. Не стоит ожидать что можно продавать один и тот же продукт разным людям с одинаковым успехом.
  • Некоторые из пользователей Android являются сторонниками Open Source и/или против закрытых систем, таких, какие делает Apple. Таким образом, они выбирают устройства с Android главным образом потому, что те отражают их взгляды на мир. В этой группе склонность к пиратству обычно выше.
  • Будучи более дешевыми устройствами и приняв во внимание разрушительную политику обновлений, устройства с Android устаревают значительно быстреее устройств с iOS. Это означает, что относительное число устройств с Android, используемых сегодня — в том смысле, что пользователь заинтересован в покупке новых приложений, — может быть много меньше числа устройств c iOS и уж точно меньше чем 400 миллионов проданных устройств. Кроме того, пользователи устройства не заинтересованы во вложениях в устройство, если оно может скоро устареть или его ценность для пользователя мала.
  • Google Play не интегрирован в устройства в сравнении с тем как iTunes используется при подключении устройств с iOS. Это означает что пользователи не видят (новые) приложения. Специализированные утилиты для синхронизации и передачи файлов обходят Google Play стороной. У Apple есть веские основания желать, чтбы вы открывали iTunes практически для всего что вы хотите сделать с вашими устройствами (кроме видео и фоторграфий с камеры). Это, возможно, и раздражает порой, но это заставляет больше людей просматривать и покупать приложения в App Store.

В общем и целом, на "длинный хвост" рынка Android горазда сложнее ориентироваться. Если вам удалось выпустить хит для iOS, было бы глупо не публиковаться также и на Android, т.к. сарфанное радио приведет вас прямо на Android. Но до тех пор, рынок Android просто-напросто не так интересен как рынок для разработчиков приложений. Фрагментация, демография пользователей, устройство App Store, кажущееся количество приложений и устройств, пиратство — все они играют роль, и ни одну из проблем нельзя списывать со счетов. Взяв во внимание серьёзность остальных проблем, я убежден, что пиратство на деле находится в самом низу этого списка.

Так в чем же на самом деле проблема Android?


Реальная проблема Android в том, что в нем значительно сложнее определить и установить контакт с вашим целевым рынком сбыта, с вашей целевой аудиторией, как при продаже вашего приложения, так и при рекламе и продвижении потенциальным покупателям.

Еще, это проблема восприятия: из того, что устройств с Android БОЛЬШЕ, делается вывод что БОЛЬШЕ и потенциальных клиентов, так что Android должен иметь больший рынок даже не смотря на фрагментацию — верно? Но такие ожидания наивны и моут привести лишь к разочарованию. И далее — так легко свалить всё на пиратство, ведь пираты всегда запускают много больше приложений чем обычные пользователи, ведь пиратам всё достается бесплатно. Наивные ожидания позже сменяются наивным мышлением:

ПИРА́ТСТВО, -а, ср. — 1. Безответственное оправдание на случай, если ваш цифровой продукт продается не так хорошо, как вы ожидали.

Устройств на Android продано в 2.5 раз больше чем с iOS, но всё указывает на то что потенциальных клиентов среди пользовтелей Android значительно меньше, учитываем мы пиратство или нет. И к тому же, до них сложнее достучаться, их сложнее убедить купить ваше приложение! Если бы не существовало рынка iOS, наверное все думали что Android — это оправданно сложный, но все же многообещающий рынок, на который стоит выходить, и он уж точно гораздо лучше любого рынка появившегося до него.

Рынок Android чрезвычайно сложен из-за его разнородности на всех уровнях. Пиратство — лишь одна из проблем, к тому же наименьшая из всех, если вы вообразите что продали на 10-20% больше копий вашего приложения. Разве это что-то меняет? Это ли точка, отделяющая успех приложения от его провала? Я так не думаю. Вы можете наблюдать и большую долю пользователей пиратского приложения, но в таком случае вам лучше еще раз взглянуть на изображение выше. Ваша проблема не пираты, а то что вы продали мало приложений — вот с чего стоит начать.

Гораздо большими проблемами для продаж приложений под Android (положим, что у приложения достаточно высокое качество и достаточно хороший маркетинг) является отсутствие интеграции, подобной интеграции App Store, запаздывающие обновления системы, аспекты связанные с «низким качеством», фрагментация устройств, и самое важное: демографический состав и поведение. И еще мы знаем, что пользователи Android попросту не очень-то хотят платить за приложения.

Всё это, и конечно ваше приложение. Если вашему приложению недостаёт качества, если оно не нашло своей ниши, если оно не нравится вашей аудитории, если оно не вызывает интереса, если оно плохо раскручено — оно скорее всего провалится. И с этим вам придется разбираться. Учитесь на своих ошибках, на вещах которые вышли хорошо и плохо, и затем пробуйте снова. Не вините пиратство, это лишь отговорка для слабаков, что не хотят учить уроки.

[ оригинал http://www.learn-cocos2d.com ]

UPD Об авторе: Стеффен Иттерхейм (Steffen Itterheim) — разработчик, автор игрового движка Kobold2D; также автор книг (Learn Cocos2D) и подкастов о популярном игровом движке Cocos2D.

UPD2 Мнение переводчика (т.е. меня) может не совпадать с мнением автора оригинальной статьи (т.е. Стеффена Иттерхейма)
Tags:
Hubs:
Total votes 92: ↑61 and ↓31+30
Comments78

Articles