На конференции User Experience мне удалось поговорить с руководителем отдела юзабилити в Google Марией Стоун. Поговорить о юзабилити. Упоминания Google на этом заканчиваются, так что, да, слово «Google» в заголовке стоит только для привлечения внимания.Исследования на тему юзабилити, как известно, впервые начали проводить в авиации и космонавтике, где удобное расположение элементов интерфейса управления часто становилось буквально вопросом жизни и смерти. Но если на Западе забота об удобстве довольно быстро перешла и в гражданскую сферу, где дала начало специальной дисциплине в рамках эргономики, то у нас все связанные с этим проблемы до сих пор особо не выделялись. Пессимизм инженеров «старой закалки», привыкших в разработке интерфейса опираться на собственный здравый смысл и чутье, сейчас все еще мешает принятию исследования юзабилити, как нормального технологического процесса. Нужно ли нам бороться с этим, можно ли с этим бороться и сможем ли мы это побороть? С попытки выяснить ответы на эти вопросы мы и начнем.
Полезно ли разделение труда: инженер думает только о функциональности, а юзабилист думает только о юзабилити?
Это зависит от типа и зрелости организации. В идеале, инженер должен знать достаточно о том, что делает юзабилити-эксперт, чтобы иметь здоровое уважение к его роли, и наоборот. Существует много различных моделей для продвижения и институализации юзабилити внутри компаний. Одна, очень успешная, это та, которую используют, например, SAP и Intuit [разработчики бизнес-ПО, прим. Tigger]. У них есть небольшие группы юзабилистов, которые учат команды разработчиков использовать методы юзабилити самостоятельно. Общаясь с инженерами, я редко сталкиваюсь с упертым нежеланием слушать советы по юзабилити, если их правильно донести и обосновать. Часто разработчики настолько увлекаются этим вопросом, что сами начинают указывать на недоработки юзабилистам!
Важно ли уделять внимание культуре юзабилити с самого начала разработки продукта?Да, когда исследование пользователей проводится еще на ранних этапах проектирования, это делает работу гораздо проще. Для начала, очень здорово делать продукт, который должен удовлетворять конкретные нужды пользователей, а не создавать технологию ради технологии. К тому же, если вы с самого начала знаете, что делаете что-то, что нужно людям, гораздо проще представить, как делать деньги на своем продукте. Технологию саму по себе продать сложнее. Во-вторых, самое плачевное положение, в котором можно оказаться: это открыть проблему с юзабилити перед самым запуском проекта и понять, что для ее устранения необходимо переделывать его с самого начала. Один пример из моих первых дней работы в Alta Vista — этот поисковик имел две поля ввода на главной странице: одно для поиска слов и одно для поиска символов акций и другой финансовой информации. Для пользователей это было потрясающе неудобно и они постоянно путались с тем, что и куда им нужно вводить. И не было никакой надежды изменить эту ситуацию к лучшему, не меняя задним числом множество вещей, во что компания не была готова вкладываться в то время.
Возможно создать некий жесткий свод правил юзабилити?
Есть много стандартов и нормативов для оценки юзабилити интерфейсов. 10 эвристических правил Нильсена, возможно, самые известные. Human Interface Guidelines от Apple — это другой знаменитый документ. Они полезны, но еще полезнее знать, почему эти документы существуют. Очень полезно иметь даже небольшое представление о том, как человек взаимодействует с информацией: что у нас очень небольшой объем памяти и внимания, что мы подвержены влиянию привычек и т.п.
Всегда ли лучшее решение соответствует мнению большинства? Важную ли роль играет это мнение в процессе разработки интерфейса продукта?
Лучшее решение должно работать для большинства пользователей. Однако, опираясь только на мнение пользователей, вы редко находите лучшее решение. Люди жутко слабы в предсказании того, что они будут хотеть в будущем. И они также слабы в способности точно рассказать вам о том, почему им нравятся одни вещи и не нравятся другие. Наконец, не так уж просто аккуратно собрать и проанализировать мнения пользователей. Поэтому вам нужны эксперты, знающие как правильно задавать вопросы и эксперты, умеющие хорошо наблюдать и осмысливать человеческое поведение. Лучшее решение для пользователей должно быть основано на анализе их нужд и направлено вперед, а не быть прямым отражением их мнения в текущий момент.
Зная, какие деньги получают юзабилисты, сам собой напрашивается вопрос: как стать одним из них? Откуда, из каких областей знания приходят в юзабилити такие эксперты?
Часто из познавательной психологии, антропологии, информатики. Инженеры-компьютерщики, которые хотят работать в этой области, получают магистерские и докторские степени по этим и смежным направлениям. Таким образом, эксперт юзабилити — это умный и, прежде всего, умеющий смотреть и наблюдать психолог, вместе с тем говорящий с инженерами на одном языке и способный благодаря этому поставить перед ними конкретные задачи, решение которых приведет к желаемой цели.
Ну хорошо, напоследок все-таки вспомним и о Google: в московский офис компании требуется специалист по проектированию пользовательских интерфейсов. Вы подходите на эту должность? Тогда вперед, я уже замолвил за вас словечко :)