19 ноября я запустил свой stand alone блог о венчурных инвестициях, венчурных инвесторах и стартапах — IdeaBlog.ru, и здесь я буду с задержкой в несколько дней публиковать некоторые материалы из него. В блоге есть раздел «Venture Capitalist's Profile», и данный материал из этого раздела.
Досье: Максим Каримов, E-Trust Group

Каримов Максим Ремирович, партнер группы бизнес-ангелов "E-Trust Group"
Возраст: 36 лет
«Работает» бизнес-ангелом full-time с 2003 г., это его единственное занятие в настоящий момент.
Объем средств для инвестирования: $ 10 млн.
Прежние места работы:
Топ-менеджер «Норильского никеля» и «Базэла»
Контакты:
Бизнес-центр «Регус», Смоленская площадь, дом 3, 119099, Москва, Россия.
Телефон: +7 (095) 9338944
Факс: +7 (095) 9378290
e-mail: info@e-trustgroup.com
Сайт: www.e-trustgroup.ru
Группа бизнес-ангелов E-Trust Group является неформальным объединением бизнес-ангелов, большинство из которых действующие или бывшие топ-менеджеры крупнейших российских компаний. Группа создана и действует с 2003 г. «Лицом» группы является Максим Каримов, бывший топ-менеджер «Норильского никеля» и «Базового элемента», остальные партнеры группы предпочитают себя не афишировать. Каримов не получает вознаграждения от партнеров по E-Trust Group и не является управляющим общими средствами в общепринятом представлении: каждый из партнеров принимает решение о вложении в тот или иной проект самостоятельно, хотя большую часть подготовительной работы перед инвестированием проекта (оценка, экспертиза, переговоры со стартаперами), выполняет именно Каримов. Партнеры группы планируют вложить в венчурные проекты $ 10 млн., из которых на данный момент вложено около 10-15%. Группа испытывает дефицит в качественных, проработанных венчурных проектах, которые подходили бы к инвестиционным критериям группы (об этом ниже). О дефиците проектов наглядно говорит тот факт, что группой за 4 года профинансировано всего 3 проекта, и группа смогла проинвестировать лишь 10-15% средств, как уже указывалось выше.
По словам Каримова, утверждения о том, что венчурных денег в России не хватает, неверно: их, скорее, не дают (под те проекты, которые приносят стартаперы — IdeaBlog.ru). «Мне важно понять бизнес-модель проекта, — говорит Каримов. — И, прежде всего, мне нужно понять риски, связанные с реализацией проекта. Я изначально выступаю как скептик, критик проектов». По его словам, найти применение технологии не менее важно, чем разработать ее.
В среднем в день Каримов рассматривает 4-5 Executive Summary проектов, большинство отсеиваются сразу: основными причинами отказов являются отсутствие бизнес-модели у проекта, а также несоответствие проектов ожиданиям инвесторов. Как образно выражается Каримов, «проект должен подходить инвестору так же, как хороший костюм подходит человеку». Другими словами, у каждого инвестора есть собственное представление об идеальном проекте, и для того, чтобы такой инвестор вложился в тот или иной стартап, нужно, чтобы проект максимально был приближен к «идеалу».
Стартаперам, находящимся на seed-стадии Каримов советует начинать с Фонда Бортника (IdeaBlog.ru напишет подробнее о Фонде Бортника чуть позже), а именно с ее программы СТАРТ: по словам Каримова, там на самом деле очень конкурентная среда, и этот фонд, как и все, испытывает недостаток в продуманных и качественных проектах. «Их денег недостаточно для развития бизнеса, — говорит Каримов, — но они дают толчок».
Перед обращением к бизнес-ангелам и венчурным фондам, Каримов советует хорошо поработать прежде всего над Executive Summary проекта. По его словам, этот документ должен быть не более 3 страниц (хотя желательно уложиться в 1 страницу)и должен содержать существенные моменты стартапа как бизнеса, которые важны для инвестора. Каримов самостоятельно не выходит на стартаперов. По его словам, это принципиально: то, как активно стартапер ищет инвестиции, убеждает инвесторов в преимуществах своего проекта, старается использовать по максимум все возможности для того, чтобы запустить свой стартап, дает представление о психологии стартапера и характеризует то, будет ли он также активно «выжимать все из всех возможных ситуаций» и в бизнесе.
Как уже упоминалось, E-Trust Group в настоящий момент имеет в своем портфеле 3 проекта. Был и четвертый, однако основатель стартапа выкупил у инвестора долю в проекте, и в итоге этот проект не принес ни прибыли, ни убытков. Общая сумма инвестиций в эти 3 проекта составила около $ 1 млн. — может, чуть больше. Выходов из проинвестированных проектов группа пока не осуществляла.
В ответ на вопрос, что в России мешает ему инвестировать (журналисты любят поспекулировать на теме плохого инвестиционного климата, противоречивой налоговой системы и неясного законодательства), Каримов отвечает, что в России никаких нерешаемых проблем нет, от государства он ничего не требует и на него не жалуется, вот только бы побольше хороших проектов, и все было бы отлично. И добавляет, что его инвестиционные возможности не реализованы, поскольку ему некуда вложить запланированные к вложению средства.
Инвестиционные предпочтения
Как и все венчурные инвесторы, Каримов ищет проекты, которые носят глобальный характер — то есть те, продукция или услуги которых будут востребованы в разных странах и на больших по объему рынках. Как и другие венчурные инвесторы, Каримову очень важна бизнес-модель предлагаемых к инвестированию стартапов. Однако, в отличие от большинства других венчурных инвесторов, Каримов, по его словам, не будет отказывать в финансировании проекту из-за отсутствия команды, хотя на сайте группы говорится о необходимости наличия профессиональной команды менеджеров, способной обеспечить развитие проекта после получения финансирования. Более того: Каримов готов отстраивать бизнес-составляющую стартапа самостоятельно — похоже, ему даже более интересны проекты, где он сам может выстроить и вести бизнес, а основатель стартапа будет концентрироваться на технической стороне проекта.
Лимит финансирования на один проект Каримов определяет суммой в $ 1 млн. Это не средняя, а максимальная сумма вложения в один проект. Ищет проекты, находящиеся на seed- и startup-стадиях.
Хотя в ответ на вопрос, в стартапы из каких отраслей предпочитает инвестировать E-Trust Group, Каримов отвечает довольно стандартно — IT, софт, интернет-проекты — но при более детальных расспросах выяснилось, что идеальный проект для Каримова выглядит так:
Как мне показалось, для Каримова очень важным является наличие запатентованного технического решения, и чтобы патент при этом защищал технологию со всех сторон. Он рассказал историю, как к нему обратился стартапер из дальнего зарубежья с интересным проектом, который позволял с помощью отправки SMS-сообщения на короткий номер скачать на телефон любую песню, звучащую в данный момент на любой радиостанции. Он не стал финансировать этот проект из-за того, что, по его словам, имеющийся у стартапера патент не полностью защищал технологию. Вместо патента может быть и заявка на патент, прошедшая экспертизу — согласно патентному праву охрана изобретению или полезной модели предоставляется с момента подачи заявки на патент.
При вложении денег инвестициях, Каримов стремится получить контрольный пакет (50% + 1 голос), хотя, судя по всему, в этих вопросах он человек гибкий — в ответ на мой вопрос, имеет ли стартапер «право вето» при принятии стратегических решений, он отвечает, что готов предоставить ста��таперу такое право, чтобы исключить опасения стартапера, хотя это дополнительный риск для него как инвестора, но добавляет при этом, что ничего не бывает даром и стартаперу в этом случае скорее всего тоже придется чем-то поступиться. Представляется, что это здравая позиция.
Условия предоставления инвестиций
Как уже упоминалось, Каримов стремится получить долю в инвестируемом бизнесе в 50% + 1 голос. Учитывая, что он, как правило, инвестирует проекты на seed-стадии, а на этой стадии, по словам Каримова, невозможно точно определить размер требуемых инвестиций и проект может в будущем потребовать больше инвестиций, чем запланировано, условия инвестирования не кажутся драконовскими. Тем более что при этом Каримов готов брать на себя большую часть работы по организации и ведению бизнеса стартапа. Можно считать, что при таком варианте стартапер получает не только инвестиции, но и опытного бизнесмена, очень активно участвующего в построении и развитии бизнеса, в качестве партнера, а на таких условиях 50% + 1 голос очень даже неплохие условия.
Как правило Каримов выдвигает также условия, чтобы 100% прибыли от первых продаж стартапа шло на возврат инвестиций, а после того, как инвестиции будут возвращены, прибыль делится согласно распределению долей.
Оригинал статьи находится здесь.
Досье: Максим Каримов, E-Trust Group

Каримов Максим Ремирович, партнер группы бизнес-ангелов "E-Trust Group"
Возраст: 36 лет
«Работает» бизнес-ангелом full-time с 2003 г., это его единственное занятие в настоящий момент.
Объем средств для инвестирования: $ 10 млн.
Прежние места работы:
Топ-менеджер «Норильского никеля» и «Базэла»
Контакты:
Бизнес-центр «Регус», Смоленская площадь, дом 3, 119099, Москва, Россия.
Телефон: +7 (095) 9338944
Факс: +7 (095) 9378290
e-mail: info@e-trustgroup.com
Сайт: www.e-trustgroup.ru
Группа бизнес-ангелов E-Trust Group является неформальным объединением бизнес-ангелов, большинство из которых действующие или бывшие топ-менеджеры крупнейших российских компаний. Группа создана и действует с 2003 г. «Лицом» группы является Максим Каримов, бывший топ-менеджер «Норильского никеля» и «Базового элемента», остальные партнеры группы предпочитают себя не афишировать. Каримов не получает вознаграждения от партнеров по E-Trust Group и не является управляющим общими средствами в общепринятом представлении: каждый из партнеров принимает решение о вложении в тот или иной проект самостоятельно, хотя большую часть подготовительной работы перед инвестированием проекта (оценка, экспертиза, переговоры со стартаперами), выполняет именно Каримов. Партнеры группы планируют вложить в венчурные проекты $ 10 млн., из которых на данный момент вложено около 10-15%. Группа испытывает дефицит в качественных, проработанных венчурных проектах, которые подходили бы к инвестиционным критериям группы (об этом ниже). О дефиците проектов наглядно говорит тот факт, что группой за 4 года профинансировано всего 3 проекта, и группа смогла проинвестировать лишь 10-15% средств, как уже указывалось выше.
По словам Каримова, утверждения о том, что венчурных денег в России не хватает, неверно: их, скорее, не дают (под те проекты, которые приносят стартаперы — IdeaBlog.ru). «Мне важно понять бизнес-модель проекта, — говорит Каримов. — И, прежде всего, мне нужно понять риски, связанные с реализацией проекта. Я изначально выступаю как скептик, критик проектов». По его словам, найти применение технологии не менее важно, чем разработать ее.
В среднем в день Каримов рассматривает 4-5 Executive Summary проектов, большинство отсеиваются сразу: основными причинами отказов являются отсутствие бизнес-модели у проекта, а также несоответствие проектов ожиданиям инвесторов. Как образно выражается Каримов, «проект должен подходить инвестору так же, как хороший костюм подходит человеку». Другими словами, у каждого инвестора есть собственное представление об идеальном проекте, и для того, чтобы такой инвестор вложился в тот или иной стартап, нужно, чтобы проект максимально был приближен к «идеалу».
Стартаперам, находящимся на seed-стадии Каримов советует начинать с Фонда Бортника (IdeaBlog.ru напишет подробнее о Фонде Бортника чуть позже), а именно с ее программы СТАРТ: по словам Каримова, там на самом деле очень конкурентная среда, и этот фонд, как и все, испытывает недостаток в продуманных и качественных проектах. «Их денег недостаточно для развития бизнеса, — говорит Каримов, — но они дают толчок».
Перед обращением к бизнес-ангелам и венчурным фондам, Каримов советует хорошо поработать прежде всего над Executive Summary проекта. По его словам, этот документ должен быть не более 3 страниц (хотя желательно уложиться в 1 страницу)и должен содержать существенные моменты стартапа как бизнеса, которые важны для инвестора. Каримов самостоятельно не выходит на стартаперов. По его словам, это принципиально: то, как активно стартапер ищет инвестиции, убеждает инвесторов в преимуществах своего проекта, старается использовать по максимум все возможности для того, чтобы запустить свой стартап, дает представление о психологии стартапера и характеризует то, будет ли он также активно «выжимать все из всех возможных ситуаций» и в бизнесе.
Как уже упоминалось, E-Trust Group в настоящий момент имеет в своем портфеле 3 проекта. Был и четвертый, однако основатель стартапа выкупил у инвестора долю в проекте, и в итоге этот проект не принес ни прибыли, ни убытков. Общая сумма инвестиций в эти 3 проекта составила около $ 1 млн. — может, чуть больше. Выходов из проинвестированных проектов группа пока не осуществляла.
В ответ на вопрос, что в России мешает ему инвестировать (журналисты любят поспекулировать на теме плохого инвестиционного климата, противоречивой налоговой системы и неясного законодательства), Каримов отвечает, что в России никаких нерешаемых проблем нет, от государства он ничего не требует и на него не жалуется, вот только бы побольше хороших проектов, и все было бы отлично. И добавляет, что его инвестиционные возможности не реализованы, поскольку ему некуда вложить запланированные к вложению средства.
Инвестиционные предпочтения
Как и все венчурные инвесторы, Каримов ищет проекты, которые носят глобальный характер — то есть те, продукция или услуги которых будут востребованы в разных странах и на больших по объему рынках. Как и другие венчурные инвесторы, Каримову очень важна бизнес-модель предлагаемых к инвестированию стартапов. Однако, в отличие от большинства других венчурных инвесторов, Каримов, по его словам, не будет отказывать в финансировании проекту из-за отсутствия команды, хотя на сайте группы говорится о необходимости наличия профессиональной команды менеджеров, способной обеспечить развитие проекта после получения финансирования. Более того: Каримов готов отстраивать бизнес-составляющую стартапа самостоятельно — похоже, ему даже более интересны проекты, где он сам может выстроить и вести бизнес, а основатель стартапа будет концентрироваться на технической стороне проекта.
Лимит финансирования на один проект Каримов определяет суммой в $ 1 млн. Это не средняя, а максимальная сумма вложения в один проект. Ищет проекты, находящиеся на seed- и startup-стадиях.
Хотя в ответ на вопрос, в стартапы из каких отраслей предпочитает инвестировать E-Trust Group, Каримов отвечает довольно стандартно — IT, софт, интернет-проекты — но при более детальных расспросах выяснилось, что идеальный проект для Каримова выглядит так:
«Это запатентованное техническое решение, способное предложить рынку новый и востребованный на рынке продукт, все компоненты которого производятся или могут быть произведены на аутсорсинге (т.е. не нужно строить завод — IdeaBlog.ru). Стартап должен быть фактически инжиниринговой компанией, не имеющим значительных средств, вложенных в материальные активы, а распространение продукта должно быть возможно через существующие сбытовые сети (чтобы не вкладывать значительные средства в построение сбытовой сети). ROI (Return On Investments — IdeaBlog.ru) должен быть минимум десятикратным в течение 3-4 лет (т.е. Каримов рассчитывает на минимум десятикратное увеличение в стоимости его инвестиций за 3-4 года — IdeaBlog.ru), но чем больше, естественно, тем лучше :). Бизнес должен быть способен выйти в течение пары-тройки лет на объем продаж не менее $ 10 млн.»
Как мне показалось, для Каримова очень важным является наличие запатентованного технического решения, и чтобы патент при этом защищал технологию со всех сторон. Он рассказал историю, как к нему обратился стартапер из дальнего зарубежья с интересным проектом, который позволял с помощью отправки SMS-сообщения на короткий номер скачать на телефон любую песню, звучащую в данный момент на любой радиостанции. Он не стал финансировать этот проект из-за того, что, по его словам, имеющийся у стартапера патент не полностью защищал технологию. Вместо патента может быть и заявка на патент, прошедшая экспертизу — согласно патентному праву охрана изобретению или полезной модели предоставляется с момента подачи заявки на патент.
При вложении денег инвестициях, Каримов стремится получить контрольный пакет (50% + 1 голос), хотя, судя по всему, в этих вопросах он человек гибкий — в ответ на мой вопрос, имеет ли стартапер «право вето» при принятии стратегических решений, он отвечает, что готов предоставить ста��таперу такое право, чтобы исключить опасения стартапера, хотя это дополнительный риск для него как инвестора, но добавляет при этом, что ничего не бывает даром и стартаперу в этом случае скорее всего тоже придется чем-то поступиться. Представляется, что это здравая позиция.
Условия предоставления инвестиций
Как уже упоминалось, Каримов стремится получить долю в инвестируемом бизнесе в 50% + 1 голос. Учитывая, что он, как правило, инвестирует проекты на seed-стадии, а на этой стадии, по словам Каримова, невозможно точно определить размер требуемых инвестиций и проект может в будущем потребовать больше инвестиций, чем запланировано, условия инвестирования не кажутся драконовскими. Тем более что при этом Каримов готов брать на себя большую часть работы по организации и ведению бизнеса стартапа. Можно считать, что при таком варианте стартапер получает не только инвестиции, но и опытного бизнесмена, очень активно участвующего в построении и развитии бизнеса, в качестве партнера, а на таких условиях 50% + 1 голос очень даже неплохие условия.
Как правило Каримов выдвигает также условия, чтобы 100% прибыли от первых продаж стартапа шло на возврат инвестиций, а после того, как инвестиции будут возвращены, прибыль делится согласно распределению долей.
Оригинал статьи находится здесь.