Pull to refresh

Лаборатории с 3D-принтерами или будущие фабрики оружия III Мировой Войны

Reading time5 min
Views42K
Только что вышла книга «Постиндустриальный переход и мировая война» в которой детально расписаны многие вещи, буквально рвущие наши шаблонные представления об экономике и вооружении наступающей эпохи.



В книге описывается социальная, экономическая и военная структура общества. Мое внимание привлекло описание новой реальности, сформированной технологией 3D-печати. Цитирую:

«Чтобы понять структуру предстоящих вызовов, я немного вернусь в сферу производства, потому что надо понимать что военные технологии есть следствие производственной технологии, и военная организация есть следствие производственной организации…»


Нельзя не согласиться с этим утверждением. Действительно все военные технологии связанны с производством. И часто их легко переделать в гражданские технологии, и наоборот. Переходим же к самим 3D-принтерам:



«Что такое 3д-принтер? Грубо говоря, это производство, в котором отсутствует рабочий класс, отсутствует человек, как участник процесса копирования. То есть существует проектировщик, который проектирует на компьютере то, что надо произвести, а дальше мы имеем чисто автоматический процесс изготовления любого количества этого товара. Если вы можете сделать авиационный двигатель, напылив лазером из композитных материалов, то естественно задача сделать какой-нибудь авиационный корпус из порошка или алюминиевого сплава уже на порядок менее сложная. То же самое с любой другой техникой. Через некоторое время можно будет делать сами 3д-принтеры при помощи 3д-принтеров, и мы будем иметь уже не только непосредственные автоматические производства, но и стратегическую автоматизацию всего производственного процесса, включая производство средств производства…»


На хабре уже печатали статью о социальных и экономических сдвигах возникающих в новой экономики, где основа производства – 3D принтеры. В этой статье habrahabr.ru/post/169719 автор давал анализ возникающему новому экономическому классу «цифровым ремесленникам», как он их назвал (я больше склоняюсь к названию «класс постиндустриальных производителей»). Он не случайно сравнивал новую эпоху с эпохой средневековья, даже класс назвал: «цифровые ремесленники», которые похожи на своих «предков» ремесленников. Хотя в статье слабо затронуты другие классы новой эпохи. Если говорить, например о новом классе нетократии — то она похожа на аристократию. Хотя отношения имеют иную технологическую и экономическую базу, чем в эпоху средневековья, они все же похожи в социальном плане.

Автор книги «Постиндустриальный переход и мировая война» идет дальше и дает не только социальный и экономический анализ. Он подробно расписывает изменения происходящие сейчас в области военной стратегии и тактики, и какую основную лепту сюда вносят 3D принтеры:



«Только большие государства, большие корпорации, большие системы могли заниматься производством военной техники в 20-м веке. Прошло всего-навсего 10 лет с конца 20-го века — и мы увидели совершено другую картину. Сегодня любой пацанчик может поставить себе 3д-принтер в подвале, и если у него голова хорошо работает, то он сможет спроектировать БПЛА или еще какую-то гадость. Он может её спроектировать, а я не могу даже предсказать, что он проектирует. Мы видим возможность для частного лица, или какой-то маленькой группы, иметь собственное производство ультрасовременной военной техники. Собственное производство не просто военной техники, а крайне эффективной военной техники. Адольфу Алоизычу приходилось строить гигантский подземный завод, а сегодня достаточно иметь в подвале 3д-принтер…»




Что это означает на практике? Сейчас корпоратократия обзаводится частными армиями по всему миру. А государства дрожат от страха. Сирия, Ливия – кто там воюет? Частные армии корпораций. А что происходит с появлением 3D принтеров? Теперь любая немногочисленная инновативная организация может ощетиниться своими беспилотниками. Понятно, что монстро-подобные организации, государства например, окажутся в роли неповоротливого динозавра, который погибнет сразу же при начале войны, как это было с империями в первую мировую войну. Кто же остается? Корпоратократия, инновативные сообщества, в которые входят «цифровые ремесленники» (постиндустриальные производители) и нетократия. Со временем они установят некий баланс сил. Сами инновативные сообщества, по мнению автора книги расположатся в базах-анклавах, где будет высокотехнологичная, экологически чистая инфраструктура. Остальная территория будет прибывать в полуразрушенном и отсталом состоянии (прямая аналогия со средневековьем: замки и окрестности, населенные неграмотными крестьянами с относительно плохими условиями жизни). Есть вероятность того, что почти у каждого человека будет летать рядом свой беспилотник. Наподобие ситуации с оружием в США, имеет право на него каждый гражданин. Так же, как в России сейчас с травматическим оружием. Естественно, что более продвинутые классы будут защищены лучше, и редко будут вылезать из хорошо защищенных анклавов. Это будет наподобие вил и дубинки у крестьянина, по сравнению со шпагой или мечом аристократа. И куда бы ты не пошел, с тобой летает беспилотник с камерой и оружием. Это мое предположение пересекается с романом Пелевина «S.N.U.F.F.». Только беспилотники там охраняют исключительно высшую касту.





Автор книги продолжает описывать военные перспективы применения БПЛА, напечатанных на 3D-принтерах в подвале или специальных базах-анклавах:

«Неспециалист в современной военной технике в этом месте возмутится: «Завод выпускал огромные самолеты, а этот только какие-то модели-беспилотнички и может». Если сравнивать по массе металла, то Адольф Алоизыч будет вне досягаемости. А если по ударной мощи – то ударная мощь этого БПЛА, если правильно организовать боевое применение, ничем не уступает мощи того самого «Мессершмидта». Скажем, танк подбить маленькой БПЛА, и тем более АБПЛА, проще, чем «Мессершмидту»…»




И далее, пример из современной армии:



«Наземные боевые средства — всякого рода танки, БМП, артиллерия и прочий скарб, который имеют сухопутные силы – являются просто мишенями. У Саддама Хусейна было этого добра больше, наверное, чем у Гитлера. В 90-м году он столкнулся с организованной по образцу 70-х годов дивизией США. Одна эта дивизия раздолбала всю его миллионную армию со всеми её системами вооружения времен Второй Мировой – великим творением реанимируемого ныне Рогозиным советского ВПК…»




Далее в книге описываются Кибер-центры, которые будут управлять беспилотниками и всем театром военных действий. Эти кибер-центры будут управлять и производством, делая заказ на новых более совершенных роботов.

В целом книга производит большое впечатление. Можно со многим не соглашаться, но тенденция развития человеческого общества определена четко. Мы видим смены социального устройства человечества каждый день. 3D принтеры, это действительно прорывная технология. Ее смело можно поставить в один ряд с интернетом, электричеством и другими выдающимися технологиями человечества.

Технология 3D печати приносит как свои положительные стороны, так и отрицательные. Интернет, краудфандинг и 3D принтеры в конечном счете уничтожают рыночные отношения, а вместе с ними и капитализм. Плохо это или хорошо, зависит от того, как вы сами вписаны в капиталистическую систему, и готовы ли вы меняться вместе с миром. Наступает эпоха творчества = эпоха качества, а не количества. Количество теперь не имеет значения. Можно и дальше винтить гайки на старом предприятии. А можно поставить свой проект, к примеру, на кикстартер. Выбор как всегда остается за человеком.
Tags:
Hubs:
Total votes 43: ↑28 and ↓15+13
Comments38

Articles