Pull to refresh

Столкновение двух культур: «Могу» и «Не могу»

Reading time4 min
Views70K
Original author: Ben Horowitz
Разумный человек адаптируется к окружающему; неразумный пытается адаптировать окружающее под себя. Следовательно, прогресс зиждется на неразумных людях.
Джордж Бернард Шоу.

image
В последнее время стало модно ругать молодые технологические компании. «Какая идиотская идея у стартапа» или «какой кретин основал эту компанию».

Такое впечатление, что есть желание заменить культуру стартапов, где правят надежда и любопытство, чопорным превосходством.

Почему это важно? Почему нас заботит склонение настроения не в ту сторону? Почему важнее увидеть, что хорошего в компании, чем найти в ней недостатки?

«Технология» — это «улучшенный способ делать что-либо». Сказать легко, а сделать — очень трудно. Лучший способ хранить информацию, лучшая валюта, лучший способ заводить друзей — для этого нужно пытаться менять к лучшему тысячелетний опыт человечества, а это всегда нелегко.

Если задуматься, с точки зрения логики вообще ничего уже невозможно улучшить. Если за тысячи лет цивилизации никто до этого не додумался — с чего ты решил, что ты такой умный? С точки зрения психологии, чтобы улучшить что-либо, вам нужно постоянно отметать такого рода сомнения. Мир техностартапов — мир, где умные люди могут вообразить невозможное.

Меня, как инвестора, часто спрашивают: почему большие компании с таким трудом вводят инновации, тогда как мелкие делают это легко? И обычно мой ответ удивляет. В больших компаниях есть много отличных идей, но им приходится проходить через огромную иерархию людей, каждый из которых должен идею одобрить. Если кто-то вдруг находит в идее недостаток — этого обычно достаточно для того, чтобы похоронить её.

Так рождается культура «Не могу».

Проблема инноваций в том, что в момент возникновения эти идеи кажутся плохими. Именно поэтому они инновационные — до сего момента никто не понял, что они хорошие. Креативные большие компании типа Amazon и Google управляются инноваторами. Ларри Пейдж может в одностороннем порядке финансировать хорошую идею, выглядящую как плохая, и отмести все возражения насчёт того, почему это невозможно.

Так рождается культура «Могу».

Некоторые хотят превратить мир техностартапов в одну гигантскую компанию с отсталой «не могу»-культурой. Эта статья — попытка воспрепятствовать им.

Тексты, обличавшие новые технологии, существовали всегда. Иногда критика оправдана, когда изобретение компании не работает — но и тогда она не в силах увидеть общую картину. Вот пара примеров из истории.

В 1837 году Чарльз Беббидж задумал построить “Аналитическую Машину” — первый в мире компьютер общего назначения (механический), причём обладающий полнотой по Тьюрингу. Грубо говоря, при наличии мощностей он мог бы подсчитать всё, что может подсчитать современный компьютер.

Ему не удалось построить действующий компьютер — всё-таки в 1837 году было невероятно амбициозно рассуждать о деревянном компьютере, работающем на пару. И в 1842 английский математик и астроном Джордж Биддел Эйри выдал своё экспертное заключение британскому правительственному фонду: этот проект “бесполезен” и его надо закрыть. Правительство так и сделало. Только в 1941 году проект получил логичное продолжение — после того, как в течение ста лет он был забыт и отвергнут.

Через 171 год ясно видно, что Бэббидж предвидел будущее и что компьютеры далеко не бесполезны. И самое важное его достижение — не то, что он на 100 лет опередил своё время, а что у него было видение и упорство для достижения цели. Он остаётся вдохновителем для многих и по сей день. А господин Эйри оказался просто недальновидным чудаком.

Александр Грэхем Белл, изобретатель телефона, предложил своё изобретение ведущей телеграфной компании, Western Union, за $100’000. Предложение было отвергнуто на основании отчёта. Вот несколько выдержек оттуда:

“Телефон предполагает передачу голосов по телеграфным проводам. Переданный голос был слабым и плохоразличимым, и он ещё более слабеет при увеличении расстояния и длины проводов. Технически непонятно, как это устройство сможет передавать голос на расстояния хотя бы в несколько миль”.

“Мессер Хаббард и Белл хотят установить свои “телефонные устройства” в каждом городе. Эта идея идиотична. Более того, кому может понадобиться такое неуклюжее и непрактичное устройство, когда каждый может отправить посыльного на телеграф и передать чёткое письменное послание в любой крупный город США?”

“Наши инженеры достигли существенных улучшений в телеграфном деле на сегодняшний день, и мы не видим причин, по которым необходимо потакать группке экстравагантных непрофессионалов-выскочек, когда у них нет ни малейшего представления о реальных проблемах отрасли. Предсказания господина Дж.Дж. Хаббарда хоть и ярки, но они основаны лишь на диком воображении, им недостаёт понимания технических и экономических реалий современности. Они попросту игнорируют очевидные ограничения их устройства, которое является не более, чем игрушкой”

“В связи с вышеизложенным, мы полагаем запрос ста тысяч долларов за использование патента необоснованным и не рекомендуем приобретать его”

В наши дни все признают важность интернета. А в 1995 году астроном Клиффорд Столл написал статью в Newsweek под названием “Почему Сеть не превратится в Нирвану”:

“А теперь про кибербизнес. Нам обещают мгновенные покупки по каталогу — наведи и кликни. Мы будем заказывать авиабилеты через сеть, резервировать столики в ресторанах и обсуждать контракты. Обычные магазины исчезнут.
Так отчего же дневной объём продаж моего ближайшего супермаркета больше, чем у всего Интернета за месяц? Даже если бы и был надёжный способ передачи денег через Интернет (а его нет) — в Сети отсутствует самый важный ингредиент капитализма: продавцы”.

Какую общую ошибку все эти умники сделали? Они сосредоточились на том, чего технология не могла сделать в то время, когда она возникла. И совершенно не думали о том, чего она может достичь в будущем.

На ком более всего отражается культура “Не могу”? По иронии судьбы, на тех, кто ненавидит технологии. Те, кто сосредотачиваются на том, чего технология (или компания) не может сделать, никогда не наберутся смелости сделать то, что другие люди находят глупым. Они не смогут учиться у великих инноваторов. Они будут близоруки и не откроют гениального инженера, который сможет изменить мир быстрее, чем они. Их цинизм помешает им вдохновить кого-либо на что-то великое. Над ними будет смеяться история.

[дополнение от переводчика]. Как сказал Генри Форд, «Если вы говорите, что вы чего-то не можете — вы правы. Если вы говорите, что вы что-то можете — вы тоже правы».
Tags:
Hubs:
If this publication inspired you and you want to support the author, do not hesitate to click on the button
Total votes 82: ↑62 and ↓20+42
Comments49

Articles