Привет, Хабр!
Этим постом я начинаю серию статей об образовании. Я долго подбирал портал для публикации, но лучше Хабра ничего найти не смог: многие СМИ уже настолько увязли в политике и троллинге, что их редакторы вынуждены отключать функцию комментирования. Поскольку я считаю, что в письменной культуре главное — не сам контент, а его обсуждение, я пришел именно на Хабр.
Предупреждение
Сразу скажу, что многие моменты, которые мы затронем, довольно эзотеричны, и подтвердить их исследованиями и статистикой получится не всегда. Сами посудите — разве можно точно измерить уровень образованности или успешности человека? Если вы уже спешите ответить «да» — пожалуйста дождитесь статьи, в которой мы обсудим размытость типовых государственных планок образованности.
Да и вообще, инженеру широта кругозора и наличие гуманитарных знаний пойдут только на пользу: мало того, что профессия инженера сама по себе творческая, так он еще должен понимать не только «как делать», но и «зачем делать». А это «зачем», если докопаться до сути, сводится к одному: «чтобы душа радовалась». И тут без эзотерики уже никак.
В любом случае, я буду стараться искать научные обоснования своих доводов и буду рад вашим комментариям со ссылками на подходящие исследования.
Что такое «образование»?
В первой статье начнем с самых азов. Как обычно, за определениями идем в Википедию.
Первое определение слишком явно привязывает образование к государству и его цензам. Но причем тут государство? По какому из двух с половиной сотен государств надо равняться? Совсем недавно у женщин и чернокожих были ограниченные права доступа к образованию, причем, на государственном уровне вполне приличных с виду стран. Как учитывать это? В общем, вопросов больше, чем ответов.
Второе определение тоже попахивает манипуляцией: «получение и совершенствование знаний и умений, пусть даже противоречащих истине, но установленных в качестве обязательной нормы писанными и неписанными законами и нормами общества». Выглядит так, словно образование — это воспитание послушных роботов.
Наконец-то, просвет виден в определениях про «присвоение человеком ценностей» и «формирование ума, характера и физических способностей». Эти формулировки, хотя бы, свободны от административных и социальных условностей.
А что говорят на тему образования древние книги, например, Библия, Веды или буддийские писания?
Образование — это познание себя, познание Бога и стремление к нему, т.е. развитие тела, ума и духа. В Библии написано: «И дам им сердце. Чтобы знать Меня, что Я — Господь». В Бхагавад-Гите: «Перестань зависеть от всех проявлений двойственности, избавься от стремления приобрести или сохранить что-либо в этом мире и постигни свое истинное «Я»… Когда ты, постигнув свое истинное «Я», будешь постоянно пребывать в духовном трансе, ты обретешь божественное сознание».
Образование должно быть практичным. В Палийском Каноне (одном из основных буддийских священных писаний) подробно описаны даже правила поведения в ежедневных жизненных ситуациях. Например, как, о чем и с кем стоит вести беседы: «за счёт того, как человек ведёт себя в дискуссии, можно узнать, подходит он для разговора, или не подходит. Если его спрашивают, а он: унижает того, кто задал вопрос, давит на него, насмехается над ним, цепляется за незначительные ошибки, то в таком случае, этот человек не подходит для разговора». Если бы эти правила соблюдались в наши дни, дискуссии стали бы намного более конструктивными, а тролли бы исчезли как класс.
Образование — это непрерывный процесс длиною в жизнь. Библия: «Вникая в себя и учение, занимайся этим постоянно; так поступая и себя спасешь и слушающих тебя». В Гите постоянно идет речь о сохранении устойчивого разума: подразумевается, что человек не просто однажды познает истину, а поддерживает это состояние, занимается познанием всю жизнь.
Мудрость — это ответственность. В четвертой главе Бхагавад-Гиты подробно описано, какими знаниями полезно делиться. В Библии об этом пишут так: «И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их». Если кратко: раз уж ты обрел мудрость, твой долг — учить других хорошим вещам.
В итоге позволю себе сформировать краткое определение слову «образование»: это непрерывный процесс познания мира, сопровождающийся развитием тела, ума и духа. А задача образовательной среды — воспитание взрослых личностей, которые живут в гармонии с собой и миром, занимаются творчеством и готовы принимать ответственность за свои творения.
Во второй части статьи я хочу поднять вопрос о том, насколько далеко от сути образования ушла современная образовательная система.
Современное образование: назад в будущее
Что же делают школы, университеты и послевузовские курсы для воспитания взрослых личностей? Практически ничего, отвечу я как человек, который отучился в приличной школе в центре Москвы, получил диплом инженера в Бауманке, защитил кандидатскую по мат.методам в экономике и прошел пару десятков курсов повышения квалификации.
Подробнее про классификацию внутренне взрослых и внешне взрослых можно прочитать у Павла Лукши. На эту тему также высказывался известный своей пирамидой ценностей Абрахам Маслоу.
На мой взгляд, минимально необходимый список свойств взрослой личности таков:
- самостоятельность;
- принятие ответственности за себя и свои поступки;
- наличие нематериальных ценностей и целей;
- умение решать творческие задачи в условиях ограниченных ресурсов (проектная деятельность);
- системное мышление;
- забота о ближних.
Да, мне сейчас припомнят гениальных ученых, эксцентричных художников или политиков, которые могли не заботиться о других людях или быть безответственными, но при этом войти в историю и прожить интересную жизнь. Но я позволю себе посчитать это статистической погрешностью. Много ли таких парней вы назовете? Скорее всего, человек 20-30 за всю историю.
Как человек, занятый поиском людей и созданием команд с 2007 года, могу сказать, что я все эти семь лет старался искать людей, в первую очередь обладающих качествами взрослой личности. Если человек самостоятельный, ответственный, творческий и системный — он сможет освоить азы Ruby или Фотошопа за несколько недель, а за год-два стать специалистом приличного уровня (если он действительно любит свое дело).
Обратное, к сожалению, не работает. Знаток языков программирования, не обладающий хотя бы ответственностью и самостоятельностью, как участник проектной команды никому не интересен. А прокачать ментальные навыки за несколько недель можно разве что в режиме гипноза или Лайфспринга. Да и то, по итогам закулисных бесед с организаторами подобных тренингов стало понятно, что конверсия в трансформацию там, в лучшем случае, составляет 1-2%. Остальные 98-99% какими пришли, такими и уходят (статистика на несколько тысяч людей).
Если вы когда-либо занимались наймом — вы поймете, о чем речь. В разных компаниях таких желанных людей называют по-разному: бодряки, пионеры, энтузиасты. Список терминов длинный, но суть одна — всем нужны люди, которым можно доверить решение сложных задач с высокой степенью неопределенности. Для остального уже через несколько лет будут применяться роботы.
В качестве еще одного подтверждения своих слов приведу на картинке ниже результат исследования товарища по имени Richard St. John.
Рекомендую посмотреть видео с конференции TED.
Ричард провел за 10 лет более 500 интервью с крутыми ребятами, среди которых были, например, Билл Гейтс, Марта Стюарт, Сергей Брин. Думаю, это достаточно солидная выборка.
Итак, 8 качеств, которые с высокой вероятностью приводят к успеху (по Ричарду Ст. Джону):
- страсть к любимому делу;
- усердная регулярная работа;
- фокусировка на целях;
- преодоление себя;
- генерация идей и решение творческих задач;
- постоянное улучшение своих навыков;
- служение другим;
- устойчивость к сопротивлению среды.
Хотите себе в команду людей с такими навыками? Я очень хочу!
А какие привычки создает классическая система образования? В лучшем случае, в школе вас научат усердно работать, а в универе дадут немного творческих заданий и привьют устойчивость к агрессивной среде на примере бюрократии. Ни в одном учебном заведении мне не сказали: «Юра, надо заниматься любимым делом». Нигде меня не учили целеполаганию и тайм-менеджменту. Я уже молчу про генерацию идей, преодоление себя и служение другим.
Недавно попалось в руки международное исследование от OECD на тему потенциала учеников школ по решению проблем. Его итоги есть в табличном виде и в виде картинки. Забавно, что среди задач, определяющих навыки решения проблем, есть задача про определение средней скорости путешествия на велосипеде при известной протяженности пути и времени его прохождения. Настоящая проблема, ничего не скажешь.
В школах двоечников тянут до троек, на троечников не обращают внимания, а к хорошистам и отличникам заведомо теплое отношение. Оценки на следующий год можно предсказывать с вероятностью порядка 90%. Какие улучшения навыков? Какое преодоление? Какая ответственность? В универе преподаватели совсем расслаблены: хочешь — ходи, не хочешь — не ходи, курсовики большинство студентов начинает готовить в мае и декабре. Действительно интересных курсовых проектов, которые срывали аплодисменты, я со всего потока помню всего пару-тройку.
С самого начала система образования закладывает неприязнь к самой себе и принципиально опасную позицию: что есть дела, за которые вроде можно взяться, но потом можно толком не делать. Сначала эта позиция прививается на примере обучения, а потом автоматически расползается и на другие проекты.
Вы скажете: «да у нас просто ленивый народ». Но через меня прошло более 600 студентов и еще несколько сотен наемных сотрудников. По моим наблюдениям, у большинства людей главная проблема — это отсутствие веры в то, что любимым делом можно и обеспечить себя материально, и получать радость от жизни. Люди боятся риска, боятся сделать что-то неправильно. Страшно даже не то, что человек боится отдаться своим настоящим желаниям. Страшно то, что ему страшно задуматься о том, чего на самом деле хочется. Как-то это не принято, надо же работать и не отвлекаться.
В Бхагавад-Гите написано: «сражайся во имя сражения и не думай о счастье и горе, потерях и приобретениях, победе и поражении. Действуя так, ты никогда не навлечешь на себя греха». На языке программистов это называется «состояние потока»: когда ты практически выходишь из тела и превращаешься в поток кода, не думая о том, что тебе надо уйти в 18:00 или заработать на новый гаджет. Тем временем, в школе нас учат воспринимать оценки внешнего учителя как мерило успеха. Нас учат не задумываться о смысле того, чем мы занимаемся, а просто делать, потому что так надо.
В итоге мы получаем поколения людей, которые работают, а не творят. Работа в русском языке не просто так происходит от слова «раб». Те, кто занимается своим делом, ходят в офис не потому, что туда надо ходить, а потому, что там удобно заниматься любимым делом. Именно поэтому вместо слова «работать» применительно к живым существам я стараюсь употреблять слова «трудиться» или «творить». Это психологическая тонкость, которая меняет отношение к труду. Работа отнимает энергию, а труд облагораживает человека.
И чего делать?
Начинать с себя. Осознайте, чего вы вообще хотите от жизни для собственного счастья. Сформируйте цели, материальные и нематериальные. Сфокусируйтесь на их достижении. Отдавайте часть денег или времени на помощь другим людям. Если у вас есть дети или доступ к вещанию на широкую аудиторию, обсудите с ними эти важные вопросы, задумайтесь о системе ценностей, снимите табу на обсуждение желаний и душевных порывов.
Если сами не можете — найдите ментора, который проведет вас через кризисы роста. В следующей статье мы как раз поговорим про менторство и переход на новый уровень. Затем затронем темы про дипломы-плацебо и роль тусовки в образовательных учреждениях.