Pull to refresh

Comments 22

В украинском законодательстве и насколько мне известно российском такое невозможно. Наследники правообладателя всегда смогут вернуть себе права, и поставить необходимые органичения. Пример: наследники А. и Б. Стругацких.
Стругацкие никогда и не отдавали свои произведения в общественное достояние. То что, со смертью БНС «политика партии» изменилась — это да…
Непонятно, зачем эта статья написана.

Проблема с переводом в общественное достояние состоит в том, что законодательство НЕ определяет, что такое общественное достояние. В законе сказано, что произведение, срок охраны прав на которое истекло, попадает в public domain (Berne Concention, Article 18 www.wipo.int/treaties/en/text.jsp?file_id=283698), что, как несложно догадаться, (а) не определяет, что такое public domain, (б) ничего не говорит о том, можно ли передать в public domain произведение, права на которое *не* истекли.

Учитывая особенности разных юрисдикций, передача в общественное достояние, фактически, пребывает в подвешенном состоянии. Считается, например, что в США единственный надёжный способ отдать своё произведение в public domain — это попросить какое-либо государственное учреждение его опубликовать (часто это делает Библиотека Конгресса). Ровно поэтому существует CC0 — по сути, это лицензия, которая вместо передачи в public domain разрешает использование произведения во всех возможных смыслах, допускаемых текущим законодательством. С одной стороны, CC0 является решением указанной проблемы неоднозначного статуса передачи в PD, так как является лицензией, а лицензии в правовом поле определены. С другой, CC0 никак не может гарантировать, что произведение можно будет использовать без уплаты отчислений, если вдруг внезапно возникнет какое-нибудь новое право на интеллектуальную собственность — как это было, например, в 1972 году, когда в США же ввели право на фонограммы и подарили его лейблам, тем самым изъяв из общественного достояния огромное количество фонограмм.
Статья написана для того, чтобы:

1. Привлечь внимание общественности к замечательной возможности пополнять фонд произведений, находящихся в общественном достоянии, ровно как и беспрепятственно пользоваться им. Если все поделятся своими произведениями с каждым, то каждый будет иметь всё.

2. Рассказать о популярных средствах формального информирования о переводе произведения в общественное достояние, чтобы в первую очередь облегчить поиск и идентификацию подобных произведений, а во вторую — сделать шаг в сторону возможности их юридической защиты.

3. Обсудить проблемы и спорные вопросы, которые могут возникнуть с правовыми системами по поводу защиты общественной собственности.

Так что ваш развернутый комментарий об особенностях CC0 тут очень кстати.

А то, что касается гарантированной защиты общественного достояния… к сожалению ни один закон не идеален и не вечен, так что никакая правовая система не способна дать абсолютных гарантий. Однако, как мы понимаем, право не самодовлеюще, а всегда подчинено реальной расстановке сил. Поэтому важно укреплять полюс общественной собственности, расширять сферы создания и применения произведений, находящихся в общественном достоянии, заинтересовывать и вовлекать в этот процесс больше людей.
По-моему очень понятная лицензия, проще вообще наверное некуда.
Знаю что её не особенно жалуют, но не соображу по какой причине :(
Я правда совсем-совсем не против чтобы с моим кодом делали всё, что угодно. Почему именно public domain?
Как только вы разрешите каждому делать все, что угодно с написанным вами кодом и обеспечите неограниченный доступ к нему — ваш код станет общественным достоянием :)

В какой именно форме вы заявите об этом — если вы действительно так решили — я считаю совершенно не критично для пользователей. При необходимости они смогут отметить это произведение с помощью Public Domain Mark или воспользоваться другими инструментами.
Отвратительная лицензия. Мне нельзя выполнять три пункта и всё остальное, что не перечислено в лицензии. Из второго пункта вытекает, что при использовании в коммерческом приложении мне нужно «share the love» без определения, что это такое.

Бред сивой кобылы, в общем.
Текст малопонятный. В смысле, очень «неживой», наводнён потоком канцеляризмов.
Если Вы ещё не знакомы — попробуйте ознакомиться с книгой Норы Галь «Слово живое и мёртвое».
А кто-нибудь знает как на гитхабе предоставить «общественный» доступ к репозиторию? По типу вики, только чтобы у проекта не было владельца. Т. е. ведь владелец репозитория может, грубо говоря, умереть, тогда никто не сможет этот реп редактировать.
Есть по крайней мере два решения данной проблемы. Первое — делать форки. Второе — сделать владельцем репозитория организацию, в которой ключи от аккаунта могут принадлежать её управляющему совету.

Но согласен, было бы логичнее «подбирать» брошенные проекты, чем плодить их копии. Тем более что у исходного проекта могут существовать значимые связи, которые в форк автоматически не переносятся. А создавать целую организацию под проект — дело далеко не всегда возможное и целесообразное. Полагаю в ближайшем будущем могут появиться такие технологии, которые позволят удобно и просто осуществлять передачу проектов, но видимо без контролирующей этот процесс общественной организации тут все же трудно обойтись.
Гражданский кодекс никакого перехода в общественное достояние не позволяет:

«Статья 22. Недопустимость лишения и ограничения правоспособности и дееспособности гражданина

3. Полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.»
Мне кажется, в приведенной статье речь идет о правоспособности в целом, т.е. нельзя продать себя в рабство.

В отдельных случаях отказ от прав действительно ничтожен по законодательству, напр. п.2. ст.1228 ГК РФ — «Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен.» В какой-то степени эта статья является развитием ст. 22.
— но остальные права, являющиеся имущественными, естественно, могут передаваться другим лицам, в том числе, неопределенному кругу лиц

При «переводе в общественное достояние» права как раз никому не передаются, а происходит отказ от них.
Вы путаете права и правоспособность.
Статья 1282 ГК РФ «Переход произведения в общественное достояние» не предусматривает возможности иного перехода в общественное достояние, кроме как истечение срока охраны авторского права.

Однако это не означает, что свободные лицензии нельзя использовать. просто нужно использовать другой механизм — собственно лицензионный договор.

В последнее время в ГК предусмотрели два механизма

1) «заявление о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать принадлежащие ему произведение науки, литературы или искусства либо объект смежных прав» — п.5 ст.1233 ГК РФ
2) Статья 1286.1. Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства

первое — было первой попыткой найти адекватное правовое оформление Creative Commons, GNU Public License, и так далее. Она получилась вообще неработоспособной, ввиду необходимости регистрировать в Роспатенте. Поэтому возникла вторая лицензия, уже ближе к делу, правда, не без глюков: в ней требуется обязательно указывать срок, если не указали (за исключением программ для ЭВМ) то считается пять лет, а не весь срок действия авторского права, как это логично делается везде в заграницах.

кроме того, есть еще интересное. Ранее всегда считалось, что в отношении авторского права действует сугубо территориальный принцип. То есть охрана на нашей территории предоставляется только по нашему праву. И поэтому нельзя было выбирать применимое право, как это делается, например, в договорах купли-продажи, в которых встречается иностранный элемент. НО: в ст. 1211 «Право, подлежащее применению к договору при отсутствии соглашения сторон о выборе права» включены новые п.7,8 которые по своему смыслу подразумевают возможность выбора права в лицензионном договоре. А если так, то это открывает возможность признания действительными всех иностранных лицензий. Но надо над этим подумать.

PS — во многом есть проблема, как определить, перешло ли уже произведение в общественное достояние. в фондах библиотеки Конгресса они указывают три возможных статуса — точно перешло, точно не перешло, не знаем. Вот если кто-то в отношении того или иного произведения проясняет этот вопрос, то это важная работа.
В российском праве, кажется, всё довольно просто. Автор волен делать со своими исключительными правами абсолютно всё, что не запрещено законом. Раз закон не запрещает перевод в общественное достояние — автор имеет право это сделать. Вот с американской юрисдикцией всё гораздо сложнее.
О, Unlicense. Спасибо за наводку.

А то у меня уже фантазия на лицензии начала кончаться: New BSD, Simplified BSD, MIT, WTFPL, MPL, zlib, Apache… В следующий раз под Unlicense напишу что-нибудь.
Sign up to leave a comment.

Articles