image

Ниже представлен доклад, который был тезисно представлен на прошедшей 2 апреля в Москве Bitcoin Conference Russia 2015.

Представители государственных органов в России в последний год серьезно озаботились распространением криптовалют и технологий, на основе которых они функционируют среди интернет-пользователей.
Большинство из тех высказываний и публикаций, что попадало в информационное пространство носили от госведомств критический или как минимум осторожный характер в отношении перспектив функционирования того же биткоин в легальном пространстве.

К сожалению, в настоящее время всё же побеждает репрессивная в отношении криптовалют точка зрения со стороны государства.

Какие к этому были предпосылки, если взглянуть с точки зрения государственных институтов?


Что-то новое (консерватизм)
Государство само по себе консервативный институт и ко всему новому относится как минимум скептически и насторожено. Чтобы включить механизм реформирования, даже в узком секторе необходимо серьезная воля со стороны министерств, ведомств и законодателей.
Как и в отношении интернета в целом, государство видя, что не может полностью подчинить его себе (проконтролировать), принимает решение, что проще запретить отдельные инструменты взаимодействия людей в нем, чем встроить в свою систему регулирования.

Что-то непрозрачное в привычном понимании гос.фин. институтов
Не имея определенных знаний в технологиях функционирования криптовалют, чиновники по умолчанию воспринимают все её виды как полностью непрозрачные для мониторинга транзакций.

Как собирать с крипто-сделок налоги?
С каждой бизнес-сделки должен быть уплачен тот или иной вид налога. Как такие данные будут предоставлять бизнес-структуры, использующие криптовалюты для совершения операций — государство не представляет и ему никто это не объясняет.

image Инструмент финансирования нежелательных для государства лиц и организаций
(террористов и радикалов, оппозиционеров («цветных революций», наркомафии, отмывание сомнительных доходов etc.)
Наиболее частые аргументы-страшилки из уст представителей гос.властей. Но все они разбиваются об аргумент, что все эти целевые группы используют в первую очередь наличные деньги, проследить происхождение которых намного сложнее, чем цепь транзакций криптовалют.
Криптовалюта — это инструмент и нельзя винить молоток за то, что им в быту могут и убить, а утюгом могут пытать.

Распространение вредоносного ПО
Относительно новый аргумент. “Лаборатория Касперского” в своем отчете сообщила, что файлы регистрации виртуальных транзакций в работающих с криптовалютой в распределенных системах могут быть использованы для размещения вредоносного ПО или другого нелегального контента.
Впрочем любые иные транзакции в Сети интернет не исключают этого.

Права граждан не защищены при криптовалютных сделках и переводах
Нет законодательного регулирования — нет прав у граждан по защите своих интересов при их нарушении. В целом можно согласиться, если не принимать во внимание, что использование криптовалюты носит добровольный характер, но, тем не менее, пока нет законодательной базы — всё это выглядит (со стороны государства) как незаконные игры.
Условно говоря, проигрывая деньги в подпольном покере — человек виноват сам и он это понимает, но для государства возрастает опасность, что это может подтолкнуть данного человека к другим неправомерным действиям. Т.е. носит опасность для общества.

Поэтому логично, что государство задумалось над проблематикой государственного регулирования обращения криптовалют


И, к сожалению, в настоящее время такое регулирование выливается в разработке проекта закона о фактическом приравнивании криптовалюты к денежным суррогатам и их полному запрещению к использованию с наложением санкций в противном случае.

Такой репрессивный подход начал складываться после заявлений ЦБ РФ годичной давности:
“В последнее время в мире получили определенное распространение так называемые „виртуальные валюты“, в частности, Биткойн. По „виртуальным валютам“ отсутствует обеспечение и юридически обязанные по ним субъекты. Операции по ним носят спекулятивный характер, осуществляются на так называемых „виртуальных биржах“ и несут высокий риск потери стоимости.
Банк России предостерегает граждан и юридических лиц, прежде всего кредитные организации и некредитные финансовые организации, от использования «виртуальных валют» для их обмена на товары (работы, услуги) или на денежные средства в рублях и в иностранной валюте”.

image Также Банк России пригрозил и законом:
“Согласно статье 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» выпуск на территории Российской Федерации денежных суррогатов запрещается.
В связи с анонимным характером деятельности по выпуску «виртуальных валют» неограниченным кругом субъектов и по их использованию для совершения операций граждане и юридические лица могут быть, в том числе непреднамеренно, вовлечены в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
Банк России предупреждает, что предоставление российскими юридическими лицами услуг по обмену «виртуальных валют» на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Это было первое официальное приравнивание криптовалюты к денежному суррогату.

День в день такого заявления Цетробанка прозвучало и встречное заявление от главы Сбербанка Германа Грефа, который вступился за биткоин:
«Это крайне интересный глобальный эксперимент, который ломает парадигму выпуска денег, — считает Греф, — запрет Bitcoin станет колоссальным шагом назад». Эту виртуальную валюту «определенно не надо запрещать», ее «нужно изучать и, возможно, регулировать надлежащим образом»

В начале февраля 2014 г. рабочая группа при Генеральной прокуратуре совместно с ЦБ, МВД и ФСБ рассмотрела вопрос о существовании и обороте криптовалют, резюмировав принять конкретные решения, «направленные на предотвращение нарушения имущественных прав граждан и организаций, связанных с использованием криптовалют и определить дальнейшие направления работы по правовой регламентации данной сферы».

Позже прозвучало и заявление со стороны руководителя Госнаркоконтроля о том, что “Виртуальная валюта биткоин среди прочих платежных систем все активнее используется наркомафией для осуществления платежей при реализации наркотиков".

В июле прошлого года, Георгий Лунтовский, первый зам.председателя Банка России, выступая на Международном банковском конгрессе заявил о возможности урегулирования оборота криптовалют на национальном уровне. Он заявил следующее «Мы сторонники аккуратного подхода к BitCoin. Совместно с Банком международных расчетов мы мониторим эту ситуацию. Нельзя отвергать этот инструмент, возможно за ним будущее. По мере накопления информации примем решение о BitCoin. Сейчас совместно с правительством проводим работу по изучению этого вопроса. Возможно, через какое-то время примем решение законодательном регулировании данного вопроса».

Но уже уже в августе на портале общественных обсуждений Regulation.gov.ru появилась информация о том, что Министерство финансов по поручению первого зампреда Правительства РФ Шувалова приступило к разработке законопроекта о фактическом запрете хождения криптовалюты (виртуальной валюты) в России.

В ходе экспертного обсуждения было получено более ста критических замечаний к такому запретительному подходу к использованию криптовалюты. Но все они не были учтены и уже в феврале этого года было запущено общественное обсуждение уже непосредственно самого текста закона.
Который вносит изменения в КоАП, закон “о ЦБ РФ” и в закон “об информации” и предполагает наложение штрафов и на физических (до 50 т.р.) и на должностных (до 100 т.р.) и на юридических лиц (до 1 млн. руб.) за выпуск денежных суррогатов, создание и распространение ПО в целях выпуска, распространение информации о том, как работают виртуальные валюты и за осуществление операции с ними.
Также ЦБ РФ дается возможность осуществлять внесудебную блокировку сайтов с информацией по выпуску “денежных суррогатов” и по их использованию.

Опять-таки, со стороны экспертов были озвучены десятки критических замечаний по данному тексту законопроекта.

Минэкономразвития дало отрицательное решение по итогам процедуры ОРВ проекта закона по запрету на территории Российской Федерации виртуальных валют и криптовалют в частности:
“В этих условиях предлагаемое проектом акта регулирование не решает поставленных указанными поручениями задач, а лишь способствует созданию правовых барьеров для реализации маркетинговых программ субъектов предпринимательства и развитию предпринимательской деятельности в целом.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы, заявленной разработчиком, способом, предложенным проектом акта, а также о наличии положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федера��ии”.

Также по результатам дополнительных публичных консультаций были получены отрицательные отзывы от ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «МегаФон», ОАО «РЖД» и Ассоциации «Национальный платежный совет».

Тем не менее, текст претерпел только технические правки, оставив все те нормы и запреты, которые были в нем заложены изначально, разве что выведя т.н. бонусные баллы за рамки закона.

И это удовлетворило Минэкономразвития, хоть и с оговорками. И было дано со стороны этого министерства уже положительная оценка данного законопроекта.

Все это происходило на негативном для биткоин-энтузиастов и компаний фоне


В январе Роскомнадзор внес в реестр запрещенных сайтов и отдал распоряжение операторам связи блокировать 7 биткоин-порталов bitcoin.org, indacoin.com, coinspot.ru, hasbitcoin.ru, bitcoinconf.ru, bitcoin.it, btcsec.com
Оказалось, что еще в сентябре 2014 года состоялось решение городского суда Свердловской области по запрещению данных сайтов по заявлению местной прокуратуры.

Так же стали появляться и политические высказывания депутатов Госдумы о криптовалютах.

Депутат Госдумы «Справедливой России» Андрей Крутов:
“Криптовалюты ставят под угрозу финансовую стабильность и финансовый суверенитет России”.

Депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Свинцов:
«Все эти криптовалюты созданы американскими спецслужбами как раз для финансирования терроризма и цветных революций”.

Всё это, естественно, не придает перспектив государственного понимания, как можно использовать криптовалюты для придания им легитимного статуса и очерняет для общества и бизнес-структур саму идею развития такого рода перспективных технологий.

image

Что же тогда делать?


-> Не уходить в себя
-> Использовать доступные инструменты воздействия самому. Создавать и подписывать петиции, участвовать в открытых общественных обсуждениях. Да, возможно на данном этапе развития инструментов электронной демократии они еще не совсем обрели нужное воздействия на органы государственной власти, но тем не менее надо массово приходить в них и строить фундамент для дальнейшего наращивания общественного давления с отстаиванием своих позиций.
ИЛИ
-> Делегировать отстаивание своих прав лобби-группам:
— создание различных форм ассоциаций, альянсов, организаций;
— краудсорсинг (коллективный разум);
— краудфандинг / финансирование такого рода проектной и текущей деятельности по лоббированию интересов отрасли.
-> Юридическая борьба в судах. Организация правовых консультаций и адвокатская помощь.
-> Информационная «война» в Сети. Ликбез и пропаганда. Пытаться доносить позитивные смыслы для всех категорий общества, бизнеса и государства.

Используя криптовалюту, мы её делаем легитимной для нас самих.
Но это как минимум несет стагнацию легального развития механизмов новых общественных связ��й. А скорее всего приведет к регрессу адекватного восприятия этих инструментов со стороны всех остальных лиц, не вовлеченных в процесс использования криптовалюты.

Чтобы сделать криптовалюту легитимной для всех — необходимо действовать:
Объединяться и создавать сильное лобби для отстаивания и своих прав и претворения новых технологий в жизнь.



Государство и криптовалюта. Попытка убить вселенную от страха неизведанного

Дополнительные материалы по самой конференции:
Bitnovosti.com — В Москве обсудили будущее криптовалют: репортаж с Bitcoin Conference Moscow
Bankir.ru — Конец биткойнов в России. Одни игроки отрасли считают, что нужно бороться, другие не видят в этом смысла
ITexpert.org.ua — Биткоин-сообщество должно задуматься над созданием своего сильного лобби
Forklog.com — Прямая текстовая (+фото) трансляция Bitcoin Conference Russia
Bits.Media — Отчет о Bitcoin Conference Russia в Москве

Организаторы конференции обещали представить видеозапись трансляции конференции в ближайшее время.

Также прошу всех желающих принять участие вот в таком опроснике на тему: «Биткоин в России и сопредельных странах»

UPD

Видео с юридической секции Bitcoin Conference Russia 2015
(сорри за излишнюю внешнюю мою суровость)))


Все дополнительные материалы с конференции и остальные видеозаписи с неё:
bitcoinconf.moscow/ru#results
Only registered users can participate in poll. Log in, please.
Как Вы считаете, необходимо госрегулирование криптовалюты/технологий и создание института лобби в их защиту?
8.19%Всё запретить, лоббирование не нужно59
13.19%Необходимо госрегулирование и контроль (но не запрет), лоббирование не нужно95
25.14%Необходимо госрегулирование и контроль (но не запрет), лоббирование нужно181
24.86%Никакой гос.регуляции и лоббирование не нужно179
21.67%Никакой гос.регуляции, но лоббирование нужно156
6.94%Я не нашел ответа50
720 users voted. 186 users abstained.