Pull to refresh

История успеха Telegram — мессенджера со встроенной «защитой» от властей, покупателей и инвесторов

Reading time5 min
Views29K
image

Компания Google заинтересовалась покупкой бесплатного кроссплатформенного мессенджера Telegram. Одной из причин интереса может быть тот факт, что у компании нет собственного мессенджера (есть Hangouts, но по общему мнению дела его идут незавидно), пишет «Секрет фирмы». Ранее Дуров заявлял, что не намерен вести переговоры о покупке или инвестициях в его проект.

По данным издания, в мае 2015 года Дуров встречался с генеральным директором Google Сундаром Пичаи, чтобы обсудить перспективы поисковика на рынке мессенджеров. Инициатором встречи, по словам собеседников «Секрета фирмы», выступила Google, которая оценила Telegram более чем в $1 миллиард.

update: Основатель Telegram назвал слухом информацию о переговорах с Google о продаже Telegram. Представитель мессенджера также опроверг факт встречи Дурова с гендиректором Google Сундаром Пичаи.

Издание вспоминает историю успеха Telegram и пытается объяснить его привлекательность для потенциальных покупателей и инвесторов.

C низкого старта


В октябре 2013 года популярный арабский блогер Халед опубликовал несколько постов о только что появившемся в App Store мессенджере Telegram. Посты блогера способствовали всплеску загрузок — через несколько недель аудитория Telegram выросла до 100 000 пользователей.

Саудовская Аравия, как и другие страны Персидского залива, стала одной из точек роста Telegram. Билл Хайдер, разработчик из Саудовской Аравии, писал в своём Twitter-аккаунте: «Telegram становится популярным. Я знаю о двух госструктурах, которые просили своих сотрудников зарегистрироваться в мессенджере».

Павел Дуров строил маркетинг своего проекта на идее «защищённости» под лозунгом «Taking back our right to privacy» и всячески вселял в пользователей уверенность, что никакие спецслужбы не смогут прочесть их сообщения. Все маркетинговые сюжеты вокруг мессенджера строились на теме безопасности. И это работало — в июне 2014 года Telegram назвали самым быстрорастущим стартапом Европы, а в феврале 2015-го сервис Дурова преодолел отметку в 100 млн пользователей.

После того, как в июне 2013-го вокруг опубликованных бывшим сотрудником ЦРУ Сноуденом данных разгорелся скандал, Дуров решил сконцентрироваться на защищённости общения. Старший брат Дурова Николай написал протокол шифрования информации MTProto.

Дуров заявлял, что Telegram находится в нескольких юрисдикциях и это позволяет избежать давления властей любой из стран.

Ставки сделаны


Telegram запустился, когда приложение выходца из Украины Яна Кума WhatsApp уже было популярно во всём мире. Другой конкурент — Viber — имел десятки миллионов пользователей в Иране, России и других странах. Кроме того, в отдельных регионах развивались локальные мессенджеры: Hike в Индии, WeChat в Китае, Line в Японии. Чтобы стать заметным на рынке, Дурову нужно было громко заявить о себе. Ставка на защищённость и «сверхсекретный протокол», как уже отмечалось, сыграла важную роль.

Помимо этого, Дуров создал открытую платформу на основе API Telegram, где любой программист может создавать клиентов и свои приложения.

По данным Priori Data, в 2015 году в Италии Telegram загрузили 2 млн раз на iOS и Android (хотя WhatsApp там всё ещё лидирует и занимает первое место среди всех приложений). Вслед за пользователями чиновники и министерства стали открывать свои каналы в Telegram.

В 2015-м WhatsApp самым популярным приложением в Бразилии — по данным агентства Nielsen, его использовало около 70% пользователей смартфонов. В феврале 2015 года суд Бразилии вынес постановление о блокировке мессенджера, однако сервис так и не отключили. На фоне этих новостей к Telegram присоединилось 2,5 млн местных жителей. По статистике Priori Data, в 2015-м Telegram получил почти 10 млн загрузок на Android в Бразилии (против 691 000 на iOS).

Этого удалось достичь благодаря сервису ZapZap — самому успешному приложению на API Telegram (больше 6 млн скачиваний только на iOS). Пользователи таких приложений считаются пользователями Telegram, потому что хранятся на серверах Дурова. В интервью «Секрету Фирмы» основатель ZapZap Эрик Коста рассказал, что «ZapZap дал жизнь Telegram в Бразилии и превратил его в социальную сеть». Когда пользователю нравится приложение, оно отправляет приглашение и звонит его друзьям — таким образом оно распространяется. В ZapZap больше 20 000 групп, созданных пользователями.

Запретный плод


В 2014 году Telegram показал бурный рост в Иране. Местные шутят, что произошла самая большая миграция в истории — с Viber на Telegram. Из-за израильских корней Viber этот сервис заблокировали в Иране, и 20 млн пользователей постепенно перешли на мессенджер Дурова.

Иранские политики обращались к жителям страны в Telegram в период предвыборной кампании. Видео бывшего президента Мохаммада Хатами за сутки посмотрело 3 млн пользователей. «Telegram намного проще и понятнее», — говорил The Associated Press политический активист Али Алемни, агитировавший избирателей присоединиться к Telegram. По итогам выборов власти назвали Telegram одним из важных каналов, которые привели их к победе.

С ростом популярности мессенджера у властей появились вопросы к его авторам. Иранская киберполиция требует перенести серверы с данными пользователей в Иран и угрожает блокировкой; время от времени Telegram становится частично или полностью недоступным. Полиция уже арестовала администраторов 20 групп, обвинив их в распространении «аморального контента».

Заявления властей о блокировке Telegram пока идут ему на пользу: мессенджер обретает всё больше фанатов среди борцов за свободу. Заявления об ужесточении цензуры мотивируют пользователей искать более защищённые мессенджеры, и в первую очередь они думают о Telegram.

Telegram несколько раз привлекал новых пользователей благодаря новостным поводам, связанным с конкурентами. Так было, когда в 2014 году Facebook заявил о покупке WhatsApp и мессенджер оказался недоступным из-за наплыва пользователей на полтора часа. Некоторые пользователи демонстративно заявили, что уходят. В тот день у Дурова зарегистрировалось 5 млн пользователей.

Право на приватность


Telegram запускался на английском языке c расчётом на международную аудиторию под лозунгом «Taking back our right to privacy» («вернём себе право на приватность»). Со временем эта надпись исчезла, и теперь Дуров использует более обтекаемую формулировку: «New era of messaging». Возможно, это связано с тем, что WhatsApp запустил полное end-2-end-шифрование и стал более защищённым.

Чтобы подтвердить защищённость мессенджера, вскоре после запуска Telegram Дуров объявил конкурс: он заплатит $200 000 тому, кто взломает его переписку с братом в секретном чате.

В декабре 2015-го Electronic Frontier Foundation присвоила обычным чатам Telegram рейтинг защищённости 4 из 7, но секретным чатам — 7 из 7. «E2E или серверное шифрование в нашем случае слабо различаются. У нас и облачные чаты зашифрованы локально на серверах так, что местные власти не могут иметь доступ», — сказал Дуров в ответ на вопрос «Секрета Фирмы» о том, какой процент юзеров использует секретные чаты.

Дуров стал первым, кто запустил такое шифрование. Словосочетание «защищённый мессенджер» у пользователей ассоциируется с Telegram. Дуров выступает против властей, но чиновники особенно любят его мессенджер. Издание The Information писало о членах правительства Сан-Франциско, которые предпочитают Telegram, потому что он лучше защищён.

Кошелек или жизнь


Как бы Дуров ни продвигал новый сервис, многие из тех, кто попробовал, становятся его настоящими фанатами. Скорость передачи файлов и сообщений у Telegram выше, чем у других, что может быть существенным для жителей стран с медленным интернетом.

Telegram появился в рамках некоммерческой организации Digital Fortress и запустился на деньги Дурова. Он до сих финансирует проект в одиночку, заработав на продаже своей доли «ВКонтакте» около $300 млн. По словам Дурова, издержки составляют больше $1 млн в месяц.

В ближайших планах Telegram — зарабатывать на сторонних приложениях, с которыми можно делить доход подобно тому, как это делается во «ВКонтакте». В одном из интервью Дуров говорил, что думает монетизировать ботов.

Пока Дуров развивает сервис на личные деньги, нагрузка на серверы с увеличением пользовательской базы растёт и растёт. Он заявлял, что Telegram нельзя купить и даже нельзя вложиться в проект. Тем не менее, по информации «Секрета», несколько венчурных фондов Кремниевой долины выходили на него с предложением инвестиций.

В главных ролях


image
Tags:
Hubs:
Total votes 12: ↑12 and ↓0+12
Comments10

Articles