Pull to refresh

Почта России: страшно ли жить после Страшнова?

Reading time9 min
Views34K
image
Ждун или дрон? Бесконечный выбор в российской Матрице.

Август-2017. Одно из отделений Почты России. Слева закуток Почты Банка, в котором двое сотрудников играются в своих гаджетах. Вокруг них пустота. Прямо — три окошка Почты. Работает только одно. Очередь человек в 20 к нему. Надо стоять — деться некуда. Терминал электронной очереди сломался через пару недель после установки.

Почти каждый посетитель впереди, когда подходит его очередь, напряжённо спрашивает, куда делась его посылка, должна была прийти давным-давно. Кассир извиняется, говорит, что уже несколько месяцев работает одна за десятерых, и даже посылки месячной давности ещё не отсортированы. Или не извиняется, а просто кричит, потому что задолбали с одним и тем же вопросом, который её начальству надо задать. За окошком на полу видны последствия работы “одной за десятерых”: проходы завалены коробками и пакетами.

Это “Почта России”-2017. Страшнов ушёл в июле. Но судя по тому, что проблемы того же Иркутского УФПС (а сценка вначале — как раз из отделения Иркутска) начались весной, Страшнов “ушёл” ещё раньше. Связь, конечно, опосредованная, но тут стоит сказать про большую рыбу, к голове которой пришла прокуратура. И голова в своих беспокойствах про хвост совсем перестала думать, а хвост без головы — шевелиться. Страшно ли жить Почте после Страшнова? Надо разобраться.

Для этого взглянем глобальнее на весь почтовый екоммерс, нововведения Дмитрия Страшнова и их результат.

1. Коллапс


...стал первой проблемой, с которой столкнулся новый гендир Почты, и поводом, по которому он вообще очутился здесь. Чтобы не допустить подобного, Страшнов стал вкладываться в современные автоматизированные сортировочные центры. И первый был запущен во Внуково в ноябре того же года. С остальными всё происходило не так быстро и паралича всё-таки избежать не удалось. В 2016 новопостроенный (в 2013) ЛЦ Внуково переоснащён на автоматизированный манер, однако в декабре того же года не выдержал напора (хотя пример довольно спорный, тут нужны очевидцы). Другой пример объективнее — Казанский ЛЦ был запущен в тестовом порядке в декабре 2016, однако запуск провалился. И некоторые примеры помельче — касаемые рядовых ОПС — Рязань, например, или Томск (тут можно чуть ли не каждое ОПС в пример привести).

С другой стороны, в аэропорту Толмачево г. Новосибирска внедрена в том же 2016-м японская технология сортировки — на пробки там никто громко не жаловался.

С остальными автоматизированными сортировочными центрами как-то не сложилось. Год назад мы уже писали статью в том числе на эту тему. В соответствии с планами Минкомсвязи годичной давности уже должны быть сданы ЛСЦ Ростова, Санкт-Петербурга, и начато строительство Екатеринбургского и Красноярского ЛСЦ. Ни один не сдан — а сроки сдвинуты.
А ЛСЦ Хабаровска лучше всех вписывается в “концепцию понедельника” (“в понедельник точно начну бегать/строить/курить”) — взгляните на новости за 2014, 2015, 2016, 2017. В последней радует заголовок — “В Хабаровске в 2018 году начнут строить логистический центр “Почты России”. Ждём очередной новости о радужных перспективах.

Но! Несмотря на оставшуюся проблему со скоростью доставки, Почта России продемонстрировала успешное продвижение среди операторов доставки EMS. Шестое место из 198. Рядом с тройкой первых операторов (Финляндия, Молдавия и Латвия) наша огромная Почта выглядит несуразно. Для сравнения — положение сервисов стран, сравнимых по размеру территорий: США — 35, Китай — 94. За счёт чего же сделан такой рывок?

  1. Это всего лишь итоги первого квартала 2017 года, в конце года наверняка будет откат. Но с приходом Страшнова Почта каждый год только прибавляла (с 92-го, через 81-е к 59-му). Проблема только в том, что на англоязычных ресурсах EMS никакого рейтинга найти не удалось. Может, плохо искали. Может, рейтинг не так популярен в остальном мире. Остаётся принять на веру данные ПР о крутизне этого рейтинга.
  2. Экспорт — за счёт увеличения количества экспортных отправлений EMS на 25%. А это один из основных показателей рейтинга.
  3. Собственно скорость доставки. К которой можно добавить скорость ответов на претензии и скорость передачи данных о статусах почтовых отправлений в систему отслеживания.

Видно, что внимание направлению EMS было уделено должное. В целом по скорости всё.
Нет — для контраста вот ещё — китайский цех разбора посылок — кто эти инопланетяне и где тогда мы?

2. Субсидии


“… развращают любое предприятие” — золотые слова Дмитрия Страшнова, сказанные уже после прожитых на Почте лет. Ни одна копейка, доставшаяся на известном блюдечке, не ценится так, как мокрая от чёрного пота. Позиция всех дотационных, субсидируемых и инвестируемых компаний и просто любых подобных лиц (позиция внутренняя, конечно, — негласная), как правило, такая: “Зачем развиваться? Дадут же ещё?”.

И Почта бы жила так же. Если бы в конце 2014 года государство не прекратило её субсидировать. Страшнов говорит, что новость оказалась для них неожиданной. Потому что стратегия развития, разработанная в 2013-м Минкомсвязи, предполагала постепенный отказ от субсидий, начиная с 2018-го — заканчивая 2023-м. Хотя если Страшнов ставил цель выйти на IPO, то о субсидиях надо было забывать как можно раньше. Кризис рубля и нефтедобычи поспособствовал.

Чтобы ликвидировать дефицит, пришлось повышать цены на тарифы. Начали с подписок и пересмотра соглашений с издательскими домами. Те бунтовали, ненавидели, судились, но в конце концов соглашались.

И по итогам 2015 года вместо дефицита Почта получила чистую прибыль в 1,5 млрд. рублей. То есть отыграла и 5,5 млрд. положенных субсидий и в хороший плюс вышла. Насколько велика здесь именно роль повышения тарифов на подписку, не совсем понятно, но говоря о прекращении субсидирования, Страшнов упоминает именно этот шаг. Хотя долю среди доходов Почты подписка занимает скромную (всего 3%). Минутка арифметики помогает выяснить, что из 140 млрд. рублей доходов за 2014-й год, подписка принесла примерно 4,2 млрд. Чтобы получить дополнительный доход в 7 млрд. только за счёт подписки, нужно было увеличить её тарифы примерно в 2,7 раза. Читаем новости — всё сходится — в 2,5 раза в конце 2014-го и +10% в начале 2015-го. Хорошо, когда всё сходится. Плохо, когда только на бумаге.

image

С тех пор прибыль планомерно растёт. Цены на услуги, правда, тоже. Но основным фактором всё-таки считается рост интернет-торговли в целом, и трансграничной торговли, в частности (читай, с Китаем). И соответственно рост обрабатываемых отправлений.

Итого: 2014 год — прибыль 1,2 млрд (при живом ещё субсидировании), 2015 — 1,5 млрд, 2016 — 1,7 млрд. рублей.

image

Почти наверняка 2017-й год тоже закончится прибылью. Тем не менее, первым стратегическим решением новоиспечённого главы Николая Подгузова становится ходатайство Правительству о возвращении государственной поддержки (впрочем, пока неудачное). Что за этим скрывается? Искажение показателей прежним руководством, и на самом деле на Почте сейчас пустые амбары и два самолёта? Или же неумение Подгузова строить бизнес предприятия так, как это делал Страшнов? Покажет только время. Или чистосердечные признания. Да. Точно время.

3. Почта.Маркет


… Страшновым воспринимался как неуместное явление. Для глобального рынка, во всяком случае. Внутри соперничество с рядом интернет-гигантов будет тяжёлым и проигрышным. Снаружи Амазон, Алибаба и другие. Остаются только две перспективы. Предоставление площадкой услуг для отдалённых регионов. И связующее звено между заграницей и Россией, т.е. инструмент проникновения зарубежных площадок на российский рынок.

В целом состояние почтового маркетплейса в настоящее время можно оценить удовлетворительно.

Функционал неплох. Баги встречаются, но исправляются. Ассортимент дороговат по сравнению с конкурентами. Всего на площадке на 2016 год имелось более 100 тыс. товаров. И оформлено более 500 тыс. заказов.

Развитие видно. Например, из последнего — это внедрение торговли смартфонами и планшетами и договор с Samsung. Есть развитие. Но тестовый период по сути не закончен. И китайские конкуренты пока не видят смысла проникать в Россию через Почту.Маркет. Может, дождёмся. Хотя надо ли?

4. Direct mail, CRM и остальное


Сервис таргетированной почтовой рассылки. Когда есть миллионная база подписчиков, рано или поздно придёт мысль, что по ней можно рассылать ещё и рекламу. До выхода Почты на этот рынок объём direct mail оценивался в 600 млн. рублей. К 2020-му году эксперты предрекали пятикратный рост этого рынка за счёт участия Почты.

Опять же пару лет Почта России уже тестирует этот сервис. Но о кратном увеличении ФГУП пока не хвастается. Хотя понятно — копеечка в бюджет падает. Например, в Тюмени.
Ещё одним небольшим достижением при Страшнове стала разработка CRM-системы федерального масштаба вместо существовавших ранее локальных проектов. Ушло на это пока около 100 млн. рублей. Внедрив систему (по плану 1 октября 2017), станет проще взаимодействовать с юридическими лицами и осуществлять ту же рассылку.
К технологичным новинкам периода Страшнова можно добавить онлайн-услуги курьера и посылок, модернизацию сайта. И, конечно, трекинг-сервис, творящий с посылками не поддающиеся логике вещи, но жизнь всё же облегчающий.

5. Почта Банк и блокчейн


Почтовый банк — одно из главных достижений Страшнова сотоварищи. 15 лет об этом говорили. В 2016-м наконец-то совместно с группой ВТБ преобразовали Лето-банк в “Почта Банк”. Стратегия развития предусматривает скачок в тройку банков-лидеров к 2023 году. За два года банк уже поднялся по финансовым показателям с 69-го на 41-е место (по народному рейтингу занимает 15-е место). За 2016-й чистая прибыль составила 1,2 млрд. рублей. Рост активов, кредитного портфеля, клиентских пассивов, развитие digital-каналов, мобильного приложения — вот все цифры.

Почта России (за счёт дочернего ООО “Почтовые финансы”) владеет минус одной акцией плюс 50% банка. То есть очередные лишние 600 млн.рублей за 2016-й год у Почты есть.

Из положительных моментов взаимодействия с ПР можно выделить проект выдачи посылок через банковские окна. Увеличено в 10 раз присутствие в регионах (более 6 тыс. точек).

Из отрицательных — видимо, пенсии выдавать на Почте будут ещё долго. И остальные финансовые услуги, которые можно было бы перекинуть в Почта Банк, пока ещё оказываются ПР.

Про блокчейн можно добавить только то, что глава Почта Банка Дмитрий Руденко в 2016-м заикнулся о возможности внедрения этой технологии. Пару дней назад эти слова повторил уже Николай Подгузов применительно к самой Почте. Однако как в банке до активных шагов дело не дошло, так и слова Подгузова можно считать пока чистым популизмом.

6. Премия и самолёты


— А помнишь, были времена, когда самолётов на Почте ещё не было? Молодец Страшнов, что решился. С него этот авиапарк начался. Только вот летают медленно, да крюка через Йоханнесбург дают.

— Да нет, это не при Страшнове. Тот не мог. Он только и сделал, что премию себе выписал в 100 млн., а затем ушёл…- утрированный диалог между любителями вести утрированные диалоги лет эдак через 10.

Сколько бы позитивного не внёс Страшнов в Почту, навсегда запомнится именно главный его косяк. Косвенно он не виноват. Это всё министерство связи намышковало. Но по-человечески его не поймёт ни один из нынешних и будущих рядовых почтальонов и людей. Да — топ-менеджер, да — управляет огромным предприятием, причём достаточно прогрессивно управляет, да — в том же Газпроме или Роснефти премии в разы больше. Но если у простого почтальона зарплата минимальная — то морального права принимать такую премию у руководителя нет. Вот и выходит, что формальное право на премии Страшнов и его заместители имеют, но вернуть должны. Тем более что начислялась она в 2014-м году фактически не с прибыли, а с дотаций, которые покрывали убытки.

Что ни говори, а собственные самолёты давно были нужны Почте. Тем интереснее позиция главы профсоюза ПР Татьяны Соколовой (с жалобы которой началась вторая проверка Генпрокуратуры по незаконной покупке самолётов, и которая, если вникнуть, олицетворяла и возглавляла борьбу старой системы с группой управленцев Страшнова). Если кратко разобрать основные тезисы, то самолёты, во-первых, достались втридорога (кредит в Альфа-банке под 13%), во-вторых, вовсе не нужны, а в-третьих, Страшнов — контрабандист. Почта ответила, что самолёты взяты в субсидированный кредит по госпрограмме “Развитие авиационной промышленности” (ставка 2,7%). Собственные самолёты экономят время, исключая лишнее взаимодействие с кем бы то ни было. А Страшнов не контрабандист, а Дмитрий Евгеньевич.

Генпрокуратура же отправила проверенные материалы по известному маршруту в Следственный комитет, где скорее всего, уже с мая пылится постановление об отказе в возбуждении дела. С подшитым за ним постановлением об отмене постановления об отказе. И с новым постановлением об отказе. И так до бесконечности, если понадобится.

7. Перед зависшим IPO


Наследство Николаю Подгузову досталось интересное. С одной стороны, целая россыпь инноваций, каких Почта не видела никогда до этого. Вектор в сторону модернизации всех элементов системы Страшнов держал крепко. С другой, — так и не дошедшие до приятных (или хотя бы удовлетворяющих) цифр зарплаты почтальонов, никуда не исчезнувшие проблемы с коллапсами, и это алчное эхо от премии, которое будет громыхать рядом с Почтой ещё очень много зим.

Единственное, чего самому Страшнову не хватило в работе, и что он считает своей главной неудачей — это так и несостоявшееся акционирование Почты России. Причём готовность к выходу на биржу, по его мнению, была ещё в 2015-м году. Страшнов добился финансовой прозрачности предприятия, регулярно публикуя подробные отчёты. Долю в Почте России готов был купить китайский Алибаба. На многочисленных конференциях Страшнов предлагал десятки разнообразных выгодных вариантов, возникающих после проведения IPO, японскую, немецкую и другие модели развития. Не вышло. Про причины он говорит следующее:

  1. Непринятие законов о связи и акционировании
  2. Отсутствие политического спонсорства
  3. Не поговорил с Путиным на эти темы.

Политолог-социолог Вячеслав Смирнов заметил в сторону Страшнова следующее: в России силовой блок значительно влиятельнее экономического. А у Страшнова в этом кругу отсутствовали сколь-нибудь значимые покровители. От того такое пристальное внимание со стороны силовых структур.

Поэтому продолжит Почта развиваться с позиции (скорее под контролем) силы, а не ума. А имеющим силу ни ум, ни развитая Почта России не нужны.
Tags:
Hubs:
Total votes 62: ↑54 and ↓8+46
Comments144

Articles