1 марта 1966 года «Венера-3», советская автоматическая межпланетная станция, достигла Венеры и врезалась в её поверхность в районе от −20° до +20° по широте и от 60° до 80° восточной долготы (к востоку от кратера Мид). Станция «Венера-3» стала первым космическим аппаратом, достигшим поверхности не только Венеры, но и вообще другой планеты.
Венера-3 летела в паре с запущенной на 4 дня ранее «Венерой-2». К сожалению, данные о планете Венера аппаратам передать не удалось, но полученная во время перелёта информация всё равно представляла огромную ценность для вопросов, связанных с дальней связью и межпланетными перелётами. Были изучены магнитные поля, космические лучи, потоки заряженных частиц малых энергий, потоки солнечной плазмы и их энергетические спектры, космические радиоизлучения и микрометеоры.
Станция «Венера-3» была запущена 16 ноября 1965 года с космодрома Байконур. Станция «Венера-3» состояла из орбитального отсека и спускаемого аппарата. Спускаемый аппарат представлял собой сферу диаметром 90 сантиметров и был снабжён парашютом для мягкой посадки.
В спускаемом аппарате был помещён металлический глобус Земли диаметром 70 миллиметров, внутри которого находился вымпел с изображением герба Советского Союза. В спускаемом аппарате были также установлены научные приборы. Перед запуском он был тщательно стерилизован, чтобы предотвратить биологическое загрязнение Венеры.
За время полета со станцией «Венера-3» было проведено 63 сеанса связи (и 26 — с «Венерой-2»). Однако, система управления станции вышла из строя ещё до подлёта к Венере, и никаких данных о Венере станция не передала.
До «Венеры-3» инженеры СССР сделали десяток неудачных или частично удачных попыток отправки космического аппарата к нашей соседке. В США было сделано две попытки: «Mariner 1», разбившийся при старте, и «Mariner 2», пролетевший мимо Венеры, но испытывавший неполадки в работе.
Через пять лет после этого события поверхности Марса коснулся первый космический аппарат, также изготовленный в СССР – "Марс-2".