Бесплодная фантазия? Глупость? Заговор? А может, всё вместе — и то, и другое?
Наверное, почти каждому, кто взял в руки планшет, приходила в голову простая мысль: «А почему бы сзади не приделать к нему кнопки? Ведь когда мы держим это устройство, пальцы рук остаются практически без работы! А они ведь так много могут!»
И умников, которые всерьёз озадачились этой идеей, всегда было довольно много. А про их эргономическую, и не очень, мысль, рассказать можно ещё больше. И если проследить за поворотами этой мысли, можно получить ответ на главный вопрос — для чего такую клавиатуру вообще стоит делать? Поэтому — добро пожаловать под кат. Невероятное, очевидное, и не очень, об этом, уже собрано внизу.
Начать стоит с того, что в области создания обратносторонней клавиатуры, за последние полтора десятка лет, развилась довольно бурная, но не особо афишируемая деятельность. Как со стороны крупных компаний, так и со стороны отдельных изобретателей. Многие, включая вашего покорного слугу, фиксировали эти, витающие в воздухе, идеи в патентах, делали успешные, и не очень, прототипы, и даже выпускали вполне готовые к использованию устройства. Попутно рассказывая заинтересованным о своих успехах.
Успехах, что важно, не малых. Ведь цифра 440 знаков в минуту, хотя и с определёнными поправками, чего-то да стоит.
И, тем не менее, клавиатуры на обратной стороне планшетов, игровых приставок и пультов от смарт-ТВ, мы не видим. Почему?
Если взглянуть на реализацию этой идеи обобщённо, то становится ясно: многие, кто решился сделать это, действовали, как говориться, «с наскока». Подкупившись кажущейся простотой задачи, они не стали упрощать свои, так требующие этого, устройства. И получались у них, одновременно, и слишком просто, и слишком сложно.
Эти, вышеупомянутые, ребята (например, из Microsoft и TREWgrip) просто переносили обычную Qwerty-клавиатуру, со всеми её рядами, наклонами (и даже служебными клавишами!), на обратные стороны своих устройств, и говорили: «Всё. Нет проблем! Вот вам: обратно-сторонняя клавиатура!»
К счастью, далеко не все были так просты в своих устремлениях, и всё-таки ставили клавиши в естественные, ровные ряды, без смещения. Не так, как в обычных компьютерных клавиатурах.
Другие — шли ещё дальше, и озадачивались более удобным направлением нажатия: например, в бок, или – под углом.
И, вообще, приходили к необходимости сокращения общего количества кнопок, доходя порой, практически, до аккордного ввода.
Тем не менее, осталось фактом, что очень немногие смогли полностью адаптировать клавиатуру к обратному положению. И даже тот, кто почти достиг идеального результата (например, создатели Октодон или AlphaGrip), не получил от своего устройства полноценного коммерческого успеха.
Ведь помимо того, что надо решить целый ряд чисто эргономических дилемм, необходимо ответить ещё и на большой, и важный маркетинговый вопрос, который некоторым читателям этой статьи, думаю, был очевиден с самого её начала. А нужно ли? А стоит?
И тут мой ответ – смотря для кого.
Ведь если сильно не гнаться за скоростью набора (а оно нам действительно надо?), то и на планшетах, да и, отчасти, на смарт-ТВ, есть масса относительно неплохих решений, которые позволяют набирать текст со скоростью довольно быстрого и внимательного одно- или дву-пальцевого инвалида.
И вам ничего не стоит, при определённой сноровке и желании, достичь в этого, довольно высокого, уровня:
Но если же вы захотите самой высокой скорости набора, удобства, и максимального использования того, на что вы способны, то, можно констатировать: ситуация – аховая.
И именно поэтому, думаю, подавляющее большинство людей практически не используют планшетные компьютеры для решения рабочих задач. И воспринимает его, главным образом, как инструмент развлечения. А смарт-ТВ остаётся у многих, по большом счёту, просто обычным телевизором.
Но неужели никто из производителей техники, или периферии, не прельстился мыслью сделать планшет по-настоящему рабочим инструментом, а смарт-ТВ – инструментом коммуникационным?
Чтобы первый не валялся дома как игрушка, пока вы таскаете с собой на работу ноут. И чтоб не отрываться от второго, включая компьютер, для написания пары комментов в соцсетях на чужие фотки.
Планшет, с которым пользователь не расстаётся, и телевизор, от которого он не отлипает? Это ли не мечта любого производителя? Почему так не произошло?
Думаю, причина тут не только в шапкозакидательстве одних, и трусости других. Тут дело в других вещах™.
В концепции, и в ожиданиях.Точнее, в ожидании, что определённая концепция оправдает определённые ожидания.
С концепцией всё просто. Кнопок быть не должно. Кнопки — это прошлое. Точка.
Ожидания, что вот-вот сейчас что-то произойдёт.
Придумают. Что-то новое. Революционное. С сенсором. С голосом. Со словарём. С проецированием. Но без кнопок. Ведь прогресс – не стоит на месте. И должны же мы, наконец, уже окончательно отказаться от этих ненавистных и ужасных, в своей природе, архаичных устройств!
И действительно! Так — будет! Так — произойдёт! Но не здесь. И не сейчас. А чуть позже. И это будет не сенсор, не проекция, и не различные «помощники», которые набирают за нас слова. И, даже, не голосовой набор.
Проекция и сенсор, никогда не дадут вам полноценного удобства и обратного отклика. С ними невозможно быть уверенным в нажатии, если на него, этот сенсор, или проекцию, не посмотреть. Голос же, как оказалось, требует довольно необычного навыка разговора с самим собой. Что не для всех, и не всегда удобно.
Расчет же на «помощников», которые, в принципе, могут быть на любой клавиатуре, оправдывается лишь отчасти, т.к. делает обязательным постоянное слежение за тем, что происходит при работе. Они — тупиковая ветвь для тех, кому нужен полный контроль, и свобода того, что он вводит.
А в том то и дело, что не ждёт. Дело в том, что уже здесь и сейчас — можно. Но есть одно но. А точнее — двойное НО.
Сделать более-менее удобную обрано-стороннюю, или back-type клавиатуру, сейчас, технически, не сложно. Если обобщить уже имеющийся опыт, провести его анализ, и оставить определённые «допуски» для региональных вариаций, можно вывести её «идеальную формулу», и получить вполне приемлемый результат: 150-160 знаков в минуту. Для обычного пользователя.
Т.е. 2-3 знака в секунду. При обучении длительностью ок. 20-25 часов. Фактически — пару недель периодического использования.
Но, говорит нам первое НО, такой срок не устраивает большинство. Большинство пользователей. Это — слишком большое время. Это — не пара часов.
Такая клавиатура, в приближении, действительно необходима, но потратят время на её освоение — немногие. А поскольку, как ни странно, большинство производителей ориентируются на большинство потребителей, то такое устройство, в расчёте на массовость, обречено.
Но, говорит нам в ответ второе НО, если взглянуть на такую клавиатуру ещё раз, уже без ожиданий чего-то радикального и сногсшибательного, проявляется её другая важная сторона. Она легко, и с пользой, может быть не полнофункциональным, а вспомогательным инструментом. И тогда она будет проста и понятна не только для кучки гиков и позёров, но и для обычного человека.
Уменьшение и увеличение открытой web-страницы, движение по ней в стороны, открытие браузера, телефонной книги, списка вызовов; закрытие, и сворачивание окон…
Настройки, и самые нужные, востребованные приложения… В одно касание! Это ли не хорошо? Ведь всё это делается кнопками такой клавиатуры просто и легко! А что ими можно сделать в играх? Это действительно переворот, который себе трудно представить!
Их, этих кнопок, может быть 8 шт. (по одной для каждого пальца), или 16, «по две — на одного». Тогда — и возможностей больше, и пол-клавиатуры можно «сгрузить» на них, в случае чего. А если ещё добавить и по паре служебных клавиш устройству на каждый бок, то можно вообще, порвать шаблон.
Но для чего? Ведь есть сенсорное управление и сенсорный ввод?
Отвечу просто: чтобы по назначению использовать свой мозг. А точнее — некоторые его особенности, как-то способность на автомате выполнять некоторую, весьма важную механическую работу. Ту механическую работу, которую вы делаете под визуальным контролем, в момент, когда пользуетесь тем самым, не отрицаю, весьма полезным, и удобным, сенсорным управлением и не очень, сенсорным вводом.
Ибо, вспоминая слова классика, мозг может многое.
Легко. Возьмем, к примеру, в руки планшет. Или, если его нет, что-то похожее. Например – небольшую книгу. Представим, под каждым вашим пальцем – запрограммированная нами кнопка. Всё, что нам необходимо в первую очередь: приложения, настройки, видео, скайп, или фото. А в каждом приложении есть общеустановленные для всех позиции кнопок: закрытие, сворачивание, поиск…
Допустим, вам надо найти видео в Ютуб. Он запрограмирован на одной из кнопок «главного» меню.
3 нажатия (одно — двойное) – и вы уже в его строке поиска (разблокировка – YT – Поиск).
Сделать поисковый запрос в браузере?
Ещё 1,5 секунды – и вы уже можете его вводить (cвернули YT – Браузер – Поиск).
Нужны настройки устройства?
2 нажатия – и вы в них (свернули браузер, вошли в настройки).
Вы успеваете всё, ещё до того момента, как придумаете, зачем вам это нужно.
Вы спросите кому это надо? Такая скорость?
И действительно, куда мы торопимся?
Ведь пока наш Андроид делает своё дело, мы, действительно, можем подумать о многом. О смыслах. О жизни. О наполненности. Ведь мы толком не используем этой чудесной возможности.
Наверное, почти каждому, кто взял в руки планшет, приходила в голову простая мысль: «А почему бы сзади не приделать к нему кнопки? Ведь когда мы держим это устройство, пальцы рук остаются практически без работы! А они ведь так много могут!»
И умников, которые всерьёз озадачились этой идеей, всегда было довольно много. А про их эргономическую, и не очень, мысль, рассказать можно ещё больше. И если проследить за поворотами этой мысли, можно получить ответ на главный вопрос — для чего такую клавиатуру вообще стоит делать? Поэтому — добро пожаловать под кат. Невероятное, очевидное, и не очень, об этом, уже собрано внизу.
Начать стоит с того, что в области создания обратносторонней клавиатуры, за последние полтора десятка лет, развилась довольно бурная, но не особо афишируемая деятельность. Как со стороны крупных компаний, так и со стороны отдельных изобретателей. Многие, включая вашего покорного слугу, фиксировали эти, витающие в воздухе, идеи в патентах, делали успешные, и не очень, прототипы, и даже выпускали вполне готовые к использованию устройства. Попутно рассказывая заинтересованным о своих успехах.
Успехах, что важно, не малых. Ведь цифра 440 знаков в минуту, хотя и с определёнными поправками, чего-то да стоит.
И, тем не менее, клавиатуры на обратной стороне планшетов, игровых приставок и пультов от смарт-ТВ, мы не видим. Почему?
Если взглянуть на реализацию этой идеи обобщённо, то становится ясно: многие, кто решился сделать это, действовали, как говориться, «с наскока». Подкупившись кажущейся простотой задачи, они не стали упрощать свои, так требующие этого, устройства. И получались у них, одновременно, и слишком просто, и слишком сложно.
Эти, вышеупомянутые, ребята (например, из Microsoft и TREWgrip) просто переносили обычную Qwerty-клавиатуру, со всеми её рядами, наклонами (и даже служебными клавишами!), на обратные стороны своих устройств, и говорили: «Всё. Нет проблем! Вот вам: обратно-сторонняя клавиатура!»
К счастью, далеко не все были так просты в своих устремлениях, и всё-таки ставили клавиши в естественные, ровные ряды, без смещения. Не так, как в обычных компьютерных клавиатурах.
Другие — шли ещё дальше, и озадачивались более удобным направлением нажатия: например, в бок, или – под углом.
И, вообще, приходили к необходимости сокращения общего количества кнопок, доходя порой, практически, до аккордного ввода.
Тем не менее, осталось фактом, что очень немногие смогли полностью адаптировать клавиатуру к обратному положению. И даже тот, кто почти достиг идеального результата (например, создатели Октодон или AlphaGrip), не получил от своего устройства полноценного коммерческого успеха.
Ведь помимо того, что надо решить целый ряд чисто эргономических дилемм, необходимо ответить ещё и на большой, и важный маркетинговый вопрос, который некоторым читателям этой статьи, думаю, был очевиден с самого её начала. А нужно ли? А стоит?
А нужно ли?
И тут мой ответ – смотря для кого.
Ведь если сильно не гнаться за скоростью набора (а оно нам действительно надо?), то и на планшетах, да и, отчасти, на смарт-ТВ, есть масса относительно неплохих решений, которые позволяют набирать текст со скоростью довольно быстрого и внимательного одно- или дву-пальцевого инвалида.
И вам ничего не стоит, при определённой сноровке и желании, достичь в этого, довольно высокого, уровня:
Но если же вы захотите самой высокой скорости набора, удобства, и максимального использования того, на что вы способны, то, можно констатировать: ситуация – аховая.
И именно поэтому, думаю, подавляющее большинство людей практически не используют планшетные компьютеры для решения рабочих задач. И воспринимает его, главным образом, как инструмент развлечения. А смарт-ТВ остаётся у многих, по большом счёту, просто обычным телевизором.
Но неужели никто из производителей техники, или периферии, не прельстился мыслью сделать планшет по-настоящему рабочим инструментом, а смарт-ТВ – инструментом коммуникационным?
Чтобы первый не валялся дома как игрушка, пока вы таскаете с собой на работу ноут. И чтоб не отрываться от второго, включая компьютер, для написания пары комментов в соцсетях на чужие фотки.
Планшет, с которым пользователь не расстаётся, и телевизор, от которого он не отлипает? Это ли не мечта любого производителя? Почему так не произошло?
Думаю, причина тут не только в шапкозакидательстве одних, и трусости других. Тут дело в других вещах™.
В концепции, и в ожиданиях.Точнее, в ожидании, что определённая концепция оправдает определённые ожидания.
Концепция
С концепцией всё просто. Кнопок быть не должно. Кнопки — это прошлое. Точка.
Ожидания
Ожидания, что вот-вот сейчас что-то произойдёт.
Придумают. Что-то новое. Революционное. С сенсором. С голосом. Со словарём. С проецированием. Но без кнопок. Ведь прогресс – не стоит на месте. И должны же мы, наконец, уже окончательно отказаться от этих ненавистных и ужасных, в своей природе, архаичных устройств!
И действительно! Так — будет! Так — произойдёт! Но не здесь. И не сейчас. А чуть позже. И это будет не сенсор, не проекция, и не различные «помощники», которые набирают за нас слова. И, даже, не голосовой набор.
Проекция и сенсор, никогда не дадут вам полноценного удобства и обратного отклика. С ними невозможно быть уверенным в нажатии, если на него, этот сенсор, или проекцию, не посмотреть. Голос же, как оказалось, требует довольно необычного навыка разговора с самим собой. Что не для всех, и не всегда удобно.
Расчет же на «помощников», которые, в принципе, могут быть на любой клавиатуре, оправдывается лишь отчасти, т.к. делает обязательным постоянное слежение за тем, что происходит при работе. Они — тупиковая ветвь для тех, кому нужен полный контроль, и свобода того, что он вводит.
Так что же нас ждёт?
А в том то и дело, что не ждёт. Дело в том, что уже здесь и сейчас — можно. Но есть одно но. А точнее — двойное НО.
Сделать более-менее удобную обрано-стороннюю, или back-type клавиатуру, сейчас, технически, не сложно. Если обобщить уже имеющийся опыт, провести его анализ, и оставить определённые «допуски» для региональных вариаций, можно вывести её «идеальную формулу», и получить вполне приемлемый результат: 150-160 знаков в минуту. Для обычного пользователя.
Т.е. 2-3 знака в секунду. При обучении длительностью ок. 20-25 часов. Фактически — пару недель периодического использования.
Но, говорит нам первое НО, такой срок не устраивает большинство. Большинство пользователей. Это — слишком большое время. Это — не пара часов.
Такая клавиатура, в приближении, действительно необходима, но потратят время на её освоение — немногие. А поскольку, как ни странно, большинство производителей ориентируются на большинство потребителей, то такое устройство, в расчёте на массовость, обречено.
R.I.P. ?
Но, говорит нам в ответ второе НО, если взглянуть на такую клавиатуру ещё раз, уже без ожиданий чего-то радикального и сногсшибательного, проявляется её другая важная сторона. Она легко, и с пользой, может быть не полнофункциональным, а вспомогательным инструментом. И тогда она будет проста и понятна не только для кучки гиков и позёров, но и для обычного человека.
Уменьшение и увеличение открытой web-страницы, движение по ней в стороны, открытие браузера, телефонной книги, списка вызовов; закрытие, и сворачивание окон…
Настройки, и самые нужные, востребованные приложения… В одно касание! Это ли не хорошо? Ведь всё это делается кнопками такой клавиатуры просто и легко! А что ими можно сделать в играх? Это действительно переворот, который себе трудно представить!
Их, этих кнопок, может быть 8 шт. (по одной для каждого пальца), или 16, «по две — на одного». Тогда — и возможностей больше, и пол-клавиатуры можно «сгрузить» на них, в случае чего. А если ещё добавить и по паре служебных клавиш устройству на каждый бок, то можно вообще, порвать шаблон.
Но для чего? Ведь есть сенсорное управление и сенсорный ввод?
Отвечу просто: чтобы по назначению использовать свой мозг. А точнее — некоторые его особенности, как-то способность на автомате выполнять некоторую, весьма важную механическую работу. Ту механическую работу, которую вы делаете под визуальным контролем, в момент, когда пользуетесь тем самым, не отрицаю, весьма полезным, и удобным, сенсорным управлением и не очень, сенсорным вводом.
Ибо, вспоминая слова классика, мозг может многое.
Как это почувствовать?
Легко. Возьмем, к примеру, в руки планшет. Или, если его нет, что-то похожее. Например – небольшую книгу. Представим, под каждым вашим пальцем – запрограммированная нами кнопка. Всё, что нам необходимо в первую очередь: приложения, настройки, видео, скайп, или фото. А в каждом приложении есть общеустановленные для всех позиции кнопок: закрытие, сворачивание, поиск…
Допустим, вам надо найти видео в Ютуб. Он запрограмирован на одной из кнопок «главного» меню.
3 нажатия (одно — двойное) – и вы уже в его строке поиска (разблокировка – YT – Поиск).
Сделать поисковый запрос в браузере?
Ещё 1,5 секунды – и вы уже можете его вводить (cвернули YT – Браузер – Поиск).
Нужны настройки устройства?
2 нажатия – и вы в них (свернули браузер, вошли в настройки).
Вы успеваете всё, ещё до того момента, как придумаете, зачем вам это нужно.
Вы спросите кому это надо? Такая скорость?
И действительно, куда мы торопимся?
Ведь пока наш Андроид делает своё дело, мы, действительно, можем подумать о многом. О смыслах. О жизни. О наполненности. Ведь мы толком не используем этой чудесной возможности.