Игрушки японской фирмы Tomy и сегодня отличаются оригинальностью, но не гиковостью. О них не скажешь: «их интересно взять в руки не только ребёнку, но и стереотипному свитеро-бородатому айтишнику». А когда-то сказать так было можно. Кто со мной на небольшой экскурс в историю?
«Видеоигры», которые на самом деле не видео
Бум видеоигр первого поколения инженеры Tomy восприняли как вызов. Сделать что-то похожее, но без «этой вашей» электроники — такую задачу поставили они перед собой. Ну, не совсем без электроники — со светодиодом, который, впрочем, при ярком освещении включать не обязательно, если смотреть под определённым углом. Так родилась консоль Blip.
Та же идея заложена в игру Digital Derby, слово digital в названии которой — чистой воды блеф, и покупатели это отлично понимали. Но всё равно брали за точную стилизацию.
Шар преодолевает полосу препятствий
Видеоигры второго и последующих поколений обычно многоуровневые, и этот вызов разработчики Tomy тоже приняли, проявив не менее тонкое чувство юмора, чем в предыдущем случае — со светодиодом в Blip. Персонаж двух следующих игр — шар, и это за несколько лет до того, как Sega подарила миру Соника и Тейлза.
Первый из девайсов — Screwball Scarmble — возможно, знаком вам по советскому клону. В нём, как и в оригинале, уровень «закрытый лабиринт» состоит из двух половинок, одну из которых можно снять, чтобы шарик было видно — для кого-то это стало первым в жизни случаем читерства. Приглядитесь к небольшим отличиям: например, у советской игры пиктограммы над органами управления круглые, а у японской — прямоугольные.
Игрушка Tricky Traps с похожим сюжетом менее известна, а выглядит стильно, не очень-то и игрушечно.
«Один себе, один детям»
Каталог Radio Shack 1984 года (см. КДПВ) призывает либо покупать сразу два Armatron'а, либо, если жабу удалось уговорить всего на один, не показывать его детям.
И снова разработчики Tomy не были бы самими собой, если бы не применили здесь всего один электродвигатель, работающий постоянно. Джойстики переконфигурируют механизм на лету, подобно клавишам электрической пишущей машинки.
При желании Armatron можно перевести на паровую тягу. Вот так просто вместо электрического двигателя приделать сбоку паровой — и всё продолжит работать как ни в чём не бывало.
Таков он, уменьшенный собирательный образ роботов, действительно широко применяемых в реальном мире. Киношники же видят их иными. Например, такими, как этот
Пританцовывающий рободиджей
Антропоморфных роботов у Tomy в своё время было много. Говорящий голосом владельца «почтальон» с подносом — Chatbot, поддающийся речевой «дрессировке» Verbot, падающий и снова поднимающийся Flipbot, усердно подметающий и пылесосящий стол Dustbot, дорогой многофункциональный Omnibot 2000 с управляемыми суставами… Но самый душевный — Mr. D.J.
Задолго до современного Sony Rolly в этом устройстве претворена в жизнь давняя мечта художников-мультипликаторов о танцующей колонке. Как и в Armatron, здесь применён один общий моторчик, через несложный механизм он приводит в движение руки и голову робота. А его нижнюю челюсть перемещает электромагнит в такт музыке, принимаемой встроенным радиоприёмником (схема). Диджею, правда, полагается ещё пара «вертушек», но их можно дорисовать воображением. Хорошей вариацией на тему мог бы стать робот-бард — то же самое, только с гитарой. Быть может, его сделаете вы?
Конечно, нелепо утверждать, что «подобного больше не делают». Ниша товаров, созданных вроде бы для детей, но способных улыбнуть и гика, занята и сегодня. Но Tomy, с их теперешним ассортиментом, более не в теме.