Привет, %username%.
Я, как обычно, не успокоюсь.
А всему причина пентафторид иода и прошлая статья!
В общем, все мы (надеюсь) помним начало творчества Ридли Скотта и просто потрясающий фильм «Чужой», который я рекомендую, несмотря на то, что он 1979 года. К концу этой статьи я докажу, что фильм не просто крут — он НАУЧЕН!
А для этого мы напряжём память и вспомним концовку: Рипли садится на челнок и внезапно обнаруживает там Чужого.
А теперь будет немного картинок, тёплых воспоминаний и химии.
Обнаружив Чужого, Рипли решает подуть на него специальными газами. Бодро надев скафандр (и не зря, как будет показано далее — и дело даже не в космосе), напевая песенку про
Специальные газы на челноке
Список — более чем любопытный:
- А. Пентафторид иода.
- В. Изобутан.
- С. Хлористый метил.
- D. Хлористый нитрозил.
- Е. Бромистый метил.
- F. Изобутилен.
- G. Фосфин.
- Н. Силан.
- I. Перфторпропан.
- J. Фосген.
- К. Что-то на «А», аргон («ARGON»), ацетилен («ACETYLENE»), арсин («ARSINE»)? Не знаю, не могу разобрать. Точно не аммиак («AMMONIA»), там вторая буква не так выглядит.
Так вот, Рипли пытается окурить нашего друга сначала пентафторидом иода:
Первая попытка
Чужой как-то мало празднует эти действия.
Затем — окуриваем хлористым метилом.
Вторая попытка
Тоже ноль на массу.
С третьего раза — удача! Мы окуриваем тварь хлористым нитрозилом.
Третья попытка
И вот тут пошли извивания и метания
Всё закончилось выкидыванием в космос и сжиганием в выхлопе из двигателя.
Кстати, Чужой в выхлопе не сгорел, что немаловажно
А теперь давайте разберём увиденное.
Что за газы?
«Специальные газы на челноке» — действительно странный набор.
1. Пентафторид иода IF5
Ну вообще-то пентафторид иода — не газ, а тяжёлая жёлтая жидкость с температурой кипения 97,85 °C. Я уже о нём писал, это очень сильный фторирующий агент, то есть если нашу животинку обдували этой дрянью при температуре кипящей воды — он действительно живучий! Много вопросов вызывает то, из чего сделан сам челнок, поскольку пентафторид иода спокойно уничтожает не только металлы, но и стекло с бетоном. Также вопросы к скафандру Рипли — но то такое.
2. Изобутан СH(СН3)3
Изобутан — обычный горючий газ (кстати, с октановым числом 100), может использоваться в двигателях внутреннего сгорания и как хладагент. Рипли его не использовала — и правильно: если уж пентафторид иода не дал результата — толку? Тем более там искры потом могли быть — а значит, могло и рвануть.
3. Хлористый метил CH3Cl
Хлористый метил — бесцветный ядовитый газ со сладковатым запахом. Из-за слабого запаха можно легко не заметить токсичной или взрывоопасной концентрации. Хлорметан раньше использовался тоже как хладагент, но из-за токсичности и взрывоопасности в этой роли больше не встречается. Основное применение сейчас: производство полимеров, как метилирующий агент в органическом синтезе, как ракетное топливо, как носитель в низкотемпературной полимеризации, как жидкость для термометрического и термостатического оборудования, в качестве гербицида (тоже ограничено из-за токсичности).
Токсичность хлористого метила связана с его гидролизом до метилового спирта — ну а дальше, как я уже писал в одной из предыдущих статей.
Рипли либо не знала биохимию, либо надеялась, что у Чужого в организме тоже есть алкогольдегидрогеназа
4. Хлористый нитрозил NOCl
Хлористый нитрозил — красный газ, токсичен, с удушливым запахом. Обычно наблюдается как продукт процесса разложения царской водки — смеси соляной и азотной кислот — именно им она воняет и его хвост над ней поднимается при нагревании (на пару с оксидами азота). О ней я тоже уже писал.
Хлористый нитрозил широко используется как хлорирующий агент, кстати он зарегистрирован как пищевая добавка с индексом E919 — как улучшитель и стабилизатор цвета хлебобулочных изделий. Иногда его использовали также для очистки и обеззараживания питьевой воды.
В пищевой промышленности хлористого нитрозила используется очень мало, в то же время в чистом виде это вещество представляет самую серьезную опасность для жизни и здоровья. Вдыхание его паров вызывает сильнейшее раздражение слизистых оболочек, отек легких, бронхоспазм, астматический приступ, а также целый ряд других проявлений нарушения работы органов дыхания. Физический контакт приводит к химическим ожогам кожных покровов.
Неудивительно, что Чужому он очень не понравился.
5. Бромистый метил CH3Br
По характеру напоминает хлористый метил. Дополнительно кроме как в оргсинтезе используется как фумигант для обеззараживания растительных материалов от щитовок, ложнощитовок и мучнистых червецов, а также для борьбы с вредителями запасов, в частности свежих и сухих овощей и фруктов, реже — для обработки зерна. Как фумигант запрещён к использованию из-за токсичности в соответствии с Монреальским протоколом.
Также использовался при обработке подержанной одежды, но и тут из-за токсичности от него отказались (так что можешь спокойно ходить в SecondHand).
Рипли была абсолютно права, что не стала его использовать — толку, если хлористый метил не помог?
6. Изобутилен СH2C(СН3)2
Горючий газ, чаще всего используется при производстве полимеров. Ничего особенного, эффект будет как от изобутана.
7. Фосфин PH3
Ядовитый газ, нарушает обмен веществ и поражает ЦНС, также действует на кровеносные сосуды, органы дыхания, печень, почки. Рассматривался как боевое отравляющее вещество — и кстати один из токсических продуктов взаимодействия жёлтого фосфора с водой (опять отсылка к одной из предыдущих статей). Чистый газ — без запаха, технический содержит примеси, из-за чего имеет запах тухлой рыбы.
Используют фосфин в синтезе фосфорорганики, как источник фосфорной примеси при производстве полупроводников, а также как фумигант — альтернативу запрещённому бромистому метилу. Видимо, по аналогии с бромистым и хлористым метилом, Рипли решила, что фосфин не поможет.
8. Силан, а точнее, моносилан SiH4
(Кстати, мне сходу померещился SiCl2 — но это соединение устойчиво только при температуре жидкого азота).
Бесцветный газ с неприятным запахом. Надо сказать, что в присутствии кислорода моносилан может самовозгораться. Пишут, что силан токсичен с LC50 0,96% для крыс — если им повезло не сгореть от вспышки силана.
Применяют в различных реакциях органического синтеза (получение кремнийорганических полимеров и др.), как источник чистого кремния для микроэлектронной промышленности при изготовлении кристаллических и тонкоплёночных фотопреобразователей на основе кремния, ЖК-экранов, подложек и технологических слоёв интегральных схем, а также для получения сверхчистого поликремния.
Думаю, Рипли действительно боялась пожара, а потому не использовала силан на Чужом.
9. Перфторпропан C3F8
Перфторпропан — типичный представитель перфторированных углеводородов. Он может быть использован как хладагент. Трудногорюч, невзрывоопасен, малотоксичен. Как и все перфторуглеводороды, способен создавать сильный парниковый эффект в сотни раз сильнее, чем CO2, что потенциально может быть использовано для терраформирования. Кстати, не влияет на озоновый слой.
Рипли, видимо, решила, что от перфторпропана толку не будет, он годится разве что для удушения животных, которые дышат кислородом — но учитывая как Чужой бодро дрыгался в космосе — не вариант.
10. Фосген СOCl2
Хороший выбор яда для человека и млекопитающих — я о нём уже писал тоже. Также используется в органическом синтезе.
Видимо, Рипли понимала, что Чужой слишком отличается от биологии млекопитающих, а потому не выбрала фосген. Возможно, он был «номером четыре» после хлористого нитрозила. Тут неизвестно.
11. А? Аргон?
Вообще ничего особенного — инертный газ. Ни с чем не взаимодействует.
Тоже без толку, как и перфторпропан.
11. Ацетилен С2Н2?
Горючий газ, иногда тоже используют в органических синтезах. Может быть ракетным топливом, но минус — трудно сжижается. В борьбе с Чужим — как мёртвому припарка.
11. Арсин AsH3?
Отрава, очень похож на фосфин, но ещё и вызывает гемолиз эритроцитов. Да, один из сильнейших неорганических ядов — но думаю, что Рипли уже понимала, что тут надо чем-то жечь, а не травить, а эритроцитов в крови Чужого — ну разве что от ужина…
Кстати, арсин тоже используется для полупроводниковой индустрии.
Выводы
- Рипли в стрессовой ситуации действовала взвешенно и обдуманно: не допустила пожара, грамотно подбирала газы для выкуривания Чужого — всё было сделано правильно.
- Совершенно непонятно, из чего же состоит Чужой? Судя по едкости его слюны — в нём что-то типа трифторида хлора, но тогда у него температура должна быть ниже +12 °C, иначе это вещество закипит. У него кровь из фторидов брома (я о них уже писал)? Тогда из чего он сам: не боится высоких и низких температур, однако обладает значительным коэффициентом расширения при нагреве — вспомним концовку «Чужой-3», где после расплавленного свинца его удалось взорвать разбрызгиваемой водой. Кремнийорганика не подходит — фториды бы её растворили. Какая-то фторорганика? Но почему тогда подействовал хлористый нитрозил? Тут создатели фильма оставили загадку.
- Совершенно непонятно, из чего сделан корабль: он не боится горячего пентафторида иода, хлористого нитрозила — но проедается слюной Чужого насквозь. Если в крови Чужого — суперкислоты (о них тоже читай в предыдущей статье), то странна устойчивость к газам. Если в крови чужого — фтористые галогены — странно, что корабль ими проедался, но пентафторид иода выдержал. Вторая загадка.
- Коммерческий буксировщик «Ностромо», а точнее — спасательный челнок, неожиданно оборудован газами, необходимыми для органического синтеза (фторирование, метилирование, полимерные реакции, хлорирование), газами для обработки посевов от вредителей, топливными газами, хладагентами, сырьём для полупроводникового производства и газами для терраформирования. Ожидалось, что космонавт при выживании применит хайтек? С другой стороны — далёкое будущее (изначальный вариант сценария говорил о 2087 году)...
- «Чужой» — крутейший фильм. В отличие от других голивудских фильмов — продуман даже до таких химических мелочей.