Если вы считаете, что 2008 год окончательно подошел к концу и расстроены, потому что не успели что-то сделать — не волнуйтесь. У вас будет чуть-чуть дополнительного времени. А если быть точным — одна секунда.
В канун Нового Года, как бы странно это не звучало, ко времени нашей жизни будет добавлена одна секунда. Это будет 24 по счету «секунда прыжка» начиная с 1972 года и первая после 2005.
Можно утверждать, что за одну секунду гепард может пробежать около 30 метров, сигнал телефона преодолеет 161000 км, колибри может взмахнуть крылышками 70 раз, а 8 миллионов ваших кровяных клеток может умереть.
Как говорится, нужно ценить каждую секунду. Особенно если эта секунда — лишняя.
«Прыжковые секунды» нужны для «примирения» двух различных систем измерения времени. Человечество традиционно отсчитывало время по собственному вращению Земли и ее оборотам вокруг Солнца. В рамках этого астрономического механизма, секунда является одной 86400-й времени оборота нашей планеты вокруг своей оси. Но из-за приливного трения и других природных явлений это вращение замедляется примерно на две тысячных доли секунды в день.
Начиная с 1950 года, когда появились атомные часы — принцип действия которых основан на периоде колебания атомов цезия — стало возможным измерять время с высокой точностью, до миллиардной доли секунды в день. Но было замечено, что каждые 500 дней или около того разница между временем, измеренным этими часами и временем, измеренным по вращению Земли, составляет… да, одну секунду.
И вот, через неравные промежутки времени, Международный Центр Исследования Вращения Земли, находящийся в Франкфурте, дает сигнал остановки мировых атомных часов ровно на одну секунду. Это приводит к синхронизации двух систем отсчета — пока не наступит следующая «секунда прыжка».
“Это чисто эстетическая вещь, не более того,” — говорит Джефф Честер (Geoff Chester), представитель Военно-морской Обсерватории США. — “Жизнь не остановится, если мы просто забудем про «прыжковую секунду”.»
Возможно, о ней действительно было бы проще забыть. В нашем цифровом мире бесперебойное функционирование массы электронных систем (например, банковских) зависит от точнейшего счета времени. «Прыжковые секунды» могут порушить такие системы, как мобильные телефоны, GPS-модули, компьютерные сети и вообще любую аппаратуру, которая не способна воспринимать такие «прыжки». Честер утверждает, что “прыжковые секунды" вполне могут стать куда более серьезной проблемой, чем небезызвестная проблема 2000 года”.
Именно поэтому специалисты Международного Союза Связи, подразделения ООН, выдвинули идею о прекращении поправки на «прыжковую секунду». Вместо этого появится «прыжковая минута», поправка на которую будет производиться каждое столетие.
Сама идея была завалена градом критики. Например, Иуда Левин (Judah Levin), физик-специалист по времени и частоте из Национального института стандартов и технологии в Боулдере, Коло, заявил: «Минута — это невыносимо долгий период времени. Единственное преимущество заключается в том, что проблема переносится в далекое будущее, однако это не освобождает нас от ее решения, а лишь позволяет на время успокоиться.»
Сейчас предложение специалистов Союза находится на рассмотрении, а окончательное решение будет принято на Всемирной конференции радиосвязи в 2011 году.
На все необходимо свое время.
“Я думаю, заниматься этим — это тратить время на ерунду,” — утверждает Норман Рэмси (Norman Ramsey), почетный профессор физики Гарвардского университета, чьи работы по атомно-лучевому магнитному резонансу, которые лежали в основе создания атомных часов, принесли ему в 1989 году Нобелевскую премию по физике. — “Я уверен, что для абсолютного большинства людей это не играет никакой роли.”
Профессор заявил, что не собирается ничего предпринимать в связи с наступлением очередной «прыжковой секунды» 31 декабря.
“В этом и есть вся прелесть,” — сказал он со смехом. — “Я этого даже не замечу.”
Оригинал