Питер ХаррисонПитер Харрисон (Peter Harrison) имеет за плечами более 20 лет работы в отрасли разработки программных продуктов. Он возглавил компанию GlobalLogic в 2002 году, когда она насчитывала всего 20 человек. За время его руководства компания выросла почти в 150 раз и открыла 20 офисов по всему миру.

До работы в Global Logic Питер Харрисон был старшим вице-президентом в Versata, где под его руководством выручка компании выросла с 1 до 56 млн. долларов США. В 2000 году Versata вышла на IPO и ее размещение акций стало одним из 25 самых успешных примеров IPO. До работы в Versata Питер Харрисон был одним из учредителей Seer Technologies, где в качестве вице-президента по продажам увеличил выручку компании с нуля до $120 млн. за пять лет. В результате, в 1995 г. компания вышла на IPO. Г-н Харрисон имеет степень бакалавра наук в области программного обеспечения университета Бирмингема (Великобритания).

– Питер, для начала, давайте поговорим об истории. Как Вы пришли в этот бизнес? С чего все начиналось?

– Я родился в Великобритании, в Лондоне, по образованию — бакалавр в области разработки программного обеспечения. Более двадцати лет назад я начал работать программистом в голландской компании Logica — можно сказать, что это был первый серьезный шаг в IT-индустрии. Дальнейшая же моя карьера развивалась уже в США. До того, как я основал GlobalLogic, у меня было две компании — обе работали в сфере технологий. Первая, главным образом, занималась исследованиями и разработками (R&D) в России — в 1991-1992 гг. у нас была команда из пятидесяти разработчиков и консультантов. Для второй компании команду разработчиков мы создали в Индии — это было в конце девяностых. В обеих компаниях мы боролись за то, чтобы быть R&D-структурой внутри компании и IT-структурой — снаружи, для наших партнеров и заказчиков. На мой взгляд, именно это стало доминирующей концепцией, когда мы создавали GlobalLogic. Разумеется, IT-разработки нельзя сбрасывать со счетов, однако очевидно, что истинным двигателем прогресса является R&D. GlobalLogic обладает безупречной квалификацией в IT-проблематике, однако мировую известность нам обеспечивает высочайший уровень R&D.

– Как Вы считаете, когда было проще запускать и развивать бизнес, связанный с разработкой программного обеспечения, — в середине девяностых или сейчас?

– На мой взгляд, рынок программного обеспечения становится все более конкурентным. Если раньше софтверные компании конкурировали на локальных или региональных рынках, то сегодня это приобрело глобальный характер. Нам приходится работать в более сложных условиях, чем это было десять лет назад, однако это стимулирует постоянный рост компании, ее развитие.

– Как ударит по IT-отрасли экономический кризис? Чего стоит ожидать производителям и конечным пользователям?

– R&D-отрасль пострадает не так сильно, как IT, поскольку R&D — основа любого прогресса. Впрочем, спад будет наблюдаться во всех сегментах. Для GlobalLogic это, в некотором смысле, позитивный опыт, поскольку мы помогаем R&D-компаниям вести свою деятельность более эффективно, в том числе, экономически эффективно. У многих компаний просто не останется выхода, кроме как обратиться к услугам аутсорсинга. Подобную ситуацию мы наблюдали во времена кризиса дот-комов — он дал мощный импульс развитию рынка аутсорсинга. Мне кажется, рынку понадобится еще несколько месяцев, чтобы сориентироваться и перестроиться на новые принципы ведения бизнеса.

– В каком направлении движется отрасль разработки программного обеспечения? Можно ли выделить тенденции, наметившиеся за последнее время?

– В первую очередь, следует отметить явно наметившийся тренд увеличения доли аутсорсинга в процессе создания программного обеспечения. Кроме того, это относится и к R&D-разработкам. Десять лет назад крайне мало компаний отдавало R&D-исследования аутсорсинговым компаниям, сегодня же ситуация кардинально изменилась. Такие гранды, как Microsoft, делегируют ряд задач на аутсорсинг — это знаковый показатель. Многие крупные производители приняли новую модель разработки продукта: часть создается своими силами, часть — аутсорсерами. Сегодня на аутсорсинговые компании возложены не только примитивные задачи, не требующие высокой квалификации — мы нередко общаемся с техническим менеджментом заказчиков, которые поручают нам самые ответственные участки работы. Еще один важный тренд: многие IT-компании реализуют концепцию «Fabless», то есть, полностью отказываются от физического производства продуктов, сосредоточившись на разработке. Два года назад этот процесс только начинался, но сегодня о нем уже можно говорить, как об основополагающем направлении развития отрасли.

– Давайте от глобальных вопросов перейдем непосредственно к Вашей компании. Как известно, GlobalLogic была образована путем слияния американской компании Induslogic и украинской Bonus Technology. Какие трудности пришлось преодолевать на этом этапе?

– У нас уже был опыт слияния двух компаний, однако в данном случае мы соединяли не только разные компании, но и разные культуры. С другой стороны, на момент слияния мы уже были интернациональной компанией: у нас были сотрудники из США, Великобритании, ЮАР, Франции, Индии, Китая… Мы успешно интегрировали самых разных людей, разные компании, разные принципы в нашу глобальную структуру. Так что создание GlobalLogic не было сопряжено с серьезными трудностями. Но это было бы невозможно без четкой организационной структуры, при которой все подразделения компании взаимодействуют друг с другом максимально эффективно — независимо от их географического положения. У нас нет изолированных команд: все региональные подразделения GlobalLogic тесно связаны со своими коллегами из других стран — и подобная «сетевая» структура представляется нам оптимальной.

– Расскажите о бизнес-модели GlobalLogic. Каким образом компания функционирует и приносит прибыль?

– Как уже упоминалось, бизнес-модель нашей компании заключается в R&D-аутсорсинге. Наша цель — обеспечить качественными разработки компании, которые в этом нуждаются — в любой точке планеты. Экономическая стратегия GlobalLogic основана на различиях стоимости квалифицированного труда в разных странах, но наш главный козырь — талантливые кадры, которые мы ищем по всему миру. Многие наши клиенты выбирают GlobalLogic, в первую очередь, благодаря нашему уникальному опыту, а не из-за экономической целесообразности. Ценовой фактор — лишь половина успеха. Если бы мы не были экспертами в своем деле, одна только стоимость услуг не смогла бы вывести компанию на мировой уровень. Экономическая политика всего лишь делает наши предложения более выгодными.

– Кто является крупнейшими заказчиками услуг GlobalLogic?

– Мы работаем с ведущими технологическими компаниями: среди наших клиентов есть Microsoft, Oracle, Autodesk, Yahoo!, другие лидеры рынка. Среди этих компаний есть спрос на услуги, которые предоставляет GlobalLogic — и мы гордимся сотрудничеством с лидерами IT-индустрии.

– Как компания решает кадровый вопрос? Каким требованиям должен соответствовать кандидат для того, чтобы войти в команду GlobalLogic?

– Мы крайне заинтересованы в сотрудниках, имеющих определенное понимание процессов R&D, в дополнение к IT-навыкам. В идеале, у них должен быть опыт разработки продуктов еще до прихода в GlobalLogic, однако мы готовы обучать сотрудников, у которых есть только IT-бэкграунд, без R&D-составляющей. Очень важным фактором является владение английским языком на высоком уровне — если у нового сотрудника есть проблемы со свободным общением, мы предложим ему соответствующее обучение. Некоторые аутсорсинговые компании работают по принципу «черного ящика»: не имеет значение, кто из разработчиков владеет английским, с руководством, партнерами и заказчиками общается только один человек из команды, как правило, менеджер проекта. Наша же модель полностью прозрачна: все сотрудники компании должны и могут общаться между собой, для этого не должно быть никаких препятствий, в том числе, языковых. Еще один критерий, помогающий нам выбирать лучших сотрудников — умение мыслить инновационно. Разумеется, каждый кандидат должен обладать некоторыми техническими знаниями, но больше всего мы ценим в сотрудниках нестандартное, новаторское мышление. Наша компания организует конкурс IT-специалистов «Программания» — подобные мероприятия нередко позволяют выявить настоящие таланты.

– А как подбирается топ-менеджмент компании? Вы предпочитаете готовить собственные кадры или приглашаете уже состоявшихся профессионалов?

– Мы используем оба подхода. GlobalLogic быстро развивается: последние пять лет рост компании составляет не менее 50% ежегодно. Не все управленцы внутри компании способны расти так же быстро, как этого требуют постоянно меняющиеся условия, поэтому нам приходится привлекать новых менеджеров извне. Конечно же, мы всячески способствуем и росту топ-менеджеров внутри нашей компании: существуют программы поощрения и продвижения талантливых сотрудников. Еще один источник менеджеров высшего звена — компании, которые мы поглощаем. Многие из них обладают большим опытом работы на рынке, поэтому мы с удовольствием приглашаем их топ-менеджеров присоединиться к нашей команде.

– Выбор Украины в качестве «кузницы кадров» обусловлен только экономической целесообразностью? Возможен ли перенос основных центров разработки в другие страны, если уровень зарплат в Украине существенно вырастет?

– Разумеется, экономический фактор является важным при выборе страны. Когд�� мы выбирали Украину, то обращали внимание, конечно же, на стоимость услуг. Но не менее важным мы находим профессиональный уровень кадров. Мы смотрим не только на отдельных профессионалов, но и на общий уровень образования в государстве. Оба этих критерия являются ключевыми при выборе страны, в которую приходит GlobalLogic. Я не могу предположить, что мы когда-нибудь покинем Украину. Давайте посмотрим на историю нашей индустрии: 14 лет назад ведущими странами, занимающимися аутсорсингом, были Ирландия и Израиль. Со временем, эти страны накопили достаточный опыт, существенно повысили квалификацию своих специалистов — и переключились на предоставление услуг более высокого уровня сложности. Нет смысла покидать успешную страну, ведь в ней можно вести бизнес на совершенно другом уровне. Что касается Украины, я могу прогнозировать, что присутствие в этой стране мы будем укреплять и расширять.

– Полтора года назад Вы получили награду Ernst & Young «Предприниматель Года» в категории Emerging. Какие личные качества и какие бизнес-показатели компании нужно было продемонстрировать, чтобы получить такую премию?

– Мне кажется, Ernst & Young во главу угла ставит достижения компании, ее показатели за оцениваемое время. GlobalLogic была создана 7 лет назад — сегодня у нас работает более трех тысяч сотрудников. Думаю, это адекватный показатель успешности компании и ее стратегии. Другой вопрос — как мы добились этого успеха. Мой ответ: страсть и профессионализм. Этот тандем присутствует в любом успешном начинании. Если тебе нравится свое дело, если ты влюблен в него — это уже не просто работа. В то же время, необходимо обладать высоким уровнем дисциплины и ответственности. А самое важное: всегда продолжать двигаться вперед, невзирая на трудности, без которых не обходится ни один серьезный проект.

– Расскажите о прошлогоднем слиянии с израильской компанией InterObject. По нашей информации, весь процесс слияния — от начала переговоров до подписания документов — занял около полугода. Сколько времени понадобится для «бесшовной» интеграции команды InterObject в GlobalLogic? Какие ожидания Вы возлагаете на израильский IT-рынок?

– Надежды, которые мы возлагаем на InterObject, реализуются в самом ближайшем будущем. Очень важно, что это — R&D-компания, как и мы. Наши компании очень похожи — это существенно облегчает процесс интеграции. У нас есть определенная симметрия: GlobalLogic присутствует во Львове, где находится InterObject, а киевский офис InterObject соседствует с нашим. Мы доминируем в Киеве, имея представительство во Львове — InterObject доминирует во Львове, ограничиваясь небольшим представительством в Киеве. У нас есть уникальные возможности стать органичным дополнением друг для друга. Мы рады, что InterObject — израильская компания, ведь израильский сегмент отрасли IT-инноваций уступает, разве что, Силиконовой долине. За последний год в израильские технологические компании было инвестировано более трех миллиардов долларов. Таким образом, мы видим, что израильский IT-рынок — один из наиболее впечатляющих во всем мире, а InterObject является его неотъемлемой частью, и это позволит нам входить на рынок не «с нуля». Безусловно, интеграция InterObject будет намного более быстрой и простой, чем, к примеру, слияние с Bonus Technology.

– Можете ли Вы поделиться планами о дальнейших приобретениях GlobalLogic?

– Если говорить о стратегическом направлении, то мы продолжаем поиски R&D-компаний, которые могут стать частью GlobalLogic. InterObject — великолепный пример такой компании. Помимо направления деятельности, мы обращаем внимание на размер компании: мы предпочитаем интегрировать структуры, где количество сотрудников исчисляется десятками или сотнями, но не тысячами. Важное значение имеет и корпоративная культура компании. И, конечно же, мы ищем компании, обладающие «правильным» опытом и находящиеся в «правильных» местах, где мы уже присутствуем или планируем присутствовать. В прошлом году мы провели два слияния: с украинской Validio и израильской InterObject. Думаю, что мы сохраним эти темпы развития, интегрируя две-три компании в год.

– Есть ли в украинском аутсорсинге что-то, отличающее его в лучшую или худшую стороны от, скажем, индийских или китайских разработчиков? Выработала ли украинская IT-отрасль «свое лицо» на мировой арене?

– По некоторым оценкам, в Украине на сегодняшний день около 12 тысяч человек работают в сфере IT-аутсорсинга. Мне приятно отметить, что GlobalLogic является не только крупнейшим работодателем в этой сфере, но и обладает наиболее квалифицированным штатом сотрудников. Говоря об отличиях между Украиной и, скажем, Индией, следует отметить, что наш бизнес в Украине растет намного интенсивнее — несмотря на то, что число сотрудников в Индии все еще немного больше. Главное преимущество Украины заключается в том, что здесь можно найти более профессиональные команды, ведь это обусловлено устоявшимися традициями технического образования. Кроме того, особенности менталитета украинских специалистов идеально отвечают R&D-концепции: в Украине мы находим творцов, а не только исполнителей. Все это способствует безупречному качеству работы. В отличие от той же Индии, в Украине нам не приходится дополнительно обучать новых сотрудников, поскольку они уже обладают достаточной квалификацией. Впрочем, это не означает, что мы намерены отказаться от индийских команд разработчиков, поскольку работы хватает и на их долю — все зависит от специфики конкретного проекта. Ведь миссия GlobalLogic — объединять лучшее, для того чтобы предоставить клиенту оптимальное решение его задачи.