На протяжении тысячелетий люди пытались продлить свою жизнь как можно сильнее. Мы пробовали замораживание, голодание и разные растительные средства.
Недавно такие миллиардеры, как Ларри Пейдж, Марк Цукерберг и Джефф Безос, вложили огромные суммы в такие биотехнологические компании, как Altos Labs, Juvenescence и Unity Biotechnology, которые стремятся достичь долголетия путём омоложения клеток и профилактики заболеваний.
На сегодняшний день самый долгий зарегистрированный срок жизни человека составляет 122 года. Но это, возможно, нижний предел наших возможностей.
Предельная продолжительность жизни человека может составлять 150 лет
Даже если бы вы жили в пузыре без болезней и опасностей, ваше тело всё равно изнашивалось бы, перекачивая кровь, переваривая пищу и выполняя все функции, необходимые для выживания.
Чем старше вы становитесь, тем больше времени требуется вашему телу, чтобы «оправиться» от этого износа, потому что старение заложено в наших клетках и ДНК. Всё это означает, что ваши ткани постепенно теряют способность к самовосстановлению, что может привести к их болезням и неправильной работе.
Согласно одному исследованию, время восстановления человеческого организма удваивается каждые 15 лет — так, синяк, который в 40 лет заживал неделю, в 55 лет может заживать две недели. В конце концов человеческое тело теряет всю свою сопротивляемость, и какие бы кости или ткани ни ломались или ни портились, они такими и остаются. Когда слишком много частей тела выходят из строя, вы умираете.
Исследователи не всегда согласны с максимальным пределом для этого события. Одни предлагают 115 лет, другие — 130 лет. Одно из последних исследований, в ходе которого было проанализировано более полумиллиона человек в США и Великобритании, показало, что человек теряет жизненную силу где-то в возрасте 120-150 лет.
Возникает вопрос: что если бы мы могли замедлить этот износ или, что ещё лучше, предотвратить его вообще? Некоторые эксперты утверждают, что с развитием медицины у средней продолжительности жизни человека не будет естественного предела.
Давайте рассмотрим старение на клеточном уровне, разберёмся, что мешает нам жить дольше, и как группы исследователей пытаются понять и потенциально обратить вспять процесс старения.
Клеточное старение — одна из наиболее изученных тем старения
Клеточное старение — это когда клетка перестаёт воспроизводиться, но не умирает.
Когда это происходит, некоторые стареющие клетки превращаются в разрушительных «зомби», плавают вокруг и выделяют воспалительные химические вещества, которые вредят здоровым клеткам, в том числе и стволовым клеткам – «ремонтникам» вашего организма, которые помогают заменять повреждённые или разрушенные ткани.
Но не все стареющие клетки «плохие».
Некоторые стареющие клетки выделяют химические вещества, которые помогают восстанавливать раны, говорит Пол Роббинс, заместитель директора Института биологии старения и метаболизма и группы медицинских открытий по биологии старения при Университете Миннесоты.
Такие компании, как Life Biosciences и Unity Biotechnology, в настоящее время разрабатывают препараты, называемые сенолитиками, чтобы сдерживать и уничтожать только «плохие» стареющие клетки в вашем организме. Некоторые экспериментальные препараты могут даже предотвратить старение клеток.
Но пока ещё никто не придумал, как полностью предотвратить или уничтожить вредные старческие клетки.
По словам Роббинса, к 60 годам человеческому организму, в частности иммунной системе, становится всё труднее очищать организм от вредных стареющих клеток, что может привести к их накоплению, вызывающему повреждение и разрушение тканей.
Одной из основных причин клеточного старения является повреждение ДНК, что послужило толчком к развитию другой области исследований, за которую в 2009 году была присуждена Нобелевская премия: теломеры.
Теломеры помогают определить ваш биологический возраст
Некоторые утверждают, что биологический возраст – то, сколько лет вашим клеткам и тканям — лучше предсказывает продолжительность вашей жизни, чем хронологический возраст, или сколько лет вы прожили.
Распространённым способом оценки биологического возраста является измерение теломер в определённых иммунных клетках.
Теломеры — это защитные колпачки на конце ДНК. Они состоят из молекул, называемых парами оснований. С возрастом эти пары оснований исчезают, укорачивая теломеры. А более короткие теломеры делают ДНК более уязвимой к повреждениям и последствиям старения.
Когда вы рождаетесь, теломеры в некоторых иммунных клетках, например, лейкоцитах, могут иметь от 7 000 до 11 600 пар оснований. Как только этот размер сокращается до 5 000 пар оснований, вы подвергаетесь высокому риску смерти, как показало недавнее исследование.
Однако другие исследования показали, что у некоторых людей, доживших до 100 лет, теломеры с каждым годом становятся длиннее, а не короче. Это заставило некоторых учёных искать способы имитации процесса восстановления теломер у более молодых людей.
Например, клиника Aviv Clinics провела исследование, в котором изучалась реакция 35 пожилых людей на гипербарическую кислородную терапию, при которой вы отдыхаете в камере с высоким давлением воздуха и уровнем кислорода. Им удалось увеличить длину теломер в клетках лейкоцитов участников после 30 ежедневных сеансов ГКТ.
Но большинство теломер перестали расти после 30-го сеанса, и учёные пока не знают, как долго может длиться эффект от лечения.
Метилирование ДНК связано с несколькими возрастными заболеваниями
Ещё одним фактором, способствующим повреждению ДНК и клеточному старению, является метилирование ДНК — когда молекулы, т.н. метильные группы, присоединяются к определённым участкам генов, чтобы управлять их поведением.
В зависимости от расположения, метильные группы могут блокировать активацию генов или усиливать активность генов, когда это необходимо. В целом, с возрастом метилирование ДНК снижается, что может привести к активации неправильных генов.
Исследования связывают снижение метилирования с несколькими возрастными заболеваниями, включая болезнь Альцгеймера, сердечно-сосудистые заболевания и рак, хотя стоит отметить, что не все изменения метилирования плохие.
Как и теломеры, метилирование ДНК — это ещё один способ, с помощью которого учёные могут измерить ваш биологический возраст, чтобы помочь предсказать продолжительность жизни. Например, вы, возможно, отметили 55-летие, но после многих лет курения ваши клетки могут иметь уровень метилирования, который обычно наблюдается у 60-летних, что потенциально может сократить продолжительность вашей жизни.
Традиционно для тестов на метилирование ДНК используется кровь, но такие компании, как Elysium Health, и исследовательские проекты, такие как GrimAge, недавно разработали также тесты по слюне.
Люди, чей возраст метилирования как минимум на 5 лет превышает их хронологический возраст, имеют на 16% более высокий риск смертности, как показало исследование, то есть они имеют больше шансов умереть от любой причины, чем их ровесники.
Митохондрии и свободные радикалы — одни из самых больших препятствий на пути к долголетию
И последнее, но не менее важное: одним из самых больших ограничителей продолжительности жизни человека являются крошечные митохондрии, расположенные в ваших клетках и напоминающие по форме бобы. Эти микроскопические структуры вырабатывают большую часть энергии клетки, которая жизненно необходима для выживания, но также создают побочные продукты, называемые свободными радикалами.
Свободные радикалы — это, по сути, нестабильные атомы, которые разлетаются и повреждают части клетки, что приводит к повреждениям, называемым окислительным стрессом. Со временем окислительный стресс накапливается, вызывая возрастные заболевания, такие как болезнь Паркинсона, Альцгеймера и рак.
Биотехнологические компании, такие как Altos Labs, работают над способом предотвращения этих заболеваний путём омоложения клеток и устранения повреждений, которые может вызвать окислительный стресс. Компания надеется, что, возвращая клетки в более здоровое и молодое состояние, она сможет увеличить продолжительность жизни.
У поиска долголетия нет единого решения
Для каждого механизма, способствующего старению, существуют группы людей, которые работают над тем, чтобы понять и, возможно, обратить вспять эти процессы.
Но важно отметить, что у головоломки старения нет единого решения. «Все эти вещи, происходящие при старении, связаны между собой», — говорит Роббинс.
Например, укорочение теломер может привести к повреждению ДНК, что, в свою очередь, нарушает работу митохондрий. Свободные радикалы из митохондрий, в свою очередь, могут повредить ещё больше теломер и ДНК. Все эти процессы взаимно влияют друг на друга.
Ни один механизм старения не является более важным, чем другие. Вот почему все исследования в области борьбы со старением, независимо от того, насколько они нишевые, являются частью общей цели человечества: оставаться в живых как можно дольше.