iPad — новое устройство Apple с не самым лучшим названием, которое ещё не появилось на рынке, а было только анонсировано 27 января, никого не оставило равнодушным. Я уже давно не помню таких яростных споров о какой-либо вещи. Пока ведущие аналитики теряются в догадках и никак не могут решить, победа это или поражение, или уже начали активно обливать грязью новое устройство, не успев его даже в руках подержать, давайте познакомимся с достаточно интересной позицией Фрайзера Спирса, разработчика плагина для iPhoto и Aperture FlickrExport, Flickr-приложения для iPhone и iPod Touch Darkslide и системы сравнения изменений в файлах и папках Changes.
Я смогу больше рассказать об iPad позже, но объём и сила яростных нападок на это устройство со стороны действительно технологически продвинутых людей поражают.
Некоторые пытаются разогнать этот рёв, сравнивая его с определёнными комментариями, сделанными после запуска iPod в 2001 году: «Нет радио. Меньше места, чем в Nomad. Он отстал от жизни». Боюсь, эти размышления на уровне 26 января упускают главное.
Реакция индустрии на iPad — это не что иное, как боязнь будущего.
На протяжении многих лет мы верили, что необходимо упростить использование компьютера для обычных людей. Мне трудно прийти к другому выводу, кроме того, что наши усилия на этом поприще полностью провалились.
Подозреваю, что втайне нам, сторонникам высоких технологий, очень нравилась идея, что обычные люди будут зависеть от нас в области нашего технологического шаманства: от тех волшебные заклинаний, которые только мы можем выполнять, чтобы вылечить их компьютеры, от вещих заявлений, которые мы делаем о будущем, и от благодеяний, которые мы присуждаем решениям о покупке той или иной вещи.
Спросите себя: в какой ещё другой сфере взрослые люди зависят от помощи других людей, когда надо что-то купить? Женщины часто обращаются к мужчинам, когда им нужна помощь в покупке машины, но это происходит по причине отвратительного женоненавистничества автодилеров, а не потому, что дамы беспокоятся о том, что машины, которые они покупают, не будут работать на их местных дорогах (простите за компьютерно-автомобильную аналогию, мой недочёт).
Меня часто расстраивает инфантилизирующее воздействие высоких технологий на взрослых. Их отбрасывают назад из состояния, когда они контролируют свою жизнь, в детский, средневековый мир, в котором гремлины появляются, чтобы их мучать, и исчезают по своему желанию, и единственными спасением от которых являются магия, заклинания и местные знахари.
Вместе с iPhone OS в её iPad-овском воплощении Apple предлагает что-то сделать по этому поводу; я имею в виду действительно как-то решить этот вопрос, вместо того, чтобы просто обговорить возможные пути решения, а весь мир начинает сходить с ума.
Хотя не совсем весь мир. Люди, чьи спины уже сломались под тяжестью технологических сложностей и неудач, мгновенно понимают, что здесь происходит. Те из нас, которые терпеливо изо дня в день объясняют ребёнку или коллеге, что причина, по которой нет пункта «Печать» в меню «Файл», заключается в том, что хотя на экране сейчас документ Pages, на самом деле активным приложением является Finder, и у него нет открытых окон, понимают, что тут происходит.
Варвары стоят у ворот города. Они требуют доступа к программам. Они требуют контроля над их собственным опытом по работе с информацией. Им может не нравиться наше высокое искусство и культура, им могут прийтись по вкусу заманчивые приложения OpenGL, и они не всегда разделяют наши эстетические чувства, но это именно те люди, которым мы обещали служить уже 30 лет, при этом обманывая их бесчисленными способами. Их намного больше, чем нас.
Люди говорят о поле искажения реальности Стива Джобса, и я не буду спорить, что у этого человека есть квази-гипнотическая способность убеждать. Тем не менее, есть и другое поле искажающей реальности на работе, и все, кто зарабатывает на жизнь в технической индустрии, находятся под воздействием его влияния. Это поле искажающей реальности говорит нам, что компьютеры потрясающие, что они работают прекрасно, а только слишком глупые люди не умеют с ними обращаться.
Техническая индустрия будет испытывать приступы боязни будущего ещё некоторое время. Многие будут цепляться за свои представления на уровне 26 января о том, что нужно, чтобы выполнить «настоящую работу»; хвататься за идею, что именно компьютерная составляющая — это и есть «реальная работа». Это не так. Настоящая Работа с большой буквы Р — это не форматирование полей, установка драйверов для принтера, загрузка документа в сеть, завершение слайдов PowerPoint, запуск обновления ПО или переустановка ОС.
Настоящая Работа с большой буквы — это обучение ребёнка, лечение пациента, продажа дома, регистрация дефектов дороги, запись заказа данного столика, дизайн дома или организация вечеринки.
Подумайте о миллионах часов человеческих усилий, направленных на предотвращение и восстановление после проблем, созданных полностью открытыми операционными системами. Подумайте о том, как далеко зашли люди, чтобы приобрести навыки, от которых напрямую не зависят их ключевые интересы и их работа, просто для того, чтобы иметь возможность выполнить свою работу.
Если iPad и другие устройства — его последователи — позволят этим людям сконцентрироваться на том, что у них лучше всего получается, это коренным образом изменит представление людей о работе с компьютером от того, что стоит боятся, до того, чем стоит заниматься с восхищением. Мне трудно поверить, что потеря фоновых вычислений не стоит того, чтобы получить компьютер, который больше не страшен.
Тем временем, Adobe и Microsoft будут всё также топать ногами и хныкать.