Езда на велосипеде и мотоцикле — в чём отличия?
Самые обыденные действия, которые мы учимся делать в самом детстве, на поверку оказываются не такими уж и очевидными.
К таким удивительным открытиям я пришёл в возрасте сильно за 40 лет, когда пошёл на курсы вождения мотоцикла.
До этого я 20 лет подряд вполне себе интенсивно катался на велосипеде, наезжая по 1500км в год.
То есть на момент прихода в мотошколу я отъездил на велосипеде около 28 тыс. км (по велоспидометру), что позволяло мне считать себя «опытным велосипедистом».
Но тут меня ждало жестокое разочарование!
Так оказалось, что для вождения мотоцикла обычный опыт велосипеда ничуть не помогает, а скорее мешает.
Выяснилось, что для поворота на мотоцикле нужна специальная техника «контр‑руления», а обычные велосипедные приёмы типа «притормозить и повернуть» не помогают совсем.
«Контрруление»‑ это техника принудительной постановки мотоцикла (велосипеда) в наклонное положение ПЕРЕД началом самого поворота! (см.рис.1.)

Особенностью «контрруления» заключается в том, что происходит принудительны вынос опорных поверхностей колёс из‑под ЦТ мотоцикла наружу от поворота, а сам этот вынос пятен контакта шин из‑под себя производится кратковременным поворотом руля в ПРОТИВОПОЛОЖНУЮ сторону от направления планируемого поворота.
Именно это кратковременное руление в противоположную сторону в начале манёвра и является тем самым «контр», которое предшествует «истинному» рулению в направление поворота (см.рис.2.)

Для автомобилей и квадроциклов «контрруления» не применимо, так как перенос положения ЦТ в повороте между опорными колёсами производится без нашего участи в широком диапазоне площади четырёхугольника, образованного пятнами контактов колёс в его вершинах.
В итоге по окончанию мотокурсов я вдруг обнаружил, что вся мотоциклетная наука вождения отлично применяется и на велосипеде.
Так вдруг выяснилось, что и на велосипеде для поворота вовсе не нужно притормаживать, а вход в поворот делается ровно теми же приёмами постановки велосипеда в вираж за счёт мотоциклетного «контр‑руления».
В итоге с навыками мотоезды я начал гораздо быстрее ездить на велосипеде на знакомых маршрутах по ВДНХ‑Бот.саду, и при этом меньше уставал, так как тормозить перед поворотами на велосипедных скоростях стало уже совершенно не нужно.
Также для езды на велосипеде оказался крайне полезен навык «силового поворота» на мотоцикле.
Суть «силового поворота» в том, что на малой скорости мотоцикла производится маневрирование с приоткрытым газом, но при сильно зажатым задним тормозом (ножной тормоз на мотоцикле).
Точно также получается совершать крутые повороты на велосипеде на малой скорости, когда непрерывно крутишь педали с усилием, регулируя скорость движения величиной поджатия ручного тормоза заднего колеса.
После сдачи экзамена на мотоцикле я ровно ту же цепочку экзаменационных мотоциклетных упражнений смог проделать и на велосипеде.
Причём даже уложился во время 35 секунд на самом длинном из экзаменационных упражнений «скоростное маневрирование», а именно: скоростная змейка‑разворот‑ скоростной разгон до 2-й передачи‑ перестроение‑ остановка‑ выезд. (см.рис.3.)

На первых занятиях в мотошколе до окончания мотокурсов эти упражнения на велосипеде я проехать не смог.
Даже кажущаяся простой «восьмёрку» я сначала не смог проехать на велосипеде без навыка «силового поворота» по‑мотоциклетному (см.рис.4–5)


Но вождение велосипеда и мотоцикла — это не единственный из навыков, которые оказались не таким очевидными, хотя и пользуемся ими с детства.
Вторым ошеломительным открытием стала техника пешей ходьбы и бега.
Неочевидная техника пешей ходьбы
Ну, а с обычной пешей ходьбой‑то что может быть не так?
Мы учимся ходить в годовалом возрасте чисто интуитивно, а потом не останавливаясь ходим до самой смерти. То есть это умеют делать все.
Оказалось, что и в пешей ходьбе всё не так очевидно, причём до парадоксальности!
Первая мысль о непонятности в ходьбе у меня пришла ещё в школе, когда на уроке НВП я наблюдал почти циклоидные колебания в движении центра тяжести корпуса (далее ЦТ) при ходьбе строевым шагом у своего долговязого одноклассника.
Хотя скорее это были отрезки дуги при повороте рычага ноги вокруг шарнира в суставе стопы. (см.рис.6)

После этого я как‑то забросил промелькнувшую было мысль, так как была прорва более полезных занятий: закончить школу, поступить в институт, познакомиться с девушкой, заработать денег и т. д.
В молодости я любил ходить быстро и делал это часто и по долгу.
Быстрая ходьба была этаким маленьким приключением‑ прорывом через пространство, которое упруго мне сопротивлялось.
Но вот мне стукнул полтинник, и внезапно я обнаружил, что такой привычный вид быстрой ходьбы меня начал как‑то напрягать своей костотрясностью и энергозатратностью.
А ещё накопился негативный опыт использования ботинок, в которых подозрительно быстро изнашивались подошвы в районе каблука.
Стало даже как‑то обидно, когда вполне целые и приличные на вид ботинки приходилось выбрасывать на помойку из‑за протирания до дыр каблуковой части подошвы.
Вот именно эта мысль о более экономичном расходовании ресурса ботинок меня и подтолкнула к размышлениям о технике ходьбы.
В этот момент я и вспомнил про свои мысли о «циклоидности» траектории ЦТ при строевом шаге.
Так как по образованию я инженер‑ механик, то кинематика движения рычажных конструкций мне знакома. А движение человека‑ это и есть перемещение рычажной конструкции (скелета) под действием линейно‑тяговых приводов (мышц).
Простейший анализ привычной манеры ходьбы показал, что привычное «прямохождение» с развёрнутыми плечами и поднятой головой — это НЕправильно!
Оказалось, что широкий строевой шаг с выбросом прямой ноги вперёд‑ это тоже неправильно!
Правильной оказалась техника хождение со значительным наклоном туловища вперёд, как это делают туристы под весом больших рюкзаков.
Под тяжёлым рюкзаком ходить приходится достаточно медленно, при этом ходить неправильно уже не получается из‑за недостатка сил (см.рис.7.)

Оказалось, что техника ходьбы под рюкзаком применима и при свободной ходьбе в городе по ровному асфальту.
Оказалось, что и без рюкзака быстро ходить с небольшим наклоном туловища вперёд сильно легче, чем с прямой вертикальной спиной, и при этом перестают столь быстро стираться подошвы ботинок на каблуках.
Так в чём же проблема ходьбы с прямой вертикальной спиной?
Проблема в том, что выброшенная вперёд прямая нога при ударе пяткой в землю создаёт сильное тормозящие воздействие.
Реакция от земли в ногу направлена по оси костей, что приводит к ударному торможению всего тела и встряске позвоночника.
То есть выброс ноги вперёд при каждом шаге создаёт удар в корпус и торможение корпуса.
Именно этого и надо избегать!
Что избавиться от ударного торможение необходимо ставить переднюю ногу так, чтобы в момент касания подошвы обуви до асфальта ЦТ тела человека оказывалось над подошвой передней ноги.
То есть ногу надо ставить не перед собой, а строго под себя. При этом сама передняя нога будет немного согнута в колене.
Именно так и ходят под тяжёлым рюкзаком, потому что без наклона вперёд с рюкзаком даже стоять не получится. А чуть согнутая передняя нога позволяет проносить над ней ЦТ без вертикальных колебаний, что значительно экономит силы туриста.
Чтобы в такой технике получить достаточно длинный шаг, нужно довольно сильно наклонять туловище вперёд.
Эта манера ходьбы в наклоне по началу кажется непривычной, да и по сторонам смотреть при наклоне вперёд уже не так удобно.
Тем не менее, постановка ноги под себя на полную стопу с сильным наклоном туловища вперёд даёт удивительный результат.
Походка становится скользящей и уже не такой трясучей при быстрой ходьбе. Также резко снижаются затраты сил при быстрой ходьбе, так как исчезают непроизводительные самоторможения при каждом шаге вперёд.
А что говорит про технику ходьбы интернет?
Интернет приводит множество картинок про «спортивную ходьбу» типа такого (см.рис.8.)





Эти все многочисленные картинки относятся к «спортивной ходьбе», где жёсткие правила спорта могут сильно противоречить реальной физиологии человека.
Так ударное воздействие от выставленной вперёд прямой ноги приходится компенсировать сильным проворотом второй части таза вбок и вниз, чтобы не происходило подскока центра тяжести туловища. Именно по этой причине у «ходоков» такая вихляющая походка с резкими перегибами вбок всего тела на каждом шаге.
Со спортивной ходьбой всё понятно, но что с обычной ходьбой?
А вот про обычную ходьбу в интернете толкований очень мало.
Что‑то более вразумительное удалось найти только при запросе про «пешую ходьбу под рюкзаком» (см.рис.9.)


При этом множество картинок про «скандинавскую ходьбу» с лыжными палками вообще напоминает сборник «вредных советов». (см.рис.10)



Рис.10. Пример неэффективной техники в «скандинавской ходьбе»: Далеко выброшенная вперёд нога резко тормозит туловище, создавая горизонтальную составляющую силы, тормозящую ходока. Сила торможения образована от проекции на грунт силы, направленной вдоль костей передней ноги.
Чуть лучше обстоит с рекомендациями по бегу, но и там среди ничего незначащих циклограмм из фигурок бегунов приходится выискивать крупицы здравых рекомендаций.(см.рис.11.-12)


Далее приведу картинки про бег, где случайно проскакивают элементы физического здравого смысла. (см.рис.13–18.)









Вывод
Медленный бег трусцой и правильная быстрая ходьба практически неотличимы в технике перестановки ног.
Так и при беге трусцой и при быстрой ходьбе практически нет «фазы полёта», которая характерна для быстрого бега.
При этом в обоих случаях есть небольшой наклон туловища вперёд, а шаги относительно короткие и частые, при этом опорная передняя нога касается земли под центром тяжести.
Ну, а для начала разгона достаточно чуть увеличить наклон туловища вперёд, что приведёт к ускоренному «падению» тела вперёд, как это происходит при «низком старте» у бегунов на спринтерских дистанциях. (см.рис.19–20.)


Проверил новую «наклонную» технику ходьбы на привычной дистанции от метро до работы.
Обычно эти 1,85км я проходил за 18–19 минут, что составляло скорость привычной ходьбы около 6км/ч. Показатель достаточно стабильный и много раз хронометрировался.
Теперь же я прошёл эту же дистанцию в наклонной стойке частыми шажками «наклонно‑топающей походкой».
Действительно есть ощущения «топанья» когда ставишь ногу прямо под себя на всю стопу.
В результате такой «наклонно‑топающей» манеры ходьбы я преодолел привычную дистанцию за 15 минут, что составило уже около 7,4км/ч.
Прибавка в скорости ходьбы на 20% — это очень много!
При этом я специально себя не гнал, а лишь заставлял поддерживать небольшой наклон вперёд у туловища.
Этот небольшой наклон за опорную ногу как раз и давал постоянный разгон вперёд в небольшом падении перед подхватом себя на опорную ногу при следующем шаге.
Стоило чуть поднять голову, как темп ходьбы немедленно замедлялся: шаг укорачивался и падала частота шагов.
Бег в наклоне короткими шагами
Размышляя о беге короткими шагами я внезапно вспомнил, что такую технику бега я увидел много лет назад в старом японском фильме «Семь самураев». (см.рис.21)

Самураи там бегали именно таким странным семенящим способом, что мне показалось занятным.
После просмотра фильма я сам попробовал бегать таким «короткошаговым» способом, и оказалось, что так очень легко и быстро можно разгоняться на коротких дистанциях, например чтобы догнать автобус на остановке.
Похожую технику используют бегуны на ультра длинные дистанции: например бег на 72 часа, в котором в этом году победил российский бегун с новым рекордом.
По информации на апрель 2025 года это 540,56 км — рекорд России в беге на 72 часа, установленный Павлом Ивановым на сверхмарафоне «Бег счастья» в Череповце.
Если учесть, что со слов бегуна он спал по 3 часа в сутки первые два дня, а на третьи не спал совсем, то его средняя скорость за 66 беговых часов составит 540/66=8,2 км/ч.
Другой рекорд уже в беге на 6 суток тоже принадлежит россиянину.
Москвич Иван Заборский стал победителем ежегодного ультрамарафона «Шесть дней Франции», прошедшего в Валлон‑Пон‑д»Арке. За шесть суток он пробежал 1047,554 км, установив новый мировой рекорд. Однако международная ассоциация сверхмарафонцев (IAU) отказалась регистрировать рекорд из‑за российского флага, под которым выступал спортсмен. (см.рис.22–23)


При просмотре новостного сюжета по ТВ о нашем победителе в 6-ти дневном ультрамарафоне, я увидел знакомую картину бега короткими семенящими шажками. (см.рис.24–25)


https://dzen.ru/video/watch/6 818 720 937ab0a2d3033a1d5?f=d2d
Итак, средние скорости в разных ультра марафонах:
285/(29+44/60)=9,59 км/ч
490/(52+52/60)=9,27 км/ч
1047,55/(24*6–15)=8,12 км/ч
1047,55/(24*6–12)=7,94 км/ч
Такая скорость 8–10км/ч как раз относится к границе между очень медленным бегом «трусцой» и очень «быстрым шагом».
С учётом того, что ультра марафоны проводятся за счёт внутренних резервов организма и при текущем ограниченном метаболизме с мощностью всего около 150–250Вт, то важна предельная экономичность в движении, где потери на самоторможение просто не допустимы.
У меня был один случай задокументированной ходьбы со скоростью 8км/ч, когда фиксированную дистанцию 6км от дачи до станции ЖД я прошёл за 45 минут чтобы успеть на последнюю электричку.
Но это был классический шаг с ударом пяткой прямой передней ноги, так что я за эти 45 минут ходьбы так устал, что лучше бы я сразу перешёл на медленный бег.
Бегом, даже лёгкой трусцой, я преодолел бы эти 6 км чуть быстрее 45 минут (минут за 35–40), а устал бы сильно меньше.
Заключение
Я поделился с вами моими собственными маленькими открытиями, которые сильно повлияли на мои отношения с реальностью.
Эти маленькие «ноу‑хау» могут сильно повлиять и на вашу повседневную жизнь в лучшую сторону.
Ведь никогда не поздно начать ПРАВИЛЬНО кататься на велосипеде, уверенно входя в повороты без притормаживания, или начать быстро ходить пешком без мучительных болей в спине и в суставах на каждом шаге.
Никогда не поздно изменить что‑то к лучшему даже в мелочах, даже если вы уже многие десятилетия делали это как‑то иначе