All streams
Search
Write a publication
Pull to refresh

Comments 10

Читал эту книгу. Безусловно Варуфакиса есть за что критиковать по многим его тезисам, но назвать его неправым в целом язык не поворачивается. В конце концов, в средневековье про такой термин как "феодализм" вообще не знали, просто жили как умели, и появился он лишь в Новое время, когда люди пытались осмыслить средневековые экономические отношения. Я думаю, и Варуфакис сейчас рассуждает на тему, которая полностью будет осмыслена людьми лишь в исторической перспективе.

Могу посоветовать также почитать "Эпоху надзорного капитализма" Шошанны Зубов, там она очень глубоко раскрывает несколько аспектов Технофеодализма и дает очень много контекста о вещах, о которых Варуфакис рассуждает лишь широкими мазками (эти книги никак не связаны друг с другом, кроме родственной тематики). Там много интервью с участниками этой системы, ссылок на исследования и публикации в СМИ, в общем много фактуры, которой порой не хватает у Варуфакиса.

Мы живем в период кризиса капитализма, когда старые деньги набегают на технологическую сферу. В надежде сохранить и приумножить финансовые активы. При этом основные потребности платежеспособного населения вполне удовлетворены, а его(населения) потребность в высокотехнологичных опциях сильно преувеличена. Кроме того, высокий темп смены технологий приводит к массе дополнительных издержек и к определенным неудобствам в быту.

Автору респект и уважуха за добровольно принятые муки и потраченное время на разбор сего поделия. У меня хватило сил только на чтение книжонки по диагонале и язвительные комментарии в интернетах.

А по мне – перенакопления капитала, типичные для капитализма во все времена, были и будут причинами кризисов в нашем мире. 

Ну да, это ж не коммунистическая агитка вовсе))

Какие из этих кризисов вызваны перенакоплением капитала? Коронакризис наверно тоже вызван перенакоплением капитала или все-таки может другие причины спада бывают?))

  • Первый мировой экономический кризис 1857 года.

  • Кризис ликвидности (валютный кризис) в США 1861 г.

  • Второй международный кризис («долгая депрессия») 1873–1878 гг.

  • Финансовый кризис 1893 г.

  • Экономический кризис 1900–1903 гг.

  • Международный финансовый кризис 1907 г.

  • Великая депрессия, или мировой экономический кризис 1929–1933 гг.

  • Мировой экономический кризис 1957–1958 гг.

  • Мировой экономический кризис 1973–1975 гг.

  • Мировой экономический кризис 1980–1982 гг.

  • Кризис доткомов, 2000–2001 гг.

  • Ипотечный кризис (2007–2008 гг.)

  • Коронакризис (февраль 2020 г. – ?)

Не бывает же экономических шоков разного генеза: шоки вследствие денежной политики, военные, прости господе из-за пандемии, долговые кризисы, кризисы связанные с экологической обстановкой или даже демографией кое-где или связанные с ВНЕЗАПНОЙ коммунистической революцией.

Я реально не понимаю нафига один и тот же бред коммунистический повторять про то что кризис мол от капитализма и перенакопления капитала (само название бредовое даже). Кризисы имеются в абсолютно любой экономике и даже социалистической и в целом этого никак не избежать, а можно лишь проводя грамотную экономическую (и внешнюю) политику снизить их риски или их последствия. Нечего тут ныть на капитализм бесконечно, не он в штаны наложил гореэкспертам экономистам, у которых вечно везде абстрактный капитализм виноват

Не бывает же экономических шоков разного генеза: шоки вследствие денежной политики, военные, прости господе из-за пандемии, долговые кризисы, кризисы связанные с экологической обстановкой или даже демографией...

А откуда все эти причины берутся? Из воздуха? Наверное, у каждого конкретного конечного следствия есть цепь причин? Или даже граф причин (вы слышали про понятие графа)? На какую глубину в этом графе Вы готовы копать? На глубину 1? Если так рассуждать, то ничего, кроме наивных псевдонаучных тезисов не получится. Или либеральных агиток, что, в общем, почти одно и то же. Капитализм, счастье, зашибись. (с)

Коронакризис наверно тоже вызван перенакоплением капитала или все-таки может другие причины спада бывают?))

Вы можете сколько угодно шутить, оставаясь на глубине анализа 1. А в реальной жизни не до шуток. Во время коронавируса у меня несколько родственников померло. Не от коронавируса. Знаете почему? Потому вся медицинская система стала раком и не оказывала людям должного объема медицинской помощи. Вот если бы я рассуждал, как Вы, я просто бы сказал, что причина смерти - просто микроб размножился. И никто больше не виноват, и ничего особо делать не надо. Микроб. Или вирус. Но такие рассуждения - псевдонаучная казуистика, которая ничего не дает, кроме скрытия истинных причин на глубине n. Потому я иду дальше и говорю - это не социалистическая система стала раком, а капиталистическая. Потому что не один общественный институт (ни наука, ни медицина в частности) не может быть изолирован от экономического базиса. А базис при капитализме - целеполагание прибыли и обогащения (как следствие частной собственности на средства производства). Потому и любой главврач больницы думает в первую очередь о своем кармане. Высокий чиновник от медицины тоже думает о своем кармане, думает о контроле над распределением бюджетных денег. Миллиардер, владелец заводов и пароходов, думает только о прибыли, и не думает об эффективной борьбе с вирусом. А где здесь мысли о людях, забота о них? А нет ее. И так - в любой стране мира, где есть капитализм (в том числе и в Китае, кстати). На планете Земля Вы не найдете примера капиталистической страны, которая бы достойно справилась с коронавирусом. Все упоенно соревновались в подсчетах, у какой из стран-соседей или стран-конкурентов больше людей умерло. Каждая страна говорила - это у нас все хорошо, потому что вон у тех, посмотрите, все гораздо хуже. Капитализм, счастье, зашибись. (с)

1) Я и не говорил что "Капитализм, счастье, зашибись. (с)

Нет идеальной системы, у всего есть минусы и преимущества. Более того, для разных условий есть более подходящие и менее подходящие условия. Не нужно в чернобелом мир рассматривать. Есть грамотные действия руководства и экономического блока и безграмотные. Причем без отрыва от определенной обстановки

2) Цепь причин я так понимаю у вас ровно из одного места пресловутое - "перенакопление капитала"?

А я вот с вами не согласен, шоки сам по себе и имеют разные причины (изначальные), о чем я сказал выше. В коронакризисе явно не капиталисты виноваты, а особенности экономической ситуации при пандемии + не всегда адекватные действия правительства. Но у вас везде и всюду мерещатся злобные капиталисты

3) То что у вас погибли родственники - это печально, однако это ничего не доказывает. Когда у вас пандемическая ситуация и ежу ясно что не будет хватать коек, медикаментов и так далее. Это не зависит от того, капитализм у вас на дворе или социализм ровно никак. Вы не можете содержать в мирное время такое количество врачей и коек, чтобы выдержать любую пандемию. И конечно когда случается что-то выходящее за рамки нормы будут проблемы

А базис при капитализме - целеполагание прибыли и обогащения

Ну в принципе как я и полагал, вы марксистский агитатор. ЧТД.

А при социализме целеполагание - подгон под план, выписывание научных дисциплин таких как генетика и кибернетика из "науки", просто потому что не соответствует букве марксизма и мягкое кресло членов ЦК и их интересы, которые перестали быть равны интересам рабочих как только они заняли это самое кресло. (по вашему "бытие определяет сознание"). Заменить капиталистическую бюрократию на обычную бюрократию - план надежный как швейцарские часы

Высокий чиновник от медицины тоже думает о своем кармане, думает о контроле над распределением бюджетных денег

А при социализме не так? там разве бюрократы не экономят народные ресурсы и средства? они не подгоняют цифры под план? они не урезают прямые и косвенные затраты, чтобы на комиссии заявить о борьбе с "вредительством" и похвалиться эффективностью? Они не экономят на материалах, не имеют коррупционной составляющей, не имеют спецраспределители ведь или отдельную сеть больниц для высшего эшелона власти? Скажу по секрету в социализме все работает ровно так же, просто другие формы. Холуйство, бюрократия, коррупция там отнюдь не меньше

Вы не найдете примера капиталистической страны, которая бы достойно справилась с коронавирусом

Впрочем и социалистической страны вы такой не найдете. Дальше что? А если астероид упадет на землю, вы скажете что нет ни одного примера капиталистической страны которая его нормально пережила?

Потому я иду дальше и говорю - это не социалистическая система стала раком, а капиталистическая.

Пока что мы видим, что социалистических стран на планете не осталось.

Это очень спорно, что именно капиталистическая система встала раком, а не социалистическая, ведь именно капиталистическая система сейчас существует и в целом плюс минус работает, не без проблем, но работает, а вот социалистические страны и блоки ушли в небытие. Как там, практика критерий истины? что ж , соглашусь)

Но у вас везде и всюду мерещатся злобные капиталисты

Вы используете пропагандистский прием «соломенное чучело». Капитализм и капиталисты – это не эмоциональные определения, а экономические, научные. Капиталисты – это просто класс, со своими объективными интересами. Доброта и злоба – это понятия из детского сада. Бессмысленно оперировать такими понятиями, тем более приписывать их оппоненту. Научно говорить о прогрессивности или о регрессивности, об эффективности или о неэффективности. И то – в сравнении. Капиталисты как класс (и капитализм как формация) более эффективны по сравнению с феодальными землевладельцами и тем более с античными рабовладельцами. Кто из них злой, а кто добрый? Да никто, это просто продукты своего времени.

не будет хватать коек, медикаментов и так далее. Это не зависит от того, капитализм у вас на дворе или социализм ровно никак.

Неверное утверждение. Хотя бы потому что вы в динамике не готовы анализировать. При наступлении экстраординарного события X – да, в первые часы, дни или месяцы будет нехватка того и сего, в том числе информации. А что будет потом – это уже зависит от экономики, от принятых в ней правил, от интересов тех, кто принимает решения. И что мы видели в период 2020-2022 года? Мы видели, что ни одна власть (капиталистическая) не решилась на закрытие границ. Не смогли или скорее не захотели, потому что иначе чья-то торговая прибыль будет принесена в жертву, а это недопустимо при капитализме. Мы видели, что ни одна власть (капиталистическая) не смогла нормально организовать карантинный режим. То, что было, это какие-то юмористические полумеры. Типа запрещено выходить на улицу позаниматься на турниках, а в метро ездить можно. Не потому ли это, что без работников прибавочной стоимости не образуется, и кто-то из уважаемых людей может лишиться прибыли? Мы видели, что ни одна власть (капиталистическая) не решилась или не смогла нормально, научно донести до населения пользу прививок, а предпочла разводить дискуссии с обилием мнений (не научных доводов, а мнений). Мы видели, что ни одна власть (капиталистическая) не смогла организовать достаточное количество коек, медикаментов и прочее – и речь не про первые недели, а вообще – про период длиной в 2 года. Мы видели, что никто особо и не пытался привлечь меценатов/капиталистов для помощи податному населению, а самим капиталистам это было объективно не нужно (потому что кому надо и так в их частные замки поставили дефицитные аппараты ИВЛ). Никто из владельцев отелей или санаториев и не пытался на своих мощностях организовать больницу или хотя бы карантинный пункт, потому что интересы бизнеса в эту сторону не вели. Еще доводы и примеры нашего недавнего капиталистического опыта приводить нужно?

А вот теперь социалистический опыт. Вспышки смертельных болезней не одиножды угрожали СССР страшными эпидемиями. Однако каждый раз удавалось победить болезнь в зародыше, и управиться за считанные дни и месяцы. Вот, к примеру, в 1959 году за 19 дней победили черную оспу – страшнейшее заболевание, на порядок более серьезное, чем коронавирус. Цитирую:

Когда диагноз подтвердился, все московские медицинские службы, отделения милиции и КГБ были подняты на борьбу со смертельной опасностью. Сотрудники правопорядка отлавливали и помещали в карантин всех, с кем контактировал Кокорекин, с кем общались члены его семьи, кто получил сувениры из Индии.

 

Больница, где находился зараженный, попала в карантин. Для тысяч запертых сотрудников и больных даже вскрыли неприкасаемый государственный запас постельного белья, предназначавшийся на случай войны.

Однако главной мерой стала поголовная вакцинация всех жителей Москвы и Московской области, не имеющая аналогов в истории. Работая круглые сутки, врачи привили более 9 миллионов человек всего за неделю.

Всего опасное заболевание в Москве было обнаружено у 45 человек, трое из которых скончались. Через 19 дней после ее обнаружения и начала слаженной работы столичных служб больных чумой в городе не осталось.

Вот еще пример социализма  - в 1939 году в зародыше остановили эпидемию легочной чумы, погибло всего 3 человека. И это то заболевание, которое на тот момент наука вообще не умела лечить…

А при социализме целеполагание - подгон под план, выписывание научных дисциплин из "науки"…

Это ложь. Цель при коммунизме (социализме) - обеспечение полного благосостояния и свободное всестороннее развитие всех членов общества (программа РСДРП, принятая на втором съезде).

Заменить капиталистическую бюрократию на обычную бюрократию - план надежный как швейцарские часы.

Вы снова используете пропагандистский прием «соломенное чучело».

А при социализме не так? там разве бюрократы не экономят народные ресурсы и средства? они не подгоняют цифры под план?

Скажите это современному капиталистическому Росстату и Минэкономразвития.

Скажу по секрету в социализме все работает ровно так же, просто другие формы.

Не надо по секрету, используйте проверяемые научные источники, а не личные домыслы.

Вы не найдете примера капиталистической страны, которая бы достойно справилась с коронавирусом. Впрочем и социалистической страны вы такой не найдете.

Ложь. На Земле всего 2 страны, которых можно назвать социалистическими (с нюансами, об этом позже): Куба и КНДР. Так вот, Куба – маленькая страна без ресурсов и обложенная тотальной экономической блокадой последние 60 лет – смогла самостоятельно, без чьей-либо помощи, произвести сразу несколько вакцин (кажется, 5 штук, но могу ошибаться). Какая другая 10-миллионная страна в капитализме смогла повторить?  Это при том, что материалы для вакцин капстраны Кубе не разрешали продавать, как и много других гуманитарных товаров. Так вот, на Кубе этой истерии вакциноненавистничества не было или почти не было. Смертность от коронавируса была 4.35 раза меньше, чем в США, и в 3.4 раза, чем в соседней Мексике.

КНДР. Информации довольно немного. По официальной статистике, показатели смертности от коронавируса в КНДР в 14400 раз меньше, чем в США. Согласен с тем, что КНДР не спешит выдавать во внешний мир какие-то цифры и информацию о себе, потому допускаю, что эта цифра может быть не очень точна. Однако вот что известно точно. В начале 2020 года КНДР без промедления ввела карантин на границах, закрыла торговое и туристическое общение с соседями. Это позволило избежать жертв тогда, в первые месяцы пандемии. В начале 2020 года КНДР аккуратно приоткрыла границы для торговли, проверяя все грузы и водителей на границах. Только в мае 2022 года был зафиксирован первый заболевший. В результате КНДР провела серию карантинных и иных мероприятий с привлечением военных и задействованием режима ЧС. Весь государственный аппарат был поднят на борьбу с болезнью. Если Вы захотите что-то узнать в интернете про тему коронавируса в КНДР, то вы найдете только майские-июньские статьи, изобилующие мнениями экспертов, что КНДР обречена, там все помрут, у них ничего нет, медицина нулевая, голод и вообще. И что дальше, где подтверждения сбывшимся прогнозам «экспертов»? А нет их. Никаких доказательств того, что не верна официальная статистика КНДР о 74 погибших, просто нет. Прошло 3 года, и никто ничего не накопал. На спутниковых снимках высокого разрешения не нашли новых кладбищ, не сняли фото плачевного состояния госпиталей. Не нашли бараков, сделанных из говна и палок. И так далее. Вообще ничего. Хотя, без сомнения, пытались.

Пока что мы видим, что социалистических стран на планете не осталось

Ложь. КНДР и Куба. Куба, правда, находится на этапе реставрации капитализма. У меня нет точных статистических данных, чего именно сейчас на Кубе больше – капитализма или социализма. Частная собственность там разрешена, в небольших пределах. То, что капитализма там все больше, а социализма меньше – факт.

КНДР. Там частной собственности на средства производства нет, есть общественная. Нет никаких научных доказательств наличия заводов, земли и прочего в чьей бы то ни было частной собственности.

а вот социалистические страны и блоки ушли в небытие. Как там, практика критерий истины?

Вы не поверите, но никакая общественно-экономическая формация на планете Земля быстро, с первой попытки не построилась. Чего-то не очень много было на планете капитализма в 15 веке. И как-то феодализма в 1 веке тоже не наблюдалось. А, скажем, году в 1670, во время реставрации Стюартов, в Англии тоже многим казалось, что буржуазные парламенты ушли в небытие, капитализм почил в бозе, и да здравствует вечная феодальная монархия. Феодализм, счастье, помолись!

У марксизма есть огромная проблема - то что он сам есть метафизика. Мешанина из идеалистических и метафизических конструкций из непогрешимых законов бытия, развития общества, экономики, которую старательно прячут за "научностью"

Как бы вы там не оправдывались и не прятались за научностью - у вас есть общие установки: про теорию стадий, про будущий социализм, про якобы толкающую вперед общество классовую борьбу, про приоритет базиса над надстройкой, про маячащий вдалеке коммунизм и прочее. Но на деле это лишь домыслы и теория, под которую вы подгоняете все факты что есть вокруг + до ужаса обширные обобщения. И самое интересное вы никогда не критикуете эти базовые установки, они как бы "само собой разумеющееся", что вполне себе метафизика

Это буквально фантазии про будущее коммунистическое общество, которое вообще в принципе не факт что будет. Да, общественные структуры эволюционируют, но ничего не доказывает, что именно так, как вы себе напридумывали. Или может доказательства покажете? Это ж научноооо, это ж не хотелки чьи-то или абстрактная субъективная видимость идеального общества)

Скажете как обычно, что есть тенденции движения к нему? А я вот не вижу тенденций к коммунизму, я вижу тенденции к режиму вроде технофашизма, чего-то вроде общества киберпанка, но никак не коммунизму. И моя догадка тоже имеет не меньше аргументов и наблюдаемых тенденций, чем теории ваших вождей. Ваши идеи централизации, контроля экономики (коего не бывает без контроля над массами людей, над их идеями, поведением, потреблением), ваши идеи повсеместной автоматизации и плановости, однопартийной системы - это фундамент концлагеря на мой взгляд. Скатывание к эксплуатации рабочих это лишь вопрос времени в таком обществе

Ну в целом ясно. Научность научность научность, классика. Желаю вам лишь читать не только левую литературу, а в том числе подвергать своё мнение критике, как того требует сам марксизм, и читать противников коммунистической идеологии в том числе. Варка в одном идеологическом пузыре еще никому не приносила пользы, я и сам был когда-то таким коммунистом, которого нереально переспорить. Но как я выяснил, настоящий марксист отличается от верующего марксиста тем, что он подвергает собственные взгляды самокритике и как результат почти наверняка перестанет быть марксистом - неприятно находиться в секте, когда понимаешь, что это секта. Всего хорошего)

Да Вы лжете и передергиваете почти в каждом предложении. А когда Вам факты со ссылками приводят – уходите в бездоказательные утверждения, мнения, то есть в кусты.

У марксизма есть огромная проблема - то что он сам есть метафизика

Ложь. Просто из определения, ознакомьтесь.

про приоритет базиса над надстройкой, …. Но на деле это лишь домыслы и теория.

Это научно доказываемые вещи. На историческом, антропологическом, филологическом материале, данных экономической статистики. Не согласны, что экономический базис приоритетней любой надстройки (религия, идеология, политика)? Имеете право на любое мнение. Но если хотите вести научную дискуссию на техническом ресурсе – тогда приводите научные, проверяемые доводы со ссылками. Может быть найдете в истории пример, когда надстройка – все, базис – ничто (в долгосрочной перспективе). Получите нобелевскую премию.

вы никогда не критикуете эти базовые установки

Ложь. По мере развития науки и появления новых исторических, антропологических и иных данных, законы развития общества совершенствуются. И в случае марксизма это означает научную дискуссию/критику, но не голословную оголтелую критику с отказом от всего. Пример: формационная теория, описанная Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Сейчас марксистское понимание ушло далеко от того, что было в конце 19 века.

базовые установки, они как бы "само собой разумеющееся"

Ложь. То, что Вы называете «базовыми установками», было научно доказано в 18-19 веке. А до этого извините, никаких «базовых установок» не было. И даже не Маркс это начал доказывать, а английские и французские экономисты. Это они ввели понятия классов, классовой борьбы. Ввели, не будучи никакими марксистами, а просто обычными учеными.

Это буквально фантазии про будущее коммунистическое общество

Вы снова используете соломенное чучело. Вам известна фраза «социализм или варварство»? Вам известно, что этой фразе около 100 лет? То есть 100 лет назад коммунистка Роза Люксембург прекрасно понимала (глядя на современную ей Германию), что путь погружения в кромешный ад реален, а сейчас этого никто из коммунистов не понимает? Не льстите себе, думая, что вы опровергаете то, с чем на самом деле все согласились уже 100 лет как.

я вижу тенденции к режиму вроде технофашизма, чего-то вроде общества киберпанка

И мы видим. Вилка – коммунизм или варварство. Эту теорию высказал один из, как Вы это сказали, «наших вождей», «теории» которых, как Вы сказали, «фантазии».

Да, общественные структуры эволюционируют, но ничего не доказывает, что именно так, как вы себе напридумывали.

А как мы себе напридумывали? Кто из классиков марксизма взял на себя смелость описать более-менее подробно строение общества в будущем? Кто гадалкой подрабатывал, раскройте секрет? Опять соломенное чучело…

Ваши идеи … однопартийной системы

Снова соломенное чучело. Однопартийная или многопартийная система при социализме – вопрос тактики, вопрос времени и места. Никто никогда не говорил, что только однопартийная система при социализме обязана быть во все времена и в любой ситуации. К примеру, в КНДР сейчас несколько партий.

ваши идеи повсеместной автоматизации

Вау-вау, не стоит так катить бочку на современных капиталистов и управленцев. Вы же их только что в марксизме обвинили… Или это объективное движение прогресса, а не «теории наших вождей»?

 Желаю вам лишь … подвергать своё мнение критике, как того требует сам марксизм

Вы только что пожелали мне то же самое, что писал Ленин в 1920 году:

Наша теория не догма…

Оказывается, Вы верный ленинец, под прикрытием. Поздравляю! А так под дурачка неразобравшегося косили…

» Янис Варуфакис - бывший министр финансов Греции (он сам упоминает об этом в своей книге, например, на стр.31). Но почему-то в русскоязычном переводе, напечатанном издательством Ад Маргинем Пресс, на самой первой странице автор величается министром экономики.

Мне тут с другого ресурса подсказывают:
В Греции министерство экономики занимается те же, чем в России и других странах занимается министерство финансов.А аналог российского МВД - в Греции министерство правопорядка, а МВД больше занимается бумажными делами, гражданством и т.п.

Sign up to leave a comment.

Articles