Я вIT очень давно и еще помню те времена, когда IT тусовка была практически камерной, многие друг друга знали лично и была просто профессия программист — это было почти как аникейщик — подразумевалось, что ты можешь писать практически на любых языках и можно было с бэкграудах в плюсах спокойно подаваться хоть на JAVA, хоть на 1С и возможно даже немного заниматься дизайном, версткой и сборкой компов.
Тогда мало кто думал о чистоте и поддерживаемости кода — в него по сути никто и не заглядывал, главное было рабобтает или нет, решает ли задачу заказчика. Ключевым требованием было «быстрая обучаемость», так как практически все отрасли в IT были в новинку. Было безумием пытаться искать специалистов с годами опыта, так как все отрасли только‑только появлились, да и выпускников по специальности IT практически не было, а если и было, то это были специалисты по Fortran и численнным методам. Практически все ITшники тогда были выпускниками физфака и матфака (а не пришли с завода за халявным смузи как сейчас).
Соответвенно в совсем новой области, процесс работы в которой был сложно контролируемым, по факту единственным возможным способом отбора был тест на интеллект и принадлежность «своей касте». Думаю, оттуда возникла традиция общаться на «ты» в IT — как некое пространство единомышленников.
Собственно поэтому и искали «просто» умных, настандартно мыслящих людей — в силу неоформленности рынка тестировалось как человек может решать странные, нестандартные задачи, а не тушеваться.
Для бизнеса такой подход хорош лишь в условиях сверхприбыли — ведь по факту у него возможности контроля сильно ограничены — а риски высоки, так как в те времена программист начинал приносить пользу только через пол‑года или год, когда полностью войдет в дела компании. HR сейчас любят повторять эти цифры, но сейчас это, разумеется, ложь.
Цель бизнеса максимально сократить издержки и риски бизнеса, в том числе переложив их на самих работников. Вместо тестирования интеллекта и умения думать (что слабо формализуемо) стали тестировать знания и уменя в конкретной локально задачи. Работник должен не 6–12 месяцев входить в курс дела за деньги компании, он должен это сделать вне рабочего места, самостоятельно.
Хорошо это ли нет для работника — сложный вопрос. Для ребят, с абстрактно «светлой головой» раньше было проще, там фактически играет дело физиология. Для середнячков же не то что бы стало сильно проще. Ведь очень сложно попасть именно под ту узкую задачу, которая прямо сейчас нужна работодателю. К примеру, на фулстек программиста один начнет глубоко копать под устройство памяти, другой, по кубернетис и паттерны микросервисов, третьий под typescript, четвертый под оптимизацию запросов PostgreSQL..
Вместо талантливых ищут взаимозаменяемых, но заточенных под определенный стек.. фактически подразумевается что большую часть работы ты уже должен сделать, обучиться либо за свой счет, либо за счет конкурента.
Собственно поэтому, к сожалению, задачи «на люки» и исчезли на собеседовании. Да, с этим не приходится работать в рамках задач, но зато нужно быть тем самым винтиком который точно в станет в паз пула задач конкретной компании.